Троице-сергиева лавра

История постройки

Идейным вдохновителем воздвижения Божьего дома в этих местах был отец Владимир, который долгое время служил настоятелем собора в районе Переделкино. На территории массива Солнцево исторически никогда не было церковного сооружения. Потребность в храме местные жители ощутили еще со времен 90-х годов.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве, Москва

  • Мысль преподобного Владимира нашла отклик в сердцах многих людей, заинтересованных в воздвижении большого Божьего дома. Преподобный познакомился с ведущими предпринимателями округа и добился расположения в вопросе строительства и финансирования. Благодетели ясно понимали, что воздвижение храма не принесет большой выгоды, поэтому перебороли мысли о корысти и сделали необходимые вложения.
  • Многие верующие думали о воздвижении собственной церкви, но постоянно откладывали начало работ на будущее. Православный народ предпринял решительные меры только после того, как эту местность едва не скупило баптистское сообщество, которое желало распространить свои убеждения по округе. С баптистами удалось договориться, им отдали клуб строителей. Православные же, наконец, решили начать воздвижение собственного храма в Солнцево.
  • Закладной крест долгожданного храма установили в середине осени 2007 г., ритуал возглавлял архиепископ Алексий. С этого момента стали проводится еженедельные воскресные молебны. После того как тяжело заболел основатель-отец Владимир, местные бабушки поддержали его и стали самостоятельно проводить молитвенные акафисты во славу нового храма.
  • Вскоре о собраниях на месте воздвижения без священника узнал владыка Александр, который благословил на здешние службы протоиерея Иоанна (Чуракова). Батюшка приобрел в Сергиевой Лавре аналойную икону святого Сергия. Этот лик стал основным для акафистов в течение первых лет воздвижения.

Интересно! Название для церкви выбирал преподобный Владимир, для которого святой Сергий стал главным духовником всей его жизни.

Воздвижение

Основные строительные работы начались спустя полтора года после заложения креста. Была огорожена территория, появилась специальная техника, вырыли котлован, сформировали бетонный фундамент, нижний ярус и основание первого этажа. После проводился чин закладки церкви, на ритуале присутствовал владыка Алексий и настоятели других храмов.

Интерьер нижнего храма церкви преподобного Сергия Радонежского

В основание Божьего дома опустили памятные письма и камни с символичными напоминаниями.

  • Вскоре приобрели запрестольный образ, священные иконы, книги, подсвечники. Это позволило обустроить пространство и сделать его пригодным для служений.
  • В 2010 г. на купол церкви установили православные кресты, ритуал освящения проводил епископ Кирилл. Присутствовало большое количество верующих людей, но стояли они за территорией стройплощадки.
  • Началась отделка верхнего храма, в нижнем установили жертвенник, иконостас и святой престол. Рабочие отштукатурили стены, монтировали сейф, куда положили священные сосуды, в подклете залили бетонный пол. Община продолжала совершать богослужения несмотря на то, что застройщики запрещали находится людям в еще не готовом здании.
  • В том же 2010 г. на колокольню при помощи крана установили колокола. Чин освящения этой части храма прошел в конце осени. С этого момента началась полноценная церковная жизнь Сергиевской церкви, народ услышал язык колокола. На следующее утро прошла Божественная литургия. Отец Владимир приехал из больницы и вышел к людям только под конец молебна. Владыка Арсений прислал сюда настоятелем батюшку Алексия.

На заметку! Общая площадь здания составляет 1800 м2, финансированием воздвижения занимались православные прихожане и некоторые благотворительные предприятия.

Храм преподобного Сергия создавался в византийском стиле, довольно популярном в церковной архитектуре. Первый дополнительный придел освящен во славу князя А. Невского, второй — в честь Ксении Петербуржской, на первом же ярусе находится и крестильня.

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию,  и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами  – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу,  в результате которой  Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси. 

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси  единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен,  превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше,  чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь  и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя  строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

Свято-Успенская Почаевская

Свято-Успенская Почаевская Лавра, г. Почаев

Считается, что она основана иноками из Киева, бежавшими от монголов около 1240 г. Но первое летописное упоминание монастыря относится к 1597 г.

Краткая история 

Расцвет монастыря, духовный и материальный связан с его настоятелем прп. Иовом  Почаевским (XVII в.). С начала XVIII в. обитель стала униатской (греко-католической), вернулась к Церкви только с 1833 г. Указом Николая I ей тогда же присвоено наименование лавры.

Во время 1 мировой войны монастырь оккупировали войска Австро-Венгрии, затем он перешел к русским, но после революции он до 1939 г. был на польской территории. С началом Второй мировой обитель оказалась в СССР. Ее иноки не раз переживали гонения, самым серьезным из которых была попытка закрыть обитель 1960-х гг.

Еще раз братия проявили стойкость в вере в 1992 г., когда наместник монастыря ушел в раскол, перестав поминать Московского Патриарха.

4

Июня
1992 года

После набата, братия вошли к настоятелю, еп. Иакову (Панчуку) попросили его покинуть монастырь, что тому пришлось сделать немедленно. Ныне  обитель  принадлежит к Украинской Церкви Московского Патриархата.

Святыни

Чудотворная икона Богородицы, известная еще с XVII в. – главная святыня Почаева. Кроме того, почитаются:

  • мощи прп. Иова;
  • новопрославленного прп. Амфилохия (с 2002);
  • след стопы Матери Божией, из которого истекает вода.

Храмы 

На территории 5 церквей и 2 часовни, среди которых наиболее посещаемы паломниками:

  • подземная церковь прп. Иова, созданная на месте его подвигов;
  • Успенский собор (1780-е гг.), главный храм обители.

Расписание богослужений

По монастырскому уставу службы начинаются с 5 ч. С 6.15 совершается Акафист перед чтимой Почаевской иконой Богоматери.

Кроме того, ежедневно проходят:

  • ранняя и поздняя литургии (6.15 и 9 ч., воскресенье 10 ч.);
  • вечернее богослужение (17 ч.);
  • акафисты прп. Иову и Амфилохию, панихиды, молебны.

Экскурс в историю обители

Основанная Сергием Радонежским в 1337 году, сегодня Лавра подчиняется напрямую Святейшему Патриарху. За историю своего существования старейшая православная обитель достойно пронесла последствия эпохи расцвета и периодов притеснения со стороны государственной власти. В 1920 году Лавра закрывалась. Часть ее комплекса была использована для хранения музейных экспонатов, часть – переоборудована в жилые помещения. Возрождение пришлось на 1946 и последующие годы.

Лавра хранит мощи не только священнослужителей, но и царской династии Годуновых. На ее территории похоронены: публицист и славянофил Иван Сергеевич Аксаков, врач, дипломат и мыслитель Константин Николаевич Леонтьев, русский философ и критик Василий Васильевич Розанов, другие культурные деятели, послужившие на благо развития русской и мировой духовности. Активная роль духовной столицы присуща была для Лавры на всем историческом этапе ее существования.

Это место связано с именами подвижников русского православия – преподобными Максимом Греком, Никоном Радонежским, Епифанием Премудрым и иными представителями Церкви. Свой почтенный статус Лавры монастырь получил в 1744 году. Начиная с начала XVI века и поныне здесь постепенно формируется уникальная библиотека духовной культуры из рукописных и печатных духовных произведений.

Свое начало в качестве духовно-образовательного центра Лавра получила в 1814 году. В это время здесь расположилась основанная еще в 1685 году, старейшее из высших образовательных заведений духовная Академия. Сегодня действующий монастырь продолжает играть ведущую роль в образовательной, просветительской и духовной сферах Православной Церкви.

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.

Полезная информация для паломников и трудников

Часы работы

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.

При обители для паломников есть:

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки;
  • четыре трапезные.

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Телефон для справок по общим вопросам:+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)Телефоны для заказа экскурсий:+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину.

Наталья Сазонова

Иеродиакон Каллист (Косулин)

Иеродиакон Каллист отошел ко Господу в возрасте 57 лет утром 8 мая. У него была коронавирусная инфекция. 

Иеродиакон Каллист (в миру Косулин Станислав Викторович) родился 22 июня 1962 года в Новосибирске. Таинство Крещения принял в возрасте 30 лет в Кафедральном Вознесенском соборе города Новосибирска.

В 2008 году Станислав Косулин подает прошение о принятии его в число братии Лавры.

Основное послушание отца Каллиста было на Ключарне Лавры. К исполнению этого послушания он подходил с большой ответственностью. Приходилось вставать раньше всех (чтобы выдать ключи всем пономарям храмов), а ложиться — позже всех (пока все храмы не закроются после уборок). Зимой же было необходимо просыпаться еще раньше, чтобы расчистить дорогу для братии к Ключарне.

Отец Каллист был добр и всегда старался поддержать братию в трудную минуту приветливым словом и искренней улыбкой.

Известные духовные наставники наших дней

Среди нынешних учеников преподобного немало духовников, попасть к которым стремились и стремятся паломники

архим. Кирилл (Павлов) (1919-2017 гг.); только произнесенные им проповеди составляют несколько объемистых томов; долгое время он также был братским духовником; ему же исповедовались три патриарха – Алексий I, Пимен, Алексий II; 

  • архим. Наум (Байбородин) (1927-1917 гг.), также бывший братским духовником;
  • сейчас духовно руководит Троицкими иноками архим. Варфоломей (Калугин).

Отчитки

Чин изгнания духов нечистых появился в Русской Церкви только во 2 пол.XVII в., после богослужебных реформ Патриарха Никона. Считается, что он заимствован у католиков митр. Киевским, свт. Петром Могилой, а затем перешел в Россию.

С 1982 г. по благословению Духовного собора этот чин, народом также именуемый «отчиткой» в надвратном храме проводил архим. Герман (Чесноков). Впоследствии он же совершал его на Воскресенском подворье обители. В 2019 г. ревностный служитель Божий преставился на 79 году земной жизни. О том, проводится ли чин сейчас, на сайте монастыря информации нет, однако размещен телефон, по которому эти вопросы предлагается уточнять индивидуально.

Современные пастыри относятся к чину неоднозначно. Сам о. Герман полагал, что иногда немощь человека действительно объясняется находящимися внутри него нечистыми духами. 

К тому же, многие говорят о том, что необходимо различать психическое, требующее чисто медицинского вмешательства, и собственно духовное заболевание, требующее помощи Церкви. Признаком последнего обычно является неадекватная реакция (от резкой головной боли, например, до тяжелых отклонений поведения) именно на святыни – храм, иконы, таинства. Поэтому перед обращением к совершителю подобного чина рекомендуется получить совет опытного духовника о необходимости подобного священнодействия.

Интересные факты об обители

Приезжающие в монастырь, знают о нем немало, тем не менее встречаются с некоторыми особенностями, о которых ничего не говорят путеводители. Среди них:

  • здесь не предусмотрены конкретные суммы пожертвований за требы, даже за свечи; последние можно взять бесплатно; если же есть возможность внести лепту, деньги можно опустить в церковную кружку;
  • монашеские правила строги: «братская» часть монастыря отделена от открытой для посещения мирянами; если нужно встретиться с кем-то из братии, следует сообщить об этом дежурному на проходной, после чего ожидать здесь же;
  • подсчитано, что ежегодно обитель посещает до 300000 туристов; в последние годы среди них можно очень часто увидеть выходцев из Азии; по подсчетам, только китайцев приезжает сюда до 100000, что составляет треть туристического потока; причем каждый пятый приезжает не с группой, а лично, с благоговением посещая местные святыни.

Часы работы

Монастырь открыт для всех желающих с 5 ч. утра до 9 вечера. По праздникам врата не закрываются круглые сутки. Богослужения совершаются ежедневно, расписание меняется, так что перед поездкой стоит свериться с интернет-страницей лавры. Желающим попасть на службу в Успенский собор следует иметь ввиду, что храм – «летний», зимой службы идут в Трапезной церкви прп. Сергия. Исповедь традиционно проходит в надвратном храме св. Иоанна Предтечи. Расписание ее совершения также можно узнать на сайте.

При обители для паломников есть:

  • три гостиницы, размещение стоит от 450 до нескольких тысяч рублей за сутки;
  • четыре трапезные.

В монастырь также можно приехать трудником, для этого с обителью следует связываться предварительно.

Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра  Телефон для справок по общим вопросам:+7 (496) 540-53-34 (круглосуточно)Телефоны для заказа экскурсий:+7 (496) 540-57-21, +7 (910) 471-01-70; +7 (496) 541-55-45 (ТИЦ для индивидуальных путешественников)

Социальные сети

Многие из раз побывавших здесь очень хотят вернуться снова. Таков дух этого места, пропитанного святостью. А потому душа, как бы ни была она погружена в мирские попечения, ощущает его, как свою духовную родину.

Наталья Сазонова

Успенский собор

Один из выразительнейших сооружений Лавры – Успенский собор – возведен по указу Иоанна IV в 1559-1585 гг. Пятиглавый, лаконичный и одновременно нарядный облик собора увенчан лазоревыми и золотым куполами луковичной формы со звездами.

Выполненный по канонам владимиро-суздальского зодчества, храм демонстрирует белокаменный аркатурно-колончатый пояс. Обустройство Успенского храма было проведено при царе Федоре Иоанновиче, в работе над фресками и иконостасом работали выдающиеся иконописцы XVII века – Симон Ушаков, Дмитрий Григорьев и представители их иконописной школы.

Интересный факт: лазоревые со звездами купола Успенского собора указывают на связь с Богородицей и Рождеством Христа, рождение которого ознаменовала Вифлеемская звезда.

С западной стороны, на паперти собора захоронены Борис Годунов со своей семьей. После разрушения паперти, над захоронением установлена белокаменная палатка-усыпальница.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю.  16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Перечень всех русских и украинских обителей

В нашей стране утвердилась традиция понимания лавры как значимой, широко прославленной многолюдной обители, тогда как сочетание отшельничества с  киновией было далеко не везде. Так называли монастыри:

  • Киево-Печерский; его именуют лаврой уже документы XIII в;
  • Троицкий прп. Сергия Радонежского;
  • основанный митр. Алексием Московским Чудов (Москва, XIV в.);
  • Успенский Кирилло-Белозерский, а также множество других.

Интересный фактС XVIII в. Священный Синод начинает официально присваивать названия  лавры  отдельным монастырям, ориентируясь при этом на их значение. а не на формы подвижничества. 

Сейчас так именуются 2 обители на территории России – Троице-Сергиева и Александро-Невская.

На Украине их 3: Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская. Этот статус  говорит об их историческом, духовном значении. По принятой с 2009 г. практике настоятель такой монашеской общины является епископом.

Где находится монастырь и как добраться паломнику

Монастырь расположен в Сергиевом Посаде Московской области.

Интересный факт
Сергиев Посад, поселение, возникшее близ лавры, стало городом с XVIII в. С 1930 г. это Загорск, названный в честь революционера Владимира Загорского. С 23 сентября 1991 г. на карте вновь появилось историческое название города.

Добраться сюда можно

электричкой от Ярославского вокзала столицы; поезда отходят примерно каждый час, время пути составляет примерно полтора часа, если электропоезд следует со всеми остановками; существуют также скоростные поезда, которые преодолевают расстояние за меньшее время; 

Примерно на половине пути паломника встречает станция «Радонеж», которая находится в 55 км от Москвы. Это действительно «тот самый» Радонеж, где некогда жили родители прп. Сергия, но само село находится примерно за 8 км от станции, причем транспортного сообщения с ней не имеет. Поэтому принимать спонтанное решение посетить родину прп. Сергия не стоит – это, по сути, отдельный паломнический маршрут.

от станции метро «ВДНХ» примерно каждые 20 минут ходит маршрутный автобус до Посада; он доезжает до места примерно за 1 час. 

Как доехать и где припарковаться на личном автомобиле

До Сергиева Посада можно также доехать на личном автомобиле; к монастырю ведет трасса М8; выехав по ней из Москвы, паломник через 45 км видит указатель поворота к Сергиеву посаду, еще через 10 – издалека виден город; не раз бывавшие здесь предупреждают, что парковка на близлежащих к обители улицах платная, однако, как указывают опытные водители,есть бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).

Карта-схема Троице-Сергиевой лавры

  • Троицкий собор не самый большой в Лавре, но именно его считают главным. На этом месте стояла первая в истории обители деревянная церковь, а сейчас здесь хранятся мощи Сергия Радонежского.
  • Обелиск в память о ключевых событиях в истории Лавры установлен в 1792 году.
  • Часовня над колодцем Лавры.
  • Успенский собор — крупнейший из числа лаврских храмов и центр архитектурной композиции.
  • Центральная колокольня не только одна из самых высоких в стране(88 метров), долгие годы она славилась также и уникальным собранием колоколов. Увы, в 1930-х многие из них были уничтожены. Был разбит и самый большой в России царь-колокол весом 64 тонны. В 2003 году его заменили на новый, весом 72 тонны.
  • Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
  • Смоленский храм построен в необычном для Лавры архитектурном стиле елизаветинского барроко.
  • Царские чертоги с церковью Покрова Божией Матери. С начала XIX века здесь располагается Московская духовная академия.
  • Памятник преподобному Сергию на площади перед Лаврой
  • Святые ворота и церковь Рождества Иоанна Предтечи
  • Михеевская церковь, воздвигнута над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия.
  • Трапезный храм — одна из характерных построек эпохи Петра I. В нем два этажа: снизу храм, а на втором — помещения лаврской библиотеки. Здесь же в советские годы проходили церковные Соборы.
  • Духовский храм — в дни осады Лавры поляками играл стратегическую роль: его звонница была самой высокой точкой монастыря, откуда защитники наблюдали за осаждавшими. Колокол храма поднимал при необходимости тревогу.
  • Небольшое двухэтажное здание у самой стены — патриаршие покои. Каждый год в праздник Троицы с их балкона Патриарх обращается с проповедью к верующим.
  • Никоновский храм примыкает с Троицкому и соединен с ним переходом. Он посвящен ученику и преемнику Сергия — преподобному Никону, сменившему его на посту игумена Лавры. В комплекс храма включена также Серапионова палата — реликварий, где хранятся главные святыни Лавры.
  • Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Подворье состоит из двух храмов: мученицы Параскевы Пятницы и в честь Введения во храм Божией Матери. Они еще называются подольными из-за своего расположения ниже лавры. Старое слова «подол» означает низину или равнину. При святом Никоне, ученике преподобного Сергия Радонежского, построили деревянную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Она была нужна для местных жителей — в монастыре не совершали венчание и крещение. В XVI веке на месте старого храма построили два каменных: Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Параскевы Пятницы. Сейчас это Пятницкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Интересные факты о Троице-Сергиевой лавре

  • В битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, в которой русское войско под предводительством князя Дмитрия Донского разгромило армию Мамая, сражались монахи Троицкой обители богатыри Александр Пересвет и Родион Ослябя. Они погибли в сражении и были причислены Русской православной церковью к лику святых. День памяти — 20 сентября (7 сентября по старому стилю).

  • Каменный Троицкий собор был построен в 1422 году сербскими монахами из Косово, нашедшими в монастыре прибежище после захвата Сербии турецкими завоевателями.

  • Монастырю покровительствовал царь Иван IV Грозный. В Троицком соборе он был крещен, в 1547 году после венчания дошел с супругой пешком из Москвы до монастыря. Много жертвовал на строительство и украшение. Были возведены мощные стены, и монастырь превратился в крепость.

  • Архитектурный комплекс состоит из более чем 50 зданий: храмов, башен, келий, мастерских, гостиниц. Главные здания лавры:

    Троицкий собор (1422—1423)

    Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476—1477)

    Успенский собор (1585)

    Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623)

    Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635—1637)

    Успенский кладезь с часовней (1644 — конец XVII века)

    Церковь преподобного Сергия с трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686—1692)

    Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693—1699)

    Михеевская церковь (1734)

    Смоленский храм (1746—1753)

    Колокольня (1741—1768)    

  • В Смутное время монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских войск — с сентября 1608 года по январь 1610-го. Обитель многократно штурмовалась, обстреливалась из множества орудий. Монастырю нанесли сильный урон, начавшаяся во время осады эпидемия цинги унесла жизни более 2000 человек. После снятия осады монахи не только восстановили монастырь, но и стали помогать жителям окрестных земель, пострадавших от западных захватчиков. Важную роль в это время сыграл настоятель монастыря, впоследствии канонизированный преподобный Дионисий Радонежский.

  • Патриархи Московские и всея Руси именуются также священноархимандритами Троице-Сергиевой лавры. Это подразумевает главенствующую роль монастыря среди российских обителей.

  • В 1739 году императрица Анна Иоанновна подписала указ «О бытии Троице-Сергиеву монастырю первостепенным» монастырем Российской империи.

  • В лавре захоронены представители знатных русских родов: Годуновы, Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие.

  • Здесь жили и работали многие знаменитые церковные писатели: Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын, иконописцы: Андрей Рублев, Даниил Черный, резчик Амвросий.

  • На лаврской звоннице находится один из старейших колоколов в России, называемый «Лебедь». Его в 1594 году передал монастырю царь Борис Годунов. «Лебедь» уцелел после революции, когда большевики уничтожали лаврские колокола.

  • В 1782 году села и слободы вокруг лавры были объединены в Сергиевский посад указом императрицы Екатерины II. В 1919 году посад получил статус города и был переименован в Сергиев, а в 1930-м — в Загорск. В 1991 году городу вернули название Сергиев Посад. Это единственный город в Московской области, включенный в туристический маршрут «Золотое кольцо России».

  • Самыми известными святынями Троице-Сергиевой Лавры являются святые мощи преподобных Сергия Радонежского (Троицкий собор), Максима Грека и Антония Радонежского (в Духовской церкви), а также Тихвинская и Черниговская иконы Божией Матери (Троицкий собор) и чтимая икона Николая Чудотворца (храм преподобного Сергия).

     

  • В XVIII—XIX веках в окрестностях монастыря возникли небольшие связанные с лаврой обители: Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и пустынь Святого Параклита.В настоящее время Троице-Сергиевой Лавре принадлежит более 20 скитов и подворий, многие из которых находятся в городе Сергиев Посад (Пятницкое подворье, Всехсвятское подворье, Гефсиманский Черниговский скит) и его окрестностях (Пересветское подворье, скит Параклит), а также два подворья в Москве (храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе и храм преподобного Сергия в Сергиевском подворье). Подворье в Санкт-Петербурге было закрыто в 1923 году и ныне не действует.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Краткая история монастыря

Родители нарекли новорожденного малыша Варфоломеем и с детства они воспитывали его в вере к Всевышнему. Через некоторое время после рождения маленький Варфоломей вместе со своей семьей отправился на постоянное место жительства в городок Радонеж. Там же со всеми членами семьи он исправно посещал все богослужения, проводимые служителями церкви Покрова Пресвятой Богородицы (в то время святыня входила в состав Покровского Хотькова монастыря).

Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта

Достигнув 20-летнего возраста, Варфоломей принял решение о принятии иночества и посвящении себя Господу, и попросил на эту деятельность родительского благословения. Конечно же, отец с матерью одобрили жизненный выбор своего сына, однако они попросили его не вступать в иночество до их смерти.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Такую просьбу они мотивировали своей старостью и отсутствием близких людей, которые смогли бы о них позаботиться, ведь старшие братья Варфоломея уже были женаты на тот момент и проживали в собственных домах. Но в 1337 г. после смерти родителей Варфоломей наконец-то осуществил свою мечту о служении Богу и отправился с братом Стефаном, овдовевшим к тому времени, в лесную глухомань Подмосковья.

На холме Маковце, стоящем неподалеку от реки Кончуры, они построили небольшой храм, чествуя этим действием Святую Троицу. Спустя 3 года, в 1340 г., храм был освящен.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Жизнь в лесной глуши оказалась безрадостной для Стефана, и он покинул брата, безропотно служившего Господу. Не имея такой силы духа, которой располагал Варфоломей, Стефан перебрался в московский Богоявленский монастырь и в дальнейшем стал его игуменом. Сам же Варфоломей проводил сутки напролет в трудах, заботах и молитвах. Так прошло 2 года, и молва о безмолвном отшельнике разнеслась по всей округе. Его скит стали окружать кельи других монахов, пожелавших служить Всевышнему в глухомани и принявших обособленное жительство в Троицкой пустыни.

Через некоторое время в этой же местности появились и простые жители, пытавшиеся спрятаться в лесной глуши от нашествия татар.

Красная надвратная башня со Святыми ворота

Все заботы об иноках взял на себя игумен Свято-Троицкой обители – отец Митрофан. Он же постриг Варфоломея в иноки, дав ему имя Сергий. Новоиспеченный инок стал игумену верным помощником, а когда его наставник отошел в мир иной, Сергий сам начал заботиться о насельниках монастыря и его благоустройстве.

Монастырь во время правления Петра и получение титула Лавры

Троице-Сергиева Лавра в свое время не раз служила убежищем для царственных особ. Именно благодаря их частым визитам были построены особые палаты – Чертоги. Это здание было устроено именно для таких посещений.

В монастыре укрывался от восстания Петр I в 1682 году. Через семь лет он опять оказался там, но уже спасаясь от заговора. Именно сюда пришли на подмогу будущему царю его “потешные” полки, которые и позволили ему справится с заговорщиками. С этого монастыря и начинается новая история правления Петра I.

В 1742 году в монастыре открыли семинарию, а через два года обитель получила статус Лавры. С 1747 года начинается строительство церкви во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Оно продлилось до 1767 года. Стиль церкви – барокко, она имеет округлую форму, а также многочисленные балконы с балюстрадами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector