Сергий радонежский: житие, троице-сергиева лавра и чудеса святого

Настоятели и наместники

  • Митрофан ((1337) нач. 1340-х — 1344)
  • Прп. Сергий (1344 — 25 сентября 1392)
  • Прп. Никон (1392)
  • Прп. Савва (1392 – 1398)
  • Прп. Никон, 2-й раз (1398 — 17 ноября 1428)
  • Савва II (1428 – 1432)
  • Зиновий (1432 – 1445)
  • Досифей I (1445 – 1448)
  • Прп. Мартиниан (1448 – 1455)
  • Свт. Вассиан (Рыло) (1455 – 1466)
  • Спиридон (1467 – 1474)
  • Авраамий (1474 – 1478)
  • Паисий (Ярославов) (1479 – 1482)
  • Иоаким (1482 – 1483)
  • Макарий (1483 – 1488)
  • Афанасий I (1488 – 1490)
  • Свт. Симон Чиж (1490 — 20 сентября 1495)
  • Свт. Серапион (1495 – 1506)
  • Досифей II (Забела) (1506 – 1507)
  • Порфирий I (1521 – 1524)
  • Прп. Арсений Комельский Вологодский (1525 — 1529)
  • Александр (1528 – 1529)
  • Свт. Иоасаф (Скрипицын) (1529 – 9 февраля 1539)
  • Порфирий II (1539 – 1541)
  • Алексий (1541 – 25 февраля 1543)
  • Порфирий III (1543)
  • Серапион (Курцов) (1549 – 1551)
  • Гурий (Лужецкий) (1552 — 1554)
  • Елевферий (1560 – 1562)
  • Кирилл (ноябрь 1566 — 11 ноября 1568)
  • Памва II (1568 – 1569)
  • Феодосий (Вятка) (1569 – 1571)
  • Варлаам I (1571 – 1577)
  • Иона II (1577 – 1584)
  • Кирилл (Завидов) (31 июля 1594 — 18 марта 1605)
  • Прп. Дионисий (Зобниновский) (1610 – 12 мая 1633)
  • Адриан (1640 – 1656)
  • Иоасаф (25 апреля 1656 – январь 1667)
  • Феодосий II (1667 – 1674)
  • Викентий (1674 – 1694)
  • Иов (2 мая 1694 — 6 июня 1697)
  • Евфимий (1697 – 1700)
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (23 октября 1704 — 1708)
  • Иоасаф (1708 – 1710)
  • Георгий (Дашков) (1711 – 1718)
  • Гавриил (Бужинский) (20 марта 1722 — 30 октября 1726)
  • Амвросий (Дубневич) (1739 – 8 сентября 1742)
  • Кирилл (Флоринский) (1742 – 1744)

    Феодосий (Янковский) (1742 — 1745)

  • Арсений (Могилянский) (29 января 1744 — 1752)

    Свт. Иоасаф (Горленко) (24 января 1745 — 1748)

  • Афанасий (Волховский) (23 февраля 1753 – 1758)
  • Гедеон (Криновский) (17/21 апреля 1758 — 1761)
  • Платон (Левшин) (1766 — 21 января 1775)
  • Московские митрополиты и патриархи (с 21 января 1775)
    • Павел (Пономарев) (28 августа 1775 — 1782)
    • Аполлос (Байбаков) (1782 — 1783)
    • Досифей (Ильин) (1786 — 1793)
    • Сергий (Крылов-Платонов) (16 февраля — ноябрь 1803, упом. 16 ноября 1808)
    • Самуил (Запольский-Платонов) (20 февраля 1810 — 1814)
    • Никанор (Клементьевский) (1814 — 1818)
    • Прп. Антоний (Медведев) (10 марта 1831 — 12 мая 1877)
    • Леонид (Кавелин) (3 июля 1877 – 22 октября 1891)
    • Павел (Глебов) (21 декабря 1891 — 1 марта 1904)
    • Товия (Цымбал) (6 марта 1904 — январь 1915)
    • Прмч. Кронид (Любимов) (9 января 1915 — 1920 (- 10 декабря 1937))
      1920 — 1945 — закрытие и осквернение
    • Гурий (Егоров) (1945 — август 1946)

      Владимир (Кобец) (1946) и/о наместника

    • Иоанн (Разумов) (10 августа 1946 — ноябрь 1953)
    • Пимен (Извеков) (январь 1954 — 17 ноября 1957)
    • Пимен (Хмелевский) (1957 — 22 декабря 1964)
    • Платон (Лобанков) (22 декабря 1964 — 16 июля 1970)
    • Августин (Судоплатов) (16 июля 1970 — 1972)

      Варнава (Кедров) (ок. 1970 — ок. 1972) и/о наместника

    • Иероним (Зиновьев) (11 октября 1972 — 30 марта 1982)
    • Евсевий (Саввин) (1982 — март 1984)
    • Алексий (Кутепов) (27 марта 1984 — 30 ноября 1988)
    • Феогност (Гузиков) (30 ноября 1988 — 31 марта 2002)
    • Сергиево-Посадские викарии (с 31 марта 2002)

«Хаживал с кинжалы» вместе с Разиным

В 1659 году Холковский монастырь полностью разорили татары. И повелел его восстановить не кто иной, как государь Пётр I вместе с соправительствующим братом Иоанном.

С Холками связано даже имя Стеньки Разина. В 1670–1671 годах строителем монастыря числился чёрной поп Феодосий, в миру Фёдор Андреев. Он был духовным наставником знаменитого мятежника. И даже соучастником в его делах.

«У Стеньки де Разина отец духовной был чорной поп Феодосий, а ныне он живёт в Яблоновском уезде в Холкове монастыре в строителях… И тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал… и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы», – значится в документах разрядного приказа из Российского госархива древних актов.

Степан Разин прислал Феодосию золотой крест с мощами и обложенный золотом образ чудотворца Николая. Феодосий передал всё это в Белгород местному митрополиту.

Тем не менее за прежние заслуги царь Алексей Михайлович повелел взять Феодосия, «сковать руки и ноги, и скована весть к Москве с великим береженьем». 14 декабря 1671 года чёрный поп Феодосий был расстрижен «и с Патриарша двора отослан за караул на Мстисловской двор». Там он сгинул в пучинах истории.

Состояние

В настоящее время Свято-Троицкая Сергиева Лавра является самым крупным действующим мужским монастырем в России. Братия Лавры составляет около двухсот монахов.

Красивейший комплекс каменных храмов, строившихся в XV-XVIII вв., находится под защитой ЮНЕСКО. При этом в Лавре постоянно идут богослужения. При монастыре действует Московская духовная академия, внутри которой есть регентская и иконописная школы. Есть свое издательство и паломническая служба, городская православная гимназия, две церковно- приходские школы и военно-патриотический клуб.

В первом и главном соборе Лавры — Троицком соборе XV века — находятся мощи Сергия Радонежского, над которыми практически постоянно читается акафист святому. В левой части иконостаса висит копия иконы Святой Троицы Андрея Рублева. Считается, что сама икона была написана Рублевым для этого храма и находилась здесь вплоть до «переезда» в Третьяковскую галерею в 1929 году.

Центральный храм Лавры – пятикупольный Успенский собор, заложенный по приказу Ивана Грозного, который был горячим почитателем Радонежского и хотел выстроить подобающий его славе храм. Строители практически скопировали Успенский собор московского Кремля. Как правило, службы идут Успенском соборе, под иконостасом с иконами XVI века, а накануне двунадесятых праздников – еще и в Трапезном храме, выстроенном в особом, «нарядном» стиле каменного «Нарышкинского барокко».

Рядом стоит колокольня, авторство которой приписывают то построившему Кремль самому итальянцу Растрелли, то великому российскому зодчему Ухтомскому. Далее в небольшой церкви Сошествия Святого Духа находятся мощи великого духовного писателя Максима Грека, который перевел на церковно-славянский язык Толковую Псалтырь и оставил после себя целое собрание сочинение духовной литературы.

Вы здесь

Троицкий монастырь

Только на Русский

Троицкий монастырь

Play
Pause

Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Троицкий монастырь основали братья Стефан и Варфоломей. Они пришли сюда, в глухие леса на берегах реки Кончуры, из Хотькова монастыря и остановились на том самом месте, где теперь в лавре стоит Троицкий собор. Называлось это место Маковцем, или Маковской горой. Сначала братья жили в шалаше. Потом срубили келью и поставили церквушку, которую, испросив разрешения у митрополита Феогноста, освятили во имя святой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав уединения, ушел в Москву в Богоявленский монастырь. А Варфоломей остался и был пострижен старцем Митрофаном, который дал ему в монашестве имя Сергий. По легенде, случилось это в 1337 г., когда Сергию исполнилось 23 года.

В пустыни Сергий прожил несколько лет в совершенном уединении. Людей в округе не было. Только волки и медведи. Один такой медведь больше года приходил к келье Сергия в надежде получить подачку. И молодой монах делился со зверем своей скудной трапезой. Со временем в уединенную пустынь стали приходить и другие насельники. И вскоре их собралось 12 человек. Сначала братья жили каждый сам по себе. Только молились вместе. Но спустя 10 лет в обители был введен общежительный устав.

Монастырь рос и развивался. Игуменом поначалу был старец Митрофан. А после его смерти игуменом стал Сергий Радонежский. И вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель. Именно в Троицкой обители в 1380 г. отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. И во время Куликовской битвы на поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря – Пересвет и Ослябя.

Преподобный Сергий умер в 1392 г. В 1408-м татарский хан Едигей разграбил и сжег обитель. Но вскоре монастырь возродился, и в 1422-м, после обретения мощей Сергия Радонежского, игумен Никон заложил главный храм лавры – Троицкий собор. По легенде, его строили сербские монахи из Косово. Они нашли прибежище в монастыре после битвы на Косовом поле. Расписали Троицкий собор великие Андрей Рублев и Даниил Черный.Позже именно в Троицкой обители игумен Иоасаф крестил царевича Ивана – будущего Ивана Грозного. При Грозном построили первые каменные крепостные стены и Успенский собор.

В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду войск Лжедмитрия II. Поляками, казаками и литовцами командовали гетман Ян Сапега и полковник Александр Лисовский. Защитники монастыря, которыми руководил архимандрит Иоасаф, отразили три штурма и дождались подхода войск Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди. После снятия Троицкой осады монастырь стал одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. Архимандрит Дионисий благословил ополченцев в их походе на Москву, а келарь Авраамий Палицын помог собрать пожертвования по всей Руси.

В 1682 г., во время Хованщины, Троицкий монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. А семь лет спустя Петр I вновь укрылся в обители, спасаясь от стрельцов. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи. Отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву.

В 1742 г. в монастыре открылась духовная семинария. А спустя два года по указу императрицы Елизаветы его преобразовали в лавру. То есть Троицкий монастырь стал непосредственно подчиняться патриарху или Синоду. Кстати, кроме Троицкой, в России существовало еще три лавры – Александро-Невская, Киево-Печерская и Почаевская.

После Октябрьской революции Троице-Сергиеву лавру закрыли и монахов выселили. Последнее богослужение прошло в Троицком соборе в 1920 г. Колокола сбросили с колокольни в 1930-м. Возрождаться монашеская жизнь начала сразу после Великой Отечественной. Мощи преподобного Сергия из музея перенесли в Успенский собор, где в 1946-м в ночь на Пасху прошла первая литургия.

С 1946 до 1983 г. лавра оставалась основной резиденцией патриархов. В 1991-м всю собственность монастыря возвратили церкви, а в 1993-м ЮНЕСКО внесло архитектурный ансамбль Троице-Сергиева монастыря в Список всемирного наследия.

Открыть в приложении

Предоставлено
Издательство «ВОКРУГ СВЕТА»
Все аудиогиды

Троице-Сергиева лавра — основание

Сергей Радонежский был сыном благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. В детстве родители не благословляли его на монашескую жизнь. Лишь только, когда незадолго до своей кончины, они ушли в монастырь, Сергей Радонежский решил посвятить свою жизнь служению богу.

Но он не ушел в один из действующих монастырей, а вместе со своим старшим братом Стефаном поселился в глухом лесу.

Для справки: Сергей Радонежский (в миру Варфоломей) родился в 1313 году, он был средним сыном в семье. Его отроческие годы прошли в учении, труде и молитве в городе Радонеже, где поселились его родители.

Варфоломей был глубоко верующим, добрым, честным и скромным человеком, он стал опорой престарелых родителей, не покинув их до последних дней.

Датой основания Троице-Сергиевой Лавры считается 1337 год, когда 23-х летний Варфоломей вместе со своим братом на небольшом холме в лесу, в стороне от шума дорог и селений, построил хижину и маленькую церковь, посвященную Святой Троице.

Так была основана ставшая позже знаменитой Троице-Сергиева Лавра.

Брат Стефан не выдержал тяжелых условий уединенной жизни и ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей Радонежский прожил несколько лет в одиночестве, но вскоре около него стали собираться другие иноки, каждый из которых построил себе хижину и сам обрабатывал огород.

Преподобный Сергий Радонежский. Биография

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство, угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала «особножитным»: подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

8 октября (25 сентября по старому стилю) 1392 года преподобный Сергий скончался.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого в присутствии его крестного сына — князя Юрия Галицкого. Тогда же было установлено местное празднование памяти преподобного в монастыре. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В 1463 году построена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Русская православная церковь отмечает память его в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Основание Троице-Сергиевой Лавры

Вместе срубили братья келью и маленькую церквушку в честь Троицы в глухом необитаемом месте. Однако Стефан, не выдержав суровой жизни в лесу: скудности постной растительной пищи и тяжких трудов по ее добыванию, зимних морозов и страха от диких зверей, вскоре ушел в благоустроенный московский монастырь. Преподобный Сергий остался один среди елей и медведей. Но душой он был не одинок – с ним были Бог и его Святые.

Слух об отшельнической жизни Сергия прошел по всей Руси, а его сопребывание с Богом притягивало к себе души людей, искавших праведности. И стекались люди к Сергию,  и многие оставались с ним жить – так образовалась Сергиева община, которая в первые десятилетия своего существования жила в страшной нищете. Но постепенно лесная глушь превращалась в монашеский город. А Сергия Радонежского за его безграничную любовь к Богу и людям стали называть святым

И именно к святому Сергию обратился за благословением московский князь Дмитрий Донской перед решающим сражением с монгольскими супостатами  – Куликовской битвой. Преподобный укрепил дух русского войска, предсказав ему победу,  в результате которой  Дмитрий стал национальным вождем всех русских земель, а Москва – центром объединения Руси. 

Благодаря поддержке святого старца Дмитрий Донской ввел на Руси  единодержавие и новый порядок престолонаследования, что способствовало централизации власти. Преподобный Сергий всегда выступал за прекращение междоусобных войн, за единение и укрепление русского государства.

После смерти святого Сергия в обитель стекались помолиться у гроба Преподобного и русская знать и простой народ. Российские монархи не оставляли без внимания Лавру — правление каждого из них было ознаменовано какой-либо постройкой или перестройкой на территории обители. И с течением времени монастырь превратился в красивейший архитектурный ансамбль.

В начале 15 века на месте самой первой деревянной церковки был возведен белокаменный Троицкий собор, при постройке которого были обретены мощи Преподобного. Так началось формирование каменного храмового комплекса Лавры.

В середине 16 века при Иване Грозном монастырь в Сергиевом Посаде, в котором, кстати, Иван и был крещен,  превратился в оборонительное сооружение – были построены кирпичные стены, укреплённые башнями, вырыты рвы и сооружены запруды. Тогда же возводится мощный Успенский собор, как образ и подобие московского.

Во времена Смуты за этими стенами иноки обители мужественно выдерживали шестнадцатимесячную осаду польских войск. После Смуты начались времена быстрого развития монастыря. Количество относящихся к нему крестьянских хозяйств было много больше,  чем у самого царя. При монастыре работали заводы, производящие кирпич для строительных нужд. Вокруг обители создавались фруктовые сады, в прудах разводилась рыба.

При Петре Первом были построены нарядные и фундаментальные Трапезная церковь  и Царские Чертоги, а также Церковь Иоанна Предтечи. Но после вступления России в противоборство со Швецией и начала создания новой столицы на Неве в начале 18 века – по указу царя  строительство на территории монастыря временно прекратилось.

Однако, в середине 18 века, при царице Елизавете, начался новый этап в развитии Лавры. Была открыта Духовная семинария, а позднее сюда же переехала и Московская Духовная академия. Сама Елизавета посещала монастырь часто, сопровождая свои посещения увеселительными мероприятиями, для которых был построен специальный Дворец за стенами обители (ныне это Парк «Скитские пруды»). При Елизавете же началось строительство Колокольни.

К середине 19 века монастырь — крупный и богатый землевладелец, который вел торговлю зерном, предметами быта, солью. К началу 20 века при монастыре функционировали: типография, гостиницы, торговые лавки, различные мастерские.

После революции монастырь был закрыт, монахи выселены, церковные ценности изъяты, многие колокола уничтожены, храмовые помещения использовались в качестве учебных заведений, клубов, столовых.

Но история Лавры на этом не закончилась.

Расписание богослужений

Собор работает каждый день с 05:00 до 21:00. Здесь ежедневно проводится Божественная литургия (начинается в 6:30, за исключением будней в Великий Пост — в дни поста все службы переносятся в Успенский Собор, в выходные дни), молебен акафистом у мощей С. Радонежского (проводится с 05:30 по 20:30).

Если есть желание попасть в Серапионову палату, либо Никонов придел, то нужно договариваться индивидуально. Также есть возможность попасть в предел вместе с организованной туристической группой — для этого нужно подавать соответствующее заявление.

Будни:

Время Служба
5:30 молебен у раки преподобного. Сергия и полунощиница
6:15 ранняя Литургия
9:30 поздняя Литургия
16:45 вечерняя служба

Пятница:

17:00 молебны с акафистом богородицы только не во время всенощного бдения

Воскресение:

Время Служба
5:30 ранняя литургия
6:20 средняя литургия
17:20 молебны с акафистом преподобному сергию
17:20 всенощное бдение

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря регулярно проводит экскурсии и является популярным местом у паломников и туристов со всего мира. Несмотря на плотный график богослужений, монастырь всегда рад гостям.

Оформление статьи: Владимир Великий

Современное положение монастыря

Сейчас это – ставропигиальный монастырь, что означает его подчинение непосредственно Патриарху. Он же согласно Уставу – священноархимандрит обители, и руководит ею через назначаемого наместника.  Настоятель Лавры всегда имеет сан епископа. С 1897 г. лавра управляется духовным собором. Он состоит из наместника, духовника, благочинного храмов, казначея, а также наиболее духовно опытных уважаемых братий.

Интересный факт
Сейчас здесь подвизаются около 200 насельников, что примерно в 2 раза меньше, чем было до революции. Тем не менее, лавра – самый большой мужской монастырь России.

Здесь расположены

  • духовные учебные заведения (семинария и Академия);
  • издательство.

Монастырь несет большое социальное служение:

монахи окормляют детский дом для слепоглухих детей Сергиева Посада; первоначально здесь была домовая церковь прп. Сергия, позже возвели больший по размеру храм Явления Божией Матери св. Сергию (с 2010 г.); иноками созданы адаптированные тексты богослужения; для лучшего обеспечения всей этой работы действует фонд имени основателя лавры. 

  • с конца 1990-х в городе работают православная гимназия имени прп. Сергия, а также школа-интернат, одним из учредителей которых является монастырь;
  • с 1995 г. создан детский военно-патриотический клуб «Пересвет».

И все же главное служение обители совершается тогда, когда приходящий сюда прикасается к ее святыням, посещает храмы, где чувствуется незримое присутствие множества служивших здесь угодников Божиих. И это действительно изменяет душу, жизнь, дарует живую веру.

Это интересно: Все монашеские Лавры России и Украины

История иконы

Сергий Радонежский, один из самых почитаемых и любимых православными русских святых, оставил неизгладимый след в истории Руси. О его роли свидетельствует тот факт, что первая икона Сергия Радонежского была написана в начале XV века, то есть практически сразу же после его кончины в 1392 году.

В детстве отрок Варфоломей, как святой был наречен при крещении, очень плохо воспринимал учение, но после чудесной встречи с неким черноризцем с ним произошло удивительное превращение, и он стал преуспевать в учении.

По его завершении благочестивый юноша ушел в пустынь, чтобы вести отшельническую жизнь. Ему было около 20 лет, когда он принял монашеский постриг под именем Сергия, которое впоследствии прославило его по всей Руси. Постепенно вокруг Сергия стала собираться братия, и вместе они основали обитель, именуемую ныне Троице-Сергиевой лаврой. Тем самым было положено начало основанию множества монастырей: Сергием и его учениками их было создано около сорока.

Это сыграло решающую роль в победе русского воинства в Куликовской битве, на которую Сергий лично благословил князя Дмитрия, о чем повествует икона Сергия Радонежского «Куликовская битва».

Уже в преклонном возрасте преподобный испытал великое потрясение от чуда, которое описывает икона «Явление Богородицы Сергию Радонежскому»: ему явилась сама Матерь Божия и пообещала и впредь Свое покровительство.

Сегодня икона преподобного Сергия Радонежского есть практически в каждом православном храме, а у многих и дома. Чтобы этот святой стал заступником и небесным покровителем мальчика, нареченного Сергеем, нужно обязательно подарить ему икону святого Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский мирно почил 25 сентября (8 октября) 1392 года. Ровно через 30 лет его мощи были обретены, и сегодня они хранятся в Троице-Сергиевой лавре под Москвой.

Троицкий монастырь: 1355 год

Со временем с благословения Константинопольского патриарха Филофея в 1355 году в монастыре святого Сергия Радонежского был введен общежитийный устав. Территорию обители раздели на три части – общественную, жилую и оборонительную. По центру монастыря стояла новая деревянная церковь святой Троицы. Игуменом монастыря сначала стал упоминаемый ранее игумен Митрофан, а после его кончины – преподобный Сергий Радонежский.

В скором времени Троицкий монастырь, поддерживаемый великими князьями, стал считаться центром московских земель. Именно здесь и благословил на победу преподобный Сергий Радонежский войско Дмитрия Донского в бой с ордой Мамая.

Произошла Куликовская битва в день рождения Богородицы 8 сентября (21 сентября по новому стилю) 1380 года. Дата была выбрана не случайно, ведь сама Богородица покровительствовала Руси. На поле битвы вышли получившие благословение у святого Сергия монахи Троицкого монастыря Пересвет и Ослябя, когда-то они были славными воинами в дружине Дмитрия.

Это был священный долг каждого православного христианина. Победа была одержана, много братии полегло в те дни. После сражения Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь, чтобы лично оповестить отца Сергия о победе.

Есть такая необыкновенная чудотворная икона св. Сергия Радонежского, где он благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эта икона может исцелять от болезней и защищать настоящих воинов от ранений и гибели.

Монастырь при Сергии Радонежском

В 1337 году Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холмеМаковец, в десяти верстах от Хотьково. Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). Первые монастырские сооружения — храм святой Троицы и несколько келий — занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западном углу. После ухода Стефана в Богоявленский монастырь будущий преподобныйнекоторое время подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии поселились и другие иноки. В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре Сергием вводился общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; позади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён деревянной оградой (тыном). Над воротами была устроена ещё одна деревянная церковь, во имя Дмитрия Солунского. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.

Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя в нарушение устава православного монашества по благословению преподобного Сергия вышли иноки-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет иОслябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону.

История Сергиевой Лавры после революции

Интересно, что в самый разгар Великой Отечественной войны

Сталин пошел на переговоры с Православной церковью, в результате которых часть культовых сооружений была возвращена верующим. Это коснулось и Сергиевой Лавры, в которой с 1946 г. начало вновь функционировать здание Духовной академии, вУспенском соборе возобновились службы, монахи начали возвращаться в обитель.

В 90-х 20 века

в Лавре начались активные восстановительно-реставрационные работы по спасению памятников зодчества и культуры. А у стен монастыря был сооружен бронзовыйПамятник Преподобному Сергию Радонежскому.

Сегодня Сергиева Лавра – один из мировых центров православной культуры и просвещения. Здесь расположена Московская Духовная академия и семинария, Регентская и Иконописная школы, проходят Рождественские и Глинские чтения, богословские конференции и т.д.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Как добраться?

Полностью рассмотреть ансамбль вы сможете с самых разнообразных точек города. Он находится на возвышенности Сергиева Посада. Наиболее удобно добираться из Москвы. Самый доступный способ – это воспользоваться электричкой. Она идет непосредственно с Ярославского вокзала. Также можно воспользоваться автобусом. Ежедневно его отправки реализуются с Щелковского вокзала. Далее, от конечной станции потребуется протии 15-20 минут пешим шагом. Двигаться необходимо в северо-западном направлении. Также можно воспользоваться услугами экскурссионых поездок. Вход на территорию является бесплатным.

В чём помогает Сергий Радонежский?

Лик святого пользуется невероятно большой популярностью: к нему регулярно обращается масса людей и он нередко демонстрирует мирянам свою чудесную силу. Если обратиться к иконе искренне, чтобы молитва исходила из самого сердца, тогда она обязательно будет услышана Высшими Силами.

В каких же ситуациях данный образ сможет помочь вам?

  1. Святого просят помощи в разрешении проблем, касающихся учёбы.
  2. Кроме того, мольбы Сергию Радонежскому позволяют наиболее легко и гармонично разбираться с различными судебными делами, но исключительно праведными. Святейший старец оберегает от нападок обидчиков и даёт силы достаточно для отстаивания своих прав.
  3. Ещё с помощью молитвенных обращений реально усмирить свой буйный нрав и устранить такой негативный человеческий порок, как гордыня.
  4. Также вы можете просить Преподобного Сергия Радонежского исцелить вас или ваших родных и близких от любых патологий.
  5. Обращения к образу праведника защищают от разнообразных трудностей и облегчают процесс выхода из затруднительных жизненных ситуаций.
  6. Популярным считается обращение к образу с целью налаживания своих рабочих дел и получения того, о чём вы желаете.
  7. Ещё одно из назначений молитв Сергию Радонежскому – получение необходимой поддержки, защиты и обретение душевного спокойствия.

Безусловно, допустимо чтение молитв у образа не только за себя лично, но также за своё близкое окружение – родных, друзей и даже неприятелей.

Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 1337 (1342 ?) год. Братья Стефан и Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) примерно в 10 километрах от Хотьково на холме Маковец выстроили келью и небольшую церковь в честь Святой Троицы. Это место стало зваться Троицкой пустынью на Маковце и впоследствии выросло в Свято-Троицкий монастырь.
  • 1344 год. Сергий Радонежский становится игуменом монастыря.
  • 1355 год. С целью прекращения раздоров среди братии и нежелания ссоры со старшим братом Стефаном в связи с изменением устава монастыря с особножительного на общежитийный Сергий Радонежский покидает монастырь и возвращается только в 1357 году.
  • Август 1382 года. Нашествие на Москву хана Тохтамыша. Сергий Радонежский с братией скрываются в Твери.
  • Декабрь 1408 года. Нашествие темника Золотой Орды Едигея. Троице-Сергиев монастырь разграблен и сожжен.
  • 23.09.1608 -12.01.1610 ст.ст. ( 3.10.1608 — 22.01.1610 нов.ст) — Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II.
  • 8 июля 1742 (22 июня 1744) года указом императрицы Елизаветы Петровны Свято-Троицкому монастырю в Сергиевом Посаде был присвоен статус лавры. Датировка этого события имеет разночтения. На официальном сайте Троице-Сергиевой лавры размещен следующий текст об этом событии:

    … 8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой…

    Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов «главнее» решайте сами.

  • 1814 год. Московская Духовная академия переведена в Троице-Сергиеву лавру.
  • В 1918-1919 годах Свято-Троицкая Сергиева лавра национализируется и закрывается, монахи изгоняются.
  • 11 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе лавры.
  • В 1946-1948 годах начинается постепенное возвращение Троице-Сергиевой лавры Русской Православной церкви.19 апреля 1946 года в Успенском соборе лавры прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы.
  • В 1993 году лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector