Сергиев посад. троице-сергиева лавра. собор успения пресвятой богородицы

Современное состояние храма и режим посещения

Успенская церковь — действующий православный храм, клир которого состоит из 7 священнослужителей. Утренние службы начинаются здесь ежедневно в 7.30, вечерние – в 17.00. Престольные праздники отмечают 22 мая, 7 июля, 28 августа, 19 декабря. Храмовые праздники – 18 марта, 20 и 26 августа. Особо почитаемыми всеми верующими святынями считаются икона Святителя Николая с частичкой его мощей, образ преподобного Пимена с частичкой его мощей, икона Богоматери «Великопещерная», образ Трех Святителей с частицами мощей, а также мощевик, где находятся частицы мощей многих христианских святых.

Храмы и соборы монастыря

Сейчас Троице-Сергиева лавра – это 9 церквей

древнейшая из них – Троицкий собор; строительство его завершено в XV в.; к нему примыкает церковь прп. Никона; 

  • построенный повелением Ивана IV Успенский собор, считающийся «летним»; роспись храма сделана спустя практически 100 лет после окончания строительства, в конце XVII в., иконописцами из Ярославля; при храме построена усыпальница рода Годуновых; в крипте собора – могилы патриархов Алексия I, Пимена;
  • надвратный храм Рождества св. Иоанна Предтечи (XVII в.);
  • к XV в. относится Церковь Сошествия Св. Духа; она находится там, где была первая монастырская церковь св. Троицы; это уникальный для своего времени храм «иже под колоколы»: звонница расположена непосредственно над нефом, где собираются молящиеся; сами колокола раскачивали с земли, прикрепив специальные веревки;
  • так называемая «больничная церковь» прпп. Зосимы и Савватия Соловецких; это единственный шатровый храм лавры; его посвящение связано с монастырским келарем начала XVII в., Александром, пострижеником Соловецкой обители; восстанавливая Сергиев после потрясений Смутного времени, он пожелал построить храм любимых святых;
  • церковь прп. Сергия при Трапезной; сам храм построен в 1680-е гг., архитектурный стиль относят к так называемому «нарышкинскому барокко»; его отличительная черта – нарядность, декоративность;

два небольших храма известны с XVIII в.: это церковь Явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию над гробницей прп. Михея, и храм Смоленской иконы Богородицы, чтимая икона которой находится на восточной стене церкви, снаружи. 

Святыни и престольные праздники

Самой почитаемой реликвией в Свято-Троицкой лавре являются мощи её основателя святого Сергия Радонежского. Также здесь находятся иконы Богоматери — Тихвинская и Черниговская. Верующие могут приложиться к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.

Ценность представляет чтимая икона святого Николая, находящаяся в храме преподобного Сергия.

Важно! С особым благоговением отмечаются в лавре День Святой Троицы и Успение Пресвятой Богородицы. Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место

Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни

Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место. Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни.

Посад Сергия Радонежского

В 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польcко- литовских интервентов под предводительством Сапеги и Лисовского, стал одним из оплотов второго ополчения Минина и Пожарского.

Русские цари регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.

В 1742 году указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус лавры. В 1920 году монастырь был закрыт и лишь в 1946 году вновь передан в пользование церкви. До конца 1980‑х годов лавра была резиденцией Патриарха. К концу XIV – началу XV века вокруг монастыря появилось несколько самостоятельных поселений.

22 марта 1782 года по указу Екатерины II они были объединены в один посад, который назвали Сергиевым. К 1792 году посад обрел регулярный план. В 1919 году Сергиев получил статус города, а в 1930 году был переименован в Загорск. В 1991 году город был назван Сергиевым Посадом.

Герб Сергиева Посада утвержден в 2006 году и получил следующее описание:

Сергиев Посад – столица кукольного «царства», здесь создавались российские куклы и другие игрушки. Начало игрушечного резного промысла в городе относится к первым десятилетиям XVI века.

В Сергиевом Посаде находится единственный в России Институт игрушки, где разрабатывают новые ее разновидности. Там же расположен уникальный Музей игрушки, по экспонатам которого можно изучать историю игрушки.

В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Среди них археологические находки, игрушки разных стран и народов, детская мебель, посуда, детские портреты XVII–XX веков.

Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде относится к первым десятилетиям XVI века. К концу прошлого века этот город уже стал столицей игрушечного промысла России.

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, пр. Красной Армии, 123.

Сайт: http://museumot.info

Телефон: +7 496 540–41-01.

Режим работы:

  • Ср-Вс – с 10:00 до 17:00;
  • Пн, Вт – выходной.

В Сергиевом Посаде в разное время жили и работали такие известные люди, как художники А.В. Лентулов, М.В. Нестеров, писатель- натуралист М.М. Пришвин, знаменитая актриса МХАТа А.К. Тарасова.

Сергиева лавра – наследие ЮНЕСКО

Троице-Сергиева лавра – действующий мужской монастырь, духовный центр всей православной России. Она занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Рядом со входом в лавру установлен памятник ее основателю – преподобному Сергию Радонежскому.

Над Святыми вратами возвышается Красная башня (середина XVI в.). Внутри арка украшена фресковой росписью на темы жития преподобного Сергия. Справа от Святых врат находятся хозяйственные Успенские ворота (вторая пол. XVII в.). Свое название они получили от Успенского собора, напротив которого они и расположены.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи близ Святых врат возведена в 1692–1699 годах на средства знаменитого промышленника Г.Д. Строганова. Слева от нее располагается двухэтажное здание Предтеченского корпуса братских келий (XVII век – 1640 год). Аскетический облик придает зданию его гладкий фасад с небольшими, лишенными обрамлений арочными окнами.

За корпусом расположена Пятницкая башня (1640 г.) – угловая юго-восточная башня монастырской стены. По левую руку от башни расположен Варваринский корпус братских келий. В настоящее время на первом этаже здания располагается монастырская трапезная, на втором и третьем – братские кельи.

Слева от Варваринского корпуса находится церковь преподобного Сергия Радонежского с трапезной палатой, сооруженная по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 годах.

С 1956 года в зимнее время Сергиевская церковь становится главным храмом монастырских богослужений. За церковью находится прямоугольная Луковая башня (XVI–XVIII вв.). А перед ней – Михеевская церковь (1734 г.) над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского.

В юго-западном углу монастыря расположены Митрополичьи (Патриаршие) покои. На верхнем этаже размещается домовая церковь. За Митрополичими палатами находится Водяная башня (XVII в.). Сейчас в башне располагается Издательский отдел лавры.

Справа от Святых врат возвышается Троицкий собор – главный соборный храм, с которого началось формирование архитектурного ансамбля монастыря. Он был воздвигнут в 1422 году преподобным Никоном в честь преподобного Сергия Радонежского.

Главное художественное сокровище храма – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1‑й трети XV века преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. К Троицкому собору примыкает Никоновская церковь (1623 г.). Храм был воздвигнут над гробом преподобного Никона Радонежского, ученика и преемника преподобного Сергия Радонежского.

За Троицким собором находится двухэтажное здание ризницы (1782 г.), сооруженное по проекту архитектора В.С. Яковлева в строгих формах раннего классицизма. В настоящее время здание используется для хранения и экспонирования произведений церковного искусства XIV–XVIII веков. За ризницей, в западной стене монастыря, расположена Пивная башня (XVI– XVII веков).

К востоку от Троицкого собора расположен храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (1476 г.) – пример церкви с подкупольной звонницей. Висевший на звоннице церкви особый – «всполошной» – колокол во время польско-литовской осады монастыря в 1608–1610 годах возвещал защитникам обители об опасности.

Справа от храма находится сооруженный по повелению царя Ивана Грозного Успенский собор (1559–1585 гг.) – самый большой храм Троице-Сергиевой лавры. К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи.

У юго-западного угла Успенского собора над источником целебной воды устроен Успенский кладезь с часовней (1644 г. – конец XVII в.). Слева от кладезя находится сень над крестом (1872 г.) для освящения воды. Рядом с сенью расположен обелиск (1792 г.), прославляющий исторические заслуги обители перед отечеством.

По правую руку от Успенского собора возвышается колокольня (1741–1768 гг.) высотой 88 м. На колокольне размещалось уникальное собрание лаврских колоколов, пострадавшее в 1930 году, когда были разбиты 25 из них, в том числе и самый большой на Руси – Царь-колокол, весом 64 т. Вес вновь отлитого в 2003 году для лаврской колокольни Царь-колокола составляет 72 т.

Слева от колокольни, вдоль западной стены монастыря, протянулось трехэтажное здание казначейского корпуса братских келий (1743–1745 гг.). Ныне первый этаж здания отведен под административные помещения, а второй и третий – под братские кельи. За корпусом – Келарская башня.

Коротко об истории города

Постараюсь написать коротко, чтобы не сильно уподобляться Википедии. Сергиев Посад — город древний. Основан он в 1337 году и, как следует из его названия, своим основанием обязан Прп. Сергию Радонежскому. Как и многие русские города, он возник на месте основания монастыря. Сначала появился монастырь, потом вокруг него вырос город.

Нонсенс, но в советские времена город носил название Загорск. Это не из-за того, что он находится на загорье, как думают многие, а в честь революционера Загорского, поляка по происхождению. Говорят, он был оголтелый богоборец и терпеть не мог русских (кстати, он похоронен на Красной площади). Такая вот историческая аллюзия.


Спасибо, что прочитали

Надеюсь этот путеводитель по Сергиеву Посаду поможет вам решить, что посмотреть в городе, где пообедать и погулять с детьми.

Троице-Сергиева Лавра в Смутное время

В начале XVII века Лжедмитрий II направил преданных ему воевод Петра Сапегу и Александра Лисовского с польскими и литовскими интервентами против русских городов. Были разорены Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Ярославль и Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Угрожала беда и Сергиевой обители.

В сентябре 1608 года польско-литовские отряды подошли к монастырю.  16 месяцев крепость держала осаду. К концу 1609 года от тяжелых условий и недостатка еды более 2000 защитников крепости умерли от цинги. Оставшиеся в живых стойко защищали крепость и 12 января 1610 года осада была снята с помощью подошедших русских войск под предводительством Михаила Скопина-Шуйского.

После снятия осады разрушенные крепостные стены были восстановлены и на территории монастыря разместился постоянный гарнизон из стрельцов и пушкарей.

В 1618 году польский королевич Владислав, пользуясь поддержкой польского сейма, пытался занять Московский престол. Организовав поход на Москву, он подступил к Троице-Сергиевой обители и пытался взять ее. Но крепость устояла и на этот раз.

После этих событий авторитет монастыря повысился, возрастают пожертвования на его строительство. Были усовершенствованы оборонительные сооружения и построены новые храмы, также украшались старые постройки.

Скиты

Это – места уединенного подвижничества монахов. Обычно сюда запрещен, либо сильно ограничен вход мирянам. Сейчас при лавре действует четыре скита

  • Гефсиманский; он существует с 1844 г. примерно в 6 км от лавры; его главная святыня – Черниговская икона Богородицы; скит не только открыт для паломников, но несет даже социальное служение: например, при нем работает детская воскресная школа;
  • Параклит, который находится близ Гефсиманского; он также действует с середины XIX в., закрывался во время гонений советских лет, возрожден с 1990-х; подвизается здесь только несколько монахов, но идут ежедневные богослужения, на которые могут приезжать миряне;
  • Покровский; он находится в с. Сабурово, еще с XVII в. принадлежавшем обители; скит образовался с начала 1990-х, когда несколько монахов занялись возрождением местного храма, поселившись рядом;
  • Сергиевский в с. Благовещенье; первоначально, с конца 1980-х, здесь было подсобное хозяйство медленно возрождающейся лавры; ныне это скит с примерно 20 насельниками, живущий по Афонскому уставу; миряне допускаются на службы, включая ночные, которые начинаются около 2 ч.

Троице Сергиева Лавра, высотный осмотр

Бессмысленно рассказывать, как выглядело раньше место будущей обители, сейчас Троице Сергиева Лавра – парадная витрина РПЦ. Современные технические средства, пока еще не запрещенные, помогают всесторонне ее показать с разной высоты. Крайняя северная точка территории находится в ее единственном остром углу, на первом высотном фото — справа. Прямая восточная стена обители оборудована двумя входами, в небольшом сквере перед ней – памятник Сергию Радонежскому. Выполнил статую скульптор Чухаркин, освятил Алексий II в 2000 году.

Крепостными стенами и сторожевыми башнями Троице Сергиева Лавра оборудована в XVI – XVII веках. Монастыри были настоящими оборонительными опорными пунктами, оснащались самыми передовыми на то время фортификационными сооружениями. Обитель в период Смутного времени выдержала долговременную осаду более года, отстояв казну и территорию. Главный вход на территорию оформлен Святыми воротами, позднее поблизости построены Успенские ворота, на оси одноименного собора.

Снижаемся к северо-западному углу

Заведенный с северо-запада аппарат передал фото со стороны сторожевых башен и шатровой церкви. На первом плане – Плотничья башня, выдающаяся за линию стен для ведения обороны против приблизившегося противника. Рядом отличающаяся от всех прочих Каличья башня из нескольких ярусов, завершенная оригинальной пирамидальной крышей. Протяженное здание с одиночной главой – Царские чертоги с домовой церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Храм отличается граненой формой позолоченного купола.

Сразу за Плотничьей башней – упомянутая шатровая церковь Зосимы и Савватия постройки первой половины XVII века. Одновременно построены Больничные палаты, где была лечебница, а сейчас – резиденция Наместника обители. Это церковное должностное лицо, которым Троице Сергиева Лавра управляется в повседневном режиме, не утруждая патриарха. Между шатровой церковью и главной колокольней – небольшая церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная завершавшим звонницу архитектором Ухтомским.

Продолжением снижение с востока

Находящуюся на первом плане надвратную церковь мы еще увидим, как и находящийся за ней расписной храм Сергия Радонежского с Трапезной. Ракурс демонстрирует главенствующее положение Успенского собора, крупнейшего строения обители, начатого строительством по приказу Ивана Грозного. Строили по аналогии с московским тезкой, кремлевским Успенским собором, но здешний получился крупнее. Иван Васильевич освящения не дождался, стройка заняла более четверти века.

Рассказать о колокольне лучше при более детальной демонстрации, как и о старейшем храме, который имеет Троице Сергиева Лавра. Троицкий собор приметен обильной позолотой главы и кровель, видна длинная очередь к мощам основателя монастыря

На этом фото стоит обратить внимание на использование декоративного озеленения, отличающееся от светских объектов. Здесь не следуют какому-то из крайних стилей дизайна, пейзажному либо регулярному

Деревья, кусты и травяные газоны не отвлекают внимания от главного, для чего существует Троице Сергиева Лавра.

Строительство оборонительных сооружений

В XIV–XVII веках Русь испытывала сильнейшее давление на востоке от Золотой Орды, на западе — от Литовского княжества. Противостоять этим силам могло только единое государство. В масштабах всего Русского государства стала создаваться единая оборонительная система.

Троице-Сергиев монастырь, расположенный на подступах к Москве, стал важной крепостью, призванной защитить столицу. Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах

Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд

Сооружение новых оборонительных сооружений монастыря началось в 1540–1550-х годах. Тогда была построена каменная стена протяженностью около 1,5 километров в форме неправильного четырехугольника с 12-ю башнями (к настоящему времени сохранилось 11). Естественной преградой для неприятеля были овраги, а дополнительными препятствиями стали вырытые ров и пруд.

В середине XVII века крепостные сооружения были укреплены, усовершенствованы и приобрели современный вид.

Стены крепости имеют три боевых яруса, а большинство башен — шесть ярусов. Самые интересные из них — Пятницкая и Красная, Уточья и Пивная башни.

  • Пивная башня имела запасной, или тайный, выход из крепости, через который проходили вылазки во время осады крепости в начале XVII века
  • Угловая Уточья башня названа так потому, что, согласно преданиям, царь Петр Первый стрелял из нее уток, плавающих в пруду рядом с крепостной стеной
  • На Пятницкой башне ранее была вышка для наблюдения за окрестностями. Во время осады крепости башня была разрушена и заново построена в 1640 году
  • Красная башня, здесь расположены главные ворота в крепость. За ней ранее находилась построенная в 1513 году надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Позже она была перестроена в церковь, увенчанную пятью куполами в честь рождества Святого Иоанна Предтечи.

Монастырь во время монголо-татарского ига

Время, когда жил преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 годы), было очень тяжелым для Руси: постоянные набеги монголо-татар заставляли людей думать лишь о том, как выжить.

Преподобный Сергий считал своим долгом позаботиться об их духовном воспитании. Накануне Куликовской битвы он благословил Дмитрия Донского на бой с полчищем Мамая. Воодушевленные наставлениями игумена воины Дмитрия Донского разбили войско Мамая.

Также Троицкий игумен старался примерить враждовавших между собой князей.

Обитель стала настоящим центром культуры и просвещения.

Вместе с тем, в то время монастырь не был хорошо укреплен, для его защиты была только деревянная ограда. Поэтому во время нападения на Русские земли хана Токтамыша иноки вынуждены были укрыться в безопасном месте — на территории Тверского княжества. На этот раз монастырь уцелел, но в 1408 году во время выступления хана Едигея он был разрушен. Благодаря стараниям Игумена Никона, преемника Сергия Радонежского, монастырь был отстроен заново.

Образование монастыря

Когда число иноков возросло до 12, для безопасности от зверей все постройки были обнесены оградой. В обители не было начальников и, благодаря уважению, Сергий Радонежский выполнял роль руководителя. Вскоре, по распоряжению московских церковных властей, он был рукоположен в священники и назначен игуменом.

В монастыре стал действовать устав, в соответствии с которым иноки образовали единую общину и стали вести совместное хозяйство.

В связи с этим, изменилось и устройство обители: была построена трапезная и хозяйственные помещения. Церковь находилась в центре монастыря, а по четырем сторонам от нее разместились кельи. Над главными воротами была построена надвратная церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского.

В то время монастырь был беден, не хватало хлеба и соли, масла и муки.

В первое десятилетие своего существования обитель приобрела широкую известность, а Сергий Радонежский пользовался большим уважением у князя Дмитрия Донского. Митрополит Русской православной церкви Алексий хотел, чтобы Троицкий игумен стал его приемником, но от такой чести Сергий Радонежский отказался.

Коротко об истории города

Постараюсь написать коротко, чтобы не сильно уподобляться Википедии. Сергиев Посад — город древний. Основан он в 1337 году и, как следует из его названия, своим основанием обязан Прп. Сергию Радонежскому. Как и многие русские города, он возник на месте основания монастыря. Сначала появился монастырь, потом вокруг него вырос город.

Нонсенс, но в советские времена город носил название Загорск. Это не из-за того, что он находится на загорье, как думают многие, а в честь революционера Загорского, поляка по происхождению. Говорят, он был оголтелый богоборец и терпеть не мог русских (кстати, он похоронен на Красной площади). Такая вот историческая аллюзия.

Спасибо, что прочитали

Надеюсь этот путеводитель по Сергиеву Посаду поможет вам решить, что посмотреть в городе, где пообедать и погулять с детьми.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Царь Борис Годунов

И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.

C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.

Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector