Икона спас всемилостивый

Содержание:

Особенности архитектуры

Двухъярусный собор окружён галереей. Он имеет два придела (так называются пристройки или специально выделенные части здания, в которых установлены дополнительные алтари, что даёт возможность одновременно проводить несколько литургий). Они располагаются на галерее. Южный придел освящён в честь князей Бориса и Глеба, северный — в честь апостолов Петра и Павла.

Воскресенский собор в Тутаеве имеет два изящно украшенных крыльца, ведущих на галерею. Одно из них обращено к центру города. В подклете (нижнем этаже) находится зимняя церковь Богородицы. Свет проникает в храм через окна, расположенные над галереей. В декоративной отделке использовались росписи и фигурная кладка. На фото Воскресенского собора Тутаева можно заметить колокольню, которая была построена вместе с основным зданием. Храм окружён невысокой кирпичной оградой с воротами.

Мавзолей князя Дмитрия Пожарского

С восточной стороны Спасо-Преображенского собора расположен мраморный мавзолей. Трагична его судьба. В прошлом у алтаря Спасо-Преображенского собора находилась родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских — усердных вкладчиков обители. В 1858-1885 годах на народные пожертвования над могилой князя Дмитрия Пожарского (1578-1642) был возведен резной мраморный мавзолей с мозаичным панно с образом Спасителя. Проект был выполнен архитектором, профессором Академии художеств А.М.Горностаевым. В 1933 году эту постройку разобрали.

К 2009 году по сохранившимся чертежам и фотографиям мавзолей воссоздали поблизости от прежнего места. В усыпальницу ведет бронзовая дверь с барельефом. Над могилой Пожарского установлен резной крест. Рядом с ним — чудом уцелевший фрагмент фасада старого мавзолея Д.М.Пожарского.


Воссозданная усыпальница князей Пожарских


Крест на месте захоронения князя Дмитрия Пожарского и мавзолей. Между ними — фрагмент фасада мавзолея XIX века, обнаруженный во время археологических раскопок


Спасо-Преображенский собор и усыпальница князя Дмитрия Пожарского

Описание Воскресенского собора в Тутаеве

Во времена Ивана Грозного на месте существующего собора находилась двухэтажная деревянная церковь св. Бориса и Глеба — «брусчатая, с пятью куполами». Вблизи собора стоит (?) памятник на месте этого храма. По данным Википедии: «…с начала XIX века город стал развиваться медленно, подавляемый близостью крупного Ярославля, сократилось каменное строительство — в течение XIX века не было создано ни одного выдающегося здания, жилые дома возводились по «образцовым проектам». Однако, в некоторых отраслях был достигнут определённый успех: в окрестностях города разводили известных на всю Россию романовских овец, в городе функционировала овчинно-меховая фабрика, Романовская льняная мануфактура и Константиновский завод минеральных масел». Отзвуком октябрьского переворота 1918 года до сих пор служит сегодняшнее название Романова-Борисоглебска, переименованного в «в память погибшего при исполнении служебного долга во время белогвардейского мятежа от руки белогвардейских банд на даче ярославского городского головы товарища красноармейца Тутаева». Обсуждались и другие названия: Ленинск, Луначарск, и даже Коммунар-Спартак…

Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область) / Фотоальбомы / Патриархия.ru

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

История[править | править код]

Храм строился с по 1678 год. Он был построен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. Первый храм на этом месте появился предположительно в 1238 году. В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь, которая была освещена 24 июля 1652 года.

Однако уже в 1670 году «от тягости шатровые верхи разселись во многих местах». Было принято решение построить более крупный храм, который намеревались сделать уже двухъярусным. Строительство, согласно летописи, вдохновлялось «священниками Иваном Григорьевичем и Осипом Федоровичем, земским старостой Микитой Малодушкиным с товарищами» и «мирскими старостами Захаром Котловановым, Корнилом и Матфеем Седуновым». Были разобраны шатры для надстройки верхней церкви.

Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых неизвестны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменен. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.

Главный престол нового собора был освящен летом 1675 года. После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых было перенесено в Воскресенский собор.

В XVIII веке был перестроен верх колокольни, вероятно, из-за плохого состояния прежнего, в результате чего она стала несколько ниже.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в раскольническое движение, но и был одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске вплоть до XIX века.

Георгий Седовправить | править код

Храм не закрывался при советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.

Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий (Седов), впоследствии прославленный в лике святого Русской православной церковью.

Торжество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы

14 августа Православная Церковь установила праздник, который отмечается в честь Спасителя и Пресвятой Богородицы. Что касается данного события, то у него очень богатая и интересная история, которая связана со многими святыми. 14 августа – это день, когда празднуется еще одно торжество, которое связано с Происхождением Честных Древ Креста Господнего.

Оба события связаны между собой, а также с Крещением Руси. В летописи XVI века есть следующие строки: «Владимир Великий наш правитель истинный, ибо он крестится сам, а потом и всю Киевскую Русь». Сегодня мы отмечаем праздник Крещения Руси 28 июля, но раньше данное событие произошло первого августа. Дело в том, что 28 июля совместили сразу два праздника, добавив к торжеству Крещения Руси, память про князя Владимира. С 2010 года эти два праздники считаются государственными в России.

Историческое прошлое праздника Спасу и Пресвятой Богородицы связано с такими личностями, как Андрей Боголюбский и царь Мануил

Если взять во внимание летописи того времени, то там написано, что Андрей Боголюбский пребывал в приятельских отношениях с царем Мануилом. Когда началась война, то они вместе пошли на войну, ведя за собой войско обученных солдат

Через некоторое время их отряды разделились – царь Мануил напал на сарацин неподалеку от Константинополя, а войско князя Андрея Боголюбского пошло от Ростова на болгар. К сожалению, в то время болгары считались самыми жестокими и заядлыми идолопоклонниками, которые, руководствуясь своими языческими принципами, убивали мирных христиан, и разрушали целые поселки. Они не переставали донимать Руси своими набегами, вследствие чего было принято решение дать им бой. Перед походом, князь Андрей и император Мануил с искренними помыслами помолились образу Пресвятой Богородицы, и впоследствии взяли с собой икону Божией Матери, а также Знаменный Крест. Покровительство Высших Сил было невероятным, так как оба отряда получили блистательную победу, подтвердив это благодатным сиянием иконы Божией Матери, которая находилась в одной из церквей Константинополя. Чтобы поблагодарить святых, а также почтить их память и вспомнить блестящий военный триумф, был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в 1158 году. Примечательно, что в некоторых летописях есть другая дата – середина 1164 года, но чаще всего упоминается именно первый вариант.

Христиане совершенно по-разному называли этот праздник. Наиболее популярные версии прихожан – Первый Спас, Медовый Спас или же Спас на воле. Что касается последнего варианта, то по-другому его можно назвать Мокрым Спасом. Стоит отметить, что название «Спас на воде» было придумано отнюдь не случайно, ведь еще во времена развития Константинополя существовал обряд, в ходе которого освящались реки, озера и прочие водоемы. Это делалось в начале каждого месяца. Считалось, что месячному циклу также свойственно обновляться, вследствие чего душа человека очищается. Сегодня в России такое явление можно заметить раз в году, и это в праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородицы. Многие христиане освящают водоемы и колодцы, при этом очищая старые. Ближе к вечеру проводится церковная служба, в ходе которой люди со священниками проходят по всем естественным водоемам, и освящают их. По окончанию освящения, благословляется к употреблению различная пища, приготовленная из меда. Люди пекут пирожки с медом, делают пряники и прочие сладости. Это и толкнуло многих из них придумать альтернативное название торжества – Медовый Спас.

О чем просят перед образом

Христиане молятся перед изображением пресвятого Господа, благословляющего людей и держащего в руке Евангелие, уже несколько веков подряд. Спас Всемилостивый — одна из главных храмовых икон. Перед святыней читают молитвы, поют церковные гимны, проводят богослужения. Христиане прославляют Господа, благодарят его за жизнь, просят о милости, заступничестве и спасении.

Святейшему образу Всемилостивого Бога молятся люди с болезнями ног, рук и суставов. Считается, что молитвы именно к этой иконе помогают верующим выздороветь. Во многих храмах есть пресвятой образ Спасителя Всемилостивого, около которого люди столетиями молились и получали от Бога исцеление своих недугов.

Православные христиане России считают святыню своим божественным щитом от неприятелей. Во времена нападения врагов верующие молились перед пресвятым образом Господа и получали небесную защиту. Икону Спаса Всемилостивого несли на руках в бой с неприятелем, и каждый раз побеждали в сражении.

Святыня помогает одолеть не только видимого, но и невидимого врага. Молитвы святейшему образу защищают верующих от дьявольских козней, спасают от клеветы, несправедливого обвинения. Пресвятому Господу молятся невинно осужденные, несправедливо обиженные и оклеветанные люди. Святыня помогает и при душевных расстройствах.

Святейшему Спасителю, благословляющему христиан, молятся в момент скорби или искушения. Господь помогает людям обрести душевный покой, смириться с его Божьей волей, порой кажущейся слишком жестокой. На самом деле, Бог специально посылает христианам испытания, чтобы верующие через страдания очистили душу от греха.

Молитвы святейшей иконе Спаса Всемилостивого помогают укрепить веру в Христа, прожить жизнь в согласии с заповедями Божьими. Молясь святыне, люди просят Спасителя наставить их на путь праведный, уберечь от грехопадения, дать силы вынести все испытания. Пресвятого Бога молят о прощении за грехи. Верующие уповают на милость Господа и надеются, что после смерти Христос примет их душу в свое Небесное Царство.

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Это интересно: Икона «Спас Нерукотворный»

Информация для посетителей

Воскресенский собор Тутаева принимает активное участие в жизни города. Помимо регулярных служб, священники занимаются просветительской деятельностью, помогают бедным слоям населения, работают с молодежью. Так, при церкви открыта воскресная школа для прихожан любого возраста. Тут же можно записаться в церковный хор, на курсы катехизиса или богословия.

Расписание служб

Двери храма открыты для посетителей ежедневно, с утра до вечера. Всю неделю здесь регулярно проводится Божественная литургия, а по выходным и праздничным дням – утренняя и вечерняя служба. На десятое воскресенье после Великой Пасхи совершается крестный ход по Борисоглебской стороне, а накануне Ильина дня – по Романовской.

Совет автора

Как добраться

Воскресенский храм находится по адресу: Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, дом 13а. Проще всего доехать туда машиной или на такси, если следовать по трассе Р151. Также добраться до церкви можно из Ярославля или Рыбинска, откуда ходят регулярные автобусные рейсы. А вот от автовокзала до места назначения придется пройти пешком. Благо, расстояние небольшое – всего пара километров.

Несмотря на свой сравнительно небольшой размер, тутаевский храм очень любим православными верующими. Здесь можно не только помолиться чудотворному образу Спасителя, но также полюбоваться древними фресками, которые сохранились почти нетронутыми.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

История иконы

Появление святыни относят к началу XV века. Икона написана мастером по имени Дионисий Глушицкий. Она предназначалась для Борисоглебской деревянной церкви. Образ должен был занять место под куполом, чтобы каждый, кто захочет взглянуть на лик Иисуса Христа, поднял взгляд «к небу». В XVIII веке его разместили в приделе благоверных князей Бориса и Глеба. Но там икона пробыла недолго. Ростовский митрополит Арсений отдал распоряжение перенести святыню в архиерейские покои. В 1749 году икона оказалась в архиерейском доме и пробыла там почти полвека.

В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.

Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.

Интересно! Под аркой, в которой стоит икона, есть специальный лаз. Через него пролезают верующие люди на коленях с молитвой. Такой обычай появился достаточно давно. От коленей прихожан даже образовались потёртости.

Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.

Музей — экскурс в историю города

Конечно, не только храмами православия гордится старинный Романов-Борисоглебск, есть в нём и другие памятники, музеи и тематические выставки. Так что вам не придётся долго думать о том, что можно посмотреть в Тутаеве.

Например, на улице Луначарского, 40-А вам будут рады в музее, который так и называется “Борисоглебская сторона”. Кроме понедельника, он работает ежедневно с 10 до 17 часов. Все экспонаты там разделены на 5 тем, 5 экспозиций:

  • Зал “Царская овца” посвящён романовской породе овец, а также другим тутаевским брендам: это гвозди и кружево, которыми славился город.
  • “Мануфактура Классена” расскажет о жизни купца, который открыл в городе свои фабрики по производству изделий из льна.
  • “Квартира Букваря” представлена небольшим учебным классом с деревянными партами, учебниками прошлого века, чернильницами-непроливайками и многими другими вещами учеников не такого уж и далёкого прошлого.
  • “Советская провинция” расскажет о жизни людей советского времени, об их радостях и заботах.
  • Экспозиция “И помнит мир спасённый” поведает о знаменитых уроженцах города, о героях, защищавших свою Родину на военных фронтах.

История

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов. На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.

Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.

Поехал в Тутаев, чтобы сфотографировать одну из самых больших икон Спаса, а мне запретили снимать. Законно ли это?

Путешествуя недавно по Ярославской области и направляясь в славный город Рыбинск из Ярославля, я стал гуглить и рыть интернет в поиске любопытных локаций по пути. Наткнулся я на город Тутаев, который как раз был впереди и который мне сразу понравился из-за того, что Волга делит его пополам и никакого моста в нем нет, ну и своим почтенным возрастом конечно.

Все поисковики в топе достопримечательностей выдавали Воскресенский собор и сообщали о том, что в нем находится чуть не самый крупный образ (или икона, как правильно?) Спаса (или Иисуса, тут я тоже прошу меня извинить за возможное невежество). Посмотрев в сети на все эти росписи, на огромный иконостас и на эту икону, я понял, что мне туда надо и что я это хочу запечатлеть себе на память с помощью своего фотоаппарата.

Приехав на место и поставив авто на стоянку перед Собором, сразу же сделал кадр «экстерьерный» и пошел внутрь.

Попав внутрь и подняв свою челюсть от пола , которая упала от восторга и от увиденной красоты всех этих росписей, ваш покорный слуга потихоньку стал подниматься в основную часть Собора, попутно делая «щелк щелк» на свою беззеркалку.

На втором этаже меня и настигли всякие предупреждения о том, что снимать нельзя. Это были таблички, а так же предупредила женщина, которая продавала всякую атрибутику церковную. Но, стоит отметить, что запрет был только в зале, где находится та самая огромная икона (образ) , иконостас и тд, т.е там, где вся основная красота.

Конечно я расстроился, но с учетом опыта съемок, где она запрещена и с учетом своей наглости, я был готов нарушить все эти непонятные запреты и незаметно пофотографировать там, ну а пока решил прогуляться и поснимать то, что можно. Не буду кадры «размазывать» ради того, чтобы статья выглядела более основательно, поэтому оставшиеся кадры можно пролистнуть ниже и они в одной «карусели».

Источник

Расположение храма

Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Поставленный на высоком месте, крупный собор служил архитектурной доминантой города. Он расположен на площади, замыкая перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы. Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны города, или непосредственно с реки. C северной стороны храма расположен овраг, алтарная часть обращена к реке Волга, поэтому основными направлениями доступа к храму служат южное и западное. В южном направлении от храма в прошлом располагался центр борисоглебской стороны. Современная застройка разместилась к западу от храма.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

История

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов. На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.

Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка. Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города

Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Тутаевский крестный ход. Одна из самых больших икон Православия — Спас Всемилостивый

Тутаевский крестный ход проходит дважды в год в старинном русском городе Тутаев

Спас Всемилостивый. Воскресенский собор. Тутаев

Одна из самых больших икон Православия – огромный поясной образ Спаса Всемилостивого находится в старинном русском городе Тутаев. Размеры иконы впечатляют. 3,2 метра в высоту и 2,8 м  в ширину. Но самое удивительное, что Всемилостивый Спас дважды в год «выходит» из Воскресенского собора – храма, где он находится и «обходит» Спас с крестным ходом весь город.

Сам Тутаев, где находится эта икона, расположен в Ярославской области, на берегах реки Волги. Имеет древнюю историю и  до 1918-го года носил название Романов-Борисоглебск. Город  расположен на обоих берегах Волги и возник в результате слияния двух самостоятельных городов. Романова (левобережная часть реки) и Борисоглебска (правобережная сторона).

Между частями города, разрозненно расположенных на обоих волжских берегах, сообщение осуществляется с помощью паромной переправы. Так как моста нет. Паром ходит весь день, дважды в час, за исключением ночного времени. Ночью из одной части города в другую можно попасть только частным образом, на своём или арендованном катере или лодке.

Тутаев. Ярославская область

Крестный ход в Тутаеве

Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый

Тутаевский крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого проходит дважды в год. Первый раз икону несут по правому берегу, по Борисоглебской стороне, во второй —  в последнее воскресенье перед праздником Илии-пророка, по левому берегу, по бывшему Романову.

Для того, чтобы икона «прошла» крестным ходом по Романовской стороне Тутаева, её на пароме перевозят на другой берег Волги, где и расположена эта часть города.

Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромеТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромной переправеТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый

При большом стечении народа, на специальных носилках, на которых устанавливают Спас, около двадцати крепких мужчин, несут весь крестный ход эту удивительную икону.

Волжские берега в этих местах круты и обрывисты. Нести икону тяжело, и она медленно, в составе процессии «выходит» из храма , и спустившись к Волге, паромом, «плывёт» на другой берег, где крестным ходом «обходит» храмы, улицы и районы Романовской стороны Тутаева.

Крестный ход в Тутаеве. Спас ВсемилостивыйТутаевский крестный ход. Спас ВсемилостивыйТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый

За мужчинами, несущими Всемилостивый спас, женщины несут табуретки. Берега волжские круты, икона тяжела, во время процессии мужчины, несущие икону устраивают остановки, и ставят носилки не на землю, а на табуретки. Заботливо приготовленные для такого случая участницами крестного хода.

Тутаевский крестный ход

Крестный ход проходит в течение всего дня, процессия со Спасом медленно и величественно обходит город, а к вечеру, к ночи, икону обратно паромом переправляют в Воскресенский собор. Где она будет находиться до следующего крестного хода и доступна для поклонения верующих.

Тутаевский крестный ход. Спас ВсемилостивыйТутаев. Волга

  • Вот здесь можно прочитать про один из традиционных фестивалей. Который проводится в Тутаеве:
  • Мисс Овца и конкурс стригалей
  • В Дранкипенаты (в Рубрику о путешествиях по России): Перейти

В Рубрику всех записей блога «Пение бороды» Перейти….

  1. На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…
  2. Оставить комментарий  можно в самом низу страницы 
  3. или

Подписаться на новые статьи на сайте

Воскресенский собор Тутаева сегодня

Воскресенский собор — духовный центр Тутаева. Помимо большого пастырского значения, он играет заметную роль и в культурной жизни города.

Новейшая история Воскресенского собора началась на рубеже 1980—1990-х годов, когда в советской, а затем уже постсоветской стране происходил стремительный религиозный перелом. То, что еще совсем недавно было под запретом, становилось доступно. Идеологическое давление на верующих людей уходило в прошлое, открытое исповедание веры делалось нормой. Массовое обращение граждан к православной вере и Церкви в то время получило у ряда публицистов меткое определение: «Второе Крещение Руси».

Для никогда не закрывавшегося Воскресенского собора одним из проявлений «Второго Крещения» явилось возрождение храмовых традиций, соблюдение которых в течение несколько предшествующих десятилетий не представлялось возможным. Так, в 1989 году возобновился установленный еще в 1793 году крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса по Борисоглебской стороне Тутаева в десятое воскресенье после Пасхи. С 1990 года возродилось проведение крестного хода с той же прославленной иконой по Романовской стороне города в воскресенье перед Ильиным днем — эта традиция берет свое начало в 1888 году, когда Российская империя широко праздновала 900-летиее Крещения Руси.

Духовенство Воскресенского собора не только возрождает традиции, но и стремится использовать во благо своего храма современные технические достижения. Так, в 2006 году была выполнена художественная подсветка собора: в темное время суток 280 ламп мощностью в 500 ватт каждая создают неповторимый ночной образ древней святыни. Есть у главного храма Тутаева и собственный сайт в Интернете. А еще Воскресенский собор оказался связан с космосом — в 2004 году в соборе венчался российский космонавт Ю. И. Маленченко, годом ранее заочно зарегистрировавший брак с супругой во время экспедиции на Международную космическую станцию.

При Воскресенском соборе уже много лет действует постоянный музей. В июле 2012 года в нем открылась новая выставка, посвященная знаменательному юбилею — двухсотлетию победы в Отечественной войне 1812 года. Экспонаты, относящиеся к этой теме, предоставлены из частных собраний коллекционеров Тутаева и Москвы. Посетители могут увидеть подлинные вещи той непростой для нашей страны поры: ядра, награды, картечь, саблю, нательный крест, походную иконку и даже игольницу участника кровопролитных событий 1812 года. Конечно, в церковном музее нашла отражение и богатая история самого Воскресенского собора. Часть экспозиции рассказывает о подвижниках благочестия, чья жизнь была связана с собором: это епископ Романово-Борисоглебский священномученик Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, соборный староста исповедник Георгий, архимандрит Павел (Груздев).

Саша Митрахович 15:58

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector