Икона в тутаеве под которой нужно пролезать как называется

Описание святого лика

Образ Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор». Встречаются изображения в полный рост, поясные и погрудные. Автор оригинала являлся последователем знаменитого русского иконописца Андрея Рублёва.

В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.


Икона Всемилостивого Спаса в соборе Воскресения Христова (Тутаев, Ярославская область)

Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.

На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.

Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.

Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.

Расположение храма

Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Поставленный на высоком месте, крупный собор служил архитектурной доминантой города. Он расположен на площади, замыкая перспективу выходящих к нему улиц, которые в прошлом были главными улицами слободы. Особенно заметна его доминирующая роль с левобережной стороны города, или непосредственно с реки. C северной стороны храма расположен овраг, алтарная часть обращена к реке Волга, поэтому основными направлениями доступа к храму служат южное и западное. В южном направлении от храма в прошлом располагался центр борисоглебской стороны. Современная застройка разместилась к западу от храма.

История появления

Сам иконографический тип одиночного изображения Спаса Вседержителя зародился еще на заре христианства. Подобного рода фрески можно увидеть в древних римских катакомбах. Начиная с 4 века, византийские иконописцы стали изображать на храмовых иконах Христа Спасителя, держащего в одной руке Евангелие, а другой своей рукой благословляющего людей. С крещением Руси святой образ такого содержания появился и в русских церквях.

В 12 веке, благодаря молитвам иконе Спаса Всемилостивого, российским войскам под предводительством светлейшего князя Андрея Боголюбского удалось одержать победу над волжскими болгарами. В честь этого события 1 (14) августа установили церковный праздник, как напоминание о милости, дарованной Богом. С тех пор на Руси верующие стали украшать иконами Спаса Всемилостивого храмы, монастыри и часовни. Миряне святейший образ Христа Спасителя ставили в центр домашнего иконостаса.

есть икона под которой надо проползать, именно проползать, помогите найти в каком городе она находится.

анатолий розет Искусственный Интеллект (105759) 2 года назад

Живописный городок — Романово-Борисоглебск, (бывший Тутаев).

Икона Всемилостивого Спаса – в главном храме города Воскресенском соборе.

Эта икона расположена в Воскресенском соборе г. Тутаева Яросславской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». Принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

С автовокзала в Ярославле рейсовым автобусом до Тутаева. От автостанции пройти пешком несколько метров до церкви.

Остальные ответы

Надин Мудрец (18362) 2 года назад

Мы думаем, что Бог видит нас сверху — но он видит нас изнутри. Ж. Сесброн

Каждый год 2 июля в городе Тутаеве Ярославской области происходит вот это.

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» находится в тутаевском Воскресенском соборе.

Древний образ написан в середине 15 века известным иконописцем Дионисием Глушицким.

Икона огромная, около 3 метров, Спаситель на ней изображен в полный рост.

2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и везут по улицам города с пением и молитвами.

А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой — целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении

Икона «Спас Всемилостивый (Тутаевская икона) » (Тутаев)

По преданию принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

Торжество молитвы

Над неприятелем была одержана уверенная победа. Когда князь со своими войсками возвратился в лагерь, то он заметил, что от изображения Пресвятой Девы исходило сияние. В это же время византийский император, который находился в дружеских отношениях с Владимиро-Суздальским правителем, победил в сражении с хазарами.

Обе битвы были выиграны благодаря усердной молитве Богу перед чудодейственным образом. Выйдя победителями, правители рассказали о сиянии, исходившем от икон, друг другу в своих письмах. Они условились установить в честь этих событий праздник, который отмечается и поныне первого августа по старому стилю и четырнадцатого по новому. Он совпал с Днем происхождения честных древ Креста Господня.

История образа

Рис. 3. Самый первый лик Спаса Всемилостивого был написан в XII веке по повелению святого князя Андрея Боголюбского.

Самый первый образ Спаса Всемилостивого был написан в XII  веке по повелению Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукова, который впоследствии был прославлен в лике святых. История этого образа тесно переплетается с историей другой иконы — Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Христом, об этом нам повествует древний документ:

История повествует нам о том, что во время сражения войска князя Андрея с полчищами волжских балгар, вместе с его воинами шли священнослужители с чудотворной иконой. Возвратившись с уверенной победой, в свой лагерь, князь увидел чудесное сияние, осходившее от иконы Богородицы. В то же время, византийский император, который был в дружественных отношениях с князм Андреем, одержал победу над хазарами. В своих письмах князю, он написал, что также молился перед чудотворной иконой и видел её чудесное сияние. В память об этом чуде, князь заказал написать образ Спаса Всемилостивого. Впоследствии, от этого образа было ещё много чудес, с него стали делать списки, некоторые из которых также прославились своими чудотворными свойствами. Самые известные из них это икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве и Кижах.

Почитание в православии

Изображение Спасителя Всемилостивого, или Вседержителя, можно встретить не только на иконе, но и под куполом храма, в стенной росписи, над входом в церковь. Святейший Господь оберегает святую обитель, благословляет верующих и дарит им свое учение, как единственный путь к спасению души. Икону Спасителя Всемилостивого устанавливают в иконостасах, в подставках или подвешивают на стену храма.

Святыне с изображением благословляющего Господа Бога молятся, устраивают с ней крестные ходы по большим церковным праздникам. Это одна из самых величественных икон православия. Есть и отдельный праздник в честь «Спаса Всемилостивого». Празднуют его ежегодно 1 (14) августа. Этому празднику более 800 лет. Установили его сразу же после победы русского войска под предводительством Андрея Боголюбского в сражении с волжскими болгарами.

На Успенский пост верующие отмечают (14 августа) Медовый Спас. В этот день в храмах проводится праздничное богослужение в честь иконы Христа Спасителя Всемилостивого. Потом отмечают Яблочный и Третий Спас.

Один город – два Романа

Город делится Волгой пополам, на исторически сложившиеся левую, Романовскую, и правую, Борисоглебскую, стороны. Поселение начиналось с левого берега, поэтому и аромат старины здесь куда сильней. Основано оно было бежавшими зимой 1238-го года от жестокого Батыева разорения жителями Ярославля. Спустя почти полвека сюда пришел углицкий князь Роман Владимирович. Его стараниями на левом берегу появились деревянные укрепления, откуда с 1283 года и пошел град Романов. Новый город стал северным форпостом углицкого князя, причисленного позднее к лику святых – и неспроста. 

Князь Роман не только 15 церквей воздвиг: он строил приюты для сирот и стариков, был благочестив и хорошо для того времени образован. Нетленные мощи его обрели спустя двести один год после кончины (князь умер в 1285 г.), с канонизацией затянулось еще на столетие, зато по поручению патриарха Иова занимался этим непростым вопросом казанский митрополит Гермоген, будущий патриарх и пламенный борец с польско-литовскими интервентами. 

Свершение у мощей Романа чудес зафиксировали в 1605 г. Мощи благоверного князя перенесли в Спасо-Преображенский собор Углича. Поляки в 1609 году Углич сожгли, и храм в том числе, но останки князя частично уцелели. Тогда же, при пожаре, вероятно, погибли многие рукописные источники (позволившие бы в будущем с большей уверенностью говорить об истории города Романова). 

Был в истории города еще один Роман, сын ярославского зятя Ивана Калиты Василия по прозвищу Грозные Очи. Такое прозвище русским князьям давалось не раз, но, в двух известных случаях – за сопротивление набиравшей силу Москве. Роман Васильевич заново отстроил город после разорения его очередным набегом ордынцев и грабежами лихих новгородских ушкуйников. Поэтому некоторые исследователи основание города – правда, уже в 1345 году – приписывают ему.

Остатки земляных валов Романова

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Музей — экскурс в историю города

Конечно, не только храмами православия гордится старинный Романов-Борисоглебск, есть в нём и другие памятники, музеи и тематические выставки. Так что вам не придётся долго думать о том, что можно посмотреть в Тутаеве.

Например, на улице Луначарского, 40-А вам будут рады в музее, который так и называется “Борисоглебская сторона”. Кроме понедельника, он работает ежедневно с 10 до 17 часов. Все экспонаты там разделены на 5 тем, 5 экспозиций:

  • Зал “Царская овца” посвящён романовской породе овец, а также другим тутаевским брендам: это гвозди и кружево, которыми славился город.
  • “Мануфактура Классена” расскажет о жизни купца, который открыл в городе свои фабрики по производству изделий из льна.
  • “Квартира Букваря” представлена небольшим учебным классом с деревянными партами, учебниками прошлого века, чернильницами-непроливайками и многими другими вещами учеников не такого уж и далёкого прошлого.
  • “Советская провинция” расскажет о жизни людей советского времени, об их радостях и заботах.
  • Экспозиция “И помнит мир спасённый” поведает о знаменитых уроженцах города, о героях, защищавших свою Родину на военных фронтах.

История возведения храма

На месте каменного собора, который мы видим сегодня, до 1652 г. возвышалась деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, построенная в XIII веке. По мнению историков, именно она дала название Борисоглебской слободе. Строительство кирпичного здания велось на деньги местного помещика Котлованова, а также собранные пожертвования с прихода.

Когда работы были практически завершены, фундамент неожиданно просел, что привело к разрушению верхнего яруса. Чтобы спасти храм, шатровую часть разобрали, оставив всего два этажа, а для крепости кладки стали использовать муку, перемешанную с коровьей кровью.


Воскресенский собор Тутаева

К 1678 г. усилиями прославленных ярославских мастеров была возведена большая трехпристольная каменная церковь, освященная в честь Воскресения Христова. Для ее украшения использовали элементы внутреннего убранства окрестных храмов, что объясняет более древний возраст реликвий.

Левобережная часть

В конце XIII столетия на левом берегу реки Волги князем Романом Владимировичем Углицким был основан город Романов. В течение нескольких веков небольшое поселение постоянно страдало от вражеских набегов, а пару раз было даже полностью сожженным. Однако, несмотря на трагические события, городок каждый раз отстраивали заново, и люди снова возвращались в свои дома.

Правобережная часть

На правом берегу Волги располагалась Борисоглебская слобода. По мнению историков, основана она была гораздо раньше Романова. Когда в 1238 г. произошло монголо-татарское нашествие, туда ринулись жители близлежащего Ярославля. Переселенцы вместе с местными крестьянами занимались рыбным промыслом, и поставляли свежую продукцию на царский стол.


Внутренний интерьер и иконостас храма

Объединение

В 1822 г. вышел указ императора Александра I, согласно которому произошло объединение двух селений. Вплоть до 1918 г. новый административный центр назывался Романов-Борисоглебск, но после Октябрьской революции он стал именоваться Тутаев. Вопреки антирелигиозной политике Воскресенский собор продолжал работать, однако, несмотря на процветание промышленности, которая давала неплохие доходы, на храм денег не выделялось, что привело к его быстрому обветшанию.

https://youtube.com/watch?v=THDDR9JLThw

Расписание служб

Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.

Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.

Подробное расписание служб и других событий в Воскресенском соборе можно посмотреть на сайте храма.

Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка. Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города

Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома

Если вы оказались в Тутаеве, не пропустите и другие интересные места города. Здесь можно посетить Храм Благовещения Пресвятой Богородицы и другие церкви, Музей «Домъ на Новинской» (единственный в своем роде музей провинциального банка), музей «Борисоглебская сторона», рассказывающий о знаменитой местной овчине, музей Адмирала Ушакова и Русского флота, посмотреть старинные улицы города, где некогда размещались богатые купеческие дома.

Фото и описание

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы стоит на правом берегу Волги на юге Борисоглебской стороны. Ранее здесь находилось село Ново-Благовещенское, которое в 1777 году было включено в состав города. Старинная Благовещенская церковь стоит несколько обособленно от других гражданских зданий, возвышаясь на вершине холма, не закрываемая ничем от взора речных путешественников.

Летний храм – в плане квадратный. Толщина стен – 1,30 м, высота 12 аршин. Свод имеет бесстолпное перекрытие, в отличие от других городских храмов. Такие храмы более характерны для московской архитектуры 17 века. Другим примером подобного зодчества является ярославская Богоявленская церковь. Крыша храма – пологая, четырёхскатная, практически плоская, ее венчают пять небольших глав, установленных на высоких барабанах, завершающихся восьмиконечными деревянными крестами, обитыми светлым железом.

С востока к храму примыкает алтарь, который состоит из трёх апсид полукруглой формы. С юга устроен зимний каменный придел, который был построен в 1735 году, в честь митрополита Московского и всея Руси, святителя Алексия, чудотворца, вместо ветхого деревянного храма. С запада к церкви пристроена шатровая колокольня, ее основание представляет собой паперть, и сторожка. Колокольня имеет шесть колоколов.

В летнем храме главный престол посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, а в зимнем приделе – чудотворцу Алексию.

Как и все село, Благовещенский храм, до 1764 года принадлежал Спасскому монастырю Ярославля. Особенно почитаемой иконой в Благовещенском храме являлась Донская икона Божией Матери (1771 год), вокруг нее изображен Богородичный акафист. Эта икона считалась чудотворной. В 1830 году, в знак благодарности за избавление поселения от эпидемии холеры, на образ была сооружена «благоукрашенная» жемчужная риза с драгоценными камнями.

Одной из главных храмовых святынь является вызолоченный серебряный крест с 40 частицами мощей угодников Божиих. Этот крест принадлежал потомку святителя Алексия – дворянину Жеребцову, а потом был подарен церкви. К приходу этой церкви относились жители Ново-Благовещенского, Борисоглебска, Ямской слободы и еще нескольких деревень. В приходе Благовещенской церкви в 1874 году открыли «общественную начальную городскую школу», в которой учились и девочки, и мальчики. В октябре 1914 года была открыта еще одна школа, смешанная, первая на Борисоглебской стороне. В церковной библиотеке насчитывалось около 50 книг.

В период советской власти храм был разграблен одним из первых. Официально он был закрыт 21 ноября 1929 года. Весной 1931 года он стал клубом имени Сталина. Ценности были реквизированы, часть икон передали Воскресенскому собору (среди них – образ святителя Алексия, чудотворная Донская икона, икона Благовещения Пресвятой Богородицы), часть уничтожили, сбросили колокола, паству разогнали. Придел и звонница были разрушены и разобраны на кирпичи, целым остался только четверик храма. В здании церкви расположилась пекарня, которая действовала до пожара 1949 года. Тогда на складе взорвались бочки с маслом, и здание церковь сильно пострадало. Стены хотели разобрать на кирпичи, но кладка оказалась очень крепкой, и они устояли. На протяжении десятков лет вид у храма был удручающим.

В 1970-80-е годы предпринимались попытки реставрировать Благовещенский храм, но безуспешно. В середине 1990-х годов храм передали Ярославской епархии. Только после этого в нем начались восстановительные работы.

В 2000 году в храме зарегистрировали приход и соорудили временный алтарь. 25 февраля 2001 года в престольный праздник святителя Алексия здесь прошла первая литургия. С этого времени в церкви постоянно совершаются праздничные и воскресные богослужения.

В настоящее время по периметру храма восстановлен ряд кокошников, воссоздан основной купол храма, покрыта крыша. Каждый год 1 сентября, на праздник Донской иконы эту древнюю святыню, хранящуюся в Воскресенском соборе, носят с Крестным ходом и в Благовещенский храм, где она стоит на Божественной Литургии, а потом снова возвращается в собор.

Икона Спас Всемилостивый

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

В отместку за опрокинутый возок царь Иван Грозный прислал в город крутых воевод

Романов без всяких военных действий переходил из рук в руки. После смерти бездетного князя Романа Владимировича он вошел в состав Ярославского княжества, а с усилением Москвы, перешел к ней.

Городом владела вдова Василия Темного, великая княгиня Мария Ярославна. При ней романовский кремль был заново укреплен, его окопали глубоким рвом, через который перекинули подъемный мост, а на валах выстроили башни. 

Беспокоясь за судьбу сына, Андрея Большого, княгиня Мария отдала Романов ему, чтобы прекратить конфликт братьев Андрея и Бориса с ее старшим сыном, Великим князем Иваном III. Увы, мир между братьями воцарился ненадолго. Почти двадцать лет спустя Андрей вновь ослушался брата и был заключен в темницу, где и скончался. В память об этой трагедии за злополучным князем закрепилось в народе прозвище Горяй. А Романов ждали новые перемены.

 Старинный мост через р. Медведку

Есть предание, что на крутых, изрезанных оврагами берегах, не удержали лошади возок Ивана Грозного. Повозка опрокинулась, царь уцелел, но досада осталась. Уезжая, пообещал он прислать в город крутых нравом воевод. Так и случилось – Романов на два века оказался во власти привлеченных на сторону Москвы татарских мурз из Ногайской орды – там как раз случилась очередная «замятня». 

Татары царю служили верно, но в православие переходить не спешили. За это их потихоньку прижимали московские государи, то ограничивая в праве скупать земельные наделы, то – запрещая брать в холопы православных христиан. В Смутное время иные из романовских татар, справедливо опасаясь за свои имения, поддерживали самозванцев, но особо их винить в этом не стоит, поскольку не только татары, но и многие именитые московские бояре в то время отличились не лучшим образом. 

Тем не менее и в годы Смуты, и в грозную пору наполеоновского нашествия мноиге романовские ополченцы храбро бились за Отечество. Точку в истории с романовскими татарами поставила Елизавета, переселив упорствующих в вере мусульман из Романова на окраину Костромы.

Романовские овраги

Благодаря татарам в Романове получило успешное развитие овцеводство. Приметив это, Петр I, прислал сюда выписанных специально из Голландии – он вообще ценил все голландское – породистых овец, и после скрещивания с местными парнокопытными на свет появилась романовская овца, из шкуры которой шили знаменитые романовские полушубки. 

А еще прославились своим умением романовские кузнецы – их кованые гвозди Петр  приказал поставлять на Воронежские верфи для строительства российского флота. Впрочем, корабелы были и в Романове. Рубленые суда-«романовки» хвалили за быстроходность и маневренность, а главное – строили их быстро. Правда, служили они несколько лет, а потом разбирались на дрова. Но история русского допетровского флота с его ладьями, ушкуями, кочами, коломенками, мокшанами, белянами и тихвинками – это совсем другая тема. Просто не стоит забывать, что в отсутствии морского судоходства речное на Руси велось исстари и было весьма успешным. 

Особенности архитектуры

Сегодня тутаевский собор Воскресения Христова полностью отреставрирован. В небольшой храмовый комплекс входит шатровая звонница (XVII ст.), Святые врата (XVII ст.), надпрестольный столп (XIX ст.), каменная ограда (XIX ст.) и сторожка (ХХ ст.).

Колокольня вместе с вратами расположена на южной стороне, фасадом к центральному проспекту бывшего Борисоглебска. До конца XIX столетия звонницу украшали не только колокола, но также большие часы, оповещавшие время боем. Вокруг церкви выстроена невысокая каменная ограда, которая, как и остальные сооружения, обильно усеяна узорчатыми элементами декора. Скромная сторожка, расположенная внутри двора, во время религиозных гонений служила прибежищем для священников и жителей монастыря.

Сам Воскресенский собор имеет два яруса, обнесенные галереей. Южный престол освящен во имя Бориса и Глеба, а северный – по имени апостолов Петра и Павла. Здесь же есть еще один придел, находящийся в подклете – зимняя церковь Пресвятой Девы Марии.

Настенная живопись

В украшении собора принимали участие ярославские художники. Сюжеты росписей на стенах галереи взяты преимущественно из Ветхого завета. Они изображают сцены жизни прародителей человечества в Эдемском саду, постройки Ноева ковчега и разрушения Вавилонской башни. Роспись, демонстрирующая библейскую историю Ионы, вызывает особое любопытство. Изображение кита на ней не оставляет сомнений, что старинный художник имел очень смутное представление о внешнем виде этого млекопитающего.

Фрески на стенах центральной части храма посвящены событиям Нового завета. Они сопровождаются надписями, содержащими цитаты из Библии. На западной стене находится поражающая воображение картина Страшного суда. Работы ярославских художников отличаются нехарактерной для той эпохи реалистичностью. Они лишены типичной черты средневековых фресок — условности в изображении человеческих фигур. На наружных стенах собора также присутствует большое количество росписей, которые неоднократно реставрировались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector