Обзор собора святой софии в стамбуле

Рекомендации

* Вы должны снять обувь перед тем, как войти на ковры мечети.

* Убедительно просим проявлять уважение к ежедневным пяти молитвам в мечети, не создавать так много шума, не бегать и не стоять перед молящимися.

* Некоторые части мечети, используемые для молитв, временно закрыты для посетителей во время  пятничного богослужения  в полдень.

* Женщинам следует носить головной убор при входе в собор Святой Софии. На входе вы можете получить платки на голову бесплатно.

* Фотографировать разрешено, однако не следует фотографировать молящихся.

* Экскурсии с гидом проводятся и настоятельно рекомендуются, поскольку история Святой Софии насчитывает тысячи лет. Теперь, когда входной платы нет, цены на экскурсии упали. Лучше узнать каждую деталь и историю и подробно изучить архитектуру, мозаику, парящий купол, верхние галереи и украшения из прошлого и сегодняшнего дня с гидом. Ссылки на экскурсии вы можете найти ниже.

* Запланируйте посещение не менее 60 минут.

* Планируйте свой день вместе с дворцом Топкапы и Цистерной Базилика, так как они находятся в нескольких минутах ходьбы от собора Святой Софии.

* Посетите мечеть при солнечном свете , лучше утром, так как естественный свет внутри заставит вас полюбоваться интерьером намного лучше.

* По возможности избегайте посещения Айя-Софии по время молитв в полдень по выходным и пятницам, так как там будет больше людей.

* Попробуйте на обед Tarihi Sultanahmet Koftecisi (примерно в 150 метрах от Собора Святой Софии), популярный исторический ресторан, известный своими традиционными фрикадельками и десертами из манки.

* Проверьте прогноз погоды и, если возможно, запланируйте посещение на самый солнечный день.

Описание

Собор Святой Софии Турции представляет собой классическую базилику с прямоугольным основанием (70х75 м) и имеет два уровня ― нижний этаж и галерею. Первый ярус раньше предназначался для духовенства, императора, а также для верующих мужского пола. Женщины во время богослужений находились наверху.

План собора

Входов в здание девять. Центральный ― знаменитые Императорские ворота, расположенные с западной части здания. По легенде, они были созданы из остатков Ноева ковчега и использовались лишь во время больших праздников. Проходить сквозь них имели право только правители и патриархи.

В остальное время императоры со своей свитой пользовались юго-западной дверью ― Хорологионом, через которую сегодня туристы попадают в здание. Это небольшой проход, ведущий во внутренний нартекс (пристройку), ― Вестибюль воинов, где раньше находилась стража и было принято оставлять оружие. Здесь же расположен пандус, ведущий на верхний этаж с тремя хорами (открытыми галереями):

  • северной ― для женщин среднего сословия;
  • западной ― для императрицы и ее свиты;
  • южной, представляющей собой совещательную комнату патриархии.

После вестибюля идет внешний нартекс ― просторная светлая галерея, через которую можно попасть в подкупольное помещение, высотой 55 м.

Архитектура

Основная часть собора Айя-София находится под огромным куполом-полусферой, диаметр которой составляет 31 м с востока на запад и 30 м ― с севера на юг. Она состоит из 40 радиальных арок. В барабане расположены 40 окон, причем они находятся на минимально возможном расстоянии. Это позволяет добиться эффекта «парения» крыши в воздухе.

Внутреннее пространство здания поделено на три нефа (помещения). Два из них узкие и располагаются по краям, а одно широкое ― в центральной части. Вместе они образуют крест.

От главного купола «спускаются» купола меньшего размера, все они опираются на своды. Такая конструкция позволяет наиболее равномерно распределять нагрузку. Дополнительно крыша поддерживается арками, в каждой из которых вырезано по 3 ряда окон.

Северный и южный фасад дополнительно укреплены башнями, которые берут на себя основное давление арок. Помимо них, возле основной части храма располагаются минареты, выстроенные турками после превращения храма в мечеть.

Интерьер

Об интерьере церкви времен Юстиниана остается судить лишь по косвенным данным. По мнению исследователей, в тот период собор был украшен мозаиками, носящими догматический иконный и растительный характер. Также известно, что в куполе первоначально находилось гигантское изображение креста.

Стены Айя-Софии внутри были облицованы мрамором. Предположительно, его пласты распиливались на тонкие слои и раскрывались подобно книге. Пол храма украшали сложные узоры из порфира и мрамора разных цветов. Вместо иконостаса в зале были установлены 12 серебряных колонн с золотыми фрагментами в верхней части, предназначенные для крепления портретов святых.

Престол состоял из литых золотых досок и столпов, а его верхняя часть была изготовлена из сплавов различных металлов, смешанных с драгоценными камнями. Окружали эту конструкцию колонны из яшмы и порфира.

Всего собор Святой Софии внутри украшают 104 колонны, из них 40 находятся в нижнем ярусе и 64 ― в верхнем. Область справа от входа ― Центр Мироздания ― место, где короновались императоры. Его можно узнать по переплетениям разноцветных кругов. Существует версия, что в узоре зашифровано пророчество.

Однако после череды разрушений, разграблений, перестроек и реставраций внутреннее убранство храма претерпело серьезные изменения. Теперь фрески и мозаики соседствуют с каллиграфическими панелями, купол украшают суры из Корана, а в интерьере появились михраб, минбар и ложа султана. Кроме того, традиционные свечи были заменены люстрами из лампад.

Правая часть первого этажа отведена под библиотеку, собранную султаном Махмудом I. На данный момент она пустует ― книги были вывезены в другие музеи. Узнать помещение можно по резной золотой решетке.

Архитектура

Айя-София или собор Святой Софии в Стамбуле построен в форме базилики, которую венчает огромный купол. Это строение было шедевром архитектуры своего времени. Стены его очень прочны, по мнению специалистов, благодаря листьям ясеня в растворе.

Внутренний декор храма Святой Софии характеризуется необыкновенной роскошью. Здесь можно увидеть изящные мозаики и орнаменты, сделанные на золотом полу и на стенах, колонны из яшмы, привезенные из древнегреческого храма и пр.

Собор Святой Софии был призван демонстрировать мощь, силу и вечность Византии и православной веры. Масштаб храма, необыкновенная роскошь его отделки, великолепие и пышность церковных церемоний этому прямое подтверждение.

В 30-е годы прошлого века в соборе Айя-София с древних фресок была наконец-то снята старая штукатурка, и перед зрителями предстали образы Иисуса Христа, девы Марии, христианских святых и подвижников.

Мозаики

Собор Святой Софии в Стамбуле – пример монументального искусства Византийской империи. Это прекрасно видно специалистам и искусствоведам. Все мозаики разделены на три периода истории Византии.

Первые мозаичные картины в Софийском соборе были созданы в конце IX века после окончания периода иконоборчества в христианской церкви. Мозаики по стилю очень похожи на живопись тех времен.

Посетители собора Софии могут увидеть тронное изображение Богородицы с младенцем Иисусом на коленях, архангела Гавриила, пророка Иезекииля, императора Константина, апостолов, пророков, святителей, патриархов и пр.

В первой половине X века в соборе Святой Софии появились мозаики, изображающие Иисуса Христа с Евангелием в руках, перед которым преклоняется император Лев. К этому же периоду относится портрет императора Александра в технике мозаики.

Также здесь есть мозаичные полотна, датированные второй половиной X века, которые изображают Богородицу с младенцем Иисусом на коленях, императоров Константина и Юстиниана. Последний дарит деве Марии этот собор.

Исламские и иные элементы в архитектуре и декоре

После превращения православного собора в мечеть Айя-Софию здесь началась перестройка и переоформление. Минареты были возведены в разное время и различными мастерами. Современный михбар построили только в XIX веке.

Также в Айя-Софии были обнаружены древние руны, скандинавского происхождения. Судя по всему, надписи были сделаны здесь в средние века варягами, которые служили в византийских войсках. Таких рун несколько, их обнаружили в прошлом веке.

Как добраться до собора на машине

Наиболее быстрый и прямой путь от аэропорта Ататюрк до площади Султанахмет пролегает по улице Кеннеди, которая тянется вдоль побережья Мраморного моря. Время в пути составит приблизительно 40 мин.

GPS-навигатор предложит более короткий путь по следующему маршруту: E-5 Karayolu, D-100, Turgut Özal Millet Caddesi, Ordu Avenue, Yeniçeriler Caddesi, Peykhane Caddessi, Torun Sokak, Akbiyik Caddesi, Ishak Paşa Caddesi.

Общая длина пути составит чуть более 17,5 км. Однако стоит учесть, что автомобильные пробки в историческом и туристическом центре Стамбула увеличат время, проведенное в дороге.

Минареты Айя – Софии

Минареты представляют собой высокотехнологичные сооружения, построенные в мечети для объявления призыва к молитве и чтения сала (объявление). Сразу после того, как собор Святой Софии был превращен в мечеть, Фатих Султан Мехмед построил деревянный минарет. Этот минарет не сохранился. Кирпичные минареты, найденные на юго-востоке, датированы периодом Баязида. На юго-западе и северо-западе расположены минареты султана Мурада III, их высота 60 м. Минареты дополняют основную структуру собора Святой Софии своими, устремленными в небо, линиями. Различные украшения османского периода были добавлены к минаретам во время ремонта 15, 16 и 19 веков.

Даже на любительских фотографиях видно, что минареты – разные!

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Основные моменты

Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет, окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.

Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Неизвестная София: 7 интересных фактов

  1. Колокольню Софийского собора построил гетман Иван Мазепа. Ее высота 76 м. В ней до сих пор хранится большой колокол «Мазепа», отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году по заказу и на средства гетмана. Вес колокола 13 тонн, высота – 1,25 метра. Колокол покрыт пышным орнаментом и на нем отлит герб гетмана Мазепы.
  2. До сих пор ученые не знают, куда делась библиотека Ярослава Мудрого, которая якобы находилась в подвалах Софийского собора. Ни при одной из раскопок ее так и не обнаружили. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году в «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем. Считается, что в ней было около тысячи книг. Возможно, они спрятаны в Киево-Печерской лавре.
  3. В Софийском соборе находится одно из известных и редких мозаичных изображений Оранты – Богоматери с поднятыми в молитве и раскинутыми в стороны руками. Ее еще называют Нерушимая Стена. От прочих изображений Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Но главное – без младенца ее изображают крайне редко.
  4. В соборе сохранилось самое большое собрание фресок (3 тыс. кв. м) и мозаик (260 кв. м) ХІ века. Большинство «граффити» имеют религиозное содержание. В основном это молитвы с просьбой помиловать того или иного человека. На одной из стен сохранилась надпись, сделанная князем Брячеславом. Он просит Господа помочь ему, «грешному и убогому».
  5. В 2008-м Софии вернули иконостас – Царские врата – ажурную решетку с изображением святых. Они были изготовлены в 1747–1750 годы киевскими мастерами. Но в 30-е годы прошлого века советская власть решила отправить Врата на переплавку. Осталось только 11 фрагментов. По ним и сохранившимся рисункам восстановили святыню. На них ушло 104 кг серебра.
  6. Специалисты находят в «Софии» не только молитвы, но и надписи светского характера. Например, на одной из стен неизвестный автор написал: «Козьма тать (вор) – украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!» Есть граффити не без юмора: «Грамоте обучаяся Фома евнух писал то». Запись несколько раз зачеркнута. Возможно, это сделал и сам Фома.
  7. Во время строительства собора в Киеве был введен новый налог: каждый, кто въезжал в город на возе, должен был привезти с собой несколько камней. Как говорят историки, внешне София была сурова и величественна, внутри же поражала золотом мозаик и роскошными красками фресок. Уже в те далекие времена София Киевская считалась подлинным архитектурным шедевром.

Голубая мечеть

Голубая мечеть, расположенная прямо напротив Айя-Софии, — крупнейшая мечеть Стамбула.

Так же как и в случае с Айя-Софией, найти удачный ракурс для съёмки Голубой мечети с земли, на мой взгляд, невозможно. Тут нам на помощь снова приходит терраса ресторана, о котором я рассказывал чуть выше.

Хотя, конечно, лучшие виды на мечеть открываются с Мраморного моря. Фотографии, сделанные с морской прогулки, я уже показывал вам пару недель назад. Тогда же я рассказывал историю про шесть минаретов и реакцию на них имама Мекки.

Мечеть является действующей. Мусульмане перед посещением обязательно омывают ноги. Туристов пускают с грязными, правда обувь всё равно необходимо снимать.

Мечеть была построена в начале XVII века — таким образом молодой султан Ахмед пытался умилостивить Аллаха.

Своё название она получила от огромного количества голубых керамических изразцов ручной работы, использовавшихся для украшения интерьера.

Официальное же название мечети — Sultanahmet Camii — что означает «Мечеть Султана Ахмеда».

Основной темой внутреннего убранства являются цветы — тюльпаны, лилии, гвоздики и розы.

Всего в мечети 260 окон, украшенных витражами.

Про религиозную составляющую Стамбула, наверное, хватит. Но раз уж заговорили про религию — расскажу-ка я вам в следующий раз про Тихвинский монастырь, в котором я побывал на днях.

Не переключайтесь!

Следующая часть: Стамбул разносторонний

София для русских

Мусульманам города понадобилось несколько столетий, чтобы принять Софию-мечеть как свою. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов (Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить), и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда.

Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией.

Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. «Она не смыта, нет, о, турки, / Нагляднейшая из улик, / Что снова из-под штукатурки / Нам засияет Спасов лик» (Михаил Кузьмин, «Царьград», 1915).

Превращая Софию в музей, Ататюрк символически забрал ее не только у мусульман, но и у православных — 86 лет она была общим памятником, а не источником межконфессиональных распрей. Такого больше не будет.

Yuksel Goz/Unsplash

Знаковые места

К сожалению, после превращения музея в мечеть, некоторые места стали труднодоступны для обозрения. Например, пуп земли прикрыт ковром.

Пуп земли

В соборе проходила коронация императоров Восточно-римской эпохи. Перед алтарем находится мраморная площадка, с круглыми вставками из цветного камня, это место именуется “Омфалион” или “Пуп Земли”. Трон императора находился в центральном большом круге, а приближенные стояли в малых.

Пуп земли

Место крещения княгини Ольги

Именно здесь происходило крещение княгини Ольги. Она первая приняла крещение, хотя и её дружина и её народ оставались язычниками, так же как и сын, князь киевский Святослав Игоревич. Согласно повести временных лет, крестил Ольгу лично император Константин VII в 955 году. При крещение княгиня получила имя Елена.

Врата из ковчега

Айя-София впитала в себя не только материальные, но и духовные блага со всего света в виде строительных материалов, использованных ранее в других храмах. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева Ковчега.

Ворота датируются VI веком и являются самыми большими в соборе-7 метров в высоту. Этими воротами пользовался только сам император, его сановники и свита пользовались дверями по соседству.

Императорские врата выделяются посерединеНа тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм

Мозаики

На втором этаже собора множество образов выложено в виде мозаики. Большая часть из них датируется IX – X веком, более поздние – XV. Они были обнаружены под слоем штукатурки лишь в XX веке во время реконструкции и до сих пор ведутся работы по очистки стен от извести. Сравнительно недавно в северо-западном крыле были обнаружены мозаики средневизантийского периода.

Где в соборе искать мозаики

Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик, которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).

Расположение мозаик в Соборе Айя-София в Стамбуле.

  • Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9). Это в западной части собора. На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
  • Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин. Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.

Мозаика «Последний суд».

  • Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма. Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.
  • Мозаика № 4: Последний суд. Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло. На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.

Фрагмент мозаики «Последний суд». Лик Иисуса Христа.

  • Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи. На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.
  • Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи. На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.

Мозаика Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.)

Серия мозаик архиереев: Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.

История

  • Где находится: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция
  • Телефон: +34 902 20 22 20
  • График работы: ежедневно с 9 до 17 час, вых. Понедельник

Собор Святой Софии в Константинополе был построен в центре этого древнего города, недалеко от дворца императора. Сегодня это Старый город Стамбула, где находятся его главные исторические и культурные достопримечательности.

Софийский собор больше тысячелетия считался самой большой христианской церковью на свете, пока не был построен столь же знаменитый на весь мир католический собор Святого Петра в Риме.

Первая церковь на месте будущего собора здесь появилась еще в IV веке при первом императоре-христианине Константине, а большой собор был возведен при консуле Констанце, однако он сгорел в результате поджога в самом начале V века.

Спустя несколько лет, по повелению императора Феодосия была построена другая большая, отделанная мрамором базилика, которая вскоре также была сожжена во время очередного восстания городской бедноты.

Строительство

В середине VI века император Юстиниан дал указание построить большую базилику, которая бы свидетельствовала о величии Византийской империи. Так, благодаря лучшим архитекторам тех времён, на божий свет появился Собор Святой Софии.

Храм Софии в Константинополе возводился из лучших и самых дорогих на то время строительных материалов: со всех концов света свозился уникальный разноцветный мрамор, для украшения использовалось золото, серебро, слоновая кость и пр.

Великолепие храма Святой Софии породило легенды и мифы о том, что при его строительстве участвовали сами небесные силы. На самом деле стройка была настолько гигантской, что «съела» целых 3 годовых бюджета Византии.

Еще с начала строительства храм Святой Софии в Константинополе получил звание «Великий», благодаря своим масштабам. При изготовлении церковного престола использовались драгоценные камни. Для богослужений была создана дорогая утварь.

Византия

В середине V века, через несколько лет после завершения строительства произошло сильное землетрясение, и Софийский собор в Константинополе подвергся значительному разрушению. То же самое случалось в конце X века – обвалился купол.

В середине XI века византийский патриарх в константинопольской Святой Софии предал папских наместников анафеме, что послужило в дальнейшем расколу Церкви на западную и восточную конфессии, который существует и сегодня.

Османская империя

В середине XV века в соборе Святой Софии в Константинополе состоялось последнее православное богослужение, в котором участвовал последний император Византии и его свита. По воспоминаниям современников служба была больше похожая на литургию.

Вскоре древний Константинополь был взят войсками Османской империи. Турки немедленно взломали двери и разграбили церковь Святой Софии, разрубили святые иконы, украли драгоценные одеяния, священные сосуды, убили служителей храма.

Через несколько дней по указанию турецкого султана храм Софии в Константинополе был обращен в мечеть. Позже к нему были пристроены 4 традиционных в исламе минарета, и собор стал мечетью Айя-София.

Она была значительно переделана внутри, чтобы соответствовать мусульманским традициям. Но православные фрески и мозаики остались в мечети Айя-София в неизменном виде, т.к. несколько веков были замазаны штукатуркой.

В середине XIX века в Айя-Софии в Стамбуле возникла опасность обрушения некоторых строений, поэтому турецкий султан пригласил к себе двух итальянских архитекторов, которые впервые отреставрировали этот храм за два года.

А в 30-е годы прошлого века отец турецкой нации Ататюрк своим декретом превратил Святую Софию в музей. Уже в начале XXI века в здании музея была оборудована небольшая комната для отправления мусульманского культа его работниками.

Что значит Айя-София

Название храма произошло от греческого Ἁγία Σοφία. В буквальном переводе это значит “Святая София”. Официальное турецкое название собора до 10 июля 2020 года было Ayasofya Müzesi (Музей Айя-София).

Официальное название сегодня — Большая мечеть Айя-София, по-турецки — Ayasofya-i Kebir Camii.

6 полезных ссылок:

  • такси в Стамбуле и международные трансферы заказывай на Intui.travel
  • трансфер в аэропорт – на Kiwitaxi
  • шорт-туры из Стамбула в Кападдокию (полетай на воздушном шаре!), Бурсу, Трою и другие крутые полисы по всему миру покупай на GetYourGuide 
  • лучшие необычные экскурсии в Стамбуле, а также всевозможные кораблики на Босфоре как всегда у Трипсте
  • отели и хостелы в Стамбуле бронируй на старом добром Booking
  • туристическую страховку, в т. ч. от коронавируса, купи на Tripinsurance.ru

Краткая история собора Айя-София в Стамбуле

  • Собор Айя-София построили 15 веков назад (532-537 годы) по приказу византийского императора Юстиниана (этот император, как ни странно, происходил из крестьян). Он хотел, чтобы собор был главным зданием столицы (тогда еще Константинополя) и чтобы он подчеркивал мощь империи. Между прочим, мы бы не увидели сейчас Айю-Софию в Стамбуле, если бы не случилось народное восстание «Ника». Во время этого очень кровавого бунта (на Ипподроме было убито около 35 тысяч горожан) сгорела одноименная церковь, на месте которой и построили собор. Надо сказать, что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
  • Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов, которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София. Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.

Интерьер собора Айя-София. Вид с верхней галереи.

На строительство ушло 130 тонн золота, что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса (из храма Артемиды, который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос. В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота. Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать.

Низко висящие люстры были добавлены при османах.

  • В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 30 метров. Толщина стен доходит местами до 5 метров. Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня.
  • В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей.
  • В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен, и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Считается, что 90% христианских реликвий, которые есть сейчас в Европе, были вывезены во время этого похода.

Диаметр главного купола 30 метров.

  • Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
  • На другой день собор разграбляли турки, захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети, которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание, которая построена в Базарном квартале.
  • В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.

Мозаика на полусводе над михрабом: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.).

Это интересно: Рыбный рынок Каракёй в Стамбуле — разъясняем детально

Рекомендации по посещению и осмотру

Айя-София в Стамбуле принимает туристов все дни недели, кроме понедельника. Рекомендуется прийти пораньше, так как у касс собираются очереди (это в том случае, если не приобретен онлайн-билет). Особенно много народа собирается ближе к обеду.

Если путешественник имеет турецкое гражданство, вход для детей будет бесплатным. Дети иностранцев осматривают достопримечательность бесплатно лишь до достижения возраста 12 лет.

Учитывайте, что в мусульманские праздники объект закрыт для посещения (Курбан-байрам и Рамадан).

В христианские праздники музей работает. Кассы закрываются за час до общего закрытия. Посмотрите расположенные рядом достопримечательности. Это прекрасный шанс использовать удобное расположение объектов и познакомиться с культурой и историей государства.

Больше всего посетителей приходит с 12 до 16 часов. Поэтому придется долго стоять в очереди. Если нет билета, лучше прийти с утра. Оборудованы две кассы. За билеты удастся рассчитаться только наличными. Но неподалеку работают автоматы – там принимают карты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector