Описание собора петра и павла петергоф богослужения

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла Подводного флота России в Сестрорецке

Сестрорецк, Петровская наб., д. 1

Первая деревянная церковь в Сестрорецке была построена еще при жизни Петра I в начале XVIII века. Из камня ее возвели в 1781 году. В строительстве использовали материалы, которые остались от разрушенного дворца императора в дубовой роще. В середине XIX века церковь сгорела, а ровно через 100 лет – в 1871 году – в центре Сестрорецка заложили новый храм на средства Александра II, Синода и на пожертвования граждан. Но это здание также не дошло до наших дней. В 1930-е годы собор был уничтожен, а на его месте построили школу.

В 2000-е годы церковь восстановлена. Это полностью новое здание: освящение места для восстановления храма состоялось в 2002-м, а заложено здание только в 2004 году. Храм возвели в память о российских моряках-подводниках: по легенде, в озере Разлив крестьянин Ефим Никонов продемонстрировал императору Петру I «потаённое судно» — прообраз подводной лодки. Торжественное освящение церкви состоялось в присутствии министра обороны Российской Федерации и главнокомандующего Военно-морским флотом.

Храм построен по проекту Е. Ф. Шаповаловой с легкой стилизацией под древнерусскую церковную архитектуру.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Советская власть

После прихода к власти большевиков и публикации декрета об отделении церкви от государства необходимость божьего присутствия стала оспариваться. Крещение, исповедь и причастие стали необязательны. Церковные богатства конфисковались. Рабочие завода ФТК-1 не раз обращались с требованием уничтожить храм, напоминавший каждому проходящему мимо о смирении и покаянии. Помешали сносу святыни следующие обстоятельства:

  • техническая невозможность вывоза обломков и мусора после разрушения;
  • собор являлся морским ориентиром и находился на всех лоциях.


Из тридцати храмов Петергофа закрыты были все, кроме часовни на кладбище. В домах Божьих расположились квартиры, склады и магазины.

Восстановлением храма занялись только через тридцать лет после войны. Реконструкцией руководил Евгений Севастьянов. 9 апреля 1974 года вокруг собора соорудили леса. Началась реставрация. В 1980 году, с помощью вертолёта на храм установили кресты. Городу оказался нужен храм, а человеку — Бог.

В 1994 году Собор был освящён патриархом Алексием I. I. Тогда же прошла первая после многих лет служба. Православная жизнь возрождалась.

Обзорная площадка

Незаслуженно малоизвестная особенность собора заключается в том, что в нем можно подняться на колоннаду. Разумеется, высота ее далеко не такая, как будет, скажем, в Исаакиевском соборе, но для обзора Петергофа много и не надо – город-то маленький. Обойдя по кругу унылый и обшарпанный коридор, вы сможете увидеть Ольгин пруд, у которого стоит собор, Верхний парк и золотой купол царской церкви, где-то вдалеке, в хорошую погоду, вы сможете разглядеть Кронштадт. Помимо всего этого, вокруг вас будут рассыпаны тут и там невысокие жилые домики Петергофа.

Вход на колоннаду открыт с 10:00 до 18:00. Билет обойдется вам в 100 рублей (детям скидка, вроде бы, в 50 рублей).

Расписание богослужений


Собор Святого Петра

Внутреннее убранство

С 20 октября 2021 г. до конца месяца богослужение происходит по следующему расписанию:

  • 20 октября. 9:30 — Часы, Божественная Литургия. В 17:00 — Всенощное бдение.
  • 21 октября. Начиная с 9:30 проходит Божественная Литургия. 17:00 — Молебен с Акафистом святым Царственным страстотерпцам.
  • 22 октября. В 9:30 начинается Божественная Литургия.
  • 23 октября. Начиная с 9:30 – Божественная Литургия, затем в 17:00 начинается Молебен с Акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
  • 24 октября. Начало в 9:30 с Литургии. 17:00 — Вечерня с Акафистом пред иконой Божией Матери «Всецарица».
  • 25 октября. Служба начинается в 9:30. С 17:00 — Утреня полиелейная.
  • 26 октября. Начинается Литургия в 9:30. В 17:00 — Панихида.
  • 27 октября. В 9:30 начинается Божественная Литургия, в 17:00 — Всенощное бдение.
  • 28 октября. Начиная с 9:30 проходит Божественная Литургия. 17:00 — Молебен с Акафистом святым Царственным страстотерпцам.
  • 29 октября. В 9:30 — Божественная Литургия.
  • 30 октября. Начиная с 9:30 – Божественная Литургия, затем в 17:00 начинается Молебен с Акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
  • 31 октября. Начало в 9:30 с Божественной Литургии. 17:00 — Вечерня с Акафистом пред иконой Божией Матери «Всецарица».

Интересные факты

Собор назван в честь покровителей Петергофа — первоверховных апостолов Петра и Павла. Они были самыми преданными учениками Иисуса Христа, за что поплатились своими жизнями. Каждый год 12 июля церковь отмечает день их памяти.

Согласно планам сталинского правительства здание храма решено было снести. Но так как он являлся одним из значимых ориентиров на судоходных картах, встал вопрос о его реставрации. Благодаря этому факту сегодня каждый житель и гость Петергофа имеет возможность посещать Петропавловский собор.

Верх храма был оформлен шатровым покрытием для придания формы пирамиды. Помещение в шатрах освещалось через прорезанные окна. Именно они сегодня используются как смотровые площадки, открывающие удивительные виды на просторы Санкт-Петербурга.

Вся утварь Петропавловского собора была выполнена мастерами на заказ. Особым требованием было соблюдение строгой стилистики в которой был выполнен весь храм.

Архитектура здания, хоть и была выполнена в старорусском стиле, но имела множество нововведений. Ни один храм не мог похвастаться крытой галереей или сенями для одежды. Если бы не масштабная борьба государства с религией, сегодня мы могли наблюдать более современный облик церковных строений.

Чудом сохранившийся храм на берегу Ольгина озера открывает свои двери всем желающим и предлагает прикоснуться к истории и культуре XIX века.

История[править | править код]

Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в городе не было храма, способного вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.

Ходатайство через министра Иллариона Воронцова-Дашкова дошло до Александра III, который лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда.

На конкурс были назначены императором архитекторы Леонтий Бенуа, Николай де Рошефор, А. И. Семёнов и Николай Султанов. Весной 1893 года Александр III утвердил проект храма, разработанный Султановым.

В 1894 год начаты подготовки к строительству храма: вырыт котлован, устроены временные сараи и дом чертежника.

Закладка храма протопресвитером придворного духовенства Иоанном Янышевым состоялась 25 июля (6 августа) 1895 года. Работами руководил архитектор Василий Косяков. Строительство собора велось на средства министерства императорского двора. За четыре года было возведено само здание, затем три года шли штукатурные работы, работы по отоплению и вентиляции. Последние два года производилась роспись храма, устройство иконостаса. Вокруг храма был разбит сквер. Тогда же были построены здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.

Освящён собор был 12 (25) июня 1905 года тем же протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императорской семьи. Боковые приделы во имя святого Александра Невского и преподобной Ксении были торжественно освящены в один день — 28 августа (10 сентября) 1905 года. Придел святого Александра Невского был освящён пресвитером собора Зимнего дворца протоиереем Николаем Кедринским, а придел преподобной Ксении был освящён сакелларием собора Зимнего дворца протоиереем Петром Благовещенским.

Храм был причислен к придворному ведомству. К собору была приписана находившаяся на Торговой площади каменная часовня преподобного Иосифа Песнописца, построенная в 1868 году (архитектор Николай Бенуа), разрушенная в 1957 году.

После революции стал приходским собором. В 1922—1937 годах в нём находилась кафедра епископа Петергофского Николая (Ярушевича).

В 1938 году собор был закрыт. Предполагалось взорвать храм. В 1941 году была содрана облицовка глав.

Как и многие другие памятники Петергофа, здание сильно пострадало во время войны. Северная часть собора была разрушена в связи с тем, что в храме находился немецкий корректировщик, следивший за передвижением советских кораблей. Его пытались сбивать.

После войны здание храма использовался под склад тары.

В 1972 году собор был взят на учёт, а в 1974 году — под охрану государства как памятник истории и культуры.

В том же году были установлены строительные леса для проектных работ, которые выполнялись архитектором-реставратором Е. П. Севастьяновым. К 1980 году были установлены купола, а к 1987 году были завершены все работы по реставрации фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Предполагалось устроить в храме музей или концертный зал.

В 1989 году петергофская община добилась возвращения храма церкви. С 1990 года шёл ремонт собора, было произведено осушение подвалов, восстановление водоснабжения, электричества, очищен церковный двор. В соборе была открыта церковно-приходская школа и благотворительный центр при храме. В интерьерах собора старые росписи были законсервированы до времени их возможной реставрации, собор был расписан заново. По старым фотографиям был восстановлен иконостас.

9 июля 1994 года храм был освящён патриархом Алексием II.

Архитектура и внутреннее убранство

Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Рассчитан на 800 человек.

Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров.


Внутреннее убранство храма

Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.

На фасадах были помещены иконы святых — покровителей членов императорской фамилии.

Собор окружён крытой галереей, в которой имеются специальные помещения для освящения яиц, куличей и пасхи. У каждого из четырёх входов были спроектированы сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа прилегают шатровая звонница, часовня и два крыльца. Вход в часовню украшен арочным порталом из тесового камня.

Для того, чтобы освещать внутренние помещения в шатрах, были сделаны окна. Они используются в настоящее время в туристических целях, так как из окон открывается красивый вид на окрестности: Санкт-Петербург, Бабигон, Кронштадт и другие. Между шатрами расположена галерея.

Главный придел был освящён во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; южный придел — во имя преподобной Ксении Миласской; северный придел — во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1990 году был устроен придел блаженной Ксении Петербургской.

Роспись интерьера исполнили палехские иконописцы и московские мастера Н. М. Сафонов и В. И. Колупаев.

Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре на широком тябле в большой арке находилось серебряное Распятие с предстоящими.

Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора. Образа для иконостасов были написаны на бронзовых досках В. П. Гурьяновым.

В северо-восточной части храма была устроена исповедальня; в северо-западной — «часовня для покойников».

В часовне собора имелись лишь два захоронения — генерал-майора Дмитрия Фёдоровича Трепова (1855-1906), над могилой которого находилась мраморная надгробная плита, и его супруги Софьи Сергеевны Треповой, скончавшейся в 1915 году. В конце 1930-х годов их захоронения были вскрыты властями, а останки вывезены в неизвестном направлении (из гроба Д. Ф. Трепова была изъята сабля).

Внешний вид

Султанов задумал проект церкви Петра и Павла в неорусском стиле. Оформление окон и входов напоминает отделку северорусских изб того времени. Само здание пирамидальной формы и имеет 5 шатровых глав, увенчанных куполами.

Фасад облицован кирпичом темно-красного и светло-желтого цветов. Также в декоре фасада присутствуют поливные глиняные изразцы и иконы святых, покровительствовавших царской семье.

Внутреннее оформление

Внутри храм был расписан известными русскими мастерами Сафоновым и Колупаевым. Иконы писались иконописцами из Палеха. Главный иконостас изготавливался по подобию того, что находится в Венецианском храме Святого Георгия. В центральной части главного зала находится широкая арка с серебряным распятием.

Церковный корпус

Это пятиглавый храм входит в комплекс Большого Петергофского дворца и находится в его западной части, на границе Верхнего и Нижнего парков. Храм был построен по проекту великого итальянского архитектора Бартоломео Растрелли в 1747-1751 гг. Архитектор выполнял распоряжение императрицы Елизаветы, захотевшей иметь в своей резиденции церковь рядом с Большим дворцом. В 1751 году храм был освящён и начал выполнять свою роль придворной церкви. Сегодня внутреннее убранство храма, в общем, соответствует тому, как он выглядел во времена Елизаветы Петровны, хотя его второе открытие и освящение прошло совсем недавно – в 2011 году. Церковь получила название во имя апостолов Петра и Павла. Когда-то пышные интерьеры в стиле елизаветинского барокко украшали Церковный корпус и его восьмиугольный зал и трапезную. Здесь всё насыщено золотом – символом Божественной славы, а лики святых на иконах смотрят мягче, чем в других храмах. Ещё одной особенностью церковного корпуса является отсутствие амвона (возвышение, подиум) перед алтарём. Внешне церковь соответствует канонам православия, хотя внутри художественные стили смешаны и разнообразны. Эти стены хранят тайны царской семьи, ведь именно здесь совершались многочисленные таинства – от крещения до исповеди многих членов императорской фамилии.

Как добраться

Чтобы добраться в Петропавловский собор, Петергоф, потребуется:

  1. Доехать до станции метро «Горьковская».
  2. Пройти пешком несколько минут через Александровский парк.

Собор Святого Петра — главное место Ватикана

Стоимость экскурсионных билетов составляет 450 р. для взрослых, для студентов и школьников — 250 р. Для пенсионеров она составит 200 р.*

Обратите внимание! На территории храма часто проводятся различные мероприятия и концерты при участии лучших хоровых коллективов и ансамблей. Также в воскресной школе организовываются кинолектории, приуроченные к знаменательным датам, таким как 1030-летие Крещения Руси и прочее

Музей «Церковный корпус» в Петергофе

В 2011 году, спустя многие десятилетия забвения, после долгих реставрационных работ, в восточном крыле Большого Петергофского дворца вновь была освящена и открыта придворная церковь. Она посвящена святым апостолам Петру и Павлу, и в праздничные дни в церкви проходят богослужения. Музей «Церковный корпус» рассказывает об истории церкви и ее значении в жизни династии Романовых. Построил придворную церковь гений русского барокко — мастер Франческо Бартоломео Растрелли, по приказу Елизаветы Петровны в середине восемнадцатого века. Архитектура и отделка Церковного корпуса являет собой исторический пример синтеза русских православных традиций и элементов западной светской культуры. Знаменитый мастер Растрелли умел соединять в своем творчестве эти совершенно разные принципы как никто другой.  

Особенности и описание музея

В годы правления Елизаветы Петровны было принято решение реконструировать и расширить Большой дворец Петергофа. Перестройку начали именно с закладки храма, на этой службе в 1747 году присутствовала сама императрица. В 1751 году Церковь Св. апостолов Петра и Павла была  завершена и освящена. До середины девятнадцатого столетия это был не строго придворный храм: сюда на службу могли прийти и жители города Петергофа, даже если в храме были высочайшие особы. Николай Первый сделал церковь недоступной для посторонних лиц, так как император пожелал, чтобы храм этот стал домовым для Романовых. Каждое лето императорская семья проводила в Петергофе, и наиболее важные семейные события знаменовались службами в дворцовой церкви. В основном это были таинства венчания, крещения и причастия. Ни разу в петергофском храме не проводили отпевания.

Атмосфера храма удивительно светла и легка. Сияние сусального золота в оформлении алтаря , зала, и даже обычно скромной трапезной церкви символизирует Божественный свет. Роскошная золоченая резьба,  украшающая иконостас, стены и своды церкви, и также обилие трехмерной скульптуры напоминает о парадных интерьерах Большого дворца. Это логично, так как все Высочайшие выходы императорской семьи со свитой в придворную церковь начинались в парадных залах дворца. Живопись иконостаса выполнена в ключе, более светском, нежели церковном: изображения эмоциональны, ярки и полны движения, что не характерно для русской  иконописи. Отсутствует каноническая сцена Страшного суда, лики святых излучают добро и милосердие. Зал храма имеет восьмиугольную форму, что символизирует путеводную звезду в житейском море, и купольные своды насчитывают восемь граней. Еще одной особенностью храма является то, что здесь нет ни солеи перед иконостасом, ни амвона – возвышения перед Царскими вратами; все полы, отделанные паркетом, идут на одном уровне.

Небольшое музейное пространство в церкви посвящено семейным торжествам Дома Романовых и важнейшим государственным праздникам, отмечавшимся здесь. Представлены мерные иконы, облачение дьякона, исторические документы. Первое крещение произошло в церкви в правление Елизаветы Петровны. Здесь венчались дочь Николая Первого Ольга и дочь Александра Третьего Ксения. В правление Николая Второго в Петергофе были крещены три дочери императорской четы и наследник престола Алексей. Крещение состоялось летом 1904 года. Последняя служба при Романовых прошла в Церковном корпусе Петергофа перед Первой мировой войной, летом 1914 года.

Немного истории

Постройка собора началась в конце 19-го века. О необходимости постройки этого места говорил тот факт, что практически все церкви Петербурга и Петергофа были сделаны исключительно для царской семьи, таким образом ставя простых прихожан в очень неудобное положение. Приказ возвести собор именно в этом месте был отдан самим царем Александром III. Работы велись с 1894 по 1905. Освящен новый собор был уже в присутствии императора Николая II.

Вплоть до 1934 года в собор собирались жители всей округи на службы, венчания, крещения и молитвы. Затем под влиянием антирелигиозной политики СССР здание было закрыто и подверглось разграблению. Золотая облицовка куполов была содрана, были вынесены кресты и иконы. То, что когда-то радовало глаз любого проходящего мимо человека, привлекало каждого зайти внутрь, превратилось в печальное зрелище. Во времена войны здесь укрывались немецкие войска, поэтому северная сторона, с которой выглядывал на Финский Залив наблюдатель за передвижениями судов, была полностью разрушена.

Лишь в 80-х годах начались работы по реставрации храма. К 1989 году они были завершены. В том же году верующие добились того, что здесь приказали учредить церковь. В начале 90-х годов было восстановлено убранство. Тем не менее, некоторые остаточные реставрационные работы ведутся и по сей день.

История создания храма

Россия XIX века была глубоко верующей страной, поэтому в каждом городе строилось по несколько церквей и храмов. Не исключением стал и Петергоф. Город, где находился Большой дворец, нуждался в не уступающем ему по красоте и величию храме.

Церкви, которые уже стояли на территории Петергофа, были малы по размерам и не могли вместить всех верующих. Некоторые из них служили исключительно для военных или членов императорской семьи и их приближенных. Простым смертным в такие церкви вход был запрещён. Поэтому Петергоф остро нуждался в просторном и открытом для всех верующих храме.

Когда в 1892 году Александр III узнал о ходатайстве заведующего придворным духовенством Иоанна Янышева о возведении нового храма, он не раздумывая выделил под него самое живописное место на берегу Ольгина пруда. Целый год несколько знаменитых архитекторов участвовали в конкурсе на лучший план строительства. Победителем соревнования в итоге стал талантливый архитектор и реставратор Николай Владимирович Султанов.

В 1894 году началось возведение собора. Главным строителем был выбран Василий Антонович Косяков. За его плечами уже было несколько соборов в Санкт-Петербурге и пригородах. Закладка храма самим Иоанном Янышевым произошла 25 июля 1895 года. Он был полностью построен и отделан за 9 лет.

Освящение собора было назначено на 12 июня 1905 года, которое по традиции проводил протопресвитер Иоанн. На этом событии присутствовали члены императорской семьи. А 28 августа того же года были освящены приделы святого Александра Невского и преподобной Ксении. Для проведения обрядов были приглашены протоиереи Николай Кедринский и Петр Благовещенский.

Во владения храма были отданы часовня, воздвигнутая в честь преподобного Иосифа Песнописца, и обустроенный вокруг здания зелёный сквер. После революции Петропавловский храм был переведен в статус собора. Он осуществлял свою деятельность вплоть до 1938 года, пока не был подписан приказ о его сносе.

Но планам правительства не дано было осуществиться. В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая разрушила множество бесценных памятников архитектуры. Не стал исключением и собор Святых Петра и Павла. Он потерял северную стену во время осады немецкого корректировщика. После окончания войны помещение собора использовалось под склад.

Только в 1972 году историческая значимость храма была восстановлена. Он был взят под опеку государственных органов и был причислен к категории памятников истории и культуры. Согласно плану реставрации собор должен был стать музеем или концертным залом. Но в 1989 году было решено оставить зданию религиозный статус и сохранить его ценность для потомков.

Возведение и основание

Возведение здания началось только через год после принятия проекта Султанова, то есть в 1894 году. Через 4 года храм был полностью возведен, еще около 3 лет заняли отделочные работы фасада и внутренних помещений. Роспись собора и устроение иконостаса продлились 2 года.

В общей сложности постройка собора Петра и Павла продолжалась в течение 9 лет.

Петропавловский собор был освящен 12 июля (по старому стилю) 1905 года преподобным отцом Иоанном. Боковые приделы во имя Александра Невского и преподобной Ксении были освящены позже (28 августа 1905 года) протоиереями Николаем Кедринским и Петром Благовещенским.

Историческая судьба

После прихода к власти большевиков церковь Петра и Павла была переведена в статус собора. Деятельность храма продолжалась вплоть до 1938 года. Именно в это время был подписан приказ о сносе здания собора. Однако Великая Отечественная Война помешала осуществлению планов по уничтожению святыни.

Во время войны здание церкви не избежало ее разрушительного действия. Задняя часть строения была практически полностью уничтожена. После окончания военных действий помещение храма использовалось в качестве склада.

Восстановление и реконструкция

Реконструкция Петропавловского собора началась только в 1974 году и продолжалась в течение почти 20 лет. Руководил работами Евгений Севастьянов. В 1994 году храм освятил патриарх Алексий II. Тогда же прошла и первая, после долгих лет забвения, служба.

Современное положение

Собор Петра и Павла активно участвует в современной жизни общества. Тем, кто оказался в сложном положении, готов помочь социальный работник, который ведет прием два раза в неделю. В здании церкви постоянно присутствует священнослужитель, который дает наставления и советы прихожанам.

Также в храме организована воскресная школа, которую могут посещать как взрослые, так и дети. Священнослужителями ведется работа и с теми, кто только ищет путь к Богу.

Архитектура и убранство сооружения

Храм Петра и Павла был признан одним из лучших образцов русского зодчества. Впервые в проекте храмовой постройки воплотились идеи гардеробных при каждом входе, комнаток для освящения пасхальных яиц и куличей. Также церковь окружает уникальная крытая галерея для проведения крестных ходов.

Внешний вид

Султанов задумал проект церкви Петра и Павла в неорусском стиле. Оформление окон и входов напоминает отделку северорусских изб того времени. Само здание пирамидальной формы и имеет 5 шатровых глав, увенчанных куполами.

Фасад облицован кирпичом темно-красного и светло-желтого цветов. Также в декоре фасада присутствуют поливные глиняные изразцы и иконы святых, покровительствовавших царской семье.

Внутреннее оформление

Внутри храм был расписан известными русскими мастерами Сафоновым и Колупаевым. Иконы писались иконописцами из Палеха. Главный иконостас изготавливался по подобию того, что находится в Венецианском храме Святого Георгия. В центральной части главного зала находится широкая арка с серебряным распятием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector