История и факты о тадж махал в индии

Мавзолей, корпус из белого мрамора

Белый мраморный мавзолей — это то, что думает любой, кто представляет Тадж-Махал. На самом деле это не совсем мрамор, вопреки легендам. Он сделан из красного песчаника, как и многие здания в этом районе, как и другие памятники комплекса. Песчаник — это скала из скопления песка.

Это может быть очень тяжелый камень, но здесь он имеет стандартную твердость, поэтому может подвергаться коррозии. 

Защитить его так же важно, как и украсить, поэтому архитектор покрыл его белыми мраморными пластинами. Этот белый цвет, следовательно, является лишь покрытием, Тадж-Махал не построен из мрамора

Белый был выбран из-за его красоты, но также из-за его способности запечатлеть цвет неба и окружающую среду. Таким образом, в зависимости от времени суток, вы увидите его красным, оранжевым, тяготеющим к синему, фиолетовому или с зеленым отражением.

Мавзолей принимает все эти цвета нечетко, и часто говорят, что он меняет цвет на каждом шагу. 

Это не так, но посещение памятника рано утром даст вам ощущение, отличающаяся оттого, что было вечером. В середине летнего дня, под ясным солнцем, вам даже понадобятся солнцезащитные очки, поэтому белый цвет агрессивен.

История создания — история любви

Тадж-Махал, часто называемый «символ любви», был построен в XVII веке на берегу реки Ямуна императором Шах-Джаханом, потомком Тамерлана, чтобы воспеть и увековечить память о своей горячо любимой жене, умершей при родах.

Шах Джахан, бывший пятым по счету императором Великих Моголов, оставил после себя много известных архитектурных достопримечательностей. Это Жемчужная мечеть в Агре, столица Шахджаханабад (ныне старый Дели, включающий Лал Килу или Красный Форт в Дели с прекрасными залами залы Диван-и-Ам и Диван-и-Хас, а также Большую Мечеть Джама Масджид) и знаменитый золотой трон Великих Моголов — Павлиний трон, по праву признанный самым роскошным троном во всем мире.

Однако великолепие дворца Тадж-Махал осталось непревзойденным, и именно это строение навсегда увековечило имена императора и его возлюбленной.

Маргарита Кушниренко

Шах Джахан, которого после ряда ряд успешных военных походов, расширивших границы Империи Моголов, назвали «Императором Вселенной», имел несколько жен. Его третьей жене, 19-летней красавице, свёкор дал во время свадебной церемонии имя Мумтаз Махал, что означает «Жемчужина дворца».

Правитель очень полюбил Мумтаз и она сопровождала его во всех военных походах. Отношения императора с остальными женами были чисто формальными, а с Мумтаз его объединяла глубокая искренняя привязанность. За 19 лет брака возлюбленная подарила правителю 14 детей. Однако последние роды, происходившие в походе, стали для женщины роковыми.

Говорят, что Шах Джахан дал умирающей жене обещание, что построит для нее прекрасный мавзолей. Однако к выполнению своего замысла он приступил не сразу. Первый год после смерти любимой император горевал и проводил все свое время в уединении.

Когда безутешный вдовец прекратил свое затворничество, подданные его не узнали — правитель постарел, поседел и сгорбился. Летописцы дворца засвидетельствовали, что Шах Джахан перестал слушать музыку, отказался от украшений и нарядной одежды.

Сергей Архипкин

Правитель приступил к созданию Тадж-Махала в конце 1631 года. Центральный мавзолей был построен в 1648 году, а для завершения работ по возведению всего комплекса потребовалось еще 5 лет. В строительстве участвовало более 20 тысяч человек, мастеров приглашали из разных стран.

Строительные материалы привозили со всей Индии и Центральной Азии: белый полупрозрачный мрамор доставляли за 300 километров из раджастанской каменоломни, яшму везли из Пенджаба, полудрагоценные кристаллы из Китая, а сапфиры со Шри-Ланки.

Мавзолей высотой 74 метра совершенно симметричен. Главный купол окружен четырьмя куполами поменьше и изящными минаретами. Беломраморные стены Тадж-Махала инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом и другими самоцветами. Внутри дворца находятся кенотафы (надгробные камни) усопших супругов, а сами могилы находятся гораздо глубже, под полом.

Маргарита Кушниренко

Своды арок над окнами украшены затейливой вязью, но это не просто узор, а четырнадцать сур из Корана.

Весь мемориальный комплекс представляет собой парк, закрытый с трех сторон. Вход в него оформлен в виде дворца из красного камня с 11 куполами и боковыми башнями. От ворот начинается дорога, ведущая к главной святыне, в центре которой проложен канал с мраморным бассейном. Цифру четыре мусульмане считают священной, поэтому планировка сада основана на этой цифре и ее кратных.

С левой стороны от Тадж-Махала расположена действующая мечеть из красного песчаника, а справа для симметрии был построен Гостевой дом для мусульман, посещающих мечеть.

Мечеть в западной части комплекса, Маргарита Кушниренко

Завершив строительство дворца, Шах Джахан приказал начать возведение нового здания — мавзолея из черного мрамора, предназначенного для упокоения останков самого императора. В то время страна была разорена военными походами. Строительство Тадж-Махала было тяжким бременем для подданных, после объявления известия о новом масштабном проекте начались народные волнения.

Аурангзеб, сын правителя, сверг императора и прекратил строительство нового мавзолея. Шах Джахан был пожизненно заточен в башне Красного Форта в Агре, где еще 9 лет смотрел из окна на Тадж-Махал. Только после смерти свергнутый правитель снова воссоединился со своей возлюбленной и был похоронен рядом с ней внутри Тадж-Махала.

Вид на Тадж-Махал из Красного Форта. Таким видел мавзолей Шах-Джахан в последние годы своей жизни, Максим Старостин

Строительства Тадж-Махала.

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана — главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) — один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи — строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) — как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) — контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора — отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели — главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) — главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) — главный управляющий.

References

  • Asher, Catherine B. «Architecture of Mughal India» in New Cambridge History of India. Cambridge University Press, 1992. ISBN 0521267285
  • Carroll, David. The Taj Mahal. Newsweek Books, 1971. ISBN 0882250248
  • Copplestone, Trewin (ed.). World architecture—An illustrated history. Paul Hamlyn, 1966. ASIN B000O8TPM2
  • Koch, Ebba. The Complete Taj Mahal: And the Riverfront Gardens of Agra. Thames & Hudson Ltd, 2006. ISBN 0500342091
  • Rothfarb, Ed. In the Land of the Taj Mahal. Henry Holt, 1998. ISBN 0805052992
  • Trachtenberg, Marvin and Isabelle Hyman. Architecture: from Prehistory to Post-Modernism, 2nd ed. Prentice Hall, 2003. ISBN 978-0131833654

Мифы и легенды

Любовь с первого взгляда

Принц прогуливался по базару Агры, своей столицы, когда увидел 19-летнюю девушку. Любовь к красавице с первого взгляда покорила сердце юноши. Мумтаз-Махал была столь же мудра, сколь красива.

Портреты Мумтаз и Шах-Джахана

Будучи его главной женой, она сопровождала мужа во всех военных походах, поддерживала его и давала советы. За 17 лет счастливой жизни у них родилось 14 детей. Последние роды проходили в полевых условиях и 38-летняя женщина умерла. Спустя 6 месяцев, вернувшись в Агру, падишах принял решение о строительстве мавзолея, чтобы выполнить последнее желание любимой.

В придворных летописях говорится о том, что Арджуман Бану Бегум была племянницей любимой жены отца принца Хуррама, будущего императора. В возрасте 14 лет их с принцем обручили. По рекомендации придворных астрологов свадьба состоялась через 5 лет.

Арджуман стала третьей женой. Впоследствии Шах-Джахан взял ещё двух жён, но любимой оставалась Мумтаз. Историю отношений между ними записывали придворные летописцы, за чем лично следил падишах.

Чёрный Тадж Махал или потерянная мечта императора Моголов

Главное здание мавзолея расположено вдоль берега реки. Для завершения симметрии ансамбля на другом берегу реки должен был стоять такой же мавзолей из черного мрамора для Шаха Джахана. Однако этот замысел не осуществился.

Куски чёрного мрамора, лежащие на противоположном берегу, вполне соответствовали этой гипотезе. Но в 90 годах ХХ столетия археологи обнаружили, что на самом деле куски «чёрного» мрамора являются почерневшим белым мрамором.

Cлухи о строительстве чёрного Тадж Махала стали распространяться после записок Жана-Батиста Тавернье. Европейский торговец индийскими бриллиантами ездил туда 4 или 5 раз. В конце жизни он занялся написанием мемуаров, в которых есть впечатления о путешествии в Агру в 1665 году. В них Тавернье упоминает о Чёрном Тадж Махале на противоположном берегу реки. Но эта версия требует проверки.

Когда в 2006 году закончили реконструкцию Лунного сада (парка Агры на противоположном берегу Ямуны), то обнаружилось, что самый красивый вид на Тадж открывается отсюда. А Чёрным Тадж Махалом можно назвать полное отражение первого на поверхности реки. В статье о Чёрном Тадж Махале интересные факты говорят, почему его объявили мифом.

Жестокость и щедрость падишаха

Вместо лёгких строительных лесов для работ вокруг комплекса были сооружены капитальные леса из кирпича. Для их полного снятия требовались многие месяцы. Говорят, чтобы ускорить процесс, падишах объявил, что кирпичи каждый может забрать домой в неограниченном количестве. А так как кирпич по тем временам был ценным строительным материалом, потребовался всего один день для разбора лесов.

Согласно другой легенде, правитель был настолько поражён величием и совершенством усыпальницы, что приказал отрубить руки главному архитектору, чтобы тот не смог повторить свой шедевр.

Экскурсии по Тадж-Махалу.

Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.

Режим работы.

Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.

Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.

Стоимость и правила посещения.

Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.

Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.

При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.

На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.

Как добраться.

Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). Добраться до г. Агра можно несколькими способами.

1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:

Бхаратпур (Bharatpur) — 57 км, Дели (Delhi) — 204 км, Джайпур (Jaipur) — 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) — 400 км, Лакхнау (Lucknow) — 369 км

Полезные советы

Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.

Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.

Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

Строительство и архитектура Тадж-Махала

Внутри Тадж-Махал можно увидеть 2 гробницы – Шаха-Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Высота этого 5-купольного сооружения достигает 74 м, имея на каждом углу по одному 41-метровому минарету.

Интересен факт, что все минареты специально отклонены в обратную сторону от мавзолея, чтобы в случае разрушения не повредить его. Стены Тадж-Махала выложены из полупрозрачного мрамора, который добывали на расстоянии 600 км от строительной площадки.

При этом на стенах можно увидеть инкрустацию из десятков самоцветов, включая агат и малахит

Важно отметить, что в разное время суток мрамор изменяет свой цвет: на заре – розовый, днем – белый, а при лунном освещении – серебристый

Для доставки мрамора и других стройматериалов использовался 15-километровый пандус из укатанного грунта. По нему 30 быков тащили по одному блоку, возложенному на специальную повозку. Когда блок доставлялся на стройку он поднимался на нужный уровень с помощью уникальных механизмов.

Само собой разумеется, что для строительства такого масштабного сооружения требовалось много воды. Для обеспечения полноценного водоснабжения, архитекторы использовали речную воду, которая доставлялась на строительную площадку посредством канатно-ведерной системы.

На возведение гробницы и платформы ушло около 12 лет. Остальные части Тадж-Махала, среди которых минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота, строились в четкой последовательности еще 10 лет.

Строительные материалы доставлялись с разных регионов Азии. Для этого было задействовано свыше 1000 слонов. В общей сложности, для инкрустации белого мрамора были использованы 28 видов самоцветов, которые везли из соседних государств.

Кроме десятков тысяч рабочих, за художественный облик Тадж-Махала отвечали 37 человек, каждый из которых был мастером своего дела. В результате, строителям удалось построить невероятно красивое и величественное здание.

Общая территория всего комплекса Тадж-Махал, вместе с другими постройками, имела прямоугольную форму 600 х 300 метров. Прекрасно отполированные беломраморные стены мавзолея, украшенные самоцветами, отражали как солнечный, так и лунный свет.

Напротив сооружения находится крупный мраморный бассейн, в водах которого видно отражение Тадж-Махала. Во внутреннем зале в 8-гранной погребальной камере располагаются гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана.

Усыпальницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана

Ислам запрещает тщательно украшать места захоронения. Поэтому тела супругов были помещены в относительно простой склеп под внутренним помещением.

В проектировании комплекса скрывается множество символов. К примеру, на воротах, ведущих в парк, окружающих мавзолей, высечены стихи из 89-й суры Корана: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!».

В западной части усыпальницы можно увидеть мечеть, параллельно которой располагается гостевой дом (джаваб). Весь комплекс Тадж-Махал имеет осевую симметрию, за исключением гробницы Шах-Джахана, которая была возведена уже после его кончины.

На территории комплекса находится сад с фонтанами и продолговатый бассейн площадью в 300 м². В южной стороне размещен закрытый двор с 4 воротами, где построены мавзолеи еще 2-х жен падишаха – Ак­ба­ра­ба­ди и Фа­тех­пу­ри.

История

Мотив для создания был весьма романтичным и красивым, падишах Империи Бабуридов Шах-Джахан отдал веление построить подобное здание мавзолей в память о соей любимой жене. Участь красавицы Мумтаз-Махал была очень печальной, так как умерла она при родах их четырнадцатого ребенка, кончено, мавзолей предполагался и позже для самого падишаха, чтобы они упокоились там вместе с женой. Его скорбь по супруге и преданность ей была так велика, что он хотел возвести великолепное сооружение, которому не будет сравнения.

Кроме того этот культурный памятник имеет еще и небольшую, но красивую легенду, которая повествует о том, что индийский шах Джахан, по воле судьбы увидел на местном рынке девушку, которая торговала там. Он был поражен и очарован красотой незнакомки с первого взгляда, поэтому сразу решил на ней жениться. Девушка не только оправдала его надежды, но и была его любимой женой, приносившей ему счастье и радость на протяжении всех 17 лет. Но эта чудесная пора оборвалась, она умерла при рождении одного из их детей.

Тадж-Махал

Шах был удручен и его сердце разбито. Он больше не любил никого так сильно и считал, что больше не видать ему счастья. Как вы понимаете эта легенда прямое отражение истории создания мавзолея. История и правда вдохновляет и поражает, насколько сильна, может быть любовь. Это великолепное сооружение последний подарок любимой женщине. Это видно не только в его красоте, но и особой атмосфере, которую навевает все вокруг него.

Ранний период жизни

Махал родился Генри Сент-Клер Фредерикс-младший 17 мая 1942 года в Гарлеме , Манхэттене , Нью-Йорке , Нью-Йорке . Выросший в Спрингфилде , штат Массачусетс , он вырос в музыкальной среде: его мать была членом местного госпел-хора, а его отец, Генри Сен-Клер Фредерикс-старший, был афро-карибским джазовым аранжировщиком и пианистом. Его семье принадлежало коротковолновое радио, которое принимало музыкальные передачи со всего мира, давая ему возможность с раннего возраста познакомиться с мировой музыкой . В раннем детстве он осознал резкую разницу между популярной музыкой его времени и музыкой, которую играли в его доме. Он также заинтересовался джазом, наслаждаясь произведениями таких музыкантов, как Чарльз Мингус , Телониус Монк и Милт Джексон . Его родители достигли совершеннолетия во время Гарлемского Возрождения , благодаря своим рассказам привили сыну чувство гордости за его карибское и африканское происхождение.

Тадж-Махал в Музейном квартале в Вене (Jazz-Fest Wien) в 2007 году

Поскольку его отец был музыкантом, его дом часто принимал других музыкантов из Карибского бассейна, Африки и США. Его отец был назван «Гением» Элла Фицджеральд до того, как основал семью. Вначале Генри-младший проявил интерес к африканской музыке, которую он усердно изучал в молодости. Его родители поощряли его заниматься музыкой, начиная с уроков классического фортепиано . Он также изучал кларнет, тромбон и губную гармошку.

Когда Генри-младшему было одиннадцать лет, его отец погиб в результате несчастного случая в строительной компании, перевернувшись трактором. Для мальчика это было чрезвычайно травмирующим опытом. Позже мать Махала снова вышла замуж. У его отчима была гитара, которую Генри-младший начал использовать в возрасте 13 или 14 лет, получая первые уроки у нового соседа из Северной Каролины своего возраста, игравшего на акустической блюзовой гитаре. Его звали Линвуд Перри, племянник известного блюзмена Артура «Биг Бой» Крадапа . В старшей школе Генри-младший пел в группе ду-воп .

Некоторое время он думал о том, чтобы заняться сельским хозяйством вместо музыки. Его страсть началась на молочной ферме в Палмере, штат Массачусетс , недалеко от Спрингфилда, в возрасте 16 лет. К 19 годам он стал бригадиром фермы. «Я доил от тридцати пяти до семидесяти коров в день. Я стриг вымя. Я выращивал кукурузу. Я выращивал клевер краснолистный Теннесси. Люцерна». Махал верит в выращивание собственной еды, говоря: «У вас есть целое поколение детей, которые думают, что все идет из коробки и консервной банки, и они не знают, что вы можете вырастить большую часть своей еды». Благодаря личной поддержке семейной фермы, Махал регулярно выступает на концертах Farm Aid .

Генри выбрал свой сценический псевдоним Тадж-Махал из мечтаний о Махатме Ганди , Индии и социальной терпимости. Он начал использовать сценический псевдоним в 1959 или 1961 году — примерно в то же время он начал посещать Массачусетский университет . Несмотря на то, что он посещал профессионально-техническую сельскохозяйственную школу, стал членом Национальной организации FFA и специализировался в животноводстве и занимался ветеринарией и агрономией , Махал решил заниматься музыкой, а не сельским хозяйством. В колледже он руководил ритм-н-блюз- группой Taj Mahal & The Elektras. Перед тем, как отправиться на западное побережье США, он также был частью дуэта с Джесси Ли Кинкейд.

Мифы и легенды Тадж-Махала

С самого начала Тадж-Махал стал источником восхищения, минуя все культурные и географические преграды, и эмоциональный отклик, который сооружение находило во многих сердцах, превзошёл сухую статистическую оценку сооружения

Наиболее живучий миф, касающийся Тадж-Махала, говорит о том, что Шах-Джахан планировал построить ещё один мавзолей, уже из чёрного мрамора, как раз напротив Тадж-Махала, через реку. Данный миф восходит к несколько фантастическим запискам Жана-Батиста Тавернье, европейского путешественника, который посетил Агру в 1665 году. Было высказано предположение, что Шах-Джахан не успел построить мавзолей из чёрного мрамора, потому что был свергнут своим сыном, Аурангзебом. Руины из чёрного мрамора на противоположной стороне реки в «Лунном саду», казалось, подкрепляют эту легенду. Однако, произведённые в 1990-х годах раскопки показали, что камни «чёрного мрамора» на самом деле являются почерневшим белым мрамором. Более основательную базу под источник мифа про чёрный мавзолей подвели археологи в 2006 году, когда ими была реконструирована часть пруда в Лунном саду. Обнаружилось, что чёрное отражение Тадж-Махала в воде пруда отчётливо видно, что ещё раз подтвердило одержимость Шах-Джахана симметрией и обосновало место расположения самого пруда.

Нет никаких доказательств, которые бы подтверждали легенду, зачастую передаваемую с кровавыми подробностями, что по приказу Шах-Джахана многие из архитекторов и мастеров, принявших участие в строительстве, были жестоко убиты и расчленены. Существуют байки, что многие строители подписывали специальный договор, согласно которому они обязались никогда не строить что-либо похожее на Тадж-Махал. Подобные басни существуют относительно многих известных сооружений.

Также нет никаких свидетельств того, что лорд Уильям Бентинк, генерал-губернатор Индии в 1830-х, планировал разрушить Тадж-Махал и распродать его мрамор с аукциона. Биограф Бентинка Джон Росселли говорит, что эта история возникла из действительного случая продажи Бентинком мрамора из конструкций форта Агры.

Начиная с 1980-х годов определённую популярность приобрела теория индийского историка Пурушоттама Нагеша Оака, согласно которой Тадж-Махал в основном построен до Шах-Джахана. Оак указывает в качестве даты постройки 1155 год, а в качестве строителя — Салакшана, первого министра раджи Пармара Дева. Согласно этой теории, первоначально комплекс или часть его функционировали как храм Шивы, а Шах-Джахан лишь приспособил его к своим нуждам, внеся незначительные изменения. Тем не менее академические историки считают теорию Оака недостаточно обоснованной. В 2000-е годы индийские суды рассмотрели и отвергли ряд исков, требующих проведения археологических изысканий в подвальных помещениях комплекса и признания его индуистским храмом. Другие теории о личности архитектора приписывают честь создания мавзолея европейцам. Так, португальский монах-августинец XVII века фра Себастиен Манрики (порт. Sebastien Manrique) приписывал честь создания Тадж-Махала венецианскому ювелиру Джеронимо Веронео. Эта теория приобрела популярность в конце XIX века после того, как её упомянул в своём «Путеводителе по Агре» британский историк Г. Дж. Кин. Другим европейцем, некоторое время рассматривавшимся как возможный автор Тадж-Махала, был французский ювелир Остен (или Огюстен) из Бордо. О его работе у Шах-Джахана (без связи с Тадж-Махалом) упоминает современник строительства Жан-Батист Тавернье, а строителем мавзолея (а также дворцов Агры и Дели) его назвал в 1844 году британец Уильям Слиман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector