Пролив босфор: описание, особенности, интересные факты и расположение

Блестящая победа

Флот Сенявина намертво перекрыл морское сообщение в черноморских проливах. Тем временем в турецкой столице стал ощущаться недостаток в продовольствии и предметах первой необходимости, зрело недовольство среди населения и армии. Всё это привело к восстанию янычар и низложению султана Селима III. На его место пришел новый султан – Мустафа IV, он требовал убрать русский флот от стен Константинополя и из проливов любой ценой. Турецкие эскадры лихорадочно готовились к бою и собирали все имеющиеся силы.

Сначала турки попробовали пойти на хитрость – захватить базу, снабжающую русский флот, на острове Тенедос. Но гарнизон острова отбил все попытки десанта. Теперь туркам не оставалось иного выбора, кроме сражения на море, которого они не хотели и боялись.

И боялись они не зря. На рассвете 10 (22) мая 1807 года русский флот сам вышел к расположению турецких кораблей. Действуя напористо, в соответствии с уроками школы Ушакова, Дмитрий Сенявин не стал ждать удара, он нанес его сам. Турецкий флот насчитывал 8 линейных кораблей, 6 фрегатов и 55 вспомогательных судов, в составе русской эскадры было 10 линейных кораблей и один фрегат.

Сенявин разделил свой флот на три отряда: первый атаковал в лоб, второй обходил со стороны проливов, чтобы отрезать пути к отходу, третий был в резерве на случай непредвиденных ситуаций. К двум часам дня поднялся попутный ветер, и русские корабли буквально врезались в спешно формирующийся турецкий строй.

Сенявин лично возглавил атаку. Русские корабли прошли сквозь турецкий строй как нож сквозь масло, при этом стреляя на оба борта, что было редким для морских боев вне кино. Сконцентрировав огонь на флагманском корабле турецкого Капудан-паши (адмирала) Сеид-Али, Сенявин, как и ранее Ушаков, сделал верную ставку. Особенно отличился русский линкор «Селафаил», который почти в упор смог дать несколько полных бортовых залпов по турецкому флагману, причинив ему чудовищный урон.

Бой шел до самого вечера, турецких кораблей было больше, и русские фрегаты и линкоры охотились за ними по всей акватории. Лишь с наступлением темноты и из-за опасного сближения с береговыми батареями турок Сенявин отдал приказ выйти из боя. Турки потеряли свыше 2 тысяч солдат и матросов, а их флот был полностью выведен из строя, не представляя собой более организованную военную силу. Русские потери составили 27 человек убитыми и 65 ранеными.

Дарданелльский бой не стал последним в кампании, но предопределил полное поражение турок в их очередной военной авантюре против России. Следующий бой – у Афонского мыса – стал завершающим, и к августу 1807 года Турция смиренно запросила мира. А русские моряки под командованием Дмитрия Сенявина господствовали в водах черноморских проливов вплоть до личного императорского распоряжения об отводе флота.

Ссылки

  1. Альпар, Б. (1999) Происхождение пролива Чанаккале (Дарданеллы): региональная тектоника и Средиземноморье — вторжение Мраморного моря. Восстановлено на: www.researchgate.net
  2. Белл, К. М. (2017) Черчилль и Дарданеллы: Oxford University Press. Восстановлено через libgen.io
  3. Осой, Э. (2018) Разработка системы прогнозирования системы Турецких проливов (TSS) для Центра мониторинга и прогнозирования Черного моря (BS-MFC) Службы мониторинга морской среды и мониторинга Copernicus (CMEMS): Генеральная ассамблея EGU 2018 Автор (ы) 2018 г. Получено с: meetingorganizer.copernicus.org
  4. Озтурк Б. и Озкан Р. (2012) РАБОТА СИМПОЗИУМА ПО ПРОЛИВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАВИГАЦИИ: Турецкий фонд морских исследований. Получено по адресу: openaccess.dogus.edu.tr
  5. Ван Хартесвельдт, Ф. Р. (1997) Дарданелльская кампания, 1915: историография и аннотированные данные Каталогизации в публикации Библиотеки Конгресса. Восстановлено через libgen.io

Природная противоречивость

Пролив Дарданеллы является одним из наиболее рискованных участков для прохода кораблей в мире. Причина заключается в его узости и рельефе берегов. Русло реки, которое здесь было в древние времена, затопилось в результате тектонических процессов. Солёность Мраморного моря варьируется от 22,5 до 38%, в Эгейском море показатели находятся в интервале от 37 до 40%, соответственно, различна плотность вод поверхности и слоя на глубине. В результате возникают течения в разных направлениях, что характерно для многих проливов.

Расположение Дарданеллы на карте мира

Проливы Дарданеллы и Босфор на карте

история

Крепость Килитбахир в самом узком месте Дарданелл в Эджеабате

В греческой мифологии говорится, что Ахилл был похоронен в разливе Геллеспонта после своей смерти во время Троянской войны . Согласно преданию, древние места Сестос на Европейском побережье и Абидос на берегу Малой Азии были местом действия истории Героя и Леандра .

Во время Второй персидской войны персидский царь Ксеркс пересек Геллеспонт во время своей кампании против Греции около 480 г. до н.э. До н.э. с двумя корабельными мостиками , каждый из которых состоял из более чем 300 кораблей и, как говорят, имел временное отверстие для небольших судов. Александр Великий пересек Геллеспонт в 334 году до нашей эры. До н.э. с армией около 35000 македонцев и греков в начале его персидской кампании .

Во время Пелопоннесской войны на Геллеспонте произошло несколько значительных сражений, в том числе битва при Кизике в 410 году до нашей эры. И битва при Айгоспотамой , решительное поражение афинян в 405 г. до н.э. Chr.

В 1656 году произошла битва при Дарданеллах , одно из морских сражений и сражений, в которых флот Венецианской республики и Османской империи боролся за господство в восточном Средиземноморье.

Согласно Дарданелльскому договору 1841 года, только турецкие военные корабли могли пересекать этот пролив. В преддверии Первой мировой войны Дарданеллы сыграли важную роль: Россия была обеспокоена тем, что Германская империя может получить слишком большое влияние в регионе. По этой причине Россия оказала давление на Антанту, чтобы она оказала сопротивление Германскому рейху в создании военной миссии. Во время Первой мировой войны , из-за своего стратегического положения , Дарданеллы были ареной битвы при Галлиполи с высокими потерями с обеих сторон. С 1936 года договор Монтрё регулировал право прохода.

История

Как часть единственного прохода между Чёрным морем и Средиземным морем Босфор имеет большое значение в торговле и военном деле. Контроль над ним был целью ряда конфликтов, в частности Русско-турецкой войны (1877—1878 годы), а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы 1915 года при Галлиполи в ходе Первой мировой войны.

Древнегреческие, персидские, римские и византийские эпохи (до 1453 года)

Греческий город-государство Афины в V веке до н. э., зависящий от импорта зерна из Скифии, поддерживал союзные отношения с городами, контролировавшими проливы, такими как Византий.

Персидский царь Дарий I Великий, пытаясь подчинить скифов, переправился через Босфор, а затем двинулся к реке Дунай. Его армия пересекла пролив по наплавному мосту, построенному из лодок. Много лет спустя, во время вторжения Ксеркса I в Грецию, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) был построен аналогичный лодочный мост.

Османская эпоха (1453—1922)

29 мая 1453 года Османская империя завоевала Константинополь после продолжительной осады, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива, Анадолухисары (1393) и Румелихисары (1451), готовясь не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и проходящим через него водными путями. Вместе с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году считается одним из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к ренессансу и эпохе открытий.

В период своего расцвета между XVI и XVIII веками, Османская империя использовала стратегическое значение Босфора для расширения своих региональных амбиций и установления контроля над всей акваторией Чёрного моря, которую они считали «османским озером».

Впоследствии несколько международных договоров регулировали проход судов в этих водах. По договору Гюнкара Искелеси от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты по требованию России для морских судов других держав. По условиям Лондонской конвенции о проливах, заключенной 13 июля 1841 года между Россией, Соединенным Королевством, Францией, Австрией и Пруссией, «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия турецких проливов для любых военных кораблей, за исключением кораблей союзников Султана во время войны.

После Первой мировой войны Севрский договор 1920 года демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций.

Турецкая Республиканская эра (1923—настоящее время)

В соответствии с Лозаннским договором (1923) проливы возвращались Турции, однако всем иностранным военным кораблям и коммерческим судам был разрешён свободный проход. В дальнейшем режим судоходства регулировался Конвенцией Монтрё о режиме проливов от 20 июля 1936 года. По ней Турция сохраняет за собой право ограничивать морские перевозки государств, не являющихся черноморскими.

Турция сохраняла нейтралитет во время Второй мировой войны до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено проходить транзитом. Это, а также требования Сталина о возвращении турецких провинций Карс, Артвин и Ардахан Советскому Союзу (потерянные Турцией в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов, и возвращённые Карским договором в 1921 году) были соображениями в решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах. Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но не участвовала в наступательных действиях.

В начале XXI века турецкие проливы стали особенно важными для нефтяной промышленности. Российская нефть экспортируется танкерами в первую очередь в Западную Европу и США через проливы Босфор и Дарданеллы. В 2011 году Турция запланировала 50-километровый канал через Силиври в качестве второго водного пути.

Переходы

Босфорский мост , первый мост , построенный через Босфор, завершен в 1973 году.

Мост Фатих Султан Мехмет , второй переход, построенный в 1988 году, вид со стороны Румельского замка на проливе Босфор.

Мост Явуза Султана Селима , третий и последний переход, состоялся в сентябре 2016 года. Мост был открыт 26 августа 2016 года.

Морской

Воды Босфора ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным организациям.

По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами . Между его северными границами в Румели Фенери и Анадолу Фенери и его южными границами в Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инджибурну Фенери есть многочисленные опасные точки для крупномасштабного морского судоходства, которые требуют резких поворотов и управления визуальными препятствиями. Известно, что участок между мысом Кандилли и Ашияном требует изменения курса на 45 градусов в месте, где течение может достигать 7-8 узлов (3,6-4,1 м / с). Южнее, у Еникёя , необходимое изменение курса — 80 градусов. Смешивать эти сложные изменения в траектории, задние и передние смотровые линии на Кандилли и Yeniköy также полностью заблокированы до и во время курса изменения, что делает его невозможным для судов , приближающиеся со стороны противоположной видеть вокруг этих изгибов. Риски, связанные с географическим положением, еще больше увеличиваются из-за интенсивного паромного сообщения через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города. Таким образом, на этом критическом морском пути присутствуют все опасности и препятствия, характерные для узких водных путей.

В 2011 году правительство Турции обсуждало создание крупномасштабного проекта канала длиной примерно 80 километров (50 миль), который проходит с севера на юг через западные окраины провинции Стамбул в качестве второго водного пути между Черным морем и Мраморным морем, с целью снижения риска. в проливе Босфор. Этот проект Kanal İstanbul в настоящее время продолжает обсуждаться.

Земля

Два подвесных моста и вантовый мост пересекают Босфор. Первый из них, Мост мучеников 15 июля , имеет длину 1074 м (3524 фута) и был завершен в 1973 году. Второй мост , названный Мост Фатих Султан Мехмет (Босфор II) , имеет длину 1090 м (3576 футов) и был завершен. в 1988 году примерно в 5 км к северу от первого моста. Первый мост через Босфор является частью автомагистрали O1 , а мост Фатиха Султана Мехмета — частью трансъевропейской автомагистрали . Третий мост , мост Султана Селима Явуза , имеет длину 2164 м (7100 футов) и был завершен в 2016 году. Он расположен недалеко от северной оконечности Босфора, между деревнями Гарипче на европейской стороне и Пойразкой на азиатской стороне, поскольку часть «Северной Мраморной автомагистрали», интегрированная с существующей прибрежной магистралью Черного моря и позволяющая транзитным транспортным средствам обходить городское движение.

Имя Дата открытия Дизайн Общая длина Ширина Высота Самый длинный промежуток Оформление ниже Переулки
15 июля Мост мучеников 30 октября 1973 г. Подвесной мост 1,560 м (5,118 футов) 33,4 м (110 футов) 165 м (541 футов) 1,074 м (3,524 футов) 64 м (210 футов) 6 полос автострады O1
Мост Фатих Султан Мехмет 1988 г. Подвесной мост 1510 м (4950 футов) 39 м (128 футов) 105 м (344 футов) 1090 м (3580 футов) 64 м (210 футов) 8 полос автострады O2
Мост Султана Селима Явуза 26 августа 2016 г. Гибридный вантовый, подвесной мост 2164 м (7100 футов) 58,4 м (192 футов) 322 м (1056 футов) 1408 м (4619 футов) 8 полос автомагистрали O7 и 1 двухпутная железная дорога

Подводная лодка

Проект Marmaray , включающий подводный железнодорожный туннель длиной 13,7 км (8,5 миль) , был открыт 29 октября 2013 года. Примерно 1400 м (4593 фута) туннеля проходит под проливом на глубине около 55 м (180 футов).

Подводный водопроводный туннель длиной 5 551 м (18 212 футов), названный Босфорским водным туннелем , был построен в 2012 году для перекачки воды из ручья Мелен в провинции Дюздже (к востоку от пролива Босфор в северо-западной Анатолии ) в Европейская сторона Стамбула, расстояние 185 км (115 миль).

Евразия Туннель является 5,4 км (3,4 мили) подводных шоссе туннеля, пересекая пролив Босфора для движения транспортных средств, между Казлычешмом и Göztepe . Строительство началось в феврале 2011 года и было открыто 20 декабря 2016 года.

До 4 подводных волоконно-оптических линий ( MedNautilus и, возможно, другие) подходят к Стамбулу, идя из Средиземного моря через Дарданеллы.

Переходы

Мост Чанаккале 1915 года через пролив Дарданеллы, соединяющий Европу и Азию, после завершения строительства станет самым .

Морской

Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным организациям.

По проливу также проходят значительные международные торговые перевозки грузовыми судами и танкерами .

Земля

В марте 2017 года началось строительство моста Чанаккале 1915 года. Мост соединит Сарычай (район провинции Чанаккале ) с азиатской стороны и Килитбахир с европейской стороны в самой узкой части пролива. Это часть запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог.

Подводный

2 подводные кабельные системы, передающие электроэнергию на 400 кВ по мосту Дарданеллы, чтобы питать к западу и востоку от Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первый, расположенный в северо-восточной части пролива, был подан в апреле 2015 года и обеспечивает 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока в 3,9 км от моря. Вторая линия, расположенная где-то посередине пролива, еще строилась в июне 2016 года и обеспечит аналогичные возможности первой линии.

Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus, и выходящие на посадку в Афинах , Сицилии и других местах.

Заклятые враги

Путь к Дарданелльскому бою пролегал через тернии международной политики рубежа XVIII-XIX веков

Черное и Средиземное моря находились под пристальным вниманием четырех великих держав: России, Британии, Франции и Турции. Их сложные внешнеполитические интересы были сплетены в клубок, распутать который оказалось невозможно

Его требовалось разрубить как гордиев узел.

Турция, давно враждовавшая с Россией, не могла простить унижений, которые нанес её флоту (а равно и всей Порте) великий русский адмирал Федор Ушаков. Малым числом он громил превосходившие по силам турецкие флоты. В итоге Русско-турецкая война 1787-1791 годов закончилась позорным для османов миром. Более того, они потеряли территории и жаждали реванша.

Даже несмотря на некоторое сближение России и Турции перед лицом нового общего врага – наполеоновской Франции, турки помнили все обиды, которые им пришлось перенести и не оставляли надежды нанести поражение своим старым врагам.

К 1805 году Россия, создав на Средиземном море свой оплот – Республику семи островов на Ионическом архипелаге, и после славной победы Ф. Ушакова при Корфу видела себя активной участницей средиземноморских дел. Тем опаснее стало быстрое продвижение французских войск на Балканах.

Имя [ редактировать ]

Современное турецкое название anakkale Boğazı , означающее « пролив Чанаккале », происходит от одноименного города среднего размера , примыкающего к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от ( çanak , «керамика») + ( , «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики, а также на известную османскую крепость Султание.

Английское название Дарданеллы — это сокращение от Дарданелльского пролива . Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы , , вероятно , назван в честь Дардана , древний город на азиатском берегу пролива , который , в свою очередь сказал , занять свое название от Дардана , мифического сына Зевса и Электры .

Древнее греческое название Ἑλλήσποντος ( Hellēspontos ) означает «море Хелле», и было древнее название узкого пролива. В классической литературе он назывался Hellespontium Pelagus , Rectum Hellesponticum и Fretum Hellesponticum . Он был назван так по имени Хелле , дочери Афамаса, утонувшей здесь в мифологии Золотого Руна .

Имя [ редактировать ]

Современное турецкое название anakkale Boğazı , означающее « пролив Чанаккале », происходит от одноименного города среднего размера , примыкающего к проливу, что само по себе означает «гончарный форт» — от ( çanak , «керамика») + ( , «крепость») — со ссылкой на знаменитую керамику и изделия из керамики, а также на известную османскую крепость Султание.

Английское название Дарданеллы — это сокращение от Дарданелльского пролива . Во времена Османской империи по обе стороны пролива стояли замки. Эти замки вместе назывались Дарданеллы , , вероятно , назван в честь Дардана , древний город на азиатском берегу пролива , который , в свою очередь сказал , занять свое название от Дардана , мифического сына Зевса и Электры .

Древнее греческое название Ἑλλήσποντος ( Hellēspontos ) означает «море Хелле», и было древнее название узкого пролива. В классической литературе он назывался Hellespontium Pelagus , Rectum Hellesponticum и Fretum Hellesponticum . Он был назван так по имени Хелле , дочери Афамаса, утонувшей здесь в мифологии Золотого Руна .

Переходы

Морской

Воды Дарданелл ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным лицам.

По проливу также проходят значительные международные коммерческие морские перевозки. грузовые суда и танкеры.

Земельные участки

В настоящее время автомобильные переходы через пролив отсутствуют. Однако в рамках запланированного расширения Турецкой национальной сети автомобильных дорог правительство Турции рассматривает возможность строительства подвесной мост между Сарычай (район Провинция Чанаккале) на азиатской стороне, чтобы Килитбахир на европейской стороне, в самой узкой части пролива. В марте 2017 года строительство Мост Чанаккале 1915 года между городами Гелиболу и Лапсеки началось.

Подводный

2 подводный кабель системы передачи электроэнергии напряжением 400 кВ по мосту через Дарданеллы, чтобы питать запад и восток Стамбула. У них есть собственные посадочные станции в Лапсеки и Сютлюце. Первая, расположенная в северо-восточной части пролива, была активирована в апреле 2015 г. и ведет 2 ГВт через 6 фаз 400 кВ переменного тока в 3,9 км до моря. Второй, находящийся где-то посередине пролива, еще строился в июне 2016 года и имеет очень похожие данные.

Обе подводные линии электропередачи пересекают 4 оптоволоконные линии передачи данных, проложенные ранее вдоль пролива. На опубликованной карте показаны линии связи, ведущие из Стамбула в Средиземное море, названные MedNautilus и приземляющиеся в Афины, Сицилия и в другом месте.

Пролив Дарданеллы сегодня

Пролив Дарданеллы на карте Евразии выглядит крошечным, но его значение по-прежнему очень велико. В период затишья между мировыми войнами турками было инициировано собрание ведущих морских держав для определения статуса проливов. Местом встречи был выбран г. Монтрё (Швейцария). В итоге в 1936 г. появилась одноименная конвенция, основные положения которой сводятся к следующему:

  • Торговым судам всех государств разрешён проход как в мирное время, так и при военном положении.
  • Страны черноморского бассейна могут проходить на военных судах любого класса, другие страны – только на надводных кораблях небольшого размера.
  • В случае вступления Турции в войну, ей отдан приоритет принятия решения о пропуске боевых судов любой страны мира.
  • При начале военных действий без участия Турции она обязана закрыть оба стратегических пролива для военных судов.

Сегодня проливы используются, в первую очередь, с торгово-экономическими целями. Россия таким образом осуществляет экспорт нефтепродуктов. Ежедневная пропускная способность проливов составляет свыше 130 судов, четверть из них – танкеры. Тем не менее военная значимость проливов по-прежнему стоит на первом месте. Страны-участницы НАТО регулярно нарушают разрешённые сроки пребывания в проливах во время учений под предлогом поломок судов. США активно добивается получения статуса черноморской державы путём возможной аренды портов у какой-либо страны данного региона. Конвенция Монтрё может быть нарушена в любой момент.

Урочище «щёки Дарданеллы»

Рекомендуем для похода:

  • Обувь должна быть зимней, спортивной, с толстой рифленой подошвой, можно взять 2 пары обуви.
  • Одежда должна быть зимней, теплой и удобной для ходьбы.
  • запасные перчатки;
  • туристические подстилки (хобы);
  • рюкзачок за спину.

Программа:

08:00 — сбор группы с ост. Луговой

11:00 – 11:30 — прибытие к ущелью.

11:30 – 17:00 — прогулка по ущелью Дарданеллы, пикник из собственных припасов, Вы увидите мегалиты, граниты вскрытые естественным обнажением высотой до 50 метров и откроете новое в знакомом ущелье, узнаете историю партизанских боев и многое другое.

Стоимость тура: 1600 руб./чел.

Почему не сделали?

Раз столько плюсов, почему Николай I не согласился на захват Проливов? Ответ тут может быть обстоятельным, долгим и подробным, а может — простым, своего рода философским. Мы ограничимся вторым.

Английский историк флота сэр Джулиан Корбетт в своё время дал такой ответ на вопрос, для чего нужна морская мощь:Господство на море необходимо только для контроля морских коммуникаций, которые используются для коммерческих или военных целей. Вообще, объект войны на море — именно коммуникации, в отличие от войны на суше, в которой основной целью является завоевание территорий. Различие фундаментальное».

То есть в морской логике самую главную роль занимают коммуникации, в сухопутной логике — территории.

Иначе удержание анклава в Проливах невозможно.

На ту же тему Нам нужнее: как Сталин проливы заполучить хотел

Кейт Нильсон в книгеФлот и глобальная защита» отмечал:Тогда как другие нации считали море своим противником, который не уменьшает, а увеличивает трудности, британский флот всегда полагал, что море — естественный союзник, который облегчит положение, который даст возможность укрыться от превосходящих сил, который помогает совершить манёвр».

Так вот, в глазах российского руководства — и флотского, и сухопутного — море всегда представлялось противником, который задерживает или уменьшает доставку грузов, не даёт вовремя перекинуть подкрепления, и т. д. В то, что логистика по морю и дешевле, и удобнее сухопутной, просто не верили на уровне инстинктов.

Именно поэтому Николай I в конечном итоге решил опереться не на мнение Лазарева, Корнилова и великого князя Константина, а на мнение Меншикова, который, хоть и был морским министром, к флоту имел отношение очень далёкое. Раз Меншиков сказал, что захват Проливов невозможен — значит так тому и быть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector