29,административно-территориальное деление россии: изучаем внимательно

Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ

Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют:

  • Конституция РФ;
  • Конституция субъекта РФ (например, конституция Республики Тыва);
  • федеральное законодательство (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982);
  • устав субъекта РФ (например, устав Тюменской области);
  • закон об административно-территориальном устройстве субъекта РФ (например, закон Краснодарского края «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» от 02.07.2009 № 1765-КЗ);
  • закон об административно-территориальных единицах с особым статусом (например, закон Красноярского края «Об административно-территориальных единицах с особым статусом» от 24.12.2015 № 9-4110) и др.

***

Итак, сегодня мы изучили зависимость форм правления и административно-территориального устройства государств в современном мире. Выделяют следующие виды административно-территориального устройства: унитарное государство и федерация.

Россия относится к государствам с федеративным типом административно-территориального устройства.

***

Еще ответы на вопросы по конституционному праву:

Урал

(Регион «миллионников»)

Городское население свыше 70%

Промышленный регион, с хорошими перспективами подъема промышленности, с хорошей инфраструктурой, самодостаточный. Отсюда, возможные сложности торговли, при несомненно высоких экономических показателях. Достаточный ассортимент ТНП производится в регионе, где и потребляется без наценок, неизбежных при транспортировке.
Специфика хороших продаж: «продается то, что рекламируется» и «хорошо продаются новинки». Хорошо налаженные транспортные потоки Москва-Екатеринбург. Москва-Башкирия. Последний стоит несколько обособленно от всего региона, поэтому, возможно, выгоднее и просто целесообразнее возить товар непосредственно из Москвы.
Специфика Уфы – способность на местном рынке организовать разделение сфер влияния, достаточно часто слышал, что если один занимается брендом «Х», то другие возят этот товар не очень охотно. Поэтому здесь наиболее четко просматривается схема: «один клиент – один город».

Федеральные округа

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся  — контроль  за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4),

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России (Источник) рассмотрите особенности  географического положения федеральных округов, найдите их центры.

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население  и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

Другие уроки на эту тему

Унитарное  — это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

Федерация – это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Области Российской Федерации (46)

Области Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Амурская область 361 913 816 910 Благовещенск
2 Архангельская область 589 913 1 202 295 Архангельск
3 Астраханская область 49 024 1 013 840 Астрахань
4 Белгородская область 27 134 1 540 985 Белгород
5 Брянская область 34 857 1 253 666 Брянск
6 Владимирская область 29 084 1 421 742 Владимир
7 Волгоградская область 112 877 2 583 002 Волгоград
8 Вологодская область 144 527 1 196 196 Вологда
9 Воронежская область 52 216 2 330 377 Воронеж
10 Ивановская область 21 437 1 048 961 Иваново
11 Иркутская область 774 846 2 422 026 Иркутск
12 Калининградская область 15 125 954 773 Калининград
13 Калужская область 29 777 1 005 585 Калуга
14 Кемеровская область 95 725 2 742 450 Кемерово
15 Кировская область 120 374 1 319 076 Киров
16 Костромская область 60 211 658 906 Кострома
17 Курганская область 71 488 885 759 Курган
18 Курская область 29 997 1 119 262 Курск
19 Ленинградская область 83 908 1 751 135 Санкт-Петербург
20 Липецкая область 24 047 1 162 235 Липецк
21 Магаданская область 462 464 152 358 Магадан
22 Московская область 44 379 7 048 084 Москва
23 Мурманская область 144 902 780 401 Мурманск
24 Нижегородская область 76 624 3 289 841 Нижний Новгород
25 Новгородская область 54 501 625 855 Великий Новгород
26 Новосибирская область 177 756 2 709 461 Новосибирск
27 Омская область 141 140 1 973 985 Омск
28 Оренбургская область 123 702 2 016 086 Оренбург
29 Орловская область 24 652 775 826 Орёл
30 Пензенская область 43 352 1 368 657 Пенза
31 Псковская область 55 399 661 507 Псков
32 Ростовская область 100 967 4 254 613 Ростов-на-Дону
33 Рязанская область 39 605 1 144 650 Рязань
34 Самарская область 53 565 3 213 289 Самара
35 Саратовская, область 101 240 2 503 305 Саратов
36 Сахалинская область 87 101 493 302 Южно-Сахалинск
37 Свердловская область 194 307 4 315 830 Екатеринбург
38 Смоленская область 49 779 975 188 Смоленск
39 Тамбовская область 34 462 1 075 748 Тамбов
40 Тверская область 84 201 1 334 061 Тверь
41 Томская область 314 391 1 064 245 Томск
42 Тульская область 25 679 1 532 436 Тула
43 Тюменская область 1 464 173 3 510 683 Тюмень
44 Ульяновская область 37 181 1 274 487 Ульяновск
45 Челябинская область 88 529 3 485 272 Челябинск
46 Ярославская область 36 177 1 271 672 Ярославль

Автономные округа (4) и автономная область (1)

Автономные округа и область Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Ненецкий автономный округ 176 810 42 789 Нарьян-Мар
2 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 534 801 1 584 063 Ханты-Мансийск
3 Чукотский автономный округ 721 481 50 780 Анадырь
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 612 Салехард
1 Еврейская автономная область 36 266 172 671 Биробиджан

Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути

Принципы административно-территориального устройства

В каждой стране есть свои особенности деления территории на административные единицы. Тем не менее общие тенденции сохраняются для подавляющего большинства государств. В т. ч. принципы административно-территориального устройства РФ и субъектов РФ тоже построены на перечисленных ниже закономерностях.

Перечислим главные принципы административно-территориального устройства.

Социально-экономический

На основе этого критерия административно-территориальное деление территории страны производится с учетом особенностей экономики данной местности и специфики традиционной занятости населения, в т. ч. численности и плотности населения, его тяготения к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производственных сил и т. д.

Географический

Границы административно-территориальных единиц определяются с учетом рельефа местности, наличия тех или иных природных ресурсов и угодий, размера территории и иных природных особенностей.

Демографический

С учетом динамики численности населения субъекта страны происходит изменение границ и количества административно-территориальных единиц.

Национально-исторический

Административно-территориальные единицы выделяются на основе особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения. Данный принцип используется для того, чтобы одноименные народы не были искусственно и против их воли разделены по различным административно-территориальным единицам.

Политический

Принцип используется для того, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Деление по-германски

Характерная особенность АТД Германии
— сохранение пусть и частично измененных
феодальных границ немецких государств,
существовавших до объединения страны в 1871 г.
Деление ФРГ стало с того времени менее
громоздким и более удобным: вместо имевшихся в
начале 30-х годов 14 земель и 11 провинций ныне
осталось 16 земель. К кардинальным переменам АТД
привел период существования двух германских
государств, когда связи между востоком и западом
некогда единой страны нарушились, а внутри двух
частей, наоборот, усилились. Но до сих пор
сохранилась земля Бавария, наследующая основную
часть границ одноименного королевства, на карте
страны можно прочитать названия других бывших
самостоятельных государств: Бадена, Вюртемберга,
Гессена, Саксонии, Гамбурга и др.

В российских условиях германская
модель выглядела бы как актуализация старых
феодальных границ, например границ русских
княжеств и татарских ханств на XV—XVI вв. Таким
образом возможно появление на политической
карте современной России таких
административно-территориальных образований,
как Новгородская земля, Псковская земля,
Владимиро-Суздальская земля, Казанская земля,
Астраханская земля. Центры этих единиц тоже
должны быть традиционными, несмотря на то что в
границах Новгородской земли Великий Новгород
давно уже обогнали Санкт-Петербург, Мурманск,
Архангельск, а Владимир стал много меньше
Нижнего Новгорода. За Уралом можно сформировать
земли по принципу объединения существующих
регионов. Почти так же, путем объединения
существовавших административных единиц (округов
ГДР), создавались новые восточные земли ФРГ.

Применение германской модели при всей
ее видимой неудобности позволит поднять у
россиян патриотические чувства. Ощущение
причастности к своей далекой истории,
оформившейся в виде новых территориальных
единиц, сможет воодушевить не только русских, но
и другие народы государства. Особенно сильно
процессы национального возрождения будут
заметны в землях Казанской, Астраханской и в
Якутии.

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. Экономические районы – это территории, внутри которых формируется и развивается специализированное хозяйство, являющееся частью народного хозяйства Российской Федерации и взаимосвязанное с другими его частями обменом производимых в них товаров и другими экономическими отношениями.

В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.Калининградская область не включена в состав ни одного экономического района. В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10 января 2006 года «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Калининградская область наделена статусом особой экономической зоны. В соответствии с Федеральным Законом в Калининградской области действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.

Крупные экономические районы являются высшим звеном экономического районирования и используются для общегосударственного территориального управления экономкой. Это четко специализированные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая большой численностью населения и значительной территорией, а также разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию

Состав экономических районов 

Район

Субъекты РФ

Площадь, тыс. км²

1. Центральный

1.       Брянская область

2.       Владимирская область

3.       Ивановская область

4.       Калужская область

5.       Костромская область

6.       Московская область

7.       Орловская область

8.       Рязанская область

9.       Смоленская область

10.   Тверская область

11.   Тульская область

12.   Ярославская область

13.   Москва

482,3

2. Центрально-Чернозёмный

1.       Белгородская область

2.       Воронежская область

3.       Курская область

4.       Липецкая область

5.       Тамбовская область

167,9

3. Восточно-Сибирский

1.       Республика Бурятия

2.       Республика Тыва

3.       Республика Хакасия

4.       Забайкальский край

5.       Красноярский край

6.       Иркутская область

4155

4. Дальневосточный

1.       Республика Саха (Якутия)

2.       Камчатский край

3.       Приморский край

4.       Хабаровский край

5.       Амурская область

6.       Магаданская область

7.       Сахалинская область

8.       Еврейская автономная область

9.       Чукотский автономный округ

6169,3

5. Северный

1.       Республика Карелия

2.       Республика Коми

3.       Архангельская область

4.       Вологодская область

5.       Мурманская область

6.       Ненецкий автономный округ

1476,6

6. Северо-Кавказский

1.       Республика Адыгея

2.       Республика Дагестан

3.       Республика Ингушетия

4.       Кабардино-Балкарская Республика

5.       Карачаево-Черкесская Республика

6.       Республика Крым

7.       Республика Северная Осетия — Алания

8.       Чеченская Республика

9.       Краснодарский край

10.   Ставропольский край

11.   Ростовская область

12.   Севастополь

382,1

7. Северо-Западный

1.       Ленинградская область

2.       Новгородская область

3.       Псковская область

4.       Санкт-Петербург

195,2

8. Поволжский

1.       Республика Калмыкия

2.       Республика Татарстан

3.       Астраханская область

4.       Волгоградская область

5.       Пензенская область

6.       Самарская область

7.       Саратовская область

8.       Ульяновская область

539,8

9. Уральский

1.       Республика Башкортостан

2.       Республика Удмуртия

3.       Пермский край

4.       Курганская область

5.       Оренбургская область

6.       Свердловская область

7.       Челябинская область

823,3

10. Волго-Вятский

1.       Республика Марий Эл

2.       Республика Мордовия

3.       Чувашская Республика

4.       Кировская область

5.       Нижегородская область

264,8

11. Западно-Сибирский

1.       Республика Алтай

2.       Алтайский край

3.       Кемеровская область

4.       Новосибирская область

5.       Омская область

6.       Томская область

7.       Тюменская область

8.       Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

9.       Ямало-Ненецкий автономный округ

2454

Особая экономическая зона

1.       Калининградская область

15,1

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна — это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

Областные автономии

Автономии Российской Демократической Федеративной Республики

Основополагающей основой государства является представительная демократия и федерация как национальных, так и территориальных автономных областей. Областные автономии имеют собственные органы самоуправления, включая парламент — Сейм и главу автономии — Генерал-губернатора. Генерал-губернаторы имеют право «давать руководящие указания всем органам местного управления», теперь они могли приостанавливать или даже отменять решения местной представительной власти, если таковые будут явно «представлять опасность в отношении общественного порядка и спокойствия». В настоящий момент в РДФР существует 21 областные автономии:

  1. Русская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Санкт-Петербург. Официальный язык — русский.
  2. Украинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Киев. Официальные языки — русский и украинский.
  3. Белорусская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Минск. Официальные языки — русский и белорусский.
  4. Молдовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Кишинёв. Официальные языки — русский и румынский.
  5. Литовская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Вильно. Официальные языки — русский и литовский.
  6. Лифляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Рига. Официальные языки — русский и латвийский
  7. Эстляндская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Ревель. Официальные языки — русский и эстонский.
  8. Крымская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Симферополь. Официальные языки — русский и крымско-татарский.
  9. Константинопольская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Константинополь. Официальные языки — русский и греческий.
  10. Донская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Новочеркасск. Официальный язык — русский.
  11. Кубанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Екатеринодар. Официальный язык — русский.
  12. Горская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Владикавказ. Официальный язык — русский.
  13. Грузинская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Тифлис. Официальные языки — русский, грузинский, абхазский и осетинский.
  14. Понтийская — образована 25 июля 1923 года. Столица — Трапезунд. Официальные языки — русский и греческий.
  15. Азербайджанская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Баку. Официальные языки — русский и азербайджанский.
  16. Урало-Волжская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Казань. Официальные языки — русский, татарский и башкирский.
  17. Оренбургская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Оренбург. Официальный язык — русский.
  18. Алашская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Алма-Ата. Официальные языки — русский и казахский.
  19. Бурят-Монгольская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Иркутск. Официальные языки — русский, тувинский и бурят-монгольский.
  20. Забайкальская — образована 17 марта 1922 года. Столица — Чита. Официальный язык — русский.
  21. Иесская — образована 15 июля 1942 года. Столица — Саппоро. Официальные языки — русский и японский.

Ответ

В положениях Федерального закона № 131-ФЗ не содержится норм, предписывающих учитывать при формировании территорий муниципальных образований административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем категории «населенный пункт», «сельский населенный пункт», «город», «поселок» являются понятиеобразующими для муниципальных образований «городское поселение», «сельское поселение», «городской округ», служат отправной точкой для описания их состава и территории. Так, сельское поселение определяется как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ). В 2014 году появилось понятие городского округа с внутригородским делением – это городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования (Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ). Это корреспондирует традиционному для страны делению крупных городов (республиканского, областного, краевого значения) на районы как административно-территориальные единицы.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что территориальное устройство местного самоуправления жестко не связано с административно-территориальным делением, перечень территорий муниципальных образований является открытым и эти территории устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (например, Постановление от 3 ноября 1997 г. № 15-П). Однако это не означает полного отсутствия взаимосвязи между муниципально-территориальным и административно-территориальным устройством. Она существует и объективно (фактически), и юридически (об этом свидетельствуют приведенные выше положения Федерального закона № 131-ФЗ).

Следует также учитывать, что объективно необоснованное несоответствие административно-территориального деления субъекта Российской Федерации и территорий муниципальных образований (например, в части, определяющей территории муниципальных районов и административных районов, городов (поселков) и городских поселений, объединений сельских населенных пунктов (сельских округов, сельсоветов, волостей) и сельских поселений) создаст путаницу, неоднозначность и расхождения в определении территорий, находящихся в юрисдикции различных органов управления и местного самоуправления. Как показывает практика, в тех субъектах Российской Федерации, в которых территории муниципальных образований были установлены с нарушениями этого принципа, возникли конфликты, ухудшилась эффективность управления. Граждане, недовольные такими решениями обращаются в суды и оспаривают законность принятых решений.

Исторически сложившиеся в соответствии с административно-территориальным делением территории районов, городов, поселков городского типа, районов, сельских округов (волостей, сельсоветов), как правило, удовлетворяют критериям ст. 11 Федерального закона № 131-ФЗ и могут служить основой для установления территорий вновь создаваемых муниципальных образований. Поэтому рекомендуется сохранять взаимосвязь административно-территориального деления субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований и определять территории муниципальных образований в соответствии с административно-территориальным делением субъекта Российской Федерации. 

Что такое административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.

Федеративная

Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.

Эти гособразования называются субъектами Федерации.

Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.

Примеры стран-федераций:

  • Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  • США;
  • Мексика;
  • Канада.

Унитарная

Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.

В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.

Унитарные государства по признаку централизации бывают:

  • Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
  • Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.

По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:

  • На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
  • Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.

Конфедеративная

 Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:

  • нестабильна и носит временный характер;
  • ближе к союзу государств, чем к единому государству.

Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.

Например:

  1. Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
  2. Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.

Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к

это объединения отдельных стран.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

Деление по-канадски

Канадский опыт организации АТД
применить к России проще всего. Россия, как и
Канада, гигантская по площади, но сравнительно
малонаселенная северная страна, вытянутая вдоль
параллелей, с колоссальными диспропорциями в
размещении хозяйственного, ресурсного и
человеческого потенциала.

Северную половину страны, как и в
канадском случае, можно поделить на обладающие
ограниченным самоуправлением территории. Это
разумно сделать для транспортно слабодоступных,
удаленных от основной полосы расселения частей
страны с неблагоприятными природными условиями,
обладающих притом ярко выраженной
стратегической значимостью как средоточие
природных ресурсов, преимущественно еще
неразработанных.

Южнее будут находиться провинции —
полноправные участники федерации, имеющие
полный набор самоуправляющихся институтов.
Границей между территориями и провинциями может
служить 60-я параллель, отделяющая районы
сравнительно комфортных условий от зоны Севера.
Такая же схема действует и в Канаде, ее нарушают
лишь провинция Квебек и территория Нунавут, чьи
владения временами переходят за эту широтную
линию. Границы между самими территориями и
большинством провинций в России целесообразно,
так же как и в Канаде, провести по меридианам,
особенно в малонаселенных районах севера и
Азиатской части. Искусственные линии границ
регионов будут спаивать внутреннее пространство
России, приведут к их взаимозависимости и
взаимной заинтересованности, снизят опасность
национального и территориального сепаратизма.

Конституционный строй

Не меньшее значение, чем политическое устройство России, имеет её конституционный строй. Согласно Конституции, источником власти в РФ является народ данного государства. Он делегирует определенные полномочия властным органам.

Социально-политическое устройство России также определяет Конституция. Согласно её статьям, РФ — социальное государство, которое гарантирует своим гражданам условия для достойной жизни и выражения своих свобод.

В Конституции Россия также обозначена светским государством, в котором религия и государственная власть отделены друг от друга. Также декларируется равенство всех религий и религиозных объединений перед буквой закона.

Также Конституция гарантирует свободу слова и мнений, отсутствие обязательной государственной идеологии и наличие плюрализма, то есть функционирование политических партий различной идеологической направленности.

Данные положения Конституции полностью соответствуют общим международным правам и свободам человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector