Административно-территориальное устройство россии

Субъекты федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

Также по теме

«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы

19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

  • Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
  • РИА Новости

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм — один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма — способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты — Государственной Думы и верхней палаты — Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации

Республики Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Крым3 Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия
Края Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский
Области Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская
Города федерального значения Москва Санкт-Петербург Севастополь
Автономная область Еврейская
Автономные округа Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) Ханты-Мансийский — Югра (Расположен на территории Тюменской области) Чукотский Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области)

Что такое административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.

Федеративная

Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.

Эти гособразования называются субъектами Федерации.

Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.

Примеры стран-федераций:

  • Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  • США;
  • Мексика;
  • Канада.

Унитарная

Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.

В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.

Унитарные государства по признаку централизации бывают:

  • Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
  • Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.

По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:

  • На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
  • Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.

Конфедеративная

 Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:

  • нестабильна и носит временный характер;
  • ближе к союзу государств, чем к единому государству.

Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.

Например:

  1. Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
  2. Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.

Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к

это объединения отдельных стран.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Слияния, разделения и внутренние территориальные изменения

Карта субъектов федерации России с выделением тех, которые объединились в первом десятилетии XXI века (желтым цветом), и тех, слияние которых обсуждалось в том же десятилетии (оранжевым цветом)

Начиная с 2005 г., некоторые субъекты федерации были объединены в более крупные территории. В этом процессе шесть очень малонаселенных субъектов (составляющих в общей сложности 0,3% населения России) были интегрированы в более густонаселенные субъекты в надежде, что экономическое развитие этих территорий выиграет от гораздо более крупных средств их соседей. Процесс слияния завершился 1 марта 2008 года. С марта 2008 года никаких новых слияний не планировалось. Шесть территорий стали «административно-территориальными районами с особым статусом». В них значительная доля меньшинств, причем русские составляют большинство только в трех из них. Четыре из этих территорий имеют второй официальный язык помимо русского: бурятский (на двух из объединенных территорий), коми-пермский , корякский . Это исключение: все другие официальные языки России (кроме русского) установлены Конституциями входящих в нее республик ( Мордовия , Чечня , Дагестан и др.). Статус «административно-территориальных округов с особым статусом» подвергался критике, поскольку не фигурирует в Конституции Российской Федерации.

Дата референдума Дата слияния Оригинальные сущности Оригинальные коды Новый код Оригинальные сущности Новая сущность
2003-12-07 2005-12-01 1, 1а 59 (1), 81 (1а) 90 Пермская область (1) + Коми-Пермяцкий автономный округ (1а) Пермский край
2005-04-17 2007-01-01 2, 2а, 2б 24 (2), 88 (2a), 84 (2b) 24 Красноярский край (2) + Эвенкийский автономный округ (2a) + Таймырский автономный округ (2b) Красноярский край
2005-10-23 2007-07-01 3, 3а 41 (3), 82 (3а) 91 Камчатская область (3) + Корякский автономный округ (3a) Камчатский край
2006-04-16 2008-01-01 4, 4а 38 (4), 85 (4а) 38 Иркутская область (4) + Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (4а) Иркутская обл.
2007-03-11 2008-03-01 5, 5а 75 (5), 80 (5а) 92 Читинская область (5) + Агинский Бурятский автономный округ (5а) Забайкальский край

Помимо тех шести территорий, которые полностью перестали быть субъектами Российской Федерации и были отнесены к территориям с особым статусом, еще три субъекта имеют статус субъекта, но одновременно являются частью более населенного субъекта:

  • Ненецкий автономный округ (население 2010 г. — 42090 чел.) Является субъектом с 1993 г., но также согласно Конституции входит в состав Архангельской области.
  • Ханты-Мансийский автономный округ получил автономию в 1977 году, но одновременно входит в состав Тюменской области.
  • Ямало-Ненецкий автономный округ получил статус субъекта в 1992 году (после получения автономии в 1977 году), но также входит в состав Тюменской области.

С расчетным населением в 49348 человек по состоянию на 2018 год, Чукотка в настоящее время является наименее населенным субъектом России, который не входит в состав более густонаселенного субъекта. Он был отделен от Магаданской области в 1993 году. Чукотка — один из самых богатых субъектов России (с ВРП на душу населения, эквивалентным ВРП Австралии), и поэтому не вписывается в схему слияния субъектов с целью получения выгоды от экономического динамизма страны. сосед.

В 1992 году Ингушетия отделилась от Чечни как для того, чтобы держаться подальше от растущего насилия в Чечне, так и для того, чтобы получить восточную часть Северной Осетии (это не сработало: чеченский конфликт распространил насилие на Ингушетию, а Северная Осетия сохранила свой Пригородный район). Район ). Эти две мусульманские республики, населенные в подавляющем большинстве (95% +) близкородственными вайнахцами , говорящими на вайнахском языке , остаются двумя беднейшими субъектами России, при этом ВРП на душу населения в Ингушетии эквивалентен ВРП Ирака. Однако, согласно статистике 2016 года, они также являются самыми безопасными регионами России, а также имеют самое низкое потребление алкоголя, причем уровень отравлений алкоголем как минимум в 40 раз ниже, чем в среднем по стране.

До 1994 года Сокольский район Нижегородской области входил в состав Ивановской области .

В 2011–2012 годах территория Москвы увеличилась на 140% (до 2 511 км 2 (970 квадратных миль)) за счет приобретения части Московской области .

13 мая 2020 года губернаторы Архангельской области и Ненецкого автономного округа объявили о своем плане слияния после обвала цен на нефть из -за пандемии COVID-19 . 2 июля процесс был отменен из-за непопулярности среди населения.

Административно-территориальное устройство России

Среди субъектов Федерации  выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России  все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности.  В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев ( до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область,  2 города федерального значения  – Москва и Санкт-Петербург.

Список всех регионов России по алфавиту

В России 85 регионов (области, края, республики, автономные округа). При нажатии на название региона, можно перейти на страницу со списком всех городов региона, отсортированных по численности населения в каждом городе.

Рядом с регионом указано количество городов в регионе и рядом указан федеральный округ, в который входит данный регион. При нажатии на название федерального округа, можно перейти на страницу со списком всех городов в этом федеральном округе России.

Регион Кол-во городов Федеральный округ
1, 116
1 Алтайский край 12 Сибирский
2 Амурская область 10 Дальневосточный
3 Архангельская область 13 Северо-Западный
4 Астраханская область 6 Южный
5 Белгородская область 11 Центральный
6 Брянская область 16 Центральный
7 Владимирская область 23 Центральный
8 Волгоградская область 19 Южный
9 Вологодская область 15 Северо-Западный
10 Воронежская область 15 Центральный
11 Еврейская автономная область 2 Дальневосточный
12 Забайкальский край 10 Сибирский
13 Ивановская область 17 Центральный
14 Иркутская область 22 Сибирский
15 Кабардино-Балкария 8 Северо-Кавказский
16 Калининградская область 22 Северо-Западный
17 Калужская область 22 Центральный
18 Камчатский край 3 Дальневосточный
19 Карачаево-Черкесия 4 Северо-Кавказский
20 Кемеровская область 20 Сибирский
21 Кировская область 18 Приволжский
22 Костромская область 12 Центральный
23 Краснодарский край 26 Южный
24 Красноярский край 23 Сибирский
25 Курганская область 9 Уральский
26 Курская область 10 Центральный
27 Ленинградская область 33 Северо-Западный
28 Липецкая область 8 Центральный
29 Магаданская область 2 Дальневосточный
30 Москва 1 Центральный
31 Московская область 73 Центральный
32 Мурманская область 16 Северо-Западный
33 Ненецкий автономный округ 1 Северо-Западный
34 Нижегородская область 28 Приволжский
35 Новгородская область 10 Северо-Западный
36 Новосибирская область 14 Сибирский
37 Омская область 6 Сибирский
38 Оренбургская область 12 Приволжский
39 Орловская область 7 Центральный
40 Пензенская область 11 Приволжский
41 Пермский край 25 Приволжский
42 Приморский край 12 Дальневосточный
43 Псковская область 14 Северо-Западный
44 Республика Адыгея 2 Южный
45 Республика Алтай 1 Сибирский
46 Республика Башкортостан 21 Приволжский
47 Республика Бурятия 6 Сибирский
48 Республика Дагестан 10 Северо-Кавказский
49 Республика Ингушетия 5 Северо-Кавказский
50 Республика Калмыкия 3 Южный
51 Республика Карелия 13 Северо-Западный
52 Республика Коми 10 Северо-Западный
53 Республика Крым 16 Крымский
54 Республика Марий Эл 4 Приволжский
55 Республика Мордовия 7 Приволжский
56 Республика Саха (Якутия) 13 Дальневосточный
57 Республика Северная Осетия — Алания 6 Северо-Кавказский
58 Республика Татарстан 24 Приволжский
59 Республика Тыва 5 Сибирский
60 Республика Хакасия 5 Сибирский
61 Ростовская область 23 Южный
62 Рязанская область 12 Центральный
63 Самарская область 11 Приволжский
64 Санкт-Петербург 1 Северо-Западный
65 Саратовская область 18 Приволжский
66 Сахалинская область 14 Дальневосточный
67 Свердловская область 47 Уральский
68 Севастополь 1 Крымский
69 Смоленская область 15 Центральный
70 Ставропольский край 19 Северо-Кавказский
71 Тамбовская область 8 Центральный
72 Тверская область 23 Центральный
73 Томская область 6 Сибирский
74 Тульская область 19 Центральный
75 Тюменская область 5 Уральский
76 Удмуртская Республика 6 Приволжский
77 Ульяновская область 6 Приволжский
78 Хабаровский край 7 Дальневосточный
79 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 16 Уральский
80 Челябинская область 30 Уральский
81 Чеченская Республика 6 Северо-Кавказский
82 Чувашская Республика — Чувашия 9 Приволжский
83 Чукотский автономный округ 3 Дальневосточный
84 Ямало-Ненецкий автономный округ 8 Уральский
85 Ярославская область 11 Центральный

Всего в России 85 регионов, входящие в 9 федеральных округов.

Города на букву: АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЫЭЮЯ

ТолкованиеПеревод

Регион b>Регион (лат.regio — «страна», «область») — определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации. Регионы России

В военном деле зарубежных государств оперативно-стратегическая единица, включающая от 1 000 000 до 3 000 000 человек.

Что такое федеративное устройство

Федерация — это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация — одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Конституционно-правовой статус РФ

  • В мировой системе РФ наделена собственным международно-правовым и конституционно-правовым статусом. Источником первого является система международного права, а второго – конституционное право, согласно заключённым внутренним договорам.
  • Территория Российской Федерации поделена между субъектами и представляет собой единое государство, как целостная система. Территория имеет закреплённую сушу, выход в море.
  • РФ закрепляет за собой суверенные права и юрисдикцию, в зависимости от отношений с другими частями планеты, которые не являются частью РФ. Никакой субъект РФ не вправе решать вопросы о предоставлении своей территории другим странам или принятии земель от иностранных государств, которые изменяют границы РФ.
  • Территория Российской Федерации является неприкосновенной для других стран, правительство защищает входящие в неё субъекты и гарантирует порядок, согласно конституционному строю государства.
  • РФ имеет исключительную компетенцию в виде внешнеполитических отношений; гарантирует действие прав каждого субъекта и защиту; заключение международных договорённостей; вхождение и принятие участия в международных организациях. Территориальные единицы РФ также могут заключать международные договоры, но только в случае одобрения правительством.
  • Все граждане РФ имеют равное гражданство, но жители республик могут иметь собственое.
  • На всей территории Российской Федерации функционируют общие государственные органы в виде законодательной, исполнительной и судебной власти. Власть представлена Президентом, Федеральным Собранием, Правительством.
  • РФ имеет общую правовую структуру, куда входят нормативные акты и акты субъектов РФ.
  • Российская Федерация обладает экономическим пространством, распространяющимся на всю территорию: межу субъектами РФ, недопекается установление пошлин и границ; присутствует полная свобода перемещения товаров и предоставления услуг; единая валюта (рубль).
  • Как и любое другое государство, Россия имеет Единые Вооруженные Силы, которые разрабатывают оборонную политику и обеспечивает мир государству, занимаются разработкой военных снаряжений, призывает на военную службу.
  • На территории Российской Федерации государственным языком русский. Однако, согласно Конституции РФ, любая этничность имеет права на сохранение, употребление, распространение родного языка.

Какие регионы есть в России

Россия – федеративное государство, которое состоит из 85 субъектов

. Еще не так давно их было 83 – до всем известных событий, а совсем недавно из двух хотели сделать один, но жители оказались против. Но особенность государственного устройства России в том, что разные регионы имеют разный статус, и называются по-разному.

Итак, в составе России есть:

  • 22 республики. Формально республика в составе РФ – в Конституции России республики называются государствами, хотя по факту не имеют государственного суверенитета и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики в России – скорее национальные (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники такого типа регионов). Тем не менее, республики имеют гораздо больше прав, чем другие субъекты;
  • 9 краев и 49 областей. С точки зрения Конституции, край не отличается от области ничем (хотя в советском основном законе отличия были – в состав края могли входить автономные области, а в состав обычной области – нет). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, полномочий у них меньше всего. Стоит отметить, что край не всегда граничит с другими государствами (то есть, является «краем» страны) – как, например, Ставропольский край;
  • 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург в разное время были столицами (что объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма). Город Байконур, который находится внутри Казахстана, считается российской территорией, но не имеет статуса субъекта;
  • 1 автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, все еще не принят – поэтому статус Еврейской АО пока существует только в Конституции;
  • 4 автономных округа. Отличие от других субъектов в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. ХМАО и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО – в состав Архангельской. Чукотский АО не входит в другой регион. Тем не менее, все автономные округа являются полностью самостоятельными субъектами, а вхождение их в состав других регионов не отражается на степени самостоятельности.

Несмотря на то, что вопросы статуса регионов в современной России не вызывают бурных споров и дискуссий, наличие некоторых неурегулированных вопросов иногда становится причиной конфликта. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого АО и Архангельской области, но жители НАО высказались категорически против – создав единственный в стране случай протестного голосования

по Конституции.

Другой пример – продолжающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть и в финансовых, и в культурных вопросах.

Граница России и США на карте

Здесь тоже граница проходит по морю, но проблем такое количество, как будто ее протяженность превышает китайско-российскую. Отношения между двумя странами крайне неустойчивые. США активно перестраивают структуру безопасности Азии и Европы, а в РФ это рассматривается, как попытку ущемить ее государственные интересы.

Ситуация усугубляется тем, что на карте России на западе расположен Евросоюз, на востоке находится Япония вместе с тесно связанными с ней индустриальными странами Азии, а чуть в сторону ближе к юго-востоку — Китай. Такой расстановке сил дали название система Больших сфер (пространств).

По этим причинам для РФ актуальны реформирование армии, чтобы повысить ее боеспособность, а также в первую очередь серьезные изменения ситуации в сфере геоэкономики. Так что геополитическое положение России в ближайшем будущем будет определяться ее экономическим развитием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector