5 самых длинных железных дорог россии

Лхаса-Гуанчжоу (4 980 км)


Железнодорожный путь Лхаса-Гуанчжоу является самым прямым и протяженным в Китае. Транспортное средство передвигается по этому маршруту в течение почти 55 часов и останавливается в нескольких крупных населенных пунктах. Это, например, Учан, Чэньчжоу, Сиань, Ланьчжоу. Впрочем, большая часть маршрута пролегает через горы и сельские населенные пункты.

По железнодорожному пути Лхаса-Гуанчжоу передвигается поезд с рестораном, который работает круглые сутки. Там пассажирам доступно большое количество блюд кухонь Китая и Тибета.

Во время движения транспортного средства стюарды рассказывают людям о достопримечательностях, которые можно увидеть снаружи. Они информируют пассажиров на нескольких языках.

Самая широкая железная дорога

Если говорить о самой широкой железной дороге, то можно сказать, что ее нет. Конечно, есть ширина колеи 1676 мм, которая встречается в Индии, Пакистане, Чили, Аргентине, Бангладеше и на Шри-Ланке, но был проект настоящей царь-дороги. Вот только вынашивался он в нацистской Германии и не подразумевал под собой мирного строительства для коммерческих целей.

Изначально предполагалось связать при помощи такой дороги Японию и Индию с Европой. Естественно, через территорию СССР. Проект, который получил название ”Breitspurbahn”, предполагал ширину колеи ровно три метра. Дорога должна была стать очень быстрой и перевозить огромные грузы на большие расстояния. Проекту было не суждено сбыться и больше никто не подходил к реализации таких решений настолько серьезно, как руководство и инженеры Третьего рейха.

Как поезда ездят в другие страны

Пассажирское и грузовое сообщение стало в наши дни нормой, если не считать последние полгода, когда коронавирус рассадил нас по домам. Я сам пересекал границу на поезде и застал процесс, когда поезда подготавливаются для движения по железной дороге другой страны.

Примерно так выглядит смена колесных пар.

Так получилось, что я ехал на современном скоростном поезде из Москвы в Берлин (Германия). В моем случае это произошло максимально быстро и просто. Поезд лишь снизил скорость до достаточно медленной и в этот момент под составом творилась магия — на ходу менялась ширина колесных пар.

Более старые составы не могут похвастаться такими возможностями и приходится менять под ними тележки. Для этого вагоны приподнимаются, из-под них строем выкатываются одни тележки и в нужном количестве на их место устанавливаются другие. Процедура получается существенно более долгая, чем в первом случае. При этом время простоя на границе это не только дискомфорт пассажиров, но и трата денег для эксплуатирующей состав компании. В итоге, даже переоборудование пропускного пункта с установкой на него оборудования для смены ширины колесных пар окупается очень быстро. Сами поезда тоже получаются очень выгодными, как для пассажиров, так и для перевозчика.

Есть еще случаи универсальной колеи, когда поезду не надо долго ехать по территории страны. Для этого просто укладывается два комплекта рельс. При этом они укладываются не рядом, а как бы в перемешку. То есть, если смотреть на них сверху и считать слева направо, то первый и третий рельс предназначены для одних поездов, а второй и четвертый — для других. Так не надо готовить землю для прокладки дополнительного пути и получается бюджетно сделать универсальную колею. И поезда выигрывают от того, что не стоят на границе.

Вот так монументально выглядят колесные пары. Каждая весит больше тонны.

Можно еще, конечно, перегрузить товар на границе из одного поезда в другой. Этот метод используется, но он очень затратен по времени.

С учетом роста грузопотока и относительно невысокой стоимостью использования железных дорог, они и дальше будут укрепляться в роли массового средства доставки пассажиров и грузов. Самолет дорог, корабль не всюду доберется, а для каждой машины нужен свой тягач и водитель. Поезд цепляется за один локомотив с одной бригадой машинистов и едет через всю страну почти 24 часа в сутки. Бригады меняются на станциях, обеспечивая бесперебойность процесса.

Так получилось, что колея везде разная, но способы обходить это уже найдены, поэтому железная дорога не потеряет своей привлекательности и романтического образа.

Сибирь и Дальний Восток

Самые длинные пути соединяют центр России с Сибирью и Дальним Востоком.

К ним относятся следующие железные дороги:

  1. Восточно-сибирская (В-СибЖД). Ее длина составляет 3848 километров. Магистраль охватывает Бурятию и прилегающие к ней регионы. Она обеспечивает сообщение со всеми районами Восточной Сибири.
  2. Дальневосточная (ДвЖД). Эта дорога проходит по территории Приморского и Хабаровского края, а также по прилегающим к ним регионам. Ее длина составляет почти 6000 километров и охватывает 40% территории России.
  3. Забайкальская (ЗабЖД). Она обслуживает юго-восточные регионы страны и на станции. Забайкальск соприкасается с железной дорогой Китайской республики. Протяженность магистрали составляет более 3000 км.
  4. Западно-Сибирская (З-СибЖД). Она связывает западные регионы России и Казахстан. Протяженность путей насчитывает почти 9000 км, из которых эксплуатируется 5602 км.
  5. Красноярская (КрасЖД). Линия связывает Транссиб и Южно-Сибирскую магистраль, Европу с Азией. По ней можно доехать до Хакасии. Общий километраж дороги составляет 4544 км.
  6. Транссиб, или Великий Сибирский путь, — одна из ключевых магистралей страны. Это самый длинный путь в мире, его протяженность составляет 9438 км. Благодаря работе Транссиба можно за неделю доехать из Москвы во Владивосток.
  7. Байкало-Амурская магистраль. Связывает Восточно-Сибирскую и Дальневосточную дороги, соединяет Ташкент со станцией Советская Гавань. Она создавалась как часть непостроенного Великого Северного пути.

Удобные сервисы для определения маршрута

Людям, желающим взглянуть на полную карту железнодорожных путей России, сделать окончательный выбор по определению пути лучше всего, воспользовавшись современными технологиями. В настоящий момент одним из самых удобных сервисов, который позволяет изменять масштаб и прокладывать путь из точки А в точку В, является приложение Google-карты.

Маршрут на сервисе Гугл

Что он умеет:

  • определить наилучший маршрут по заданным координатам;
  • сделать расчет расстояния и времени в пути при использовании различных видов транспорта;
  • указать на проблемные участки дороги. К примеру, где образовались пробки, идут ремонтные работы и т. д. Дается прогноз на время разрешения проблемы;
  • возможность расчета альтернативных вариантов путешествия;
  • комбинирование видов транспорта для выбора наилучшего варианта;
  • возможность панорамного просмотра улиц нужных городов и многое другое.

Чтобы проложить маршрут, следует выполнить следующие шаги:

  1. Зайдя на сервис, нужно переключиться в режим построения маршрутного пути и ввести нужные адреса в верхнее и нижнее поле. Первое будет пунктом отправления, а второе — пунктом прибытия.
  2. По завершении первого шага на карте появится синяя схема. Желтым цветом на ней будут выделены проблемные места. Красным обозначены очень сильные заторы.
  3. Также пользователь сможет узнать расстояние между пунктами отправки и прибытия и время в пути.
  4. Если проложенный путь чем-то вас не устраивает, можно воспользоваться альтернативным, который показан на карте серым цветом, как это видно из рисунка, представленного ниже. Это очень полезно, если на дороге возникла аварийная ситуация и поездка по ней невозможна, о чем сервис предупредит.

Строящиеся или проектируемые автомагистрали

Название автомагистрали Длина Срок строительства
проектирование А150 от Керчи до Севастополя 474 км 2016 — 2020
реконструкция в Московской области ~150 км 2008 — 2017
реконструкция в Московской области ~90 км 1998 — 2019
реконструкция ~1400 км 1984 — 2018
реконструкция в Московской области ~120 км 1987 — 2017
реконструкция в Самарской области, на участке Тольятти — Самара ~120 км 2013 — 2019
реконструкция в Челябинской области, на участке от Мисяшской развязки до поворота на Чебаркуль ~25 км 2014 — 2016
М11 684 км 2010 — 2018
реконструкция Р242 от обхода села Лобаново до Кунгура ~85 км с 2012
строительство Р384 от Новокузнецка до Кемерово 184 км 1971 — 2016
строительство автотрассы Западная Европа — Западный Китай (участок на территории Татарстана) 145 км 2008 — 2020

Метрополитен

Ширина колеи между внутренними гранями головок рельсов на прямых участках пути должна быть 1 520 мм.

На всех кривых участках пути ширина колеи должна быть при радиусе:

  • более 600 м — 1 524 мм;
  • от 600 м до 400 м — 1 530 мм;
  • от 399 м до 125 м — 1 535 мм;
  • от 124 м до 100 м — 1 540 мм;
  • менее 100 м — 1 544 мм.

На существующих линиях на прямых и кривых участках пути допускается ширина колеи по установленным ранее нормативам. Нормы содержания таких участков пути устанавливает начальник метрополитена.

Отклонения от ширины колеи не должны превышать по уширению +8 мм (10 мм на парковых путях) и по сужению −4 мм. Ширина колеи менее 1 512 мм и более 1 548 мм не допускается. Если рельсы имеют боковой износ, то величины допускаемых отклонений от указанных норм устанавливаются управлением метрополитена.

Трубопроводные магистрали

Транспортные магистрали России, по которым проходит груз в жидком и газообразном состоянии, переходят в разряд трубопроводных. По этим коммуникациям (длиной почти 260 тыс. км.) проходит 48% всех грузов России, в основном это сырая нефть и газ. Данная продукция, кроме внутреннего рынка, поставляется в европейские и азиатские государства.

Главные работающие нефтепроводы:

  • «Дружба» (1960 г.) — самая крупная нефтяная магистраль страны с годовым объёмом перекачки нефти 66,5 млн. т. Общая длина этого трубопровода составляет 8,9 тыс. км. (3,9 тыс. км.— на территории РФ) при наличии 46 насосных станций (38 насосных станций промежуточного характера). Резервуарные терминалы этой системы способны принять 1,6 млн.м³. нефти. Своё начало трубопровод берёт в Волго-уральском нефтегазовом регионе от Самары и пролегает через Украину и Белоруссию в страны Европы.
  • Каспийский Трубопроводный Консорциум (1992 г.) — нефть из России и Казахстана доставляется до морского терминала Южная Озереевка под Новороссийском. Длина нефтепровода составляет 1,5 тыс. км. с рабочей мощностью 28,3 млн. т. в год.

Основные действующие газопроводы:

Маршрут: Протяжённость (тыс. км.): Производительность (млрд.м³./ год):
Уренгой-Помары-Ужгород. 4,45. 28.
Ямал-Европа. 2,1. 35.
Саратов-Москва. 0,84. 0,36.
Россия-Турция (Голубой поток): 1,21. 14.
Джубга-Лазаревское-Сочи 0,172. 3,78.
Сахалин-Хабаровск-Владивосток. 1,45. 5,5.
Россия-Германия (Северный поток): 1,23. 59.
Бованенково-Ухта. 1,1. 140.

Российские транспортные магистрали трубопроводного характера также включают целый ряд более мелких объектов и находящихся в стадии строительства путепроводов.

Чикаго-Лос-Анджелес (4 390 км)

Приблизительная длина сети железных дорог в Соединенных Штатах Америки – 250 тыс. км. Ее значительной частью является прямая дорога из Лос-Анджелеса в Чикаго. Весь этот путь поезд проделывает более чем за 60 часов, останавливаясь 40 раз.

За большинство самых качественных американских поездов отвечает компания Amtrak. К перевозкам пассажиров она относится особым образом. Обстановка в поездах обычно очень уютна, стюарды напоминают актеров Золотого века Голливуда, а оформление сделано под старину.

Чтобы пассажиры могли с максимальным комфортом наслаждаться пейзажами США, Amtrak позаботилась о создании вагонов с очень большими окнами. Находясь в них, ощущаешь себя в гостиной, а не в поезде. Оконные проемы имеются не только по бокам, но и сверху. Благодаря такому уникальному оформлению у пассажиров создается ощущение стремительного полета.

Условия движения

Какая трасса считается в России скоростной? Автомагистраль — это дорога с определенным дорожным знаком, имеющая несколько полос для движения в обоих направлениях, разделенных при этом специальным ограждением или разделительной полосой. Эта дорога не имеет пересечений с другими на одном уровне (любые пересечения возможны только по мосту или подземному переходу).

На скоростной дороге запрещено движение пешеходов, животных, любых видов транспорта, скорость которых не превышает 40 км/ч. К ним относятся велосипеды, мопеды, трактора и любые другие самоходные средства передвижения. Также недопустима остановка общественного транспорта, а для легковых и грузовых автомобилей запрещено останавливаться в местах, не предназначенных для стоянки.

Запрещается делать разворот и въезжать в разрывы разделительной полосы, недопустимо движение задним ходом и учебная езда. Так что, выезжая на автобан, будьте внимательны и не нарушайте правила.

Сервисы для построения маршрута

Российским железнодорожным транспортом каждый год пользуется 1 миллиард 300 миллионов пассажиров, то есть приблизительно каждый житель страны ездит по железной дороге 9 раз в год.

Нужно заметить, что это цифра ежегодно падает. В СССР, например, на каждого жителя приходилось 15 поездок в год, что можно объяснить ростом количества личного транспорта у населения.

Используя железнодорожные географические атласы России, можно проложить пути планируемого путешествия.

С их помощью можно:

  • рассчитать маршрут по заданным координатам;
  • просмотреть крупно интерактивные панорамы улиц различных городов, снятые с помощью спутниковой связи;
  • рассчитать время пути и расстояние для различных видов транспорта;
  • скомбинировать виды транспорта, чтобы выбрать наилучший вариант;
  • рассчитать альтернативные схемы путешествия;
  • посмотреть на картинке проблемные части дорог, где организовались пробки, при этом Гугл дает прогноз для разрешения ситуации.

Приложение Яндекс. Карты лучше работает в РФ. В нем находится подробная карта ЖД России с городами, изготовленная в режиме реального времени с помощью спутников. Сервис может показать на экране протяженность железных дорог, местоположение движущихся поездов и расписание движения составов на маршруте. Вместе с приложением Яндекс.

Ресурсы

Инфраструктура

Российские железные дороги (РЖД) Российские железные дороги (РЖД)
Обзор
Отчетный знак РЖД, РЖД
Locale  Россия
Сроки работы 2004 – настоящее время
Технический
Ширина колеи
  • 1520 мм ( 4 фута  11+27 / 32  в)
  • 1435 мм ( 4 фута  8+1 ⁄ 2  дюйма) (от Калининграда до российско-польской границы)
Электрификация 3 кВ постоянного тока , 25 кВ переменного тока Главная
Длина 85 500 км (53 100 миль)

По состоянию на 31 декабря 2009 года общая эксплуатационная длина железной дороги составляет 85 281 км, в том числе колеи от 1,520 мм ( 4 фута  11+27 / 32  в) — 84 446 км, длина рельсов бесстыкового 74400 км, железнодорожная сеть работает на 166 975 выключателей, 138 туннелей и мостов 30,727.

Протяженность линий, оснащенных автоматическим блоком (АБ) и централизованным управлением, составляет 62 055 км, или 72,9%. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики на сети железных дорог России обслуживаются 203 устройствами дистанционной сигнализации, централизации и блокировки и одним техническим центром автоматизации и телемеханики.

В состав РЖД входят следующие железные дороги:

 Россия :

  • МЖД — 8800 км (управление из Москвы)
  • Октябрьская железная дорога — 10 378 км (управление из Санкт-Петербурга)
  • Восточно-Сибирская железная дорога — 3876 км (управляется из Иркутска)
  • Северо-Кавказская железная дорога — 6311 км (управляется из Ростова-на-Дону)
  • Дальневосточная железная дорога — 5991 км (управляется из Хабаровска)
  • Забайкальская железная дорога — 3336 км (управляется из Читы)
  • Приволжская железная дорога — 4237 км (управляется из Саратова)
  • Горьковской железной дороги — 5297 км (управление из Нижнего Новгорода)
  • Западно-Сибирская железная дорога — 5,558 км (управляется из Новосибирска)
  • Калининградская железная дорога — 963 км (управляется из Калининграда)
  • Красноярская железная дорога — 3158 км (управляется из Красноярска)
  • Куйбышевская железная дорога — 4752 км (управляется из Самары)
  • Свердловская железная дорога — 7154 км (управляется из Екатеринбурга)
  • Северная железная дорога — 5961 км (управляется из Ярославля)
  • Юго-Восточная железная дорога — 4 189 км (управляется из Воронежа)
  • Южно-Уральская железная дорога — 4807 км (управляется из Челябинска)

 Абхазия :

Абхазская железная дорога : аренда 10 лет с 2009 года.

 Армения

Южно-Кавказская железная дорога : концессия на 30 лет с 2008 г.

РЖД также управляет 50% -ной долей в Улан-Баторской железной дороге от имени правительства России.

Подвижной состав

Выставка поездов РЖД в 2015 году

К тяговому подвижному составу относятся тепловозы , электровозы , электропоезда , дизель-поезда , железнодорожные вагоны , железнодорожная тележка , прочее самоходное оборудование и нетяговый подвижной состав — различные вагоны (пассажирские, грузовые) и специальный подвижной состав .

Основным производителем легковых автомобилей (95%) является Тверской вагоностроительный завод .

По состоянию на конец 2012 года в составе подвижного состава находилось 20 618 локомотивов, в том числе 2 543 пассажирских электровоза, 578 тепловозов пассажирских, 7 837 грузовых электровозов, 3556 грузовых тепловозов, 6 104 маневровых тепловоза .

В 2017 году РЖД закупило 459 локомотивов, в том числе четыре ЭП1М , 13 ЭП2К, 19 ТЭП70БС и четыре пассажирских ЭП20 , а также 84 2ЭС6, 10 2ЭС10 , 51 2ЭС5К, 45 3ЭС5К, четыре 3ЭС4К, 86 2ТЭ25КМ и пять грузовых единиц 4ЭС5К.

В 2013 году холдинг «РЖД» владел 252 900 грузовых вагонов, из них 54 200 принадлежали непосредственно ОАО «РЖД», остальные принадлежали дочерним и зависимым обществам компании, таким как « Федеральные грузовые перевозки» и « ТрансКонтейнер» .

Байкало-Амурская магистраль

БАМ (Байкало-Амурская магистраль) является одной из крупнейших в мире железнодорожных дорог. Ее протяженность составляет 4,3 тыс. км. БАМ проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через Тайшент, затем тянется до Советской Гавани по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии, Якутии и Хабаровского края.

Эта дорога проходит через территории с суровыми природно-климатическими условиями, через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности (до 9 баллов). Магистраль пересекает несколько горных хребтов и крупных рек, включая Амур. Более 30 км маршрута из-за сложного рельефа проходит через тоннели.

По версии Lonely Planet, именно Байкало-Амурская магистраль входит в тройку самых удивительных железнодорожных маршрутов мира.

Издательство, выпускающее знаменитые путеводители, отмечает, что БАМ построили позже знаменитого Транссиба, но виды по маршруту открываются ошеломляющее, а сам БАМ «холоднее, дальше, и там почти нет туристов».

Прокладывать БАМ начали в 1932 году, но затем строительство было заморожено вплоть до 1970-х годов. Восточную и западную части дорог соединили в 1984 году. В 2003 году было открыто движение по Северомуйскому тоннелю.

Магистраль открыла для России второй выход к Тихому океану. Участок между забайкальским городом Могоча и амурским городом Сковородино считается «полюсом холода» Транссиба.Самая западная станция магистрали на территории Амурской области – Ерофей Павлович, самая восточная – Кундур-Хабаровский.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через…

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через многие города, а ее столицей считается город Тында. Это самый северный город Приамурья (город находится к 880 км к северу от Благовещенска). Путь на поезде из столицы Приамурья будет более 16 часов на поезде (актуальное расписание и стоимость билетов уточняйте на сайте https://pass.rzd.ru/), на автомобиле или автобусе дорога займет от 9 до 12 часов.

Вокзал Тынды является самым большим по площади во всей Амурской области (4 тыс. кв. м). Железнодорожный вокзал был открыт в 1986 году.

Здание вокзала часто называют «белым лебедем». Оно, действительно, чем-то похоже на птицу, распахнувшую крылья. «Клюв» же расположен между двух 48-метровых башен, которые возвышаются над поездами.

Недалеко от вокзала находится Музей истории БАМа. Здесь можно узнать о строительстве и эксплуатации легендарной железной дороги России. А в зале этнографии есть экспозиция, посвященная коренному населению, эвенкам.

Адрес: г. Тында, ул. Спортивная, 22

Телефон: +7 (4165) 65-16-44

Сайт: https://muzbam.amur.muzkult.ru/about

Используемые поезда

Правительство пристально следит за развитием данной отрасли, которая очень важна для нормального функционирования многих сфер экономики. В эксплуатацию вводятся новые объекты и прокладываются дополнительные полотна. Модернизируется подвижный состав – старые поезда заменяются на новые, что обеспечивает большую скорость и комфортность передвижения. Более подробную информацию о поездах и билетах можно узнать на официальном сайте ОАО «РЖД» в режиме онлайн.

Важно! На сегодняшний день на ЖД-дорогах используются локомотивы, вагоны и другие транспортные средства, выпущенные в Советском Союзе. Но постепенно происходит замена на новую технику, выпущенную на Уралвагонзаводе и других предприятиях

Также используются импортные экспрессы:

  • Направление Санкт-Петербург-Хельсинки — Allegro (Франция, Alstom);
  • По Ленинградской области ездят «Ласточки» производства компании Siemens;
  • Направление Москва-Берлин обслуживается Тальго 250″, компания Patentes Talgo S.L.;
  • Направление Москва — Санкт-Петербург обслуживается «Сапсанами» производства Siemens.

Политика железнодорожных компаний, направленная на повышение качества услуг, предоставляемых пассажирам, позволяет с удобством добраться в любой регион нашей огромной Родины. Ниже будут представлены схемы жд-покрытия, актуальные на 2018 год, что позволит более тщательно спланировать маршрут поездки.

РЖД логотип

Магистрали столицы

Москва, как и любой мегаполис, наводнена автотранспортом. Большинство жителей отдаленных мест едут на работу или в город за покупками или развлечениями на личном транспорте. Но, к сожалению, инфраструктура не позволяет постоянно расширять дороги. Для решения этой проблемы в Москве решили строить скоростные автомагистрали. До начала XXI века понятие «скоростные дороги», а особенно в черте мегаполиса, вообще не существовало. Разработка новых проектов позволит разгрузить от транспорта 60% центральных улиц города.

Одно из требований: скоростные магистрали Москвы должны проходить вдалеке от жилого массива и иметь высокую скорость движения. Для решения этих проблем было решено минимизировать количество съездов с трассы, и ни один из них не ведет к какому-либо торговому центру. Именно такой ход позволил увеличить скорость движения по магистрали до 100 км/ч.

На сегодняшний день известно о проекте трех таких магистралей: Северо-Восточной, Южной и Северо-Западной. Все дороги будут иметь сообщение с МКАД и соединяться между собой. Эти магистрали (или хорды), по замыслу властей, должны заменить собой Четвертое транспортное кольцо. Для этих целей планируется соединить Северо-Западное и Северо-Восточное кольца в районе улицы Фестивальной, а Южная хорда будет пересекать Северо-Западную в районе Крылатского. Благодаря этому соединению водители смогут добираться из одного конца города в другой, не въезжая в центр.

Во всем мире транспортные проблемы крупных городов решаются за счет магистралей. Скоростные трассы идут в объезд, по окраине города, и позволяют при помощи поднятых мостовых развязок оставлять центр мегаполиса свободным от лишнего транспорта. По проекту в Москве планируется, что хорды не должны мешать, в то же время обслуживая общественный транспорт. Это значит, что для пересечения жилых массивов эти дороги должны быть либо подняты над основной частью магистрали, либо проходить под землей.

Скоростной режим на трассе тоже пока не имеет окончательных цифр. Эксперты не пришли к консенсусу по этому поводу. Какая скорость допустима на скоростной трассе в черте города? Одни считают — не больше 80 км/ч, а другие утверждают, что если повысить безопасность, то скорость можно увеличить и до 100 км/ч. Сейчас, как известно, приняты такие стандарты по городам: скорость не может превышать 60 км/ч.

В России на сегодняшний день развернуто множество проектов по строительству скоростных магистралей — как автобанов, так и железнодорожных. Это говорит о развитии экономики и будет содействовать благополучию государства в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector