Задонский рождество-богородицкий мужской монастырь в липецкой области

История возникновения мужской обители

Рождество-Богородицкий храмовый комплекс обязан своим существованием двум старцам — схимонахам Кириллу и Герасиму. В 1610 году выходцы Сретенской обители со списком чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери пришли в задонские земли и основали мужскую обитель в 1630 году. Так было положено основание Русского Иерусалима, который быстро обрастал храмовыми строениями.


Рождество-Богородицкий мужской монастырь в Задонске, Липецкая область

Новость о чуде молниеносно распространилась далеко за пределы обители, к иконе устремились паломники, приносящие пожертвования на восстановление святыни.

Интересно! В 1692 году после сильного пожара храмовые постройки были полностью уничтожены, но среди пепелища был найден неповрежденным Владимирский святой образ Богородицы.

Прежде монастырские храмы назывались Тешевскими, а в 1779 году с переименованием города в Задонск появился Задонский Богородицкий мужской монастырь. В 1769 году слава Богородицкого монастыря засияла по-новому, благодаря поселению в нем святителя Тихона.

Российский Златоуст обладал дарами:

  • любви;
  • исцеления;
  • чудотворения;
  • утешения;
  • веры и постоянной молитвы.

Ни один нищий или обездоленный не ушел из храма без утешения и молитвенной поддержки.

В 1783 году, 13 августа святитель Тихон тихо отошел к Богу, после чего началось настоящее паломничество к могиле святого. Проявилась чудотворная сила святого лика Божьей Матери в дни свирепствования чумы 1830 года. Насельники мужской обители проводили часы в молитве перед чудотворной иконой, и ни один из них не умер во время чумы.

Интересно! В 1846 году, при строительстве нового собора Владимирской иконы Богородицы, мощи святителя Тихона были найдены нетленными.

13 августа 1861 года в день кончины святого по случаю его прославления небольшой городок Задонск с населением в семь тысяч человек принял более трехсот тысяч паломников.

Николай Второй своим указом возвел Задонский Рождество-Богородицкий храмовый комплекс в ряды первого класса.

Мужской Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Исторические источники свидетельствуют о том, что в 1620 году два монаха — Герасим и Кирилл из Московского Сретенского монастыря, желая уединения, переправились через Дон и поселились в глухой безлюдной пустыне, обитателями которой были лишь дикие звери. При себе старцы имели лишь копию иконы Владимирской Богоматери. Именно эти божьи люди и заложили первый Задонский мужской монастырь. Деревянные строения обители сгорели дотла во время пожара в 1692 году, но икона, принесенная старцами, дивным образом уцелела.

С 1798 года монастырь начинает отстраиваться, появляются первые каменные здания, как, например, Владимирская церковь, а в 1824 году заложены строения по планам воронежских архитекторов. Лучшие времена монастыря приходятся на годы настоятельства Тихона Задонского, когда обитель обрела небывалую популярность у паломников со всей России. Продолжая восстанавливаться, к началу ХХ века она представляла собой целый комплекс, состоящий из 6 храмов, странноприимного дома, колокольни, аптеки, больницы, кирпичного и свечного заводов.

В послереволюционное время монастырь был полностью разграблен и частично разрушен. На его территории располагались различные городские службы и конторы. Запустение монастыря продолжалось вплоть до 1990 года, когда его территорию передали в распоряжение Православной Церкви. С восстановлением главного храма обители — Владимирского собора — началась новая эпоха в истории Задонского монастыря. Сегодня близятся к завершению реставрационные работы, а также активно строятся новые здания. Часть денег на реконструкцию выделяется специальными федеральными и местными программами, но большая их часть – это собственные средства и пожертвования.

Задонский мужской монастырь имеет в распоряжении 500 га земельных угодий, что позволяет выращивать неплохой урожай. Практикуется здесь также и скотоводство, имеется собственная пасека. Управляются с этим хозяйством 500 насельников, которые также ведут и строительные работы. Кроме этого, ежедневно из Липецка автобусом приезжает около 50 человек, в основном женщины, которые безвозмездно занимаются сельским хозяйством, консервированием, заготовкой грибов и ягод. Задонский монастырь полностью себя обеспечивает, а кроме того, устраивает бесплатные трапезы для паломников. Здесь нет центров помощи наркоманам и алкоголикам, однако таких лиц принимают на послушание.

Святыни

В Задонской Свято-Тихоновской обители собрано множество святынь. Самыми почитаемыми являются:

  1. Частица мощей святого Тихона Задонского, переданная на вечное хранение из Богородицкого монастыря г. Задонска. Она находится в ковчеге, выставленном в Троицком храме перед иконой святителя.

    Икона святого Тихона с частицей мощей

  2. Почитаемая икона Иверской Божией Матери, написанная в конце XIX века афонскими мастерами специально для Тихоновского монастыря.
  3. Житийная икона Тихона Задонского, установленная в часовне святого мужа, устроенной в угловой башне.
  4. Кровоточивое Крестное Распятие Троицкого храма. Впервые удивительное явление произошло в день памяти Всех Святых в земле Российской просиявших на глазах у молящихся людей.
  5. Обновившиеся образы Богородицы «Достойно есть» и «Взыскание погибших».
  6. Нетленные мощи первых монастырских насельников, покоящиеся в нижнем Успенской церкви Троицкого собора.
  7. Святой источник, расположенный у основания монастырского холма.

История основания обители

Новейшая история святой обители началась в 1991 году, когда территорию бывшего мужского тихоновского монастыря возвратили Православной Церкви. В прошлом этого красивого, благодатного места были и периоды расцвета, и времена тяжёлых испытаний.


Свято-Тихоновский Преображенский монастырь, Задонск

Скит святителя Тихона

Уйдя на покой и обосновавшись в Богородицкой мужской монашеской общине города Задонск, Божий угодник Тихон Задонский часто приезжал на берег небольшой реки Проходня, протекающей среди холмов, чтобы уединиться для молитвы. У подножия одной из возвышенности святитель вырыл колодец, а на лесистой вершине любил погружаться в раздумья, итогом которых стал труд «Сокровище духовное от мира собираемое».

После окончания земного пути задонского старца, люди не забыли об этом намоленном месте и часто приходили к тихоновскому колодцу за водой, проявляющей чудесные свойства.

Лесной скит

В 1861 году Тихона Задонского причислили к лику святых. Настоятель Задонского Богородицком монастыря — архимандрит Димитрий — решает организовать у лесного колодца святого старца скит для братьев, желающих совершать молитвы вдалеке от городской суеты.


Святой источник Тихона Задонского

В 1865 году на вершине лесистого холма поставили первый храм — деревянную церковь во имя святителя Тихона, освященную святым мужем в середине XVIII века в селе Гнилуши. Её поставили на каменную постройку, в которой размещались хозяйственные помещения. К постройке примыкал келейный корпус, сложенный из дерева. Жизнь братьев, переселившихся в скит, регламентировалась строгими правилами, примером для которых служили традиции монашеского послушания, сложившиеся в Оптиной пустыни.

Интересно! Установление строгого оптинского устава для насельников Тихоновского скита связано с тесной связью его основателя с оптинскими старцами. Архимандрит Димитрий почитал своего учителя старца Леонида и святителя Феофана Затворника.

Основание монастыря

Получением статуса самостоятельного монастыря Тихоновский скит обязан своему основателю и помещику В. П. Воейкову, на средства которого обустроили территорию Задонского Тихоновского мужского монастыря, официально учрежденного в 1873 году.

К началу XX века монастырский комплекс состоял из следующих построек:

  • Троицкий собор;
  • трёхъярусная колокольня с надвратной Преображенской церковью;
  • ограда из камня, ограниченная по углам шатровыми башнями;
  • настоятельский корпус с больницей для братьев и домовой церковью;
  • братский корпус;
  • трапезная.


Троицкий собор Задонского Свято-Тихоновского Преображенского монастыря

В обители постоянно проживали более 100 монахов.

Интересно! Архитектором, работавший над проектом Троицкого собора являлся К. А. Тон, создавший храм Христа Спасителя в Москве.

Время испытаний

Задонскую Свято-Тихоновскую мужскую монашескую общину закрыли в 1920 году. Монастырские ценности и иконы разграбили. Уничтожили часть ограды, купола главного храма, колокольни и угловых башен. В уцелевших зданиях обители размещались следующие советские учреждения:

  • концентрационный лагерь для врагов советской власти;
  • детская колония «Уют»;
  • военный госпиталь;
  • интернат для душевнобольных.

В годы Великой Отечественной войны в здесь располагался госпиталь, все пациенты которого погибли во время немецкой атаки. Их останки обнаружили в новое время при расчистке храма.

Возрождение

Возвращение монастырской территории во владение Русской православной церкви произошло в апреле 1991 года. Лесная обитель стала пристанищем для женской монашеской общины. Сестры возвели над святым источником часовню, а рядом соорудили купальню.

В праздник Преображения Господня в одноимённом храме, расположенном в звоннице, произошло первое богослужение в восстанавливающейся обители. В течение 10 лет благодаря Божией помощи и стараниям настоятельницы Свято-Тихоновского Преображенского монастыря монахине Зиноне монастырский ансамбль полностью восстановили.


Интерьер Троицкого собора Задонского Тихоновского монастыря

Его центр — Троицкий храм — восстановили и освятили в 1993 году. В 2000 году началась реставрация его нижнего уровня — Успенской церкви. Через год после освящения главного храма восстановили колокольню. В 1995 году расширили купальню, устроив отдельное помещение для священнослужителей. В следующем году построили каменную ограду с угловыми башнями, в одной из которых устроили часовню Тихона Задонского. Насельницы и паломницы проживают в двух просторных корпусах: сестринском (1997 г.) и гостевом (2001 г.).

История Свято-Троицкого Тихоновского женского монастыря

Как гласит предание, к ней во сне явился сам Тихон и предсказал, что на этом месте быть монастырю. Она загорелась этой мыслью, вскоре Матрону Попову возвели в сан и нарекли Марией, а на указанном участке создали женскую общину с церковью иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Определение статуса

До 1880 г. община существовала по факту, но не имела официального статуса. Место стало пристанищем для нуждающихся, бездомных, больных людей. Сестры занимались хозяйством, швейным промыслом. Одна из них написала письмо прокурору, где просила выполнить последнюю волю Марии — дать общине официальный статус. Примечательно, что они не просили финансирования из казны, а жили за счет благотворительности и собственного труда.

Но путь к признанию был нелегким: то общину хотели объединить с тюнинской; то не могли поладить между собой наместники; то Синод отказывал в признании. Камнем преткновения было и нежелание разрешать женской общине принимать странников мужчин: это могло породить толки среди людей.

Однако, 17 августа 1880 г. статус был получен. Вскоре при общине открылась богадельня, рукодельный класс, церковноприходская школа. По свидетельствам современников, Тихоновская женская община по укладу жизни и благонравственности ничем не уступала монастырям. В 1888 г. Синод дал официальное название “Свято-Троицкий Тихоновский женский монастырь со странноприимным при нем домом”.

Желающие стать монашками проходили длительный испытательный срок. Принимали только девушек не моложе 20 лет. Странников пускали на 3 дня, обеспечивали местом для сна, имущие часто были благотворителями, а неимущим давали скромное, но бесплатное питание. Умерших на иждивении хоронили за счет монастыря.

Община в годы революции и советской власти

Тревожные годы сильно сказались на жизни женского монастыря. Сначала часть построек были изъяты под гражданские нужды. А уже в 1920 г. власть решила выселить послушниц и монахинь, а сам монастырь лишить юридических прав и расформировать.

В 1922 г. изъяли все ценности, насельницам оставили сосуд, 2 креста и 2 книги Евангелия. А уже в 1929 г. начали репрессии: о. Иларион и монахиня Смарагда с насельниками были высланы в лагеря. Службы и любая деятельность, связанная с Богом, прекратились. В этом же году монастырь закрыли. Дальнейшая участь построек:

  • 1938-1941 — детский дом;
  • 1941-42 — окончательно до нижнего яруса разобрали колокольню;
  • 1950-60 гг. на территории храма действовали хлебокомбинат, некоторые помещения обустроили под жилые.

Частично отреставрировали храм и открыли для богослужений только в 1972 г.

Возрождение Задонского монастыря

В революционные времена монастырь пришел в запустение и советская власть разместила на его территории консервный завод.
Только в 1990-хх гг. земли вернули церкви, началась реконструкция.

Возрождение обители Задонского Рождество-Богородицкого монастыря стало возможным благодаря благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в конце XX века.

Так, в августе 1990 г. первый раз за шестьдесят лет во Владимирском соборе состоялось богослужение. Восстановительные работы начались с кровли и куполов. Более четырех лет художники из столицы реставрировали росписи Владимирского собора.

Завершение реставрации легло на плечи художников из монастыря. Руководство работами было возложено на отца Феофана. И уже в 2008 г. отреставрированные и обновленные внутренние настенные росписи украсили собор. Параллельно заполнялся иконами центральный иконостас, к написанию которых привлекались профессиональные иконописцы.

Возрождение обители в в XXI веке

С 2010 г. центральный собор монастыря объявлен памятником истории и культуры на региональном уровне.

Одновременно с реставрацией Владимирского собора была реконструирована восьмидесятиметровая колокольня с церковью в честь святителя Николая Чудотворца.

Благодаря проектной группе под руководством архитектора В.Рулевого по старинным фотоснимкам был довольно точно воссоздан внешний вид разрушенной колокольни. Верхнюю часть оснастили электромеханическими курантами с диаметром циферблата 2м, а двадцатидвухметровый шпиль украсил пятиметровый крест. В течение нескольких лет архитектурный ансамбль был дополнен лепными капителями, вазонами, ангелами и внешней декоративной подсветкой.

На сегодняшний день Надвратная церковь с колокольней и гостиницей взята под государственную охрану и отнесена к материально-духовным ценностям федерального значения.

Силами обитателей монастыря осуществлялись восстановление и реставрация храма в честь Вознесения Господня, который называют Трапезным и церкви, построенной на месте, где находилась келья святителя Тихона. Монахи украсили храмы не только собственноручно писаными иконами, а и иконостасом, вырезанным из дерева. Этот иконостас можно увидеть в церкви Вознесения Господня.

Сохранившиеся фотографии помогли и в восстановлении храма Божией Матери в честь ее иконы «Живоносный источник». Сегодня храм Божией Матери – основа комплекса «Живоносный источник» с закрытой купальней, открытым источником и сторожкой.

Разрушенный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы начали восстанавливать лишь в 2004 г. Все, что осталось от первоначальной церкви, легло в основу нынешней восстановленной православной святыни. И так же, как и сто лет назад, храм радует своей архитектурой и декором.

Настоятели, наместники

  • Прохор (упом. в 1632 году. Можно предположить, что он был первым преемником в управлении благочестивых старцев Кирилла и Герасима Задонских — основателей Задонского монастыря).
  • Леонид
  • Ефрем I
  • Ефрем II
  • Трифон (1693 — 1697)
  • Игнатий
  • Филарет
  • Антоний
  • Евфимий I
  • В схим. Авель
  • Евфимий II, в схим. Евсевий (1735-1745)
  • В схим. Никита
  • В схим. Иринарх
  • В схим. Пахомий
  • В схим. Тихон I
  • В схим. Тихон II
  • В схим. Питирим
  • Стефан
  • Тихон III
  • Варсонофий I (- 1735)
  • Варсонофий II (1751 — ?)
  • Корнилий, в схиме Кирилл (1763 — ?)
  • Зосима
  • Нифонт, в схиме Николай (1767 — 1774)
  • Феодосий (1774 — 1776)
  • Самуил I (1776 — 1777)
  • Венедикт (конец 1777 — 14 июля 1778)
  • Самуил I (14 июля 1778 — 1787)
  • Климент (Белошапкин) (конец 1787 — 1789)
  • Тимофей (Самбикин) (1789 — 1805)
  • Зосима, в миру Михаил

Иннокентий (Алексеев) (1805 — 1807)
Евграф (1807 — 1814)
Самуил II (Стебловский) (1814 — 1833)
Иларий (Иродионов) (1834 — 1836)
Досифей (Немчинов) (1836 — 1840)
Мартирий (Горбачевич) (1840 — 1842)
Иларий (Иродионов), 2 раз (1842 — 1845)
Серафим (Покровский) (1845 — 1855)
Дионисий (Долгополов) (1855 — 1860)

Варсонофий (? — 1861)

Димитрий (Григорьев) (25 мая 1860 -13 июля 1882)
Прокопий (Тенеровский) (1882 — 1893)
Иоанникий, в схиме Иоанн (1893 — 19 января 1902)
Леонид (Быковский) (1902 — 1904)
Нафанаил (Чулков) (1904 — 1912)
Александр (Зеленев) (1913 — 1920)
Митрофан (Гринев) (1920 — 1921)
Никандр (Стуров) (1923 — 1925)
Иосиф (Пальчиков) (весна-осень 1990, строитель)
Нафанаил (Черняк) (конец 1990 — (июнь-неофиц.) октябрь 1991)
Никон (Васин) (с октября 1991)

  • Гермоген (Крицын) (2004 — 2005)
  • Трифон (Голубых) (2005 — 2011)

Трифон (Голубых) (с 30 мая 2011)

Святитель Тихон

Будущий святитель и епископ родился в 1724 году в Новгородском поселке Короцко в семье дьяка. В миру Тихон Задонский имел имя Тимофей Соколов. Его отец Савелий умер рано, а учитывая, что семья жила очень бедно, по исполнении сыну 14 лет мать отправила его в Новгород, где Тимофей был принят в Духовную семинарию. Показав хорошие знания, он был переведен на казенное обеспечение, а в 1754 году, после окончания обучающего курса, остался служить преподавателем риторики при семинарии, однако все больше его посещали мысли о монашестве. После одного загадочного случая, когда Тимофей чудом избежал падения с лестницы, он окончательно принимает решение о служении Богу, и в 1758 году стрижется в монахи с именем Тихон. В этом же году его возвели в сан архимандрита и назначили ректором в Тверской семинарии.

Три года спустя решением Священного Синода Тихон становится епископом Новгородским, а в 1763 году получает направление в Воронеж. В то время Воронежская епархия переживала не лучшие времена: донские степи населяли разнообразные сектанты и старообрядцы, а среди образованных людей большая часть поклонялась языческим богам. Известен случай, когда епископ узнал о празднованиях в честь бога Ярилы в самом центре Воронежа. Он лично прибыл на площадь и произнес речь, от которой часть толпы разбежалась, а другая часть встала на колени с прошением о помиловании. После этого события все языческие празднования прекратились. Заботясь о привлечении в православную веру населения Воронежских земель, Тихон открывал новые школы, читал проповеди, а также учил паству почитать Церковь и священнослужителей. По ночам писал свои работы, посвященные православной вере.

Со временем здоровье Тихона стало ухудшаться, и он вынужден был отправиться на покой, удалившись в Задонский монастырь и раздав все свое имущество. Но и здесь святитель продолжал работать. Он написал книги «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Истинное христианство», «Письма келейные», которые в дальнейшем сыграют важнейшую роль в становлении православия. Тихон обладал уникальной прозорливостью, позволившей ему предсказать войну с Францией, пожар в Петербурге и конец Наполеона. По прошествии 15 лет, прожитых в монастыре, святитель, разбитый параличом, слег, но продолжал молиться до последнего своего дня.

В 1783 году Тихон Задонский скончался. Похоронили его в специальном склепе под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря. В 1846 году, при проведении строительных работ по восстановлению храма, был разобран каменный алтарь, под которым почил Тихон. Несмотря на разрушенный склеп и время, прошедшее со дня погребения епископа, его тело осталось нетленным, так же как и облачение. Об этом удивительном факте архиепископ Воронежский Антоний доложил Священному Синоду и императору Николаю I с целью открытия мощей иерарха. В 1861 году состоялось открытие святых мощей епископа, на которое съехалось более 300 тысяч паломников. В этом же году Тихон Задонский прославлен в лике святых.

Деятельность комплекса в XX веке

Двадцатый век насельники обители встретили в монастыре с 6 храмами, духовным училищем, больницей, гостиницей.


Памятник Тихону Задонскому у церкви Рождества Пресвятой Богородицы Задонского монастыря

Храмовый комплекс сам обслуживал себя, имея фабрику по производству свечей и 2 завода, где изготавливают кирпичи. Своим христианским долгом паломники, отправлявшиеся в Святую землю, считали вначале посетить Богородицкую обитель в Задонске, Киев, а затем уже отправляться в Иерусалим.

Революция не пощадила святыню, мощи святителя Тихона вскрыли, отправили в музей Задонска, а затем переправили в Орел.

Священство и монахов арестовали, часть расстреляли, часть отправили в ссылки.

В 1929 году после конфискации имущества христианскую святыню, служащую пристанищем для русского народа в часы бед, закрыли. В святых храмах устраивали детский дом и больницу, в этих стенах сушили овощи, изготавливали колбасы.

Возрождение Русского Иерусалима

Только в 1988 году было начато возрождение Русского Иерусалима, здания постепенно освобождались от производства и возвращались насельникам, живущим в нескольких кельях.

В 1991 году был совершен первый послереволюционный обряд пострига в монахи, когда иночество приняло 5 послушников. В этом же году при собрании тысяч православных мощи святителя Тихона были торжественно перенесены в Задонский храм, а через 2 года вернули мощи остальных праведников.

В 1998 году Патриарх Московский и всея Руси при посещении храмового комплекса дал свое Первосвятительское благословение.

2003 год — все прежние здания были возвращены монастырю.

Возрождение обители шло очень быстро. При храме работали художники в иконописной мастерской, восстанавливающие иконостасы. Владимирский храм снова привлекал прихожан золотым сиянием куполов, а в 2005 году пятитонный колокол огласил округу колокольными переливами.

Действующие церкви и храмы Задонска

К Задонскому благочинию относят и святыни, расположенные в селах и поселках района. Они не уступают по значимости и красоте архитектурного ансамбля, ждут паломников на все праздники и богослужения.

Городские церкви

Находятся в центре города, недалеко друг от друга. Никольская церковь в Задонске расположена под высокой колокольней. Ее построили в начала 19 века, а на среднем этаже поместили надвратный храм Николая Чудотворца. Высота сооружения — 81 м.

Вознесенская церковь (храм) находится справа от памятника Тихона Задонского, является одним зданием с трапезной. Находилась на втором этаже братского корпуса.

Церковь Рождества Богородицы возведена в 1862 г., сейчас реконструирована. Стиль — эклектика. Расположена за памятник святого. Ранее в нее на зиму переносили мощи Тихона.

Храмы в Задонском благочиние

Церкви, посвященные Архангелу Михаилу, находятся в селах Бутырки, Рогожино, Скорняково, Черниговка. В с. Каменка возведен храм Николаю Чудотворцу, выполненный в красных и белых цветах.

Памятником культуры является Христо-Рождественский храм в с. Верхнее Казачье. Каменную постройку возвели в 1885 г. на месте деревянного строения. Окончательно восстановлен в 2012 г.

Церковь Иоанна Дамаскина — известного православного святого — находится на территории Никольского храма в с. Ксизово. По преданиям, благодаря Дамаскину возник образ Богородицы троеручицы.

Сооружение — памятник архитектуры 18 в., ныне проводят восстановительные работы.

Возрождение обители

В 1853 г. опустевшую и притесненную общину посетила почитательница Тихона госпожа Е. Богачова. По ее хлопотаниям монастырь начали восстанавливать, назначили новую игуменью. В 1860 г. община получила официальный статус. С этих пор началась белая полоса для монастыря.

Город Задонск выделил несколько десятин, также обитель получила земли после кончины Викулина и Богачевой. Отстроили новые храмы, колокольню. К 1873 г. комплекс монастыря значительно расширился, у сестер появилось много забот и занятий.

Часть из них работала в лавке и пекли просфоры, другие занимались ткачеством, работали на огороде, держали скотину и хозяйство, шили золото на заказ. В их задачи входило смотреть за обустроенным колодцем и купальнями. При этом в монастыре денно и нощно читали Псалтырь. В конце 19 в. там проживало около 100 сестер.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь

Уже четыре столетия Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь стоит на левом берегу Дона.


Рождество-Богородицкий монастырь

Здесь находятся две святыни: Владимирская икона Божией Матери и мощи Святителя Тихона Задонского.

С 1610 года список иконы Владимирской Божией Матери, принесенный из Сретенского монастыря, освящал Задонский монастырь и прославлял его многими чудесами:

  • В 1692г. пожар уничтожил все постройки монастыря – целой и невредимой осталась лишь икона. Жителей поразил этот факт. К иконе стали притекать паломники, каждый стремился помочь возрождению обители: кто деньгами, кто продовольствием, кто своим трудом.
  • В 30-е — 40-е годы XIX века в Задонске дважды свирепствовала холера. Не обошла стороной она и монахов, но из молившихся перед святой иконой ни один не умер от страшной болезни.
  • В 1861 и 1869 годах в Задонске опять запылали дома. Икону с молитвой подносили к очагам огня – и стихия отступала, позволяя людям тушить пожар.

Традиционно с престольными праздниками Владимирской Божией Матери были связаны Задонские ярмарки, проводившиеся трижды в конце мая, июня и июля. Они вызывали огромный приток паломников и способствовали развитию монастыря.

Чудотворной иконе посвящена главная постройка монастыря – Владимирский собор. Огромный трехэтажный красавец-храм с колоннадами возведен в середине XIX века по проекту знаменитого архитектора К. А. Тона. Украшенная жемчугом и драгоценными камнями икона находится справа у клироса — это восстановленный по описаниям список чудотворной Владимирской иконы Задонского Богородицкого монастыря. Сама она, к сожалению, была утеряна в годы большевистского лихолетья.


Рождество-Богородицкий монастырь, Владимирский собор

Вторая святыня Богородицкого монастыря — мощи Тихона Задонского. Он провел в обители последние 15 лет своей жизни, удалившись на покой после служения в должности Воронежского епископа.

  • 1769-1783 гг. — Тихон жил в Задонском мужском монастыре, обретя дар непрестанной молитвы, чудотворения, прозорливости, любви к ближнему; создавал творения, которые стали духовной пищей для многих православных; здесь же, в Задонском монастыре, он и был похоронен под алтарем Владимирского собора;
  • 1846 г. — при перестройке собора тело угодника Божия было обретено нетленным, началось стихийное народное почитание его мощей;
  • 1861 г. — состоялась официальная канонизация Тихона Задонского;
  • 1919 г. — мощи святого были вывезены из монастыря в Орел;
  • 13 августа 1991 г. — святыня была возвращена в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь — возобновились чудесные исцеления, документально подтвержденные врачами.

Образ святителя в полный рост в архиерейском облачении — единственная икона, сохранившаяся в Рождество-Богородицком монастыре в Задонске.

Современность

Сегодня в Свято-Тихоновской обители, расположенной неподалёку от г. Задонска, постоянно проживают около 100 насельниц. Помимо духовного служения, сестры трудятся в обширном монастырском подворье и занимаются социальной деятельностью.

Духовное служение

С 1991 года в обители круглосуточно читается Неусыпаемая Псалтирь. Сестры совершают полный круг дневных богослужений. Основными из них являются проводимая в Троицком храме Утренняя Божественная литургия (7.00 и 9.00) и Вечернее богослужение (16.00).


Богослужение в Свято-Тихоновском Преображенском женском монастыре

Ежедневно читается акафист Богородице и проходит малый крестный ход вокруг монастырской территории с иконой Казанской Божией Матери.

Трудовая деятельность

Основными составляющими монашеской деятельности являются молитва и праведный труд. Монастырские послушания разнообразны. К ним относятся:

  • работы по уборке храмов, монастырских жилых и хозяйственных помещений, окружающей территории;
  • приготовление пищи для насельниц и его гостей;
  • занятие рукоделием, иконописью, резьбой, изготовлением свечей;
  • уход за садом, огородом и животными на монастырской ферме.

Социальное служение

Насельницы ведут активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В её рамках проводятся следующие мероприятия:

  • церковные проповеди и индивидуальные беседы;
  • духовная и материальная помощь многодетным и малоимущим семьям;
  • просветительская деятельность среди заключённых исправительных учреждений;
  • обустройство летнего лагеря для воспитанников Воскресным школ городов центральной России.

Паломничество в Задонск

Ежегодно тысячи паломников устремляются в Задонск. Больше всего посетителей приезжают сюда в дни празднования больших православных праздников: Пасхи, Рождества, Покрова. Чаще всего мотивом паломничества являются желания исповедаться, помолиться, прикоснуться к нетленным мощам или чудотворной иконе, обрести благодать, получить благословение, искупаться в священном источнике, а также сделать пожертвования или даже принять обет. Много православных приезжает сюда с целью заказать требы в Задонском мужском монастыре.

Считается, что совершенные здесь подобные таинства имеют огромную силу. Самостоятельно отправляясь в такое путешествие, следует учитывать, что в дни праздников поселиться в Задонске практически невозможно, город наполнен приезжими, поэтому о поселении договариваются заранее, заказав жилье по телефону или через интернет. Проблем с посещением монастырей практически не существует. Задонский монастырь — это место, где никому не откажут, а может, еще и покормят. Здесь можно приобрести товары и экологически чистые продукты, произведенные членами общин, начиная от кваса и молока и заканчивая посудой и изделиями из дерева, не считая сувениров и предметов культа.

Обретение мощей Святителя Тихона Задонского

Свято-Тихоновский храм на месте бывшей келии Тихона Задонского

В 1846 году при разборе старой деревянной Владимирской церкви было обнаружено, что склеп, в котором покоился святитель Тихон, был частично разрушен, а его гроб, нарушенный упавшими кирпичами, сильно обветшал. Тогда и было замечено, что почивший архипастырь, проведя 63 года в сыром месте, не был тронут тленом. Тело было переложено в другую гробницу, которую поместили в теплом храме. Об этом факте, а также о чудесах исцеления у гробницы, архиепископ Воронежский Антоний сообщил Священному синоду, а также в день своей кончины написал письмо об этом императору Николаю I.

В дальнейшем при участии Дмитрия (Григорьева) для установления факта обретения мощей была создана комиссия, в которую входили митрополит Киевский Исидор, местный преосвященный архиепископ Иосиф и архимандрит московского Покровского монастыря Паисий, два человека из задонского духовенства и два иеромонаха Задонского монастыря. 19 мая оно засвидетельствовли факт нетленности мощей и облачения святителя Тихона. После этого Священный синод направил императору Александру II прошение о причислении Тихона Задонского к лику святых и сделать памятным днем 13 августа. Прошение император Александр подписал так: «Согласен с мнением Святейшего Синода. Александр».

В 1862 году Фёдор Верховцев выполнил раку с сенью для мощей Тихона Задонского.

К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоявший из шести6 храмов, колокольни, странноприимного дома, больницы, аптеки, двух кирпичных заводов, одного свечного, церковно-приходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector