Казанско-богородицкий монастырь

Верхний храм

Воссоздание храма в наши дни, хоть и в полном соответствии проекту Старова, происходило во многом уже по новым технологиям.

Альтернативой старинной кирпичной кладке главного зала верхнего храма стали монолитные монументальные бетонные конструкции. Проектировщики с гордостью подчеркивают, что главный и боковые иконостасы запроектированы с исторической точностью. Предусмотрены, по аналогии с историческими, чугунные полы, живописная роспись стен, сводов и купола, лепной декор с позолотой.

Внутри все работы, инженерные сети и т.д. – все выполнено. Выполнен также архитектурно-лепной декор, то есть к настоящему времени вся лепнина в принципе смонтирована. Сейчас происходит процесс ее позолоты согласно церковным канонам. И пока не приступали еще к росписи куполов, арок и стен храма. А это очень долгий процесс: сами понимаете, это фактически произведение искусства – а, значит, кропотливая и долгая работа», – рассказал «Татар-информ» Тимур Алишев, заместитель директора , генерального подрядчика по собору.

При этом он отметил, что технически «ничто не мешает расписывать храм уже сейчас», однако еще не определен подрядчик художественных работ. Большой купол собора традиционно будет изнутри расписан библейскими сюжетами, по стенам и аркам будут нанесены узоры орнаментальной православной тематики.

«Такие специалисты – известные на всю страну люди, и их не так много. Сейчас идет выбор подрядчика – кому же доверить такую грандиозную и кропотливую работу», – сообщил Алишев.

Он также уточнил, что чугунные плиты, аналогичные аутентичным, уже изготовлены Каслинским заводом архитектурно-художественного литья под Челябинском и доставлены в Казань.

«Это один из старейших русских заводов, который еще царскому двору поставлял изделия (основан потомком Демидовых – Ред.). Чугунные плиты пока ждут, когда будут убраны внутренние леса, чтобы их смонтировать. Работы мы не останавливаем никогда – для нас сезон года не имеет значения. Да и храм отапливается уже с прошлого года – и верхний, и нижний», – подчеркнул собеседник агентства.

Что посмотреть рядом с Богородицким монастырем

После осмотра территории Богородицкого монастыря можно совершить прогулку по уже знаменитой у туристов Кремлевской набережной, на которой находятся интересные архитектурные, развлекательные и общепитовские объекты, и с которой открываются красивые виды на противоположный берег реки Казанки.

Кремлевская набережная довольно протяженная, и при желании по ней можно дойти до Площади Султан-Галиева, увидев по дороге Дворец Земледельцев, погуляв по Парку Земледельцев, заглянув в новую красивую мечеть Ирек и в Церковь Св.Евдокии. А можно просто посидеть на набережной во Французской кондитерской, наслаждаясь отдыхом, панорамой и изумительными французскими десертами.

Находясь в центре Казани, надо обязательно погулять по Кремлевской набережной

Тем туристам, которые не успели познакомиться с достопримечательностями Казанского Кремля, можно подняться на его древнюю территорию. Для этого нужно пройти в его направлении по улице Большая Красная мимо Музея Казанской иконы. Хотя почему мимо? В этот удивительный и очень познавательный музей нужно непременно зайти! 

Экспонаты этого музея напрямую связаны с деятельностью иконописной мастерской Богородицкого монастыря. Здесь можно увидеть уникальные списки различных вариантов иконописного образа Казанской Богоматери, связанные с различными событиями, происходящими в Казанском крае, в виде борьбы с чумой или с воинством Степана Разина. Минимальное время на осмотр этого музея – 30 минут, после чего можно продолжить движение к Кремлю.

Познакомиться с экспонатами Музея Казанской иконы очень интересно

Для этого около Пятницкой церкви надо повернуть направо на улицу Батурина и вдоль кремлевских стен, хорошо видных издалека, обогнув Кремль, дойти до Тайницкой башни, которая и является входом на кремлевскую территорию.

Достопримечательностям Кремля, его музеям и истории посвящена отдельная статья. Пройдя через весь Кремль можно выйти через его Спасскую башню на Площадь 1 Мая, где находится Национальный музей РТ, Иоанно-Предтеченский монастырь и другие достопримечательности.

Площадь 1 Мая является одним из обязательных для посещения туристическим местом

От Спасской башни можно прогуляться по Кремлевской улице до Казанского университета, или спуститься по Ивановскому спуску к началу улицы Баумана. Эта туристическая магистраль является одной из самых популярных у всех туристов, ведь она не только богата историческими и туристическими интересными объектами, но и является пешеходной. 

Улица Баумана интересна и своей архитектурой, и своей историей

То есть по ней можно гулять, на ней можно фотографироваться, на ней есть что посмотреть, где развлечься и где угоститься вкусными блюдами местной кухни. Подробнее об истории и основных объектах этой улицы можно узнать здесь.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Святыни

Обитель была очень почитаема и даже имела неофициальный статус «лавры». Главной святыней монастыря стала присланная из Святой Земли частичка мощей мучеников Кизических (от наименования города Кизик на берегу Мраморного моря, где они мученически ушли из жизни). Мученики почитались в народе как целители от лихорадки. Также в обители хранились кресты XVII — XVIII веков с частицами святых мощей (Андрея Первозванного, Иакова, Матфея). К сожалению, после революции реликвии были утрачены.

Среди сохранившихся святынь обители — ковчежцы с частичками мощей наиболее почитаемых святых (9 мучеников Кизических, великомученицы Варвары, Великомученицы Параскевы, Иоанна Златоуста, Марии Магдалины, целителя Пантелеймона, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других).

История монастыря

Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), многоКнязь-Владимирская церковь. жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.

В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.

В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята Троицкий собор.белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань.

В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община. В настоящее время трудами ктитора обители Натальи Владимировны Девятых, генерального директора АКБ «Заречье», восстановлен Успенский собор, настоятельский и сестринский корпуса с домовой церковью Адриана и Наталии, построены колокольня, Троицкий собор и крестильный храм св. равноап. кн. Владимира, завершена роспись храмов.

Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

В 7 километрах от Богородицкого монастыря на склоне холма в лесу укрылся от посторонних глаз Свято-Тихоновский монастырь.


Свято-Тихоновский Преображенский монастырь (фото: sezenovo-mon.ru)

Это место 250 лет назад святитель Тихон называл «земным раем» — он основал здесь скит, выкопал колодец, молился и работал над книгой «Сокровище духовное от мира собираемое». Сразу после канонизации Тихона, в лесной глуши на берегу речки Проходня в его честь была основана новая обитель. В 1920 году Тихонов Задонский монастырь был разрушен, буквально стерт с лица земли. Но через 70 лет в нем снова затеплилась жизнь. В апреле 1991 г. насельницами «земного рая» стали монахини. Первым был восстановлен надвратный храм Преображения, и обитель получила название: Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. На её территории находятся три храма — Троицкий, Преображенский и Успенский, есть гостиница для паломников, купальня на Святом источнике.


Ю. Демьянов «Лето красное»

Возрождение монастыря сопровождалось чудесными знамениями, которые укрепляли дух сестер, трудившихся во славу Божию:

  • Келья святителя Тихона возникла на месте полуразрушенной башенки в стене. Проходя однажды мимо неё крестным ходом, все сестры почувствовали там чудесный запах ладана. Было решено оборудовать в угловой башне часовню в память о молитвенном уединении и духовных трудах Тихона. Часовня так и называется – Келья Тихона Задонского.
  • Иверская икона Божией Матери – образ, прибывший в Свято-Тихоновский Скит с Афонской горы еще до революции. В советские годы святая икона служила дверью на скотном дворе, пока не попала в боголюбивую семью. Через три поколения пронесли члены семьи святую реликвию и передали её в Тихоновский монастырь, не подозревая, что это и было её законное место. Иверская икона находится в Троицком сборе — мироточит, исцеляет и дарит бездетным семьям родительское счастье.
  • В 2000 году в Тихоновском монастыре появилось Кровоточивое Распятие: из-под тернового венца, на пробитых гвоздями руках просочились капельки крови. Это произошло в день памяти всех российских святых. Сегодня чудесная реликвия находится в Успенском соборе Свято-Тихоновского монастыря.
  • Камень здоровья – место, к которому с молитвой и надеждой на исцеление припадают многие паломники и получают просимое. Предполагается, что под камнем находится захоронение нетленных мощей одного из прежних насельников монастыря. Камень лежит неподалеку от часовни на месте бывшего монастырского кладбища.

Сегодня в Тихоновском Преображенском монастыре живет около ста сестер. Их стараниями место уединенных подвигов Тихона Задонского стало настоящим раем на земле для многих сотен людей.


Свято-Тихоновский Преображенский монастырь

Святыни

Казанская икона Божией МатериКазанская икона Божией Матери

В Нижнеломовском Казанском монастыре находится святыня Русской Православной Церкви — чудотворная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике. Икона сия древнего письма живописью подобна чудотворному образу, явленному во граде Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, ширина — 16,7 сантиметров.

Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо:

«Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».

Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исце¬лено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внут-реннею болезнию — 2, глухотою — 1, рас¬слаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1».

Икона Св. Иоанна Предтечи

По преданию, в то время, когда явилась икона святого Иоанна Предтечи, села Серый Ключ еще не существовало, а было только несколько изб, в которых жили казаки. Увидев явленную икону на ключе, казаки дали знать о сем гражданам города Нижний Ломов. Жители, прибыв на место явления, взявши сию икону, перенесли ее в город и поставили в церковь, но икона чудесным образом скрылась и опять была обретена на месте прежнего своего явления. Это повторялось несколько раз. Наконец, иноки Казанской обители пожелали взять сию икону в храм Пресвятой Богородицы, с тем чтобы в честь свято- го Иоанна Предтечи соорудить особый храм.

Поскольку икона святого Иоанна Предтечи часто и на долгое время вместе с Казанскою иконою Божией Матери вы¬носилась в города и селения Пензенской губернии, то вместо нее в обители оставался список иконы. Риза и венец на списке были серебряными в позолоте, украшенными 18-ю драгоценными камнями. На ризе, на свитке в руке святого Предтечи текст: «Се Агнец Божий вземляй грехи…» (Ин. 1, 29) Икона была помещена в медном посеребренном киоте с полукруглым верхом. Риза и киот были устроены усердием братии монастыря в 1881 году.

Иверская икона Божией Матери

В списках святынь Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого монастыря в летописи упоминается «замечательная по древности» Иверская икона Божия Матери. Придание гласит, что икона сия в копии списана с Московской Иверской иконы Божия Матери архимандритом Варлаамом, когда тот был в Московском Чудовом монастыре наместником, и привезена им в Нижне-Ломовский монастырь, когда он вторично был назначен настоятелем сего монастыря. Вот как о сей иконе говорится в летописи:

«Икона сия пользуется великим уважением от жителей Н-Ломова и приходящих поклонников. Последние выносят сию икону на молебствия на родник в день Казанской иконы Божия Матери вместе с чудотворною Казанскою; а первые, в годины общественных бедствий, берут ее из монастыря в крестные ходы, и при молебствии о бездождии, по вере своей, часто видели и видят благодать и покровительство Царицы Небесной».

В храме в честь Казанской иконы Божия Матери есть аналой с частичками мощей святых угодников всего 39 мощевиков

  • святитель Дмитрий Растовский,
  • святитель Феодосий Черниговский,
  • святитель Феофан Затворник,
  • преподобный Максим Грек,
  • преподобный Засима Соловецкий,
  • преподобный Савватий Соловецкий,
  • преподобный Герман Соловецкий,
  • преподобный Гавриил Седмиезерский,
  • преподобный Гавриил Мелекесский исп.,
  • преподобный Антоний Радонежский,
  • Преподобных старцев Оптинских,
  • преподобных матерей Девеевских,
  • преподобномученницы Елисаветы,
  • преподобной Софии Суздальской,
  • священномученика Климента папы Римского,
  • блаженнаго Василия Московского,
  • преподобных старцев Глинских,
  • преподобных отцов Гортинских.

В Казанском храме Святой обители находятся следующие иконы святых угодников с частичками их мощей

  • Преподобный Сергий Радонежский;
  • Преподобный Серафим Саровский;
  • Пензенские Святые: свящ. исповедник Иоанн Оленевский, святитель Иннокентий Пензенский;
  • Дивеевские блаженные: Пелагея, Параскева, Мария;
  • Санаксарсские святые: прп. Александр, прп. Фёдор Санаксарский, св. праведный воин Фёдор (Ушаков);
  • Икона св. блаженной старицы Матроны Московской с частичкой гроба.

Что посмотреть рядом с Богородицким монастырем

После осмотра территории Богородицкого монастыря можно совершить прогулку по уже знаменитой у туристов Кремлевской набережной, на которой находятся интересные архитектурные, развлекательные и общепитовские объекты, и с которой открываются красивые виды на противоположный берег реки Казанки.

Кремлевская набережная довольно протяженная, и при желании по ней можно дойти до Площади Султан-Галиева, увидев по дороге Дворец Земледельцев, погуляв по Парку Земледельцев, заглянув в новую красивую мечеть Ирек и в Церковь Св.Евдокии. А можно просто посидеть на набережной во Французской кондитерской, наслаждаясь отдыхом, панорамой и изумительными французскими десертами.

Находясь в центре Казани, надо обязательно погулять по Кремлевской набережной

Тем туристам, которые не успели познакомиться с достопримечательностями Казанского Кремля, можно подняться на его древнюю территорию. Для этого нужно пройти в его направлении по улице Большая Красная мимо Музея Казанской иконы. Хотя почему мимо? В этот удивительный и очень познавательный музей нужно непременно зайти!

Экспонаты этого музея напрямую связаны с деятельностью иконописной мастерской Богородицкого монастыря. Здесь можно увидеть уникальные списки различных вариантов иконописного образа Казанской Богоматери, связанные с различными событиями, происходящими в Казанском крае, в виде борьбы с чумой или с воинством Степана Разина. Минимальное время на осмотр этого музея – 30 минут, после чего можно продолжить движение к Кремлю.

Познакомиться с экспонатами Музея Казанской иконы очень интересно

Для этого около Пятницкой церкви надо повернуть направо на улицу Батурина и вдоль кремлевских стен, хорошо видных издалека, обогнув Кремль, дойти до Тайницкой башни, которая и является входом на кремлевскую территорию.

Достопримечательностям Кремля, его музеям и истории посвящена отдельная статья. Пройдя через весь Кремль можно выйти через его Спасскую башню на Площадь 1 Мая, где находится Национальный музей РТ, Иоанно-Предтеченский монастырь и другие достопримечательности.

Площадь 1 Мая является одним из обязательных для посещения туристическим местом

От Спасской башни можно прогуляться по Кремлевской улице до Казанского университета, или спуститься по Ивановскому спуску к началу улицы Баумана. Эта туристическая магистраль является одной из самых популярных у всех туристов, ведь она не только богата историческими и туристическими интересными объектами, но и является пешеходной.

Улица Баумана интересна и своей архитектурой, и своей историей

То есть по ней можно гулять, на ней можно фотографироваться, на ней есть что посмотреть, где развлечься и где угоститься вкусными блюдами местной кухни. Подробнее об истории и основных объектах этой улицы можно узнать здесь.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

История Раифского монастыря

В 1613 году на берегу окруженного лесами Сумского (Раифского) озера поселился монах-отшельник по имени Филарет. Первое время в уединенной келье-хижине жил Филарет в одиночестве, все свое время посвящая молитвам и общению с Богом. Лишь черемисы (предки современного марийского народа), приходя на берег лесного озера в определенные дни с целью совершения своих языческих жертвоприношений, нарушали уединение Филарета. Вполне вероятно, что именно черемисы разнесли по окрестностям весть о монахе-отшельнике. Так, рядом с Филаретом стали селиться другие монахи, и возникло новое монашеское поселение.

История монастыря

Церковное предание связывает основание монастыря с именем знаменитого русского святого — преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Преп.Макарий, отпущенный из плена ханом Улу-Мухаммедом (факт исторический, это было в 1438 году), возвращался в родную Кострому, останавливался на несколько дней на высоком берегу Волги, на месте будущей пустыни, восхищался природной красотой этого края и позже завещал основать на этом месте монастырь. Это завещание осуществил много позже, в середине XVII века, схимонах Исайя, инок монастыря преп.Макария Желтоводского (этот монастырь находился на берегу озера Унжа).

Сам основатель Макарьевской пустыни (названной так во имя преп. Макария Желтоводского) схимонах Исайя скончался 10 декабря 1667 года.

Монастырь был невелик, в 1691 году была построена двухэтажная каменная церковь (верхний храм был освящен в честь Вознесения Господня, нижний храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского). В этом храме находилась главная святыня монастыря — чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского, принесенная схимонахом Исайей из Унжи, а также Ватопедская икона Божией Матери, принесенная в монастырь с Афона. Храм был построен над могилой основателя пустыни — схимонаха Исайи. В 1764 году пустынь приписали к Свияжскому Успенскому монастырю, и, фактически, закрыли. Но в 1798 году последовал указ императора Павла I о восстановлении монастыря.

Предание вновь связывает возрождение монастыря с красотой места — император Павел, направлявшийся по Волге в Казань, отметил прекрасный вид с корабля и подписал ходатайство кашского архиепископа Амвросия о восстановлении пустыни. Пустынь и восстановлена, но угодья имела незначительные и была мало известна за пределами Казанской губернии. Тем не менее, в XIX веке большинство монастырских зданий были отстроены в камне. Этим монастырь обязан помощью богатых свияжских монастырей, и жителям Свияжска, часто посещавшим пустынь, поскольку на монастырском кладбище (сохранявшим до революции погребения 16 века) были похоронены многие именитые горожане. В 1866 году была построена церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, к ней примыкали настоятельский двухэтажный корпус.

В сентябре 1918 года пустынь была разграблена красноармейцами, а к концу 1920-х гг. ее покинули последние насельники — официальЧасовня над источником преп. Макарияного решения властей о закрытии монастыря не понадобилось. Отдаленность от населенных мест способствовала тому, что большинство монастырских строений сохранилось. В частности, сохранился (хотя и в ветхом состоянии) двухэтажный настоятельский и братский корпуса, построенные в 1889 гоМакарьевская пустыньду, два полукаменных братских корпуса (1830 и 1847 гг.). Сохранились оба монастырских храма. Цела и каменная часовня над источником, у которого, по преданию, останавливался Макарий Унженский. В 1997 году монастырский комплекс был передан Казанской епархии.

***

К сожалению, последние десятилетия оставили такой «след», что о прежнем виде монастыря можно судить лишь по фотографиям начала ХХ столетия да по тому немногому, что еще сохранилось.

К счастью, удалось частично отремонтировать храм Вознесения Господня, в котором вот уже 5 лет совершаются службы. И в течении всего этого времени в качестве колоколов, необходимых при проведении служб, мы вынуждены использовать корабельные рынды, да обрезки трамвайных и железнодорожных рельс. До сего момента не нашлось ни организации, ни какого-либо человека, способного оказать нам помощь в достойном оснащении колокольни, а сами сделать это мы не можем — нет средств.

Поэтому мы обращаемся к Вам, в надежде, что возможно Вы захотите и сможете нам помочь в приобретении звонницы.

Добавлю, что колокола изготовляются на заказ и на каждом из них (что бы увековечить имя благодетеля) будет указано, на чьи средства данный колокол был изготовлен.

История

Обитель была основана в 1579 году, этот же год является годом явления иконы. В те времена восточная часть города была разрушена из-за сильного пожара, в одном из пострадавших дворов нашли образ. Существует легенда, что про место, где нужно искать святыню, рассказала людям сама Матерь Божья, являвшаяся трижды во сне маленькой дочери новгородского дворянина Матроне, жившей в Казани. После того, как было получено благословение Казанского архиерея Иеремии, икону начали искать; вскоре девочка отыскала ее в точности там, где и сказала во сне Богоматерь. Позже царь Иван IV издал указ о возведении в городе Богородицкого монастыря. Предание сообщает, что в качестве первой монахини святыни выбрали Матрону, которая приняла постриг и стала называться Маврой.

Впоследствии икона была повторена огромное количество раз, но оригинал, длительное время пребывавший в соборе Казани, сделал монастырь широко известным местом.

Святыня находилась под покровительством царя Ивана IV, который не жалел на нее средств: о роскоши и богатом убранстве монастыря знали все, равных этому месту в те времена не было. По некоторым достоверным сведениям, пожертвования известных лиц, крестные ходы и множество паломников, приходивших в монастырь для молитвы над святой иконой, приносили городской казне 70% всех доходов.

В 1590 году был построен собор из камня, туда затем была перенесена икона. По прошествии двух веков там, где находилось временное сооружение, был воздвигнут новый храм во славу иконы Богоматери. Созданием проекта архитектурной конструкции, воплощенной в классицистическом стиле, занимался именитый архитектор И. Старов. Общая высота святыни составила 44 метра. Украшен собор был пятью полусферическими куполами и тремя огромными фронтонами, имевшими колонны с каждой из сторон, кроме алтаря.

Весной 1722 года в святыне гостил Петр I, а 45-ю годами позже в монастырь наведалась Екатерина II, которая преподнесла Казанской иконе и иконе Спасителя, находившейся здесь же, две короны с бриллиантами.

Монастырские сооружения также включали в себя Никольский храм, отстроенный в начале XIX века, и Крестовоздвиженский храм, который должен был заменить Софийский. Обе постройки находились на севере и юге от собора. В результате Софийский храм не был разрушен, а новый был просто пристроен к нему. В качестве завершения общего ансамбля выступали возведенные полукругом Никольский и Настоятельский соборы. Каждый из них имел один большой полусферический купол, здания были построены в стиле классицизма. К одним из наиболее древних сооружений этого ансамбля, помимо Софийского храма, относят 55-метровую колокольню.

Летом 1904 года первозданная икона была украдена из Богородицкой святыни, сейчас ее местонахождение и судьба неизвестны. Спустя какое-то время в качестве дара от патриарха Константинопольского на ее место была помещена другая икона Богородицы, названная «Всеблаженной».

В начале XX века в подземелье святыни был выстроен подземный храм на средства великой княгини Елисаветы Федоровны. К началу революции место было наиболее состоятельным и обустроенным во всей Казанской епархии. Здесь производились свечи, функционировал цех по украшению вещей золотом и аккуратная мастерская. Обширная территория включала в себя пасеку и невероятной красоты фруктовый сад.

Монастырь продолжал расширяться, во время революции в стране он уже мог похвастаться 500 проживающими в нем насельницами. В годы же перед революцией для многих августейших особ было честью посетить это место.

Ильмира

После революции стали массово закрываться святые места. Власти постановили закрыть Казанский Кремль и все его храмы, в то время Богородицкий монастырь собрал под своей крышей все основные святыни города, среди которых были и мощи святых. Для сохранения здания в нем зарегистрировали православную общину, но позже она была перенесена в Петропавловский собор. С этого момента храм начали разорять.

Жилые помещения отдали студенческому общежитию, что привело к ухудшению состояния строений: была сломана часть дверей и окон, лестничные ступени и перила были использованы в качестве дров, большинство памятников и скульптур были уничтожены. С колокольни были сняты колокола, а основной собор по решению властей взорвали в 1931 году.

В течение какого-то времени в монастырском дворе строилась киностудия, но дело не было доведено до конца. В зданиях, которые пустовали, оборудовали табачную фабрику, а на месте монастырского кладбища стали строить новые жилые дома. Во время Великой Отечественной войны полностью переоборудовали Крестовоздвиженский храм, заселив его людьми, это привело к его окончательному разорению.

Ильмира

Внутри обители

Что делать, как себя вести и во сколько приезжать? Самые распространенные вопросы, когда речь идет о священных местах.

Для девушек настоятельное пожелание, чтобы были закрыты плечи и колени, также без откровенных декольте, на голове – платок. Если с собой нет (а что у туристов может случиться), в монастыре при входе можно найти много оставленных вещей именно на такие случаи, а юбки вообще, специально сшитые для паломников. Для мужчин условия те же – быть не в шортах, а сверху в чем-либо, закрывающем плечи.

Внутри разговаривать стоит тихо, мобильные телефоны выключить, фотографировать только по благословению священника. Он обязательно будет в храме, поэтому смело спрашивайте у работников, где его найти, если не увидели сразу. Открыт Казанский Богородицкий монастырь ежедневно с 8 утра до 7 часов вечера, службы начинаются в 8:00 и 17:00 соответственно.

Богослужения в Казанском Богородицком монастыре

Святая обитель чрезвычайно ценится православными людьми. Ежегодно сюда съезжаются тысячи христиан, желающих приобщиться к великому. Восстановленная Крестовоздвиженская церковь принимает всех желающих на своей территории, каждый здесь может поклониться Святыне.

Расписание богослужений

Список иконы можно обнаружить на втором этаже собора в правой части церкви, если встать лицом к иконостасу. Помимо нее место является хранителем и другой святыни — здесь размещены ковчег с частицами ризы Пресвятой Богоматери и частицы мощей прочих святых.

Территория храма включает в себя часовню, звонницу, временно расположенную на земле недалеко от входа, и гостиницу для туристов и паломников.

Казанско-Богородицкий монастырь: что рядом?

Казанско-Богородицкий монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Музей-усадьба Н.А. Дуровой ~ 0,8 км

Здание Елабужского университета (бывшее Епархиальное училище) ~ 0,9 км

Мемориальный комплекс Марины Цветаевой ~ 1,0 км

Литературный музей М.И. Цветаевой ~ 1,0 км

Музей «Портомойня» ~ 1,0 км

Могила М.И. Цветаевой на Петропавловском кладбище ~ 1,1 км

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы ~ 1,2 км

Церковь Николая Чудотворца ~ 1,4 км

Легенда иконы Казанской Божьей матери

Девочке Матроне приснился сон, где Богородица рассказала об иконе со своим ликом на пепелище.

Матрона нашла икону чудесным образом, после большого пожара 1579 года, который уничтожил почти весь город. Многие семьи тогда сидели на пепелище без жилья, без крыши над головой, без надежды и не знали, что им теперь делать.

Точно так же горевали и родители маленькой Матроны. А девочке приснился сон.

Пришла к ней во сне сама Богородица, утешала ее, обещала житейское счастье впереди. Она сказала ей, что поможет верующим надеждой — пошлёт икону, на которой она, Богородица.

Девочка проснулась и все рассказала родителям, но они ей не поверили. Еще два раза подряд приходила девочке во сне Богородица, но никто девочке не верил. Поверил лишь молодой священник Никольской церкви, который уговорил своих прихожан отправиться на пепелище искать икону, но ничего не нашли. Но Матрона стояла на своем — её вера была сильна.

Она сама начала искать икону и нашла ее под печью сгоревшего дома.

Икона была завернута в обгоревшее сукно. Предположительно, икона была зарыта в землю русской девушкой-полонянкой еще до взятия Казани Иваном Грозным. Найденная икона была торжественно перенесена в храм.

И сразу же начались чудеса исцеления. Прямо во время торжественной процессии исцелились двое слепых.

Сообщили царю, Ивану Грозному о том, что в Казани найдена чудотворная икона. Царь повелел построить на месте обретения иконы Богородицкий монастырь. Там и хранилась с тех пор икона Казанской Божьей матери.

Богослужения в Казанском Богородицком монастыре

Святая обитель чрезвычайно ценится православными людьми. Ежегодно сюда съезжаются тысячи христиан, желающих приобщиться к великому. Восстановленная Крестовоздвиженская церковь принимает всех желающих на своей территории, каждый здесь может поклониться Святыне.

Расписание богослужений

Список иконы можно обнаружить на втором этаже собора в правой части церкви, если встать лицом к иконостасу. Помимо нее место является хранителем и другой святыни — здесь размещены ковчег с частицами ризы Пресвятой Богоматери и частицы мощей прочих святых.

Территория храма включает в себя часовню, звонницу, временно расположенную на земле недалеко от входа, и гостиницу для туристов и паломников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector