10 фактов о валааме и его обитателях

Где пообедать

Если вы приехали с экскурсией, ваше питание организовано в трапезной Воскресенского скита. В кафе под названием «Валаамский паломник» вы можете удобно расположиться, покушать и заодно купить Валаамские пряники. А готовят вкусно, и цены вполне приемлемые.

На ферме монастыря отведаете свежайшие молочные продукты. На небольшом рынке близ Большой Никоновской бухты вы можете купить копченой и вяленой рыбы, что выращивают и готовят прямо здесь. А заодно и запастись водой.

Несколько кафе имеется и около причала. «Трапеза в Старом Саду» предложит первое и второе. Обязательно испробуйте местную выпечку.

Стоит отметить: совершенно очевидно, что голодать вам здесь не придется.

Кстати, туристы усердно подкармливают местных котов, коих на острове множество.

История Валаамского монастыря

Точная дата заложения Валаамского монастыря остается неизвестной — одни источники относят основание обители к Х веку, согласно другим, монастырь был основан в XIV столетии. Официально принято считать началом отсчета истории обители 1407 год, а ее основателями — паломников Германа и Сергия.

Основной расцвет монастырь пережил в XV-XVI веках, когда на его территории проживало около 600 монахов. В начале XVII столетия Валаам оказался в упадке, в этот период остров отошел под владение Швеции, вследствие чего монастырь был сильно разорен. После Северной войны остров вернулся в границы России, и по указу Петра I в 1715 году началось восстановление обители.

В 1730 году был возведен деревянный Успенский собор, однако простоял он недолго, пожар 1754 года уничтожил почти все постройки. Очередному восстановлению обители способствовала уже императрица Елизавета. В 1774 году был возведен собор Преображения Господня, Успенская и Никольская церкви, а также келейные здания. Еще через 10 лет при игумене Назарии началось каменное строительство на территории монастыря.

С началом XIX века на Валаам снова пришел расцвет, на территории велась активная застройка, часть которой сохранилась до наших дней. В 1839 году настоятелем обители стал знаменитый игумен Дамаскин, внесший огромный вклад в архитектурное развитие монастыря. Дамаскин не только инициировал строительство новых соборов и церквей, но поспособствовал возрождению классических монашеских традиций в обители. Снова было возвращено старчество, стал гораздо более строгим устав обители, возросла ее известность.

В конце XIX века число насельников обители составило около 1000, также наметилась тенденция присвоения окрестностям храма названий из Нового завета. Духовенство рассчитывало, что вскоре Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь сможет стать новым Иерусалимом.

В ХХ веке на Валаам пришли непростые времена. После революции монастырь не был закрыт, поскольку находился на территории не России, а Финляндии. Однако изменения все равно настали, поскольку православные верующие в лютеранской Финляндии были в меньшинстве, в 1923 году монастырь был дерусифицирован. Богослужения в нем стали проходить на финском языке, на территории обители разместились оборонительные сооружения на случай войны с Советским Союзом. Монастырь был вынужден перейти на григорианское летосчисление, многие иноки покинули обитель. В период финско-советской войны исход иноков из Валаамского монастыря усилился — монахи уходили в Финляндию и впоследствии основали там Ново-Валаамский монастырь.

В 30-е годы в обители оставалось всего около 400 монахов, терпевших нищету и голод. В 1940 году уже после возвращения во владение СССР монастырь был окончательно закрыт, и на территории обители разместилось военно-морское училище. В 1950 году территорию обители отдали под дом инвалидов, а в 1979 году на Валааме был открыт музей-заповедник.

Возрождение монастыря началось только в 1989 году, Православная церковь снова получила в свое владение большую часть монастырских зданий. В декабре 1989 года на острове поселилось 6 монахов, старавшихся возродить традиции и обычаи Валаама, а в 1994 году произошло новое освящение обители.

Где остановиться: проживание в гостинице или отеле на материке или в доме “Игуменский”

Побывать на Валааме комфортнее во время круиза или с однодневной экскурсией, а остановиться лучше в Петрозаводске. Советую воспользоваться для бронирования отелей поисковиком RoomGuru, который позволяет подобрать самый выгодный вариант среди популярных туристических сайтов.

При монастыре работают две гостиницы для паломников:

  • Дом «Игуменский», вмещающий 39 постояльцев, с номерами на два места в бывших монашеских кельях и удобствами на этаже.
  • Дом «Флотский», который рассчитан на 20 человек, номерной фонд состоит из двухместных и пятиместных комнат. Удобства на этаже.

Как вариант можно остановиться:

  1. В одном из двух палаточных городков на территории, которые оборудованы туалетами и мусорными контейнерами. Устанавливать палатки самостоятельно запрещается. Есть возможность договориться с биологами и бесплатно разместиться возле их лагеря.
  2. В частных домах, которые придется поискать. Вариант хлопотный и ненадежный, надо заранее договориться с хозяином и внести аванс.
  3. Бесплатно переночевать в монастыре. Жилье придется отработать, например подстричь газон или разобрать старые деревянные строения.

Посмотреть самые выгодные варианты отелей можно здесь:

Достопримечательности

На острове Коневец расположено множество достопримечательностей, но все современные постройки были воздвигнуты здесь начиная с 1721 года, так как старинные здания не сохранились из-за многократных разорений острова шведами в XVI–XVII веках нашей эры. Большая часть монастырских зданий была построена в первой половине XIX века.

В настоящее время весь комплекс святой обители находится в процессе масштабной и долгой реставрации, к которой привели долгие годы разрушения монастыря во времена СССР.

Список достопримечательностей острова Коневец:

  • причал;
  • часовня Николая Чудотворца (1815 год);
  • монастырская гостиница;
  • монастырские ворота;
  • колокольня;
  • монастырское каре;
  • собор Рождества Пресвятой Богородицы (1809 год);
  • храм во имя преподобного Арсения (1849 год);
  • храм во имя святого Николая Чудотворца (1815 год);
  • Успенская часовня (1899 год);
  • часовня явления Божией Матери;
  • монастырская библиотека;
  • братское кладбище;
  • хозяйственные постройки монастыря;
  • Змеиная гора;
  • Казанский скит (1796 год);
  • Коневский скит (1876 год);
  • Конь-камень.

Карта достопримечательностей острова Коневец на официальном сайте

Скит во имя Казанской иконы Божьей Матери, Daria In Tourism

Монастырь Коневец

Коневский Рождество-богородичный мужской монастырь, расположенный на острове Коневец, был основан более 600 лет назад — в 1393 году — преподобным Арсением. Святая обитель всегда была одной из самых главных православных святынь на Ладоге. История монастыря является примером для многих монахов, так как она включает в себя множество героических поступков.

Из Жития преподобного Арсения можно узнать, что после его пострига он прибыл на остров Коневец, сам построил себе маленькую келью на вершине Святой горы и стал в ней жить. Прожив так уединенно примерно 3 года, в 1396 году Арсений переселяется на берег Ладоги, куда начинают приходить ученики, основав первую в этих местах монастырскую братию. В то же время, в 1398 году, на острове был построен храм во имя Рождества Богородицы из камня, а также несколько келий из дерева.

В XV веке Коневец посетил архиепископ Евфимий из Новгорода, в честь которого островную бухту назвали Владычной. Ещё несколько десятков лет просуществовал здесь монастырь, до 1421 года, когда разрушительное наводнение затопило его, а преподобный Арсений решил переместить строения на более высокое место. Так был основан новый каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с иконой Божией Матери Коневской, который позднее несколько раз перестраивался. Летом 1447 года преподобный Арсений скончался, успев назначить на свое место старца Иоанна. В 1547 году Арсений был причислен к лику святых, день его памяти отмечается каждый год 25 июня.

Много событий ещё произошло за время существования монастыря, но в настоящее время остров Коневец и все его строения находятся в собственности у Санкт-Петербургской епархии (с 1991 года). В это же время в обитель прибыл архимандрит Назарий, который занялся полным восстановлением монастыря. В подвале храма были обнаружены мощи преподобного Арсения, подлинность которых подтвердила экспертиза. Сейчас Коневский монастырь вновь живет своей уединенной монастырской жизнью, молясь на своего основателя — преподобного Арсения.

Елена Самусева

Храмы и святыни

Чтобы попасть в монастырь, надо подняться в гору на 30 метров над уровнем моря. Гора Фавор на Валааме с трех сторон окружена садами, которые веками возделывают монахи. Напротив входа в монастырь – часовня, в центре которой икона Божьей Матери «Знамение». Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря императором Александром II и членами его семьи. Названная Царской, она построена из карельского мрамора с цоколем из серого гранита.

Строение в виде каменной арки с треугольным фронтоном, куда вставлен каменный медальон с высеченной надписью о посещении монастыря царской семьей. Знаменитые писатели, художники и композиторы также любили посещать святое заповедное место.

Недалеко от Святых Врат монастыря – памятник Андрею Первозванному. Один из 12 апостолов, Андрей Первозванный первым призван Иисусом Христом для проповеди Евангелия. Путешествуя из Крыма в Рим через Ладогу, апостол Андрей ступил на острова Валаамского архипелага. В 2003 году на Валаам из Греции принесены мощи апостола Андрея, имя которого почитается на Руси. Памятник первому ученику Христову в 2014 году освятил на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Спасо-Преображенский собор созерцает каждый прибывший на остров. Нижний храм освящен во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Под спудом нижнего храма Спасо-Преображенского собора покоятся мощи преподобных Сергия и Германа. Над ракой – образ «Господь Вседержительс предстоящими» изображает преподобных Сергия и Германа, коленопреклоненно молящихся на Валаамскую обитель. В год 10-летия возобновления монашеской жизни в монастыре икона мироточила.

В соборе – список Валаамской иконы Божьей Матери. Богородица, одетая в темно-вишневый плащ, держит Младенца, левая ручка которого благословляет. По молитвам у Валаамского образа Божьей Матери сотни больных получили исцеление. В 2005 году для беспрецедентной миссии с иконы была написана уменьшенная копия. С 8 по 11 октября она более тысячи раз облетела Землю на борту космического корабля «Союз».

Гранитная лестница с изображениями вдоль стен русских святых ведет в Верхний храм Преображения Господня. Светлый, просторный и торжественный зал вмещает 3000 человек. На храм, сооруженный в 1896 году в русском стиле, пошло 3,5 миллиона кирпичей, которые готовили на острове из местной глины. Стены и иконостас расписывали монахи из Валаамской школы живописи.

В советские годы заброшенный храм медленно разрушался. Реставрация началась в 1980 году. 19 августа 2005 года, в день Преображения Господня, Птриарх Московский и всея Руси освятил монастырский собор.

Надвратная церковь святых апостолов Петра и Павла размещается над Святыми Вратами – главным входом в монастырь. Церковь построена в стиле русского классицизма, убранство храма строгое. В 1940 году сняли золоченые колонны, украшавшие иконостас, и использовали для декораций в клубе. Храм реставрируется.

Храм святой Живоначальной Троицы и иконы «Живоносный источник» с простым архитектурным обликом. Фасад украшают карнизы сложного профиля и иконы в медальонах. Это больничный храм. В 1814 году в честь иконы «Живоносный источник» соорудили церковь. По инициативе благотворителей храма в 1837 году надстроили и освятили новую, верхнюю часть храма в честь Живоносной Троицы.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы освящена как трапезная церковь в 1785 году. Построена как простое квадратное здание, увенчанное небольшой луковичной грядкой на тонком глухом барабане. Стены храма прорезаны лопатками. В советское время здание занимал поселковый магазин, но здесь на своих местах сохранились 11 икон, написанных в XVIII веке специально для иконостаса.

Ежегодно с 22 мая обитель массово посещают паломники, переправа которых происходит по воде. Здесь можно приложиться к мощам праведной Анны – прикоснувшись к святыне, мощам матери Пресвятой Богородицы, христианки избавляются от бесплодия.

Чудотворны находящиеся на Валааме мощи пророка и Крестителя Иоанна Предтечи, евангелиста Матфея, апостола Павла и апостола Андрея Первозванного. Валаам – тот уголок на удаленном от цивилизации острове, где каждый человек найдет что-то близкое, родное и сокровенное.

Монастырская ферма

Здесь можно приобрести сыр, изготовленный монахами. Вход бесплатный. На Валааме стоит попробовать и душистый полезный чай на местных травах, а также испеченный монахами хлеб, яблоки с монастырских садов и копченую форель. При монастырях есть трапезные для паломников.

Посетив святые места, не забудьте взять катер и объехать вокруг острова: виды не оставят вас равнодушными.

Валаам – это остров с дикой, прекрасной природой и своим укладом жизни. На нем стоит побывать не только паломникам, но и светским туристам, ведь православные традиции — это часть нашей культуры.

Остров Валаам – это не центр туризма в общепринятом понимании. Здесь нет привычных для путешественника развлечений, но в этом святом месте можно получить иной, незабываемый опыт: понять тщетность и бессмысленность некоторых, казалось бы, важных вопросов, познать умиротворение и подумать о вещах, мыслям о которых обычно нет места в нашей повседневной суете. Валаам дает стимул к духовному развитию, заставляет переосмыслить что-то в своей жизни.

Западные ворота архипелага

Жизнь на архипелаге сконцентрирована в его западной части. Сердцем является Спасо-Преображенский монастырь. На миниатюрных островках приютились скиты. В глубине острова можно увидеть только отдельные пустыни и часовни. К некоторым ведут грунтовые дороги, но большинство связывают только лесные тропы. К причалу Центральной усадьбы могут подойти только катера и небольшие суда.

Большие круизные теплоходы «паркуются» на довольно приличном расстоянии – в Никоновской бухте. Она является своеобразными воротами Валаама. Отсюда до монастыря можно дойти пешком (около 7 километров) или доплыть на прогулочном теплоходе. Стоит прогуляться по окрестностям Никоновской бухты, которые очень живописны. Здесь имеется несколько храмов.

Никоновская бухта

Возле самой пристани находится Воскресенский скит. Позолоченный купол храма служит ориентиром для кораблей. На берегу высятся покатые глыбы карельского гранита. Камень здесь повсюду. Удивительно, как смогла обосноваться на нем сочная растительность! В начале XIX века в этих местах в пещере жил иеромонах Никон. По его имени и назвали бухту.

В 30-е годы прошлого века при храме действовала школа-приют, где мальчиков обучали церковному чтению, пению, иконописи. Сейчас на церковном дворе помимо храма возвышаются жилые и служебные постройки из красного кирпича с белыми арочными оконными рамами. В одной из них открыта монастырская лавка, где можно купить церковную утварь.

Воскресенский скит

Далее путь лежит в Гефсиманский скит. Хотя на острове есть несколько дорог, общественный транспорт отсутствует, поэтому паломникам приходится перемещаться пешком. Это и к лучшему – лесной воздух очищает легкие, пение птиц настраивает на добрый лад, движение разогревает мышцы. Чудо, но здесь понимаешь всю прелесть самых простых вещей.

Деревянный Гефсиманский скит, выкрашенный в кремовый цвет, с голубыми шпилями и куполами, похож на нарядную игрушку, оставленную кем-то в лесной чаще. Церковь представляет собой классический деревянный храм, какие строили на Руси. Ее стены украшены резьбой. За храмом стоят келейные корпуса, где жили монахи. В том числе, последний великий старец Тимон, которого считали исповедником старого стиля.

Гефсиманский скит

Имеет смысл пройти за Гефсиманский скит, чтобы посмотреть монастырскую ферму. Кое-где лесная тропа становится деревянной – под ногами хлопает настил из досок. Порой прямо под ним журчат ручьи. Иногда тропа выводит к высокому скалистому берегу. В таких местах от панорамы дух захватывает! Сверху открывается вид на живописные шхеры. Рука сама тянется к фотоаппарату. Можно долго любоваться бескрайней серебристой гладью Ладоги, вода которой отличается хрустальной чистотой.

Монастырская ферма

Валаам находится на севере и зимой оказывается отрезанным от большого мира. Его жителям приходилось самостоятельно заботиться о своем пропитании, как минимум, половину года. В 1882 году здесь построили ферму на 70 голов скота. С берега озера к леднику, выполнявшему роль холодильника, провели железную дорогу длиной около 30 метров с подъемным краном. С его помощью молочные продукты грузили на лодки и отвозили в монастырь. Здесь же разводили рыбу в глиняных ящиках.

Жизнь заставляла островитян заниматься всевозможными ремеслами – на Валааме были кожевенная, слесарная, шорная, портняжная, гончарная, бондарная, плотническая и другие мастерские. Трудно представить, что на северном острове прекрасные урожаи давали сады, где росло около 600 деревьев. Число сортов яблонь достигало 60, а урожай яблок превышал 20 тонн! В теплицах выращивали арбузы весом до 8 килограмм и трехкилограммовые дыни. Тыквы набирали вес до 33 килограмм! На столе у монахов была малина, смородина, крыжовник.

Карта острова Валаам

По одной из версий название «Валаам» происходит от финского «высокая земля». Самым высоким в архипелаге является небольшой остров Лембос, высота его составляет 58,2 метра. Остров Скитский поднимается на 51,8 метра, а максимальная высота Валаама — 42 метра. По другой версии название острова Валаам происходит от имени языческого бога Ваала.

Такого красивого места с отвесными скалами, бухтами, островами, проливами и хвойным лесом нигде не встретишь в Европе. Все, кто здесь побывал, с восторгом вспоминают чудные места острова. Здесь произрастает множество видов цветковых растений. Хвойные деревья имеют возраст до 300 лет. На Валааме создано уникальное сочетание местной и высаженной человеком и не произраставшей здесь ранее древесной растительности. Среди встречающихся здесь более 212 видов птиц, многие занесены в Красную книгу России.

Датой основания Валаамского монастыря одни историки считают время Крещения Руси (988 год), другие — более позднее время. По монастырскому преданию монастырь был основан еще до крещения Руси, в 960 году, преподобными Сергием и Германом. В 15 веке монастырь называли Великой Лаврой. Он являлся центром книгописания. К началу 16 века в монастыре жили 600 монахов. В 16–17 вв. Валаамский монастырь неоднократно подвергался разорению шведами. С 1811 по 1917 архипелаг входил в Финляндское княжество Российской империи. Период 1839–1917 гг. — время расцвета монастыря. После Октябрьской революции Валаам стал принадлежать Финляндии. В 1940 году после окончания советско-финской войны территория Валаамского архипелага была присоединена к СССР. В послевоенное время в брошенных кельях и скитах размещалась школа юнг, а позже сюда были переселены инвалиды войны с материка, а затем была размещена турбаза. В 1989 году 13 декабря в день памяти Андрея Первозванного, когда на остров прибыли шесть монахов, начался процесс возрождения обители. А через 16 лет, в 2005 году, впервые зазвучал 1000-пудовый колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 2008 года Алексий II освятил Свято-Владимирский скит на острове Валаам и провел первую Божественную литургию в храме.

Спасо-Преображенский мужской монастырь, расположенный на острове Валаам, раньше называли Северным Афоном. Здесь был центр мирового Православия. Сейчас в монастыре около двухсот насельников. Возрождается жизнь в Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском, Сергиевском скитах. В 1862 году Спасо-Преображенский монастырь посетили император Александр II с императрицей Марией Александровной. В память об этом была возведена часовня во имя иконы Божией Матери «Знамение». Напротив нее на стеле, выполненной из полированного черного камня, высечены имена знатных особ, которые побывали на Валааме.

Воскресенский скит, расположенный над Большой Никоновской бухтой, на горе, был построен в начале ХХ века в том месте, где по преданию Св. Апостол Андрей воздвиг каменный крест. Здания скита построены из ярко-красного кирпича. В ансамбль входит Воскресенская двухъярусная церковь и келейные корпуса, окруженные оградой с фигурными воротами. Верхний храм освящен во имя Святого Христова Воскресения, Нижний храм — во имя Св. Апостола Андрея. Воскресенский скит — единственный недействующий скит на Валааме. Здесь расположена Паломническая служба монастыря, организующая экскурсии по острову. На вершине горы Елеон находится часовня Вознесения. Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на Малую Никоновскую бухту. Часовня, как и крест, можно видеть от входа в бухту. Пройдя по деревянному мостику, Вы осмотрите недавно восстановленный скит во имя иконы Коневской Богоматери. За Коневским скитом идет дорога к монастырской ферме, расположенной на берегу озера Сисяярви. Еще в 1882 году в шести километрах к западу от монастыря была построена ферма на 70 голов скота с отдельными секциями для каждого животного. Здесь же разводили рыбу. Сейчас ферма действующая, восстанавливается рыборазводный завод.

После экскурсии по острову Валааму хочется приехать сюда снова, чтобы еще раз увидеть эти скалы, лес, озеро, уходящее к горизонту и насладиться этой необычайной тишиной.

Обычно открытие паломнического сезона на Валааме совпадает с празднованием памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Барии и праздником Никольского скита.

Собираясь на остров Валаам, возьмите теплую одежду, учитывая холодные ветра Ладоги и среднюю температуру июля +17 градусов.

Правила посещения Валаама

Валаамский монастырь, где находится множество святынь, интересен туристам и паломникам. Чтобы получить удовлетворение от поездки в святое место, следует заранее выбрать цель путешествия и желаемую роль.

Род занятий Права и обязанности Как стать
Турист Осмотр достопримечательностей. Соблюдение общих правил вежливости. Участие в молитвах и службах не обязательно. Фото- и видеосъемка только по разрешению. Купить тур на Валаам в агентстве, приехать на остров самостоятельно
Паломник Осмотр достопримечательностей. Посещение молитв и служб, поклонение святыням. Приветствуется выполнение простых поручений от монахов. Через Паломническую службу
Трудник Участвует во всех обрядах вместе с монахами, соблюдает монастырский распорядок, работает на общее благо. Может стать монахом через 2-3 года после начала трудничества или покинуть Валаам по своему желанию в любое время. Связаться со Службой благочиния монастыря +7
Волонтер Работает на благо монастыря, не участвуя в обрядах. Может быть человеком любого вероисповедания или атеистом. Связаться с Волонтерской службой

Количество трудников и волонтеров, которые могут быть поселены в гостиницы, строго ограничивается. В монастыре есть места для 40 трудников, число волонтеров меняется в зависимости от потребности в помощниках. Валаам – мужской монастырь, но в трудники и волонтеры принимаются женщины, хотя они не могут быть посвящены здесь в монашество

Все гости острова Валаам, вне зависимости от своей роли, должны соблюдать правила вежливости:

  • Женщины могут ходить по святому острову только в платках и юбках.
  • Мужчины должны входить в храмы без головных уборов.
  • Для всех считается неприличной очень открытая одежда, даже если очень жарко.
  • Неприлично посещать экскурсии и паломничества в спортивной одежде.
  • Мобильные телефоны во время посещения храмов и святых мест нужно отключать.
  • К незнакомым монахам следует обращаться «Отец» или «Отче».
  • Невежливо отвлекать монахов, трудников, волонтеров от их работы.
  • Можно задавать монахам вопросы о смысле монашества и православной веры.
  • Очень неприлично спрашивать монахов об их настоящих именах, мирской жизни до принятия обетов.

Курение табака на острове не приветствуется, но и не запрещается для всех, кроме трудников. Для курения следует выбирать скрытые от посторонних глаз места, где ходит мало людей, чтобы не мешать никому сигаретным дымом. Распитие алкогольных напитков категорически запрещено, если это не кагор или вино для причастия.

Валаамский монастырь находится на территории заповедника, где запрещены рыбалка и охота, палаточные лагери и разведение костров. Нельзя выкидывать на островах мусор, это неуважение не только к святому месту, но и к природе Карелии.

История возникновения и развития

В конце XVI века на острове живописного Введенского озера (тогда — Вятского) обосновались два монаха — Сергий и Тимофей. И соорудили для себя деревянную церквушку и келью. Так появилось первое маленькое святое поселение из двух человек на острове. Но недолго монахи оставались в одиночестве. Слухи об их скромном житие поползли по окрестностям. И потянулись к ним люди, просились поселиться рядом с иноками. А те и не отказывали приходящим. Так, поселение становилось все больше, а жившие здесь верующие задумали построить храм, на что и стали просить благословения православной Церкви. В 1708 году митрополит Стефан благословляет строительство новой святыни.

Свято-Введенский Островной монастырь

Деревянный храм построили монахи уже через год, а первопоселенец Сергий становится первым наставником монастыря, названного Введенской островной пустынью. В 1713 году Сергий умирает, а новым настоятелем становится монах Нектарий. Хоть его наставничество и было недолгим, но за это время он успевает продать новый храм и колокол в соседние села. Цена сделок была смехотворной — 17 рублей за храм и 11 рублей за колокол. А нищий монастырь потерял независимость и был приписан к Иоанно-Богословскому монастырю Московского уезда. Лишь В 1729 году независимость была возвращена святому дому монахов.

Свято-Введенский Островной монастырь

Проданный колокол вновь был передан в собственность монастыря, а вместо проданного деревянного храма отстроен новый основательный каменный храм при настоятеле Лаврентии. Отстроены церковь Николая Чудотворца и церковь Илии, а на Владимирском тракте — новая каменная часовня для сбора подаяний от неравнодушных людей. Были построены новые кельи и возведена ограда монастыря. Так, стараниями Лаврентия, преображалась святая обитель.

Одним из настоятелей обители, оставившим свой существенный след в истории обители, стал старец Клеопа. Старец и сам был к себе строг в части соблюдения монашеских устоев, и требовал того же от братьев. По установленному им общежитийному уставу от монахов требовался особо усиленный молитвенный подвиг. Старец Клеопа после 18 лет наставничества умер в день праздника сорока мучеников.

Свято-Введенский Островной монастырь

В конце XIX века, при наставничестве Иосифа, перестраивается церковь Николая Чудотворца, построены здания келий и настоятельский корпус, заменено ограждение на новое и основательное из кирпича, а на берегу — построены и обустроены дома для паломников.

В начале XX века монастырь процветал до тех пор, пока в Россию не нагрянула революция. И для монастыря не пришло ничего хорошего — в 1918 году его здания передали в собственность государства, а монастырь фактически прекратил свое существование. Здания монастыря передавались из года в год разным государственным организациям — дому для престарелых, детскому дому, женской колонии… А в 1940 году с Введенского храма даже были срублены купола, а в изуродованных зданиях открыли школу для девиц, отбывающих срок в колонии.

Свято-Введенский Островной монастырь

Только через 73 года в 1991 году началось возраждение Свято-Введенской островной обители. До 1993 года здания острова постепенно были переданы святой обители. А в 1995 году Островная пустынь получила статус теперь уже женского монастыря и свою первую наставницу — игумению Февронию.

Свято-Введенский Островной монастырь

Постройки на территории монастыря

Чтобы увидеть каждое строение, каждую достопримечательность острова, одного дня может оказаться мало.

Ведь в этом ансамбле такое множество церквей, часовен, крестов и иных сооружений, а окружает их такая удивительная природа, и, чтобы познакомиться с этим дивом, обязательно нужно останавливаться, присматриваться, наслаждаться увиденным. А добираться до некоторых из них придется исключительно по воде.

Спасо-Преображенский собор

Он служит главным украшением одноименного мужского монастыря.

В 1991 г. Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю присвоен статус ставропигиального

На его территорию можно войти, соблюдая определенные правила.  Прежде всего, это касается женского населения: никаких брюк, длинные рукава, покрытая голова.

Не увидите вы внутри росписей на потолке и стенах. Когда-то здесь размещался клуб и росписи закрасили, затем тут хранили овощи. С возрождением монашеской жизни их закрасили в белый цвет.

Обратите внимание: куда важнее восстановленных росписей были возрожденные молитвы.

Белый и Красный Скит с постройками

Скиты Валаама – это нечто особенное. Здесь монахи проживают небольшим числом со своим уставом, ведя уединенную жизнь. Жителя скита называют скитником, не надо путать со скитальцем. Расскажем о некоторых из скитов:

Скит Всех Святых (Белый скит). К скитской ограде приведет вас настоящая дубовая аллея. Как только оказались у ворот с кованными створками – вы добрались до скита и находитесь на его территории.

Раньше женщины могли попасть в Белый скит лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех Святых

Считается, что где-то здесь обитал в своей одинокой келье преподобный Александр Свирский. В его честь возвели церковь, на месте которой через сто лет, в веке XIX, поднялся двухэтажный храм Всех Святых. А вместо домиков – келейные корпуса.

Благодаря белому цвету, а именно такой краской выкрасили все строения, включая ограду, скит прозвали Белым;

Примите во внимание: устав Белого скита очень строг. Лишь единожды в году, на храмов праздник, допускают женщин

А мужчины могут попасть исключительно с разрешения настоятеля.

Воскресенский скит (известен как Красный скит). Построили его в самом начале прошлого века. Стоит он на вершине холма с двухэтажной церковью в центре, так напоминающей иерусалимский храм.

В комплекс скита входят два келейных корпуса и трапезная, в которой кормят туристические группы

Предание утверждает, что именно на этом месте свой крест поставил Андрей Первозванный. И сегодня его именем названа нижняя церковь. Она без всяких излишеств, но уютная, здесь находится «кувуклия». Хранилась в этом мраморном гроте частичка «истинного гроба Господня». А в верхнем храме проводят концерты духовных песнопений.

Возьмите на заметку: в трапезной скита пригласят перекусить паломников и гостей острова.

Есть еще и другие скиты: Гефсиманский – легкий из дерева, Коневский – тоже деревянный, Владимирский – самый новый из всех (о нем говорилось выше) и другие.

Успенская церковь

Иначе говоря, Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ее считают на Валааме старейшей. Первая была деревянной, а затем в 1785 году ее перестроили из кирпича.

В советское время она служила магазином, а иконостасу выпала роль перегородки, потому его замазали синей краской. Но божественная красота храма была восстановлена полностью, реставрационные работы закончились совсем недавно.

Конюшенный дом

Представляет собой здание красного кирпича в два этажа. Его построили в 1871 году специально для размещения работников. Летом их число достигало четырехсот.

Чтобы держать лошадей, с противоположной стороны корпуса стояли конюшни. Стойла в них были просторные и теплые. Кстати, лошадей, в большинстве своем, выращивали здесь же, на острове.

Сегодня здесь гостиница для волонтеров.

Водопроводный дом

Трехэтажная постройка за Старым братским кладбищем – настоящий памятник промышленной архитектуры. Непросто было доставать здесь воду, особенно зимами. И хоть приходилось трудно, своими силами построили водопровод, трубы прокладывали сквозь гранит. Пришлось в скале пробивать туннель в 142 метра, двухметровой высоты. Специально была вырублена лестница в 172 ступени, чтобы можно было пройти к берегу.

В цокольном этаже здания установили паровую машину (водокачальня). Именно она воду перекачивала из колодца, который трубой был соединен с заливом. Здесь же оборудовали кузницу, мельницу, баню, позже были пристроены мастерские и котельная.

На строительство дома деньги собирали всем миром, а завершение строительства пришлось на 1863 год. Эта система обеспечивала водой каждое монастырское помещение. А зимой по тоннелю из монастыря добирались до Водопроводного и Конюшенного домов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector