Николо-перервинский монастырь в москве

Создание Николо-Перервинской семинарии (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Будучи человеком высокообразованным, митрополит Платон скорбел о низком уровне знаний у духовных пастырей, которые несли службу в многочисленных храмах России. В то время подготовкой священников занимались только два учебных заведения – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Их выпускников явно не хватало, чтобы удовлетворить потребности огромной страны. В результате духовным окормлением паствы подчас занимались люди, не имеющие специальных знаний.

Чтобы по возможности исправить сложившееся положение, в 1775 году он даёт распоряжение учредить в Николо-Перервинском монастыре семинарию, которая в честь него с первых же дней стала именоваться Платоновской. Открыв новое учебное заведение, митрополит Платон до конца жизни не прекращает заботиться о его нуждах. Регулярно посещая монастырь, церковный иерарх детально вникает во все проблемы, связанные с ним, и не жалеет сил для их решения. Его попечение распространялось и на хозяйственные нужды, связанные с питанием и одеждой семинаристов, и на уровень преподавания.

Митрополит лично присутствовал на экзаменах и диспутах, проверял работы учеников и выставлял оценки. Его труды не пропали даром – с годами из стен семинарии вышла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей, и в течение тридцати девяти лет она давала духовных пастырей для многочисленных приходов бескрайней России.

Поэт на митрополичьей кафедре

Вошёл он в историю и своей литературной деятельностью – в частности, поэтической полемикой с А. С. Пушкиным. Хорошо известен его публичный ответ великому поэту на полные отчаяния и безнадёжности строки стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». В нём сетующему на пустоту и бессмысленность жизни Александру Сергеевичу владыка Филарет в высокохудожественной форме возражает, что не саму жизнь, и не Того, кто её нам даровал, следует упрекать в душевной пустоте, охватившей нас, а лишь самих себя, погрязших в суете и страстях. Выход, по его словам, заключается в обращении своих помыслов к Богу.

Статья.58 БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Вернуться к таблице «БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ»

ДРУГИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

58 Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки:
а) со значительным нарушением функций; Д Д Д НГ
б) с умеренным нарушением функций и частыми обострениями; В В В,Б-ИНД НГ
в) с незначительным нарушением функций и редкими обострениями В В Б ВДВ, ПС, МП, СС-ИНД НГ

Комментарии эксперта по данной статье

Наличие язвенной болезни должно быть подтверждено обязательным эндоскопическим исследованием и (или) рентгенологическим исследованием в условиях гипотонии.

К пункту «а» относятся:

язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, осложненная пенетрацией, стенозом пилоробульбарной зоны (задержка контрастного вещества в желудке больше 24 часов), сопровождающаяся нарушением питания (ИМТ 18,5 — 19,0 и менее), при наличии противопоказаний к хирургическому лечению или отказе от него;

язвенная болезнь, осложненная массивным гастродуоденальным кровотечением (снижение объема циркулирующей крови до 30 процентов и более), в течение первого года после указанного осложнения;

экстирпация желудка или его субтотальная резекция;

последствия резекции желудка, наложения желудочно-кишечного соустья с нарушением питания (ИМТ 18,5 — 19,0 и менее);

последствия стволовой или селективной ваготомии с наложением желудочно-кишечного соустья со значительным нарушением функции пищеварения (не поддающиеся лечению демпинг-синдром, упорные поносы, нарушение питания (ИМТ 18,5 — 19,0 и менее), стойкие анастомозиты, язвы анастомозов).

К пункту «б» относятся:

язвенная болезнь с частыми (2 и более раза в год) рецидивами язвы;

язвенная болезнь с гигантскими (3 см и более в желудке или 2 см и более в двенадцатиперстной кишке) язвами;

язвенная болезнь с каллезными язвами желудка;

язвенная болезнь с внелуковичной язвой;

язвенная болезнь с множественными язвами луковицы и вне ее;

язвенная болезнь с длительно не рубцующимися язвами (с локализацией в желудке — 3 месяца и более, с локализацией в двенадцатиперстной кишке — 2 месяца и более);

язвенная болезнь, осложненная перфорацией или кровотечением, с развитием постгеморрагической анемии (в течение 5 лет после указанных осложнений) или грубой рубцовой деформацией луковицы двенадцатиперстной кишки;

непрерывно рецидивирующая язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (рецидивы язвы в сроки до 2 месяцев после ее заживления);

последствия стволовой или селективной ваготомии, резекции желудка, наложения желудочно-кишечного соустья.

Грубой деформацией луковицы двенадцатиперстной кишки считается деформация, отчетливо выявляемая при полноценно выполненной дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, сопровождающаяся замедленной эвакуацией (задержка контрастного вещества в желудке более 2 часов).

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, с язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки при наличии незначительной деформации луковицы двенадцатиперстной кишки с редкими (раз в год и реже) обострениями, без нарушения функции пищеварения освидетельствуются по пункту «в».

В отношении освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней при язвенной болезни желудка или двенадцатиперстной кишки с незначительным нарушением функций независимо от длительности (стойкости) ремиссии, заключение о категории годности к военной службе выносится по пункту «в».

В фазе ремиссии заболевания достоверным признаком перенесенной язвы луковицы двенадцатиперстной кишки является наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии и (или) грубой рубцовой деформации луковицы, выявляемой при дуоденографии в условиях искусственной гипотонии, а перенесенной язвы желудка — наличие постязвенного рубца при фиброгастроскопии.

При неосложненных симптоматических язвах желудка и двенадцатиперстной кишки категория годности к военной службе определяется в зависимости от тяжести и течения основного заболевания по соответствующим статьям расписания болезней.

При осложненных симптоматических язвах в отношении освидетельствуемых по графам I, II, III расписания болезней заключение о категории годности к военной службе выносится по пункту «а», «б» или «в» в зависимости от нарушения функций пищеварения.

Вернуться к таблице «БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ»

ДРУГИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Главная » Законодательство.

Открытие приходского и уездного училища

В 1824 году монастырская семинария, основанная митрополитом Платоном, была упразднена, и на её месте создано Николо-Перервинское приходское, а затем и уездное училище. Несмотря на крайнюю занятость, владыка Филарет находил время регулярно бывать на проводимых в них публичных экзаменах. В те годы такая форма испытаний была принята повсеместно и способствовала объективности выставляемых оценок. Известно, что он нередко сам задавал вопросы и несказанно радовался, когда ученик обнаруживал знания, необходимые для ответа на них. Оказывал владыка и практическую помощь в дальнейшем строительстве и благоустройстве монастыря.

Крупнейший отечественный богослов XIX века, за свои труды и жизнь, ставшую образцом христианского служения Богу и людям, митрополит Дроздов был прославлен в лике святых. Любопытная деталь: его двоюродным праправнуком является профессор МГУ Николай Николаевич Дроздов, хорошо известный всем как ведущий программы «В мире животных».

Монастырь в древних грамотах

Именно так именовали монастырь во времена, предшествовавшие его первому упоминанию в дошедших до нас документах, что, кстати, является косвенным доказательством его древности. Логика простая – если монастырь уже в те годы значился как «старый», следовательно, основан он гораздо раньше.

Название же Перервинский впервые появляется в одном из указов царя Михаила Фёдоровича, датированном 1623 годом. Из этого документа явствует, что на территории обители находилась бревенчатая церковь в честь святителя Николая, и, кроме монахов-чернецов, проживали два старца и игумен. В период польского нашествия монастырь был разорён, так же как и большинство подмосковных обителей, и трудно сказать, спаслась ли упомянутая в указе церковь от пожара, или была отстроена заново по окончании Смутного времени.

Николо-Перервинский монастырь в Москве

Автор статьи: Тома ВИД 7 апреля 2021 года

Николо-Перервинский, бывший мужской монастырь, находится в районе Печатники города Москвы по адресу улица Шоссейная, д. 82. От метро Печатники мы шли до монастыря пешком. Путь оказался не таким простым, так как дорога поднималась вверх. Наконец, вдали увидели красивые голубые купола. Двигаясь далее к монастырю, с правой стороны улицы (дом 74) увидели красивое трёхэтажное здание, которое оказалось общеобразовательной православной гимназией имени митрополита Платона (Левшина). Духовная семинария при монастыре была основана в 1775 году митрополитом Московским Платоном (Левшиным).

Собор И́верской иконы Божией Матери в Николо-Перервинском монастыре Москва, улица Шоссейная, дом 82 (2018)

Ещё в средние века данная территория к юго-востоку от Москвы называлась Перерва, то есть там, где прерывается Москва-река. Москва-река изменила здесь направление своего русла, как бы «прерывая» его, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу. Существует и другая версия названия «Перерва»: потоки воды в реке то и дело переливались через низкую луговину, прерывая её в разных направлениях. Их и называли «перервами».

В 1939 году посёлок Перерва был включён в состав города Люблино, который в 1960 году вошёл в состав Москвы.

Информационная доска Николо-Перервинского монастыря (2018)

Первые упоминания о Перервинской обители относят к 1623 году. В то время в обители значились деревянная Никольская церковь, один игумен и два старца. Обитель уже тогда именовалась Перервинской.

Над воротами, ведущими в монастырь, возвышается надвратный храм, посвящённый То́лгской иконе Божией Матери. В Николо-Перервинском монастыре установлен памятник митрополиту Платону (Левшину), который основал монастырскую семинарию и написал первую научную работу, посвящённую истории Русской церкви. На памятнике, изготовленном скульптором А.А. Бичуковым, написано: «Митрополиту Платону благодарная Перерва».

Первоначально монастырь именовался «Никола Старый». Возможно, что название монастыря изменилось на нынешнее после пророческих слов митрополита Платона: «Перерва! Не страшись своего наименования, ибо Бог не допустит тебе прерваться! Воздай хвалу Прови́дению, которое печётся о тебе, и никогда не преставай совершенствоваться, идти вперёд по тому пути, на который ты так успешно ступила».

На территории монастыря есть трапезная, в которой продают вкусные пирожки с капустой. Во рту они просто таяли.

Дорога к Николо-Перервинскому монастырю (2018)

Монастырь Николо-Перервинский с южной стороны (2018)

Настоятельский корпус Николо-Перервинского монастыря (2018)

Памятник Платону (Ле́вшину) митрополиту Московскому и Коломенскому (2018)

И́верская икона Божией матери на северном фасаде собора (2018)

Братское захоронение останков, обретённых на территории обители (1996)

Фрагмент фасада собора И́верской иконы Божией Матери в Печатниках (2018)

Православная гимназия имени митрополита Платона, ул. Шоссейная, д. 74 (2018)

Вот и завершилось ещё одно чудесное путешествие.

Москва

  • Города России
  • Страны мира

История обители

По легенде православный монастырь был основан во время Куликовской битвы. Он находился в нескольких верстах от города и славился тишиной и уединением. Свысокого левого берега Москвы-реки открывался отличный обзор на стоящие вдалеке купола московских храмов.

Первые свидетельства об Перервинской обители относят к 1623 году. Записи о маленьком деревянном храме Святителя Николая и живущих при нем игумене и двух старцах сохранились в старинном дворцовом документе.

К 50-60-м годам XVII века Русь оправилась от тяжелых последствий Смутного времени, поэтому в Николо-Перервинской обители, как и в других монастырях Москвы, начали возводить каменные храмы. Наибольшего расцвета обитель достигла в конце XVII столетия, когда патриарх Адриан решил использовать ее в качестве летней резиденцией.

В 1770-е годы здесь открыли семинарию, а спустя некоторое время для семинаристов возвели первый двухэтажный корпус. Еще одна примечательная страница истории монастыря связана с Екатериной II. Отправляясь в знаменитое путешествие в Крым, императрица сделала остановку в этой обители.

Николо-Перервинский монастырь на фоне Москвы-реки

Влияние монастыря на духовную жизнь Москвы росло год от года. Здесь обучали будущих священников, а в XVIII и XIX веках к обители приписали несколько московских часовен. В начале прошлого века Николо-Перервинская обитель имела каменные храмы и добротные жилые постройки. С трех сторон ее окружал зеленый палисадник. С юга располагался яблоневый сад, а к северу — большой скотный двор, за которым стояли аптека, больница и монастырская гостиница.

С приходом советской власти обитель ликвидировали не сразу. В 1928 году братию распустили, но церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. Сначала бывшую монастырскую территорию использовали под склады. Но 1948 году в храме Святителя Николая организовали металлоштамповочный завод, а затем — фабрику по производству детских игрушек.

За тот период, пока культовые постройки служили цехами, были утрачены иконостасы и богослужебная утварь, закрашены фрески и разрушены полы. Из-за работы гальванического цеха сильно пострадали кирпичная кладка и своды соборов, а их облик исказили различные хозяйственные пристройки.

Долгое время в монастырских здания не делали ремонта, поэтому крыши, оконные проемы и перекрытия оказались полуразрушенными. В лучшем положении была только нижняя часть монастырской колокольни, да и то лишь потому, что в ней размещались кабинеты начальства.

Вид на монастырь с Москвы-реки

Богослужения в монастыре возобновили в 1991 году. На это момент всеми постройками владело предприятие «Станкоконструкция». Через два года территорию полностью передали церкви. Старинные здания выглядели ужасно, поэтому прихожане и волонтеры начали собирать средства и занялись восстановлением полуразрушенной святыни.

Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре

Православный Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре (Москва) – главный храм мужской обители в столице России. Адрес: улица Шоссейная, 82, строение 3 (ближайшие станции метро — Братиславская, Печатники).

Другие названия

Собор Иконы Божией Матери Иверская в Николо-Перервинском монастыре; Новый собор в Николо-Перервинском монастыре.

Архитекторы

  • 1904-1908 гг.: Виноградов П.А., Соколов И.А., — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
  • 1909 г.: Гурьянов В.П. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
  • 2000-е гг.: Алексеев В.Р., Коваленко И.В. — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).

Закладка храма

Новый величественный Иверский Собор для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери заложили в 1904 году. Главный храм обители соорудили к востоку от старого Никольского Собора. Строительство вели по проекту известного архитектора Павла Алексеевича Виноградова. Храм построили в русско-византийском архитектурном стиле.

Краткое описание Собора

Собор представляет собой пятиглавый храм вместимостью до 3000 человек. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны издалека. После завершения строительства в 1909 году по свои габаритам Собор уступал только храму Христа Спасителя. Длина Собора составляла — 36 м, ширина — 34 м, а высота вместе с куполами — 53 м.

Роспись храма

Над росписью Собора работала артель художников во главе с Василием Павловичем Гурьяновым, придворным иконописцем и реставратором, автором нескольких книг. Происходил он из семьи потомственных художников-иконописцев Владимирского села Мстеры. В искусстве того времени преобладал так называемый стиль модерн. Образцом для Гурьянова, как и для многих других церковных художников того времени, служило творчество Виктора Михайловича Васнецова. Отчасти это влияние сказалось и на живописных изображениях Иверского Собора.

В советское время

С приходом советской власти Монастырь закрыли не сразу. Лишь в 1928 году распустили братию обители. Однако церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. После этого часть бывшей монастырской территории использовали под склады, другие хозяйственные нужды. В 1948 году в Никольском Соборе разместили металлоштамповочный завод, затем — фабрику по производству детских игрушек. Подобная участь коснулась и нового Иверского Собора. После 1952 года снесли главы с крестами Иверского Собора, уничтожили иконостас и всё убранство интерьера. Цветные стекла заменили на простые. Утратили большую часть кровли. Заложили боковые проемы крыльца. В конце 1960-х годов при приспособлении под цех завода, с разрешения Госинспекции по охране памятников города Москвы, полностью забелили живопись. Внутреннее пространство храма варварски разделили на три этажа перекрытиями из железобетонных плит.

Возрождение Иверского Собора

Лишь после передачи в 1993 году всех зданий Монастыря Русской Православной церкви ситуация стала меняться. Иверский Собор стал постепенно восстанавливать своё величие и былую красоту. В апреле 1996 года из Иверской часовни Воскресенских ворот Московского Кремля в Собор крестным ходом принесли Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Это стало знаковым событием, ознаменовавшем возрождение главного храма обители.

Освящение главного Креста Собора

Пятого апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение восьмиметрового позолоченного креста. После этого крест водрузили на главный купол Иверского собора. В течение последующих лет на Иверский собор вознесли и укрепили остальные шестнадцать крестов.

В наши дни

Ныне Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре живёт полноценной монастырской жизнью, лаская взор голубыми куполами, увенчанными позолоченными православными крестами.

Статус

В настоящее время упомянутый Собор, как неотъемлемая часть ансамбля Николо-Перервинского мужского монастыря, является объектом культурного наследия России федерального значения. Имеет статус памятника истории и архитектуры и охраняется государством.

Другие храмы на территории обители

В настоящее время на территории обители кроме упомянутого Иверского Собора расположены также:

  • старинный Никольский Собор в Николо-Перервинском Монастыре (Москва),
  • надвратная Толгская Церковь в Николо-Перервинском Монастыре (Москва).

Возрождение

Таким был Иверский собор… 1993 г.

По завету митрополита Платона, если отнести слова архипастыря к основанной им духовной школе, Господь Бог и Его Пречистая Матерь, Небесная Покровительница обители, не дали ей прерваться. Отсчет новейшей истории духовной школы на Перерве следует начать с 1996 года – тогда она была возрождена. Но предыстория этого события началась немного раньше. После закрытия Николо-Перервинского монастыря его не постигла, Божией милостию, участь многих русских храмов и монастырей – обитель уцелела. В послевоенные годы в нем располагались склады разных предприятий, а позднее – цехи Металлоштамповочного завода и завода «Станкоконструкция». В середине 1980-х годов в ведение Русской Православной Церкви стали возвращаться поруганные храмы и обители. 8 января 1991 года решением Исполкома Моссовета православной общине во главе с настоятелем протоиереем Владимиром Чувикиным был передан Никольский храм Перервинского монастырского комплекса1. Начались регулярные богослужения, была организована воскресная школа, приступили к работе реставраторы – жизнь обители возобновилась.

Ректор семинарии прот. Владимир Чувикин с первыми прихожанами возрожденной обители(1991 г.)

Решение о возрождении духовной школы пришло как-то само собой. С первых дней после начала богослужений в Перерву стали приходить юноши, желающие нести послушание алтарников и трудиться в обители. Одни уходили, приходили новые, и со временем образовался постоянный юношеский приходской коллектив. Многие из молодых людей к этому времени уже сознательно решили посвятить свою жизнь Богу и Православной Церкви и изъявляли желание встать на путь пастырского служения. В одно из посещений обители владыка Арсений2 посоветовал настоятелю, отцу Владимиру, организовать обучение юношей в стенах Николо-Перервинского монастыря. В том же году было получено благословение Святейшего патриарха Алексия II на открытие Пастырских курсов.

4 октября 1996 года состоялся первый педагогический совет под председательством настоятеля обители протоиерея Владимира Чувикина. На совете обсуждался учебный план курсов, состав будущего педагогического коллектива и время начала занятий. 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, прошел молебен на начало первого учебного года в возрождающейся духовной школе. 9 декабря начались занятия на Пастырских курсах – за партами сидели лишь 9 человек. Первый урок провела преподаватель церковнославянского языка Наталья Ефимовна Афанасьева. Через некоторое время Пастырские курсы были преобразованы в Перервинское Духовное училище. Так, год за годом возрождалась жизнь училища на Перерве. Увеличивалось число преподавателей и воспитанников.

Первые воспитанники возрождающегося духовного училища. 1996 г.

В первые годы существования вновь открытого училища преподавателей было больше, чем студентов. Несмотря на то, что Духовные училища в это время работали по трех- или даже двухлетней учебной программе, в Перерве взяли курс на четырехлетнюю программу обучения. Училище росло и крепло, набирало силы. В 2000 году состоялись два важных события в истории духовной школы: 225-летие основания семинарии на Перерве митрополитом Платоном (Левшиным) и первый выпуск возрожденного Перервинского Духовного училища. А через год, 17 июля 2001 года, училище получило статус семинарии, ректором которой был назначен настоятель обители протоиерей Владимир Чувикин. В 2004/2005 учебном году состоялась первая защита дипломных работ и первый выпуск студентов семинарии.

Экскурсионные программы

Монастырь Николо-Перервинский в настоящий момент относится к числу тех, который паломники и туристы посещают меньше всего, что делает его одним из тихих в столичном регионе. Как правило, сюда организовываются однодневные экскурсии. Поскольку сейчас обитель не действует и имеет статус патриаршьего подворья, то проблем с проходом на территорию нет, туда можно приезжать в любой день.

Если посетители едут с целью паломничества, лучше делать это в дни храмового богослужения. Для тех, кто хочет полюбоваться местными архитектурными красотами, таких ограничений не имеется. Здесь есть возможность посмотреть на оригинальный ансамбль строений, постепенно реставрируемый и обновляемый. Благодаря постоянным работам обительский двор всегда выглядит оживленно.

Запрет на съемку фотографий и видео тут строгий, это обязательно нужно помнить и уважать. При необходимости следует у настоятеля предварительно попросить благословения на съемку и при отказе не упорствовать.

Территория обители – место церковное, сюда нельзя заходить женщинам без головного убора и мужчинам в нем, лицам обоего пола строго запрещена пляжная одежда, женщины не должны быть слишком открыты, мужчина не должен заходить в спортивном костюме.

Поведение монастырских гостей также должно быть соответствующими:

  • внутри не курят и не пьют;
  • не проходят в ворота обители пьяными;
  • под строгим запретом находятся бранные слова, а также громкая речь и музыка;
  • если гости остались на службу, не разрешено разговаривать с соседями – только благоговейное молчание.

Исторический Николо-Перервинский мужской монастырь долгое время был заброшен, поэтому реставрационные работы продолжаются длительное время. Многие паломники приезжают ежегодно, чтобы посмотреть, как восстанавливается и отстраивается это место. Сейчас его территория в 4 раза превышает площадь Сретенского монастыря, но в 5 раз меньше, чем у Новодевичьего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector