Комсомольск-на-амуре

Понять[править]

Комсомольск-на-Амуре
«Дом со шпилем» — неофициальный символ города
Полезная информация
Население 251 283 (2016)
Телефонный код +7 4217
Часовой пояс

UTC+10:00

В середине XIX века переселенцы из Пермской губернии, рядом с нанайским стойбищем Дзёмги основали село Пермское. В 1930-е годы Советское правительство приняло решение построить на Дальнем Востоке несколько военных заводов. В 1931 году сюда прибыла правительственная комиссия, а уже в 1932 году высадился «десант первостроителей». В память об этой высадке на берегу Амура установлен памятный камень с соответствующей надписью. Но ради справедливости необходимо признать, что не только комсомольцы-добровольцы в авральном темпе строили город — около 70% строителей составляли заключённые.

Градообразующие предприятия Комсомольска — завод №199 (Амурский судостроительный завод им. Ленинского комсомола) начал строится в 1933 году, завод №126 (авиационный завод им. Ю.А.Гагарина) в 1936 году.

Судостроительный завод за всё время работы построил 57 подводных лодок с атомной силовой установкой, 41 дизель-электрическую и 56 надводных кораблей различных классов.

Авиационный завод освоил сборку порядка 10 типов самолётов, также крылатых ракет морского базирования и комплектующих для других типов летательных аппаратов.

Позднее в городе были построены: Завод «Парус» (производство минно-торпедного оружия), «Амурсталь» (металлургический комбинат), Комсомольский НПЗ (изначально проектировался под переработку сахалинской нефти в авиационные бензины), а также несколько вспомогательных производств (предприятия химической, нефтехимической промышленности, металлоконструкций, легкая и пищевая промышленность). То есть как любой промышленный центр, город страдает от убитой экологии.

Также в городе, как и в ближайшей округе было множество воинских частей (да и сейчас немало) самой различной направленности — в частности, в пригороде Комсомольска (с. Больша́я Карте́ль), стояла огромная загоризонтная РЛС «Дуга-2», более известная как «выжигатель мозгов». Да-да, именно сюда вывезли электронное оборудование из Чернобыля, после атомной катастрофы в г. Припяти.

Вокруг города было расположено более десятка различных исправительных учреждений. Последний фактор устойчиво поддерживал криминогенную обстановку в городе «на уровне», а с развалом СССР город превратился в «криминальную столицу Дальнего востока». Промышленность также стала загибаться, городской бюджет резко похудел.

Буквально до начала 2000 годов Комсомольск производил резко гнетущее впечатление: обшарпанные дома советской постройки, разбитый асфальт, магазины с выбитыми витринами, ржавые старые трамваи и автобусы. Случайный путешественник, попавший в «город Юности», чувствовал себя путешественником во времени, перенёсшимся на 25 лет назад во времена позднего СССР, причём в параллельную худшую реальность. За годы «демократии» происходит устойчивый отток жителей из города, с 1993 года и по н.в. численность населения снизилась почти на четверть. По рейтингу ста крупнейших городов России за 2013 год г. Комсомольск-на-Амуре занял почётное сотое, самое последнее место по уровню комфортности проживания людей. Только в последнее десятилетие в городе пошли положительные подвижки.

Город построен в низине сопок на левом берегу Амура. Представляет собой два больших района (по сути — самостоятельных населённых пункта), разделённых большим лесопарком — Силинским лесом. Район на юго-западе называется «Центральный округ», район на северо-востоке — «Ленинский округ» (у местных в ходу — «Дзёмги», по старому названию стойбища нанайцев). В Ленинском округе расположен авиазавод, аэродром «Дзёмги» и Комсомольский НПЗ. В Центральном округе находятся все остальные предприятия города, а также железнодорожная станция.

На жаргоне дальневосточников Комсомольск-на-Амуре зовут просто — «Комса́».

Климатправить

Климат Комсомольска приравнен к районам Крайнего Севера. Очень холодная и относительно малоснежная (по меркам москвичей, снега выпадает просто кошмар!) продолжительная зима (ночные температуры января приближаются к отметке -40 градусов!), при этом короткое, но жаркое и влажное лето (из-за частых дождей).

Как добраться[править]

Карта центральной части города.

Ленинский округ (Дзёмги)

На самолётеправить

В 17 км к югу от города расположен аэродром совместного базирования Хурба. На аэродроме базируются фронтовые бомбардировщики Су-24М, также построено здание аэровокзала и перрон аэропорта г. Комсомольска-на-Амуре. С развалом СССР авиаперевозки по местным рейсам резко зачахли. Предпринимались неоднократные попытки реанимации воздушных перевозок, но по всей видимости — тщетно. По состоянию на лето 2016 года все рейсы отменены, здание аэровокзала находится в плачевном состоянии и отражает общее состояние Комсомольска-на-Амуре.

В черте города есть второй аэродром Дзёмги. Это заводской аэродром, с которого также работают истребители Су-27. Если Вы вхожи в эти структуры, то с этого аэродрома регулярно выполняются транспортные и пассажирские перевозки в интересах завода по нашей необъятной стране.

На поездеправить

Комсомольск-на-Амуре — крупная железнодорожная станция на БАМе. С железнодорожного вокзала отправляются поезда по маршрутам: Советская Гавань — Владивосток, Комсомольск-на-Амуре — Владивосток, Комсомольск-на-Амуре — Тында, Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск.

Интересно, что станция не сквозная, а тупиковая. Все транзитные поезда, заходящие на неё, для продолжения дальнейшего движения требуют перестановки локомотива из головы в хвост состава, в результате чего стоянка поезда на станции неоправданно большая (час и более). В советские годы ходил почтово-багажный поезд №921, который стоял в Комсомольске 10 часов!

На автомобилеправить

Автодорога Р-454 Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. На всём протяжении проложено по одной полосе в каждом направлении, имеются автозаправки, шиномонтаж, придорожные кафе и мотели, сотовая связь и УКВ-радио ловит не везде. Дорожное покрытие асфальтовое, поддерживается в удовлетворительном состоянии. Местность преимущественно равнинная, местами заболочена. Приблизительно посредине автодороги установлен камень-памятник дорожным строителям. По трассе просто огромное (!!!) количество кровососущих насекомых.

На автобусеправить

Из Хабаровска часто ходят автобусы до Комсомольска. Также в город можно приехать и из Амурска, Эльбана, Нижней Тамбовки, Ягодного, Солнечного, Биробиджана, села им. Полины Осипенко, Горина, Лиана, Хурмули.

На кораблеправить

Город стоит на реке Амур. По Амуру на теплоходе «Метеор» можно добраться до Хабаровска или Николаевска-на-Амуре, пригородное сообщение с пос. Пивань.

Регионы[править]

В Хабаровском крае 17 муниципальных районов.

  • Крайний Север Хабаровского края: Охотский и Аяно-Майский район.
  • Север Хабаровского края: Тугуро-Чумиканский, Николаевский, район имени Полины Осипенко, Ульчский, Верхнебуреинский, Солнечный, Комсомольский, Амурский, Ванинский и Советско-Гаванский районы. Два последние никакой не север, а самый настоящий географический юго-восток побережья края, но по климату эти районы официально приравнены к местностям к особо холодным климатом. И хотя там зимой обычно очень даже неплохо, не очень холодная и умеренно снежная зима, но вот летом не очень хорошо, потому что долго может быть весьма прохладно, а также регулярны туманы и продолжительные циклоны.
  • Юг Хабаровского края: Нанайский район, Хабаровский район, район имени Лазо, Вяземский район, Бикинский район.

Меры предосторожности[править]

Несмотря на относительно свободный трафик автомобильного движения, на улицах города процветает автохулиганство и лихачество.

В отношении криминала. В городе можно нарваться на неприятности в любом месте и в любое время, а в отдалённые районы города чужаку без сопровождения лучше не ходить вообще.

Если вы задумали приехать в город Юности зимой, то запасайтесь хорошей тёплой одеждой, обувью, шапками и рукавицами в полной мере. В городе может быть ОЧЕНЬ холодно! При -37, да с ветром, дышать и то больно, а через 15 минут человеку не просто холодно: возникает непередаваемое ощущение, что замерзают даже ваши внутренности. Даже если вы из Мурманска, и знаете, что такое холод… лучше считайте, что вы из Сочи, и никогда в жизни по настоящему не мёрзли.

Меры предосторожности[править]

Одевайтесь по погоде. Зима в крае холодная, местами даже очень. Летом, при удушающей жаре днём, может быть совсем не жарко ночью, а под утро и курточка пригодится…

Насекомые. Это бич Хабаровского края. Мошка, комарьё и слепни летом почти повсеместно, кроме непосредственно морского побережья (там насекомых в разы меньше). Просто нещадно жрут без всякого зазрения совести, и в городах тоже. Люди на автобусных остановках стоят с ветками и отмахиваются от назойливых кровососов. Если вы путешествуете на машине, то регулярно пополняйте бачок омывателя стекла, так как стекло постоянно залепляют трупики мелких насекомых и разбрызганные внутренности более крупных. Не забывайте по мере надобности протирать фары и чистить радиатор

Если вы планируете вылазку в лес, то примите меры предосторожности против таёжного клеща — переносчика энцефалита. Радует только, что процент заражённых клещей в крае очень низок и вероятность заразится энцифалитом от укуса клеща приближена к нулю.

Змеи. На юге опасность представляют полозы, в таёжной зоне живут гадюки. Гадюк местами до неприличия много, но они не агрессивны и всегда спасаются бегством, порою выскакивая прямо из под ног. Всё равно при походах в лес не лишними будут сапоги. Укус гадюки очень болезнен — обычно страдальца на недельку кладут в стационар.

Звери. Самый опасный зверь в Хабаровском крае (после человека) — это белогрудый гималайский медведь, который отличается приступами немотивированной агрессии (впрочем, китайцы творят с этими мишками такие жестокие вещи, так что злоба к человеку у них уже генетическая). Если вы путешествуете на машине, в ночное время вам под колёса элементарно может выскочить заяц или лиса (особенно на дорогах с низкой интенсивностью движения).

Если вы путешествуете по лесу или вообще по безлюдным местам, которых в крае очень много (неважно, на транспорте или пешком), то помните золотое правило: «Тайга — закон, медведь — хозяин». Бдительность и ещё раз бдительность! Никогда не переоценивайте свои силы и возможности — пустяковая на первый взгляд проблема очень быстро может стать смертельно опасной, а помочь Вам будет просто некому.. Многие жители Хабаровского края привыкли к агрессивному стилю вождения автомобиля

Не потому, что все поголовно хулиганы, а потому, что езда по горной местности сама по себе провоцирует экстрим и адреналин. Многие дальневосточники, путешествуя на авто по равнинной России, откровенно смеются над знаками «опасный поворот» и «обгон запрещён», так как на ДВ эти знаки устанавливают только на реально опасных участках (и никогда не стоит их игнорировать!)… впрочем, путешествуя по краю, вы всегда (!) должны быть готовы к тому, что на совершенно глухом, закрытом крутом повороте вам запросто вылетит какой-нибудь дурень прямо «в лоб». Аварийность в Хабаровском крае реально высокая. Не стесняются водители устраивать и дорожные разборки.

Многие жители Хабаровского края привыкли к агрессивному стилю вождения автомобиля. Не потому, что все поголовно хулиганы, а потому, что езда по горной местности сама по себе провоцирует экстрим и адреналин. Многие дальневосточники, путешествуя на авто по равнинной России, откровенно смеются над знаками «опасный поворот» и «обгон запрещён», так как на ДВ эти знаки устанавливают только на реально опасных участках (и никогда не стоит их игнорировать!)… впрочем, путешествуя по краю, вы всегда (!) должны быть готовы к тому, что на совершенно глухом, закрытом крутом повороте вам запросто вылетит какой-нибудь дурень прямо «в лоб». Аварийность в Хабаровском крае реально высокая. Не стесняются водители устраивать и дорожные разборки.

Хабаровский край — это один из немногих субъектов РФ, где инспекторы ГИБДД не берут взяток, от слова совсем. Более того, если вы нарушили ПДД и попались, никогда не старайтесь откупится — запросто можно получить кучу проблем с законом. Но можно попробовать договориться просто по человечески, ведь все живые люди.

Транспорт[править]

На самолётеправить

С Хабаровского аэропорта местных воздушных линий («Малый аэропорт») совершаются рейсы в отдалённые и северные районы края.
На территории края несколько малых аэропортов в Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре, Совгавани и Охотске.

На поездеправить

Перрон железнодорожного вокзала в Комсомольске-на-Амуре

От Хабаровска идёт железнодорожная линия в Комсомольск-на-Амуре, далее в Советскую Гавань и на восточную часть Байкало-Амурской магистрали.

От Хабаровска в Вяземский, Бикин и населённые пункты Еврейской автономной области ходят электропоезда.

В окрестностях Хабаровска развито пригородное сообщение (ездят в основном дачники).

На кораблеправить

Речной вокзал в Комсомольске-на-Амуре

От Хабаровска до Николаевска-на-Амуре можно доехать на теплоходе «Метеор».

От Хабаровска до китайского посёлка Фуюань (расстояние около 65 км) можно доехать на т/х «Полесье». В основном в Фуюань ездят «челноки» за вещами.

Между Ванино и Сахалином (Холмск) работает железнодорожная паромная переправа. Морские паромы перевозят только грузовые вагоны, пассажирского железнодорожного сообщения с островом нет. Однако на судне есть каюты для пассажиров, также можно переправить легковой автомобиль.

На автомобилеправить

Зимняя дорога в горах

Автопарк в крае — это преимущественно праворульные автомобили японского производства разных марок и типов, встречаются автомобили производства Южной Кореи и КНР (грузовики), отечественного автопрома очень мало, а западноевропейского практически нет. Путешественнику на личном авто необходимо знать, что здесь абсолютно непопулярны автомобили, переделанные на газ, и газовых заправок Вы не найдёте. Основной поставщик моторного топлива в крае (из местных) — «НК-Альянс» (Хабаровский НПЗ), Комсомольский НПЗ и «Трансбункер» (Ванинский НПЗ).

Автомобильные дороги наиболее развиты на юге, по территории края проходит федеральная трасса М60 Хабаровск — Владивосток.

Скалы Надге (на берегу реки Анюй) — интрузивные останцы в виде бастиона. Высота обнажений до 25 м. Автодорога Р-454

В Комсомольск-на-Амуре можно доехать по трассе Р-454. В окрестностях села Лидога Нанайского района от трассы Р-454 на восток отходит относительно новая дорога Лидога — Ванино, асфальтовое покрытие варьируется от практически идеального, до участков, как после артналёта.

На автомобиле можно доехать и до Николаевска-на-Амуре, попутешествовать по восточному БАМу. Однако дороги в тех местах оставляют желать лучшего, в основном — это грунтовые дороги.

Считается, что в отдалённых и северных районах края дорог вообще нет. Это, однако, не совсем так. Если взять спутниковую карту местности с хорошей детализацией, то можно обнаружить, что чуть не вся территория края изрезана сетью лесовозных дорог. Ведь долгое время одной из ключевых статей дохода края был экспорт леса в страны АТР. Достаточно много жителей работают в лесной отрасли, а также население исключительно положительно относятся к охоте, рыбалке и сбору дикоросов, и именно по этой причине среди жителей края столь популярны внедорожники или автомобили повышенной проходимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector