Храм илии пророка в черкизове. описание, история, как добраться

Содержание:

За всю свою многолетнюю жизнь храм Илии Пророка в Черкизове много раз перестраивался и изменялся

За свою огромную многолетнюю историю храм строился и перестраивался мне один раз. В 1821 году было принято решение отремонтировать храм, которое состоялось при участии знаменитого московского архитектора Матвея Казакова.

К центральному куполу храма были пристроены еще четыре боковых главки. После, в 1825 годы был расширен северный придел во имя митрополита московского Алексия, который освятил митрополит московский Филарет.

Тогда, в те времена все перестройки проводили с огромной осторожностью. Всегда учитывался тот факт, что церковь — древнейший памятник архитектуры русского зодчества

Матвей Казаков — известный архитектор, именно при участии этого человека было решено отремонтировать храм в Черкизове в 1821 году

Например, прежде чем начать возвышать на две сажени колокольню, было необходимо собрать все бумаги на такую переделку. Тогда священнослужителям нужно было написать письмо Московскому Археологическому обществу, которое тогда и занималось этими делами.

Через несколько месяцев в храм приходил ответ, возможно ли строительство или нет. На счет возвышения колокольни, тогда пришел ответ, что церковь перестраивалась уже достаточно много раз, при последней перестройке она должна называться искажением.

Искажение коснулось именно северной стороны. Многие архитекторы писали, что церковь Пророка Илии относится к уцелевшим постройкам 16 века и ее должны охранять от дальнейших искажений. Это было написано уже на момент искажения северной стороны, с которой был пристроен придел и трапезная.

1590

в этом году был построен храм Илии Пророка

К последним искажениям относится, и перестройка верхней части и шатра колокольни. Многие архитекторы того времени высказывали замечания по поводу чертежей храма. По их расчетам, нельзя было допускать строительство южной стены храма, потому что в результате могло произойти окончательное уничтожение древнего памятника архитектуры русского зодчества.

Также архитекторы были против и во время более поздних перестроек, это касалось северного придела и трапезной. Но в целом все работы были поддержаны.

Чуть позже в 1888 году храм снова подправляли, ремонтировали, меняли, о чем также свидетельствует переписка, которая была сохранена в центральном государственном историческом архиве Москвы.

Пока не запретили церковный звон, прямо из притвора звонарь ударял в нужные колокола

После Октябрьской революции в храме осталось все по-старому. В притвор храма была спущена веревка от одного из средних колоколов.

Однажды в один из дней празднования Пасхи, у самого большого колокола сорвался и упал язык. Своим огромный весом он проломил пол и застрял. В тридцатые годы все колокола были изъяты.

Но в 2006 году на заводе были отлиты новые, и переданы в дар храму. В настоящее время прихожан в храм снова созывает звон колоколов. В советские годы храм хотели множество раз закрыть, но чудом храм выстоял.

Иван Яковлевич Корейша

Как говорилось выше – кладбище возле Ильинского храма – самое древнее в Москве, и самое маленькое. Поток народа сюда не иссякает. Одной из причин тому- могила знаменитого Ивана Яковлевича Корейши. Это русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 года в Московской Преображенской больнице.

После смерти тело старца не могли предать земле в течение пяти дней, поскольку сразу несколько обителей претендовали на право похоронить его у себя. Предлагалось сделать это на родине в Смоленске или в Алексеевском женском монастыре. В дело вмешался некто полковник Заливкин, которому удалось уговорить Филарета разрешить похоронить тело Ивана Яковлевича в селе Черкизове, при этом полковник полностью взял на себя все расходы по захоронению. Причина усердия полковника состояла в том, что ему, бывшему ревностному католику, Корейша трижды являлся в видениях, после чего Заливкин (Заливский) принял православную веру и впоследствии был миропомазан самим митрополитом Филаретом.

Другой весомой причиной решения митрополита была просьба племянницы блаженного — Марии, бывшей замужем за дьяконом храма Ильи Пророка в Черкизове. Гроб с телом покойного юродивого из больницы был вынесен с чёрной лестницы в сопровождении персонала во избежание осложнений со стороны душевнобольных, считавших Корейшу своим благодетелем. Множество экипажей провожало усопшего, несмотря на длинный и грязный путь, большое количество приверженцев блаженного следовали в процессии. Похоронен с правой стороны от центрального входа.

Колокольня

С северо-западной стороны к храму примыкает колокольня. Благодаря тому, что в 17-м веке строилась церковь Ильи Пророка (Ярославль), стиль для возведения ее колокольни и Ризоположенческого придела мастера использовали шатровый. В 18-м веке строительство церквей в этом стиле было запрещено как не соответствующее церковным канонам.

Дизайн колокольни прост и строг, без лишних деталей. Снаружи можно видеть ребра (лопатки) в местах установки опор. Всего их 8, поэтому тип здания называют восьмерик. Стены колокольни завершает один ярус звона, имеющий 8 окошек. Каждое окружено арочными проемами. Над этим ярусом расположено два ряда «слухов» — специальных отверстий для лучшего резонанса звона. «Слухи» представляют собой оконца, украшенные наличниками. Венчает белоснежный шатер зеленая луковка с крестом.

Исцеление ханши Тайдулы

В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.

Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,— по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.

По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.

«Старейшая жилая церковь»

Читать все это было, надо признаться, обидно и горько, поскольку еще в сентябре 2016 года «Хранители Наследия» рассказывали о начале общественного обсуждения государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по реставрации церкви Ильи Пророка на Славне. Его реализация обещала в прямом смысле слова вернуть новгородцам и всем остальным россиянам один из интереснейших храмов Новгорода Великого, построенный в 1455–1456 гг. на фундаментах еще более древнего храма XII века.  

До передачи старообрядческой общине и начала реставрационных работ храм Ильи Пророка имел весьма сомнительную славу «старейшей жилой церкви» (вариант — «древнейшего жилого дома») в России, поскольку в начале 1950-х гг. был «приспособлен» под жилые квартиры. Это обстоятельство, весьма понятное в условиях разрушенного послевоенного Новгорода, не могло не вызывать как минимум удивления в наши времена.

Церковь Ильи Пророка на Славне. Южный фасад по проекту ЦНРПМ

И вот реставрация Ильи Пророка на Славне — за 93 млн федеральных рублей — началась в конце 2017 года. Закончить собирались к концу 2018 года. В феврале 2018 года по СМИ прошла череда сообщений об открытиях, совершаемых реставраторами:  исследованы фундаменты и фрагменты храма XII века, найдены древние заложенные оконные и дверные проемы, внутристенные лестницы, ведущие на хоры, раскрыты неизвестные помещения, обнаружены «чешуйчатые» ставни XV века, закладные кресты на фасадах…

И после всего этого — в середине 2019 года — сообщения о брошенной реставрации и тяжбах с «Новгородоблэлектро». Суровая проза вместо полета реставрационной поэзии.

Церковь Ильи Пророка на Славне. План храма из проекта ЦНРПМ

История

Самая первая православная церковь Ярославля была воздвигнута Ярославом Мудрым также в честь Ильи Пророка. Дело в том, что знаменитая битва князя с медведем (нашедшая отражение в гербе Ярославля и 1000-рублевой купюре) состоялась в день Ильи Пророка. Но та церковь до наших дней и не сохранилась, да и располагалась немного дальше.

Братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины стали создателями современной Ильинской церкви. Они были крупнейшими торговцами пушниной и драгоценными камнями. Скрипины поставляли товары даже к царскому и патриаршим дворам. Семья Скрипины была очень религиозна, поэтому, переехав из Новгорода в Ярославль и наладив дела, братья решили построить новый храм. Место было определено на хозяйственном подворье их усадьбы в центре Ярославля. Ранее здесь располагались две небольшие деревянные церкви.

Эна

Строительство началось в 1647 году. По моде и требованиям того времени деревянные здания заменялись каменными и кирпичными. Именно это спасло церковь в дальнейшем, когда спустя 10 лет в городе случился пожар, опустошивший половину деревянного Ярославля. Но здание храма лишь немного обгорело снаружи.

Церковь, над возведением которой работали местные зодчие, была достроена в 1650 году. Изначально планировалось построить пятиглавый храм Ильи Пророка, окруженный двухъярусной галереей только с двумя приделами, но, когда церковь была практически готова, патриарх Иосиф подарил купцам частицу ризы Христа. Получить подобный дар считалось огромной честью. Для хранения частицы ризы был воздвигнут третий Ризоположенческий придел. За три месяца церковь была расписана ярославскими мастерами. На внешним стенах были нанесены яркие сложные узоры, которые не сохранились. На внешних стенах сохранилась лишь побелка, да и то частично.

Скрипины не оставили потомков, поэтому после их смерти церковь отошла городским властям. В конце XVIII века Ярославль перестраивался согласно новому городскому плану, поэтому дома вокруг церкви снесли, а сама она оказалась в центре Ильинской (ныне Советской) площади. На рубеже XIX—XX вв. церковь отремонтировали, фрески очистили. Краски их совсем не потускнели за прошедшее время.

Фрески XVIII века на стенах Церкви Ильи Пророка до сих пор не потеряли своей яркости.

В Советское время церковь была признана памятником архитектуры, частицу ризы и церковную утварь передали в музей. В 30х гг. здесь располагался антирелигиозный музей, а под куполом даже висел маятник Фуко. После войны церковь была отреставрирована, а в 1989 году — заново освящена.

Как добраться

Церковь находится в городе Москве, по адресу: 2-ой Обыденский переулок, д. 6, неподалеку от храма Христа Спасителя.

На метро можно добраться до собора, проехав до станции «Кропоткинская», затем, повернув направо, выйти на улицу Пречистенка (к самому ее началу), после мимо памятника Ф. Энгельсу пройти через улицу Остоженка. Далее — через 1-й и 2-й Обыденские переулки, находящиеся перпендикулярно Остроженке, находится храм.

Святыни Москвы. Храм Илии Пророка в Обыденском переулке

  • https://ikona-i-molitva.info/xram-proroka-ilii-v-obydenskom-pereulke/
  • https://molitva.guru/hramy/hram-ili-proroka-v-obydenskom-pereulke.html
  • https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/raspisanie-bogosluzhenij-v-hrame-2.html
  • https://pravoslavie.guru/tserkvi/hram-proroka-ili-v-obydenskom-pereulke.html
  • http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-ilii-proroka-v-obydenskom-pereulke-moskva.html

История

Основание храма

История Ильинской церкви неразрывно связана с историей села Черкизово, в котором она была построена в XIV веке. Село получило своё название по его владельцу, царевичу Золотой Орды Серкизи, после крещения ставшему Иваном Серкизовым. Иван Серкизов владел селом недолго и затем продал его такому же выходцу из Золотой Орды Илье Озакову. Илья Озаков был крещёным татарином и весьма набожным человеком. Именно он выстроил в XIV веке в Черкизове церковь в честь своего небесного покровителя — Илии Пророка.

Ильинская церковь была расположена в живописном месте на берегу речки Сосенки. Сосенка — правый приток Хапиловки, исток её расположен в районе Гольянова, а длина всей речки почти 9 км. В настоящее время основная часть русла Сосенки заключена в трубу. Черкизовский пруд, на берегу которого по-прежнему возвышается Ильинская церковь, является одним из немногих мест, напоминающих о том, где речка ранее текла по поверхности. Сама же река течёт в коллекторе вдоль восточного берега пруда.

Вместе с братом Сергеем Илья Озаков входил в число приближённых слуг святителя Алексия, митрополита Московского, правившего с 1354 по 1378 годы. Митрополиту Алексию пришлось по душе живописное место, и он купил в 1378 году у Ильи «сельцо Черкизово на своё серебрецо», как сказано в его духовной грамоте, то есть на келейные деньги, и по завещанию оставил московской митрополии, во владение Чудову митрополичьему монастырю в Кремле. Позже эту куплю закрепил жалованной грамотой князь Василий Тёмный (1425—1462). Неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Впоследствии он сделал храм летней резиденцией московских патриархов. Со временем, особенно при святителе Иннокентии (Вениаминове), резиденция росла и отстраивалась.

Каменная церковь

В —1690 годах на месте сгоревшего деревянного храма была построена каменная церковь. Небольшой одноглавый храм выдержан в старорусском стиле.
Храм был освящён 18 июня 1690 года, в нём уже был придел Святителя Алексия, трапезная и звонница. В XIX веке Ильинская церковь два раза перестраивалась. После первой перестройки 1821—1825 годов храм на некоторое время стал пятиглавым. Более серьёзная реконструкция была проведена в конце XIX века по инициативе настоятеля храма отца Павла и церковного старосты купца Александра Зеленяева, которые писали в обращении к епархиальным властям: «Храм Святого Пророка Божия Илии что в селе Черкизове не соответствует довольно значительному количеству прихожан…». План реконструкции церкви и строительства новой колокольни по проекту архитектора Егорова был утвержден в 1888 году. После окончания работ в конце 1890-х годов храм был заново освящён.

Ильинская церковь окружена кладбищем, которое является самым древним кладбищем в Москве. Это один из редких отечественных исторических некрополей, который не был разорён в советское время. В 1861 году здесь был похоронен знаменитый московский юродивый Иван Корейша, которого долгое время почитали как святого. О его популярности свидетельствует тот факт, что образ Корейши запечатлен в произведениях Николая Лескова («Маленькая ошибка») и Фёдора Достоевского («Бесы»).

Советский период

В годы Великой отечественной войны верующие и духовенство храма собрали 1 миллион рублей на сооружение самолётов и отправили их И. В. Сталину. Сталин в ответ направил благодарственную телеграмму. И храм пережил все тяжелые годы правления советской власти. В середине XX века в храм свозились иконы из соседних церквей, подлежавших уничтожению. Настоятелем храма в то время был Павел Иванович Цветков.

Храм Илии Пророка в Черкизове сегодня

30 декабря 2011 года настоятелем храма назначен Савва (Тутунов), ныне епископ Зеленоградский, заместитель управляющего делами Московской патриархии и руководитель контрольно-аналитической службы управления делами Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

Храм выступает учредителем сетевого издания «Информационно-просветительский портал „Приходы“» (prichod.ru). Главный редактор — Евгения Жуковская.

Храмовые святыни

На территории находится множество икон, каждая из которых представляет собой большую ценность. Здесь собраны оригинальные иконы и списки, созданные в разное время. Наиболее популярные из них — Чудотворная икона «Нечаянная Радость», а также Казанская икона Божией Матери.

Вчисле прочих пользующихся популярностью святынь можно перечислить такие:

образ святого пророка Ильи;лик великомученицы Варвары;икона святого мученика римского Иоанна Воина;усекновение главы Иоанна Предтечи;образ Николая Чудотворца;лик святой мученицы Екатерины;икона Богородицы «Владимирская»;Взыскание погибших;образ серафима Саровского;Благовещение пресвятой Девы.

Известные настоятели

  • иерей Василий Михайлович Копьев (до 1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев
  • протоиерей Иоанн Матвеевич (Митрофанович ?) Лебедев (1867 — после 1892)
  • Андрей Иванович Соколов (конец 1890-х — начало 1920-х)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е — 1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962)
  • протоиерей Николай Павлович Тихомиров (1962—1985)
  • протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук (1985—1986)
  • протоиерей Алексей Сергеевич Лапин (1986—2006)
  • игумен Тимофей (Подобедов) (10 октября 2006 — август 2012)
  • протоиерей Максим Юрьевич Шевцов (с 2 ноября 2012 года по настоящее время).

Современное состояние и деятельность прихода

Сегодня храм принадлежит мужской Кирилло-Афанасиевской обители Ярославля. Церковь имеет несколько самостоятельных приделов с купольной и шатровой архитектурой. Она обстроена галереями, объединенными с колокольней. Весь интерьер украшен росписью с бытовыми и евангельскими сценами.


Благодаря своим знаменитым росписям церковь стала яркой достопримечательностью Ярославля

Особый интерес вызывает композиция «Распятие», которая регулярно обновляется во время ремонтных мероприятий.

На заметку! В настоящее время церковь действующая, но богослужения в ней проводятся только в летний период и по большим религиозным праздникам.

С мая по октябрь Ильинский храм работает, как подразделение Ярославского музея-заповедника. Сюда можно попасть с 8:30 до 19:30. Среда — выходной день.

Расписание богослужений

Планируя посетить храм пророка Божия Илии в Обыденском переулке, необходимо сначала ознакомиться с расписанием богослужений. Как правило, утренняя служба начинается в 7.00 утра по воскресеньям. Во все остальные дни приходит на утреннюю службу можно на 9.00 утра.

Вечернее богослужение ежедневно начинается в 17.00, в разные дни его проводят поочередно разные священники (Роман, Андрей, Тимофей, Георгий или Алексий). К каждому из них после служения можно подойти с личным вопросом, служители храма обязательно проведут беседу со всеми желающими и будут находиться в зале до тех пор, пока каждый человек не получит ответы на интересующие вопросы.

В большие праздничные дни в церкви пророка проводится всенощное бдение. В такое время ночную службу ведут сразу несколько или все священники. Планируя приехать в храм на служение, следует распределять время так, чтобы успеть перед началом службы купить свечи, иконки, косынки и все нужные атрибуты.

Перестройки проводили с особой осторожностью

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года

Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории. Оно было написано от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду.

Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

Социальная и просветительская деятельность

Приходская жизнь не ограничивается религиозными обрядами и церковными службами. В храме ведется активная социальная работа. Священники и прихожане оказывают помощь нуждающимся семьям и одиночкам одеждой, обувью, деньгами, продуктами. Ежегодно проводятся сборы новогодних подарков для многодетных семей и пожилых людей, приходящих в храм. В подшефных детских социальных учреждениях работают волонтеры — помогают в каждодневном уходе и устраивают праздники с подарками.

Молодежная программа «Илиинский светоч» включает в себя несколько направлений: хоровая деятельность, участие в социально-значимых мероприятиях церкви, помощь священникам в храме, паломнические поездки, занятия иконописью.

В воскресной школе занимаются как дети, так и взрослые. Преподаватели школы рассказывают об основах и истории православия, о церковных правилах и обрядах. В программу школы также входят основы церковного пения, изучение Священного писания и Церковнославянского языка.

Основная цель просветительской деятельности церкви — приобщение к духовным ценностям, укрепление веры, сохранение православных традиций.

История создания

Испугавшись разыгравшегося погодного явления, Василий, помолившись святому Илье, дал обет, что если Илья сохранит ему жизнь, то он на этом месте возведет церковь. Так и случилось.

Но простояло деревянное сооружение не долго, чуть больше века. В 1702 году деревянное сооружение было снесено и на этом месте возвели каменную церковь на сбережения дьяка думы Ф. Деревнина.

Это интересно: в 1592 году всего за день была возведена деревянная церковь, которая стала называться «Обыденной», так как возведение построек за один день на древнерусском языке называлось «обыдень».

Более того, сюда перевозились для сохранения все святыни из других соборов, которые попали под советское влияние и были закрыты. Времена правления большевиками не проходили мимо этого сооружения.

Важно знать: Ильинский храм был всегда открыт для прихожан. Даже в тяжелое советское время, когда множество церковных сооружений было закрыто, здесь не переставали произноситься молитвы и проходить священные богослужения.. Было множество попыток закрыть православную святыню, но прихожане и служители церкви смогли отстоять свою духовную обитель и не позволили закрыть ее

Так, например, в 1930 году на площади возле церкви было собрано более 4 тысяч прихожан, которые защищали от советских чиновников здание церкви

Было множество попыток закрыть православную святыню, но прихожане и служители церкви смогли отстоять свою духовную обитель и не позволили закрыть ее. Так, например, в 1930 году на площади возле церкви было собрано более 4 тысяч прихожан, которые защищали от советских чиновников здание церкви.

А вот храм Пророка Илии на Ильинке в советские времена отстоять не удалось, в 1923 году он был закрыт, здание было приспособлено под учреждение. И лишь в 1995 году в нем возобновились богослужения (расписание служб можно увидеть на официальном сайте).

Есть у Ильинского храма тезка и в Санкт-Петербурге — церковь Пророка Илии на Пороховых.

Мы уверены, что Вам будет интересна статья о Свято-Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге.

Архитектура и внутреннее убранство церкви

Архитектурный проект храма выполнен в лучших традициях древнерусского зодчества. Массивный четырхстолпный четверик поставлен на высокий подклет и имеет с востока три алтарных абсиды. Храм венчает крупное пятиглавие. Его световые барабаны декорированы узорчатыми поясами и окружены изящными кокошниками. А на зеленых главках возвышаются массивные золоченые кресты. Центральный из них был выкован из железа городскими ковалями в XVII веке. Церковь и сегодня остается одной из самых высоких в городе, уступая только ярославскому Успенскому собору и Иоанно-Предтеченской церкви в Толчковской слободе.

Общая композиция храма ассиметрична. Расположенную по центру летнюю церковь окружают дополнительные объемы. Это самостоятельный купольный предел, колокольня, шатровый придел Ризоположения, а также двухярусные крытые галереи с двумя крыльцами – с западной и северной стороны. Крупные закомары, завершающие четверик, слегка скрыты построенной позже четырехскатной кровлей. Эта сложная, так называемая, соборная композиция. И стоит немного сменить точку обзора, как церковь предстает в совершенно ином образе.

Шатровая многоярусная колокольня примыкает к храму с севера-запада. Ярус, предназначенный для звона, обрамлен красивыми килевидными завершениями. А в самом шатре для улучшения акустики в два ряда проделаны узкие слуховые отверстия.

Вид на церковь с севера-запада

Ризоположенский придел требует особого внимания. Эта часть Ильинской церкви очень красива, легка и, вместе с тем, величественна. Нижняя часть придела – массивный восьмерик, поставленный на четырехугольное основание. Вверху придел завершен восьмигранным ажурным шатром. Кроме него, декоративными элементами украшены все церковные фасады.

В северном приделе, в галерее находилась домовая церковь купцов Скрипиных и их фамильная усыпальница. Однако, после братьев, не оставивших наследников, род Скрипиных не продолжился. По их завещанию Ильинская церковь, земли и все торговые предприятия купцов отошли городу. Поэтому в конце XVII века храм стал приходским.

Главным сокровищем Ильинского храма является его богатое старинное убранство. Иконам, хранящимся здесь, посвящено несколько научных монографий и множество статей. Росписи, в сюжеты которых вплетено немало бытовых сцен, изумляют своей красотой, яркостью и переданным радостным, светлым настроением. Кроме них, в Ильинской церкви можно увидеть сохранившийся с конца XVII века позолоченный иконостас, вырезанный и оформленный в традициях московского барокко. Его украшают уникальные иконы, написанные знаменитым царским мастером-изографом Федором Евтихиевичем Зубовым. В храме также много старинной богослужебной утвари.

Первые упоминания о селе Черкизове начинаются только с 14 века

Впервые о селе Черкизово упоминается в 14 веке. Названо оно было по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына татарского царевича Серкиза, в крещении Ивана. Андрей Серкизов погиб на Куликовом поле как герой в 1380 году.

Теперь очевидно то, что село принадлежало Серкизовым совсем недолго, потому что в одной из книг П.В. Синицына, которую он составил и издал в 1895 году «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», первым владельцем подмосковного села Черкизово в 14 столетии был Илья Озаков.

Читать книгу «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее» на rulit.me

Этот человек тоже был выходцем из Золотой Орды, который добровольно принял христианство.


Книга «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее». изданная в 1895 г. Синицыным П.В.

Имя этого человека также встречается с именем митрополита Киевского Михаилом. В 1377 году в числе сопровождавших людей на постановление митрополита Михаила в Константинополь, был Сергей Озаков, родной брат владельца села Черкизова — Ильи Озакова.

Также известен еще один факт, что в 14 столетии Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, митрополиту Московскому.


Святитель Алексей — митрополит Московский. Именно ему Илья Озаков продал подмосковные села и деревни

Среди всего этого также есть упоминание о селе Черкизовском, которое было отдано по духовному завещанию митрополита в монастырь Святого Архангела Чюда в 1378 году. А также село Алымово, которое принадлежит с 16 века Чудову монастырю.

Можно предположить, что татарская деревня Алымово в те годы тоже относилась к Черкизову. Поэтому село Черкизово, стоящее на речке Сосенке, становится одним из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с одним общим двором и хозяйством.

Святыни в храме в Обыденском переулке

Там, где находится церковь Ильи Пророка присутствует множество святынь. К одним из самых значимых относят:

Чудотворный лик Богоматери — икона, которую называют «Нечаянная радость», — чудотворный образ с интересной историей написания. Многие прихожане приходят помолиться к этой иконе.
Икона Божией Матери «Феодоровская», ей преклоняются многие женщины, пытающиеся зачать ребёнка. Как правило, она помогает забеременеть и облегчает роды, приносит счастье в семью и защищает от болезней.
Лик Богоматери «Казанская» помогает укреплять семьи, защищает солдат в местах военных действий и помогает найти праведный путь и встать на путь исправления.
«Владимирская» икона Богоматери, у которой просят о нахождении пути истинного, укреплении веры, духа и исцелении от болезней физического плана.

Все эти святыни обладают чудодейственными силами, поэтому многие прихожане идут в эту церковь. Кроме этого, в храме располагаются частицы мощей Серафима Саровского и Сергия Радонежского, перед которыми хотят преклониться многие люди и паломники, собирающиеся со всей страны.

Церковь открывает свои двери для всех желающих каждый день с 8 утра и до 10 часов вечера.

Синодик священников XVIII—XX вв.

  • священник Василий Михайлов (?—1707)
  • священник Симеон Михайлов (1707—1718)
  • священник Силуан Данилов (1720—1728)
  • священник Кирилл Силуянов (1733—1737)
  • иерей Иван Гаврилов (?—1785)
  • иерей Иван Васильев (1768—?)
  • иерей Василий Михайлович Копьев (1783—1829)
  • иерей Георгий Никитич Лебедев (1803—?)
  • священник Василий Григорьев (ок. 1810)
  • протоиерей Иоанн Митрофанович Лебедев (1835—?)
  • протоиерей Иоанн Матвеевич Лебедев (1867—1909)
  • священник Андрей Иванович Соколов (1898—1917?)
  • протоиерей Виталий Николаевич Лукашевич (1920-е—1936)
  • протоиерей Александр Васильевич Толгский (1936—1962) (настоятель)
  • Николай Павлович Тихомиров (1938—1985)(настоятель — с 1962)
  • протоиерей Александр Николаевич Егоров (1951—2000)
  • протоиерей Владимир Иванович Смирнов (1954—1978).

Почему возвели третий придел

Когда строительство церкви подходило к концу, патриарх Иосиф, получивший разрешение царя — батюшки Алексея Михайловича — подарил братьям Скрипиным частицу ризы Христа. Эта бесценная реликвия, несомненно, сделала более значимым небольшой по тем временам городок Ярославль. Церковь Ильи Пророка благодаря драгоценному подарку приняла такой внешний вид, которым все мы можем сейчас любоваться.

Ризу Христа в 1625 году вручил патриарху Филарету посол грузинского шаха Аббаса. Она считалась священной и хранилась в Москве в Успенском соборе. В 17-м веке было принято отделять от нее небольшие фрагменты и посылать в дар особо отличившимся людям. Позже эта практика была запрещена. Для братьев Скрипиных стало величайшим событием в их жизни получение фрагмента ризы. Они специально для хранения реликвии достроили третий придел, который назвали Ризоположенческим.

Храм никогда не закрывался и стал прибежищем верующих во время гонений

Триста лет церковь действует. Это отличает её от множества других христианских церквей, закрытых по инициативе власти большевиков.

Конечно, атеисты пытались надавить на приход и отнять здание. Но местные верующие действовали согласовано и встали на защиту храма Ильи Пророка.

Верующие не позволили советской власти закрыть храм.

Первые попытки закрыть храм приходятся на 1930 год. Последняя попытка советских властей, известная нам, не успела осуществиться, так как помешало начало Великой Отечественной войны.


Интерьер храма Ильи Пророка

Храм Ильи Пророка в Обыденском переулке стал прибежищем для верующих закрытых приходов в Москве. Как последний оплот, храм на Остоженке вбирал в себя войско осиротевших верующих, питал их духом и хранил традиции прошлых веков.

Здесь объединилось множество приходов, так православное христианство продолжало жить в недоброжелательном мире атеизма.

История строительства церкви

Церковь Ильи Пророка, как считается, была самым первым православным храмом в городе, который заложил еще Ярослав Мудрый. Посвящение храма Илье Пророку имело основание. Именно в день поминовения этого святого случилась легендарная битва ярославского князя с медведем. Но стоял самый первый храм, предположительно, на том месте, где сейчас возвышается Ильинско-Тихоновская церковь.

Вид на церковь с площади Советской

Современному Ильинскому храму предшествовали две деревянные церкви – холодная в честь Ильи Пророка и теплая Покровская. Решение о возведении нового каменного храма было принято ярославскими купцами братьями Иоанникием Ивановичем и Вонифатием Ивановичем Скрипиными. Они происходили из богатой купеческой семьи, которая переселилась в Ярославль из Новгорода, и торговали мехами, жемчугом и церковной утварью. О масштабе торговли Скрипиных говорит тот факт, что товары у них покупались царским и патриаршим дворами, и даже купцами из Западной Европы. Братья считались крупнейшими в России скупщиками пушнины и получали баснословные прибыли. Помимо прочего, это была очень религиозная и образованная семья.

Построить новый храм Скрипины захотели на хозяйственном подворье своей усадьбы, располагавшейся в центральной части Ярославского посада, рядом с торговой площадью. Строительство продолжалось три года и велось силами местных зодчих, имена которых история не сохранила. В 1650 году высокая Ильинская церковь, видная ото всюду, была готова. При ней для богатого дара царя Алексея Михайловича – частицы Ризы Господней был специально построен шатровый придел. А саму драгоценную святыню торжественно вручил новому храму Патриарх Всея Руси Иосиф.

Внешние фасады новой церкви были расписаны «травами» — стилизованными растительными орнаментами. До наших дней эта роспись не сохранилась. Как не дошла и первоначально сделанная для куполов зеленая черепица, которую в XVIII веке заменили на чешуйчатое покрытие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector