Алексеево-акатов женский монастырь воронеж

Жизнь в обители

Женский монастырь Воронежа на Манежной адреса своего не меняет с 1620 года. С того времени мало чего известно о жизни сей святой обители. Но здесь стоит упомянуть богомудрого инока, насельника монастыря, почитаемого задонского старца схимонаха Агапита (тогда он был иеромонахом Аввакумом). Подвижник благочестия, воспринявший благословение от святителя Тихона и его причетного схимонаха Митрофана, подвизался жить в Алексеевской обители.

С женским монастырем Воронежа связано имя еще одного задонского подвижника, жившего несколькими десятилетиями раньше, — молодым дворянином Георгием Алексеевичем Машуриным, чья благочестивая жизнь и письма, неоднократно выходившие в печать, и влияли на спасение многих душ.

Оставшиеся сведения о монастыре XVIII-IX веков в основном касаются внешней и официальной стороны жизни обители. Более известными стали труды настоятелей по благоукрашению и строительству обители, а так же их духовно-просветительская работа, так как эта должность предусматривала совмещение с должностью ректора духовной семинарии. Монастырь с 1742 года был под управлением викарных епископов Острогожских.

Святыни монастыря

Икона изображает Богородицу, выходящую из воды. На руках Мария держит Младенца. В стенах монастыря святыня находится с 1991. В сентябре 1992 в преддверии праздника Сретения Владимирской Пресвятой Богородицы икона начала мироточить.

В стенах монастыря находится икона Тамбовского Питирима, созданная в начале 20-го века.

Она передана храму в день его открытия настоятелем сельской церкви в качестве дара. Из-за неподходящих условий хранения изображение на иконе практически не различалось. Вечером 1997 после вечерней литургии настоятель храма заметил, что образ просветлел, а надпись стала читабельной. На следующий день при проведении богослужения икона начала мироточить.

  • В монастыре источает миро еще одна чудотворная икона. Это изображение святителей Воронежского Митрофана и Задонского Тихона. В 2002 проведена реставрация иконы, после чего святыня начала мироточить.
  • В Алексеево-Акатовом монастыре находится копия иконы чудотворной Афона, Андреевского Русского скита, называющаяся «В скорбех и печалех Утешение».

Летом 1999 икона начала мироточить, выделяя струйкой из глаз образа миро. Позже икона некоторое время также выделяла миро, но уже с меньшей обильностью.

В монастыре пребывают иконы с небольшими частицами мощей священномученика Петра Зверева, Исповедника Харитона преподобного. В 2000 Петр Зверев был причислен к лику святых. В феврале 2004 икона с его изображением, а также частицами мощей перевезена в стены женского монастыря.

Святой источник Серафима Саровского

В разных уголках России расположены святые источники Серафима Саровского, которые славятся своими целебными и чудотворными свойствами. По легенде омовение в святых водах помогает людям с телесными и душевными недугами. К родникам приезжают и те верующие, кто хочет лично обратиться к преподобному старцу за помощью в мирских делах или попросить его помолиться за них перед Господом.

Житие преподобного Серафима Саровского

Серафим Саровский был великим подвижником православной церкви. После рождения в 1754 году в городе Курске мальчика крестили под именем Прохор. С юности будущий инок любил погрузиться в чтение святого Евангелия, изучать жития святых или молиться в одиночестве.

Достигнув 24 лет, юноша попросил мать благословить его, так как собирался поступить в монастырь. Сердечно попрощавшись с семьей, отправился в Саров, где стал послушником. Вскоре молодой человек принял постриг и получил новое имя – Серафим. Позже, в Саровском монастыре его назначили служить в сане иеродиакона.

За особое смирение Господь Иисус Христос даровал Серафиму благодатные видения – во время церковных служб ему являлись Ангелы и сам Господь вместе со свитой Небесных Бесплотных Сил. Не раз являлась подвижнику и Царица Небесная, спасая ему жизнь и исцеляя от болезней.

Пятнадцать лет избранник Господа провел в самом трудном монашеском подвиге – пустынножительстве. В небольшой келье, устроенной среди глухого леса и болот, он отрекся от житейских помыслов и принял обет молчальничества.

Вся жизнь преподобного старца Серафима была исполнена смирением, молитвами и служением Господу. Он обращался к людям со словами «радость моя», был бесконечно добр к окружающим, а его слово имело огромную силу.

Молитвы старца способны были творить чудеса, помогая исцелиться смертельно больным.

Описание объекта:

Алексеево-Акатов монастырь – единственная уцелевшая обитель в черте города из четырех ранее существовавших в Воронеже. Свое название монастырь получил в честь святителя Алексия, митрополита Московского. В 1620 году, в день памяти этого святого, жители Воронежа отразили набег литовцев и черкас. В благодарность об избавлении от опасности и была построена церковь и основан мужской монастырь. Расположен на обрывистом правом берегу реки Воронеж, на Акатовой (Окатовой), т.е. покатой, поляне. В 1674 году в монастыре была построена первая в городе каменная церковь во имя святителя Алексия. Отдельно стоящая колокольня этой церкви уцелела до наших дней и является самой старой каменной постройкой города. В начале XX века Алексеево-Акатов монастырь являлся центром религиозной жизни города. В 1926 году в обители располагалась архиерейская кафедра, которую возглавлял архиепископ Петр (Зверев), видный иерарх Русской Православной Церкви

Это время стало важной страницей в истории епархии. Владыка Петр вел бескомпромиссную борьбу с обновленческим расколом, в который уклонились многие храмы епархии

Его яркие проповеди обильно привлекали паству и трогали сердца людей, что не устраивало местные власти. В 1926 году архиепископ Петр был арестован. Принял мученическую кончину на Соловках в 1929г. В 2000году канонизирован Русской Православной Церковью в сонме священномучеников. С 1931 года монастырь был закрыт. В 1990 году открылся вновь как женский.

Деятельность прихода

В настоящее время приход возглавляет иеромонах Алексий (с 2015 года) и он отвечает за деятельность прихода и богослужения, которые проводятся на его территории каждый день. Расписание богослужений такое:

  1. Братский молебен или Полунощница, совершаемый каждое утро в 6 часов.
  2. Божественная литургия в 7 часов утра.
  3. Всенощное бдение в 4 часа вечера.

Богослужение в Свято-Успенском монастыре

Кроме этого, каждое воскресенье летом в пещерном храме служиться вторая поздняя вечерняя литургия.

Основной деятельностью монастыря на сегодняшний день является сохранение исторических памятников Церкви и предоставление экскурсий паломникам для ознакомления с церквями и святынями, которые хранятся на территории храма. Для этого при обители экскурсионно-паломнический центр, который собирает заявки на предоставление экскурсий, ночлега и питания для паломников. Приезжие туристы могут принять участие в богослужениях на территории трех храмов, посетить уникальную пещерную церковь, насладиться природными пейзажами и меловыми горами, которые окружают обитель.

Кроме этого, монастырь проводит просветительскую работу среди местного населения, восстановительно-реставрационные работы храмов, монахи трудятся в подсобном хозяйстве (пасека, скотоводство и пр.)

Святыни

Сама обитель и ее храмы являются важным историческим памятником Русской Православной Церкви. Кроме того, на территории церквей монастыря хранятся несколько святых ковчегов, в которых находятся мощи святых. Всего Дивногорье хранит 3 ковчега, по одному в каждом храме прихода.

Дивногорская икона Божией Матери

Хранится тут образ Матери Божией Дивногорская — он был чудным образом явлен местным монахам три века назад и с тех пор неоднократно исцелял местных жителей. Самая известная история чудесного исцеления произошла в 1830 году, когда местные жители взяли образ и внесли его в город Коротояк для прекращения эпидемии холеры.

Престольные праздники

В монастыре регулярно празднуют три престольных праздника. Это Успение Пресвятой Богородицы, которое отмечается 28 августа торжественными богослужениями с исполнением праздничных молебнов. А также празднование в честь иконы Девы Марии Дивногорской, которое отмечается два раза в год:

  • 5 (18 по старому стилю) февраля;
  • 1 (14 по старому стилю) июля.

А 7 июля отмечается Рождество Иоанна Предтечи и в одноименном храме на территории обители служатся торжественные молебны.

На заметку! Любой паломник может спланировать свое путешествие так, чтобы присутствовать на торжественном богослужении в монастыре. Монахи готовы предоставить ночлег и пищу для тех христиан, которые желают посетить ночные и утренние богослужения.

Также есть возможность заказать экскурсию по территории монастыря, оставив заявку на его сайте.

История

Основание монастыря состоялось в 1620 году. Строительство было своеобразной благодарностью жителей города за победу в сражении с Черкассами и Литовцами. В начале братство монастыря (вместе с настоятелем) состояло из 7 человек. Со временем число послушников увеличивалось, при этом росло и количество сооружений.

Феодосий (игумен монастыря Успенского) по просьбе настоятеля Кирилла, служившего в Алексеево-Акатовой обители, отдал часть земли во владение новой братии. Сам Феодосий с еще несколькими послушниками перебрался в стены сооруженной недавно обители.

В 1630 в монастырском владении находился еще один храм – Матери Божией Владимирской. В его стенах было установлено предел, названный именем покровителя монастыря.

Со дня основания в монастырских владениях находилась деревня Рожка (сегодня Отрожка), расположенная за рекой Воронеж. В 1634 владения расширились: сюда вошли села Мамон Верхний и Нижний. С 1629 территория начала заселятся крестьянами. Первоначально в окрестностях деревень насчитывалось лишь 4 двора. В 1676 их число выросло до 45.

Царским указом Петра 1 1700 года с целью освобождения территории для государственных нужд монастырь Успения был присоединен к Алексеево-Акатовому. В 1742 управление монастырем возлегло на плечи Острогожских (епископов викарных). С 1796 настоятель выполнял обязанности ректора духовной семинарии при монастыре.

Екатерина 2 в 1764 забрала монастырские вотчины для пополнения казны государства. Некоторые монастыри оставили за собой право получения окладов, размер которых зависел от класса, присужденного святыне. На территории Воронежа такой чести были удостоены лишь девичий Покровский и Алексеево-Акатов монастыри.

В 1784-1812 состоялось сооружение церкви из камня высотой в 2 этажа. В 1812 освящен нижний храм (иконы Матери Божьей Владимирской), в 1819 – верхний (Алексея святителя). В стенах церкви свершаются богослужения и в наши дни.

В конце 19 века (1879-1880) в северо-западной части монастыря была возведена колокольня, состоявшая из 4 ярусов. С приходом советской власти новая колокольня была разрушена, а в использование возвратилось старое сооружение.

В период активного закрытия православных храмов на территории государства (20-е годы 20 века) именно Алексеево-Акатов монастырь стал центром духовного возрождения Воронежа. Здесь проводились богослужения, собрания православного духовенства, функционировала школа.

Монастырь был закрыт в 1931 году. Нижние этажи главной церкви служили гаражом. В разное время здесь размещались мастерские художественного искусства, склады продовольствия, жилые помещения и даже конюшни.

Колокольня (как старинный исторический памятник) в конце 70-х годов была взята под охрану. В 1986 на ее территории проведены реставрационные работы. Через 3 года (1989) все сооружения монастыря были переданы в собственность Воронежской епархии.

Весной 1990 начались реставрационные работы в стенах монастыря. Восстановление проводилось по фотографиям и старинным чертежам, поскольку здание фактически полностью было разрушено вандалами. В июне 1990 Патриарх Святейший Алексей 2 благословил открытие женского Алексеево-Акатового монастыря. Первое богослужение в стенах обновленного монастыря состоялось осенью того же года.

В январе 1992 в монастыре приняли постриг первые 10 сестер обители. Среди них была и монахиня Варвара, ставшая в апреле 1993 игуменьей. В 1999 монастырю передана церковь Введения, располагающаяся неподалеку.

Происхождение названия

Монастырь назван именем первого православного святого земли Русской – Алексея. День памятного сражения и победы над племенами, в честь чего и был сооружен монастырь, был так же днем памяти Алексея Святого.

Строительство монастыря заложено на Акатовой поляне (лесистой безлюдной территории в двух верстах от города). Отсюда и пошло такое название монастыря, как Алексеево-Акатов.

Как добраться до женского монастыря в Воронеже

Существует несколько способов добраться до женского Алексеево-Акатового монастыря. С центра можно дойти пешком до набережной, при этом сооружение святыни вы увидите издалека.

Можно воспользоваться услугами общественного транспорта. В направлении монастыря едут автобусы № 6м, 6, 52, 62, 41, 90, 60б, 79, 68а, 120а, 101. Выходить нужно на остановке «Манежная». Автобус № 58в курсирует другим маршрутом. Если ехать им, необходимо внимательно следить за остановкой «Освобождение Труда».

К монастырю едут маршрутные такси №37а, 77к, 312а, 386. Выходить нужно на остановке «Манежная». Есть возможность воспользоваться услугами троллейбуса №8 (та же остановка).

Контактные данные

Для связи с монастырем при уточнении интересующих вас вопросов наводятся контактные данные:

  • адрес – город Воронеж, улица Освобождение Труда, 1;
  • телефон – 55 18 24;
  • электронная почта – akatov-monastir@yandex.ru.

Монастырское кладбище

С южной стороны церковного двора располагалось старинное кладбище. На нём хоронили монахов и богатых горожан. В 1772 году запретили хоронить у приходских церквей, и кладбище Акатова монастыря стало быстро разрастаться. В «Синоднике» летописцы Елисеевы ведут некрологию похороненных с 1770го по 1800 гг. На кладбище Акатова монастыря в 1773 году был похоронен губернатор Воронежского края . Сохранилась надпись на памятнике: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею». Большой почёт был оказан погребению семинарского педагога отца Палладия: «1784 года мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязанными волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею». Вообще архимандриты Сампсоний, Гервасий и игумен Самуил часто присутствовали на похоронах знати, в том числе и при захоронении на других кладбищах.

Кладбище использовали и в XIX веке и в начале XX века. В частности там были погребены бывший губернский предводитель Н. И. Тулинов (1810—1854), секретарь земской управы И. М. Лабзин (1830—1895), учёный М. С. Цвет (1872—1919).

В начале 1990-х годов, взамен снесённого в Советское время кладбища, был создан символический некрополь.

История основания обители

Монастырь прп. Серафима Саровского в Воронежской области был построен на месте, где некогда располагалась усадьба генерала Соловцова. От самой усадьбы ничего не осталось, однако, сохранился роскошный парк со старыми липами и большой пруд.


Серафимо-Саровский монастырь в Грибановке, Воронежская область

В 1995 году этот участок земли был передан Воронежской епархии и с этого времени началось строительство монастыря.

  1. Первоначально насельники жили в вагончиках и строили храм.
  2. В 1998 году освящена церковь в честь прп. Серафима Саровского.
  3. В 2004 году освящен храм в честь Царственных Страстотерпцев.

Интересный факт! Икона страстотерпца царя Николая не раз мироточила и благоухала. В память об этих славных чудесах и был построен храм Страстотерпцев. В Серафимо-Саровском монастыре Воронежской области почитают преподобного. Несколько лет назад здесь была построена изба, точная копия той, в которой жил прп. Серафим Саровский в пустыни. Она также, как и та, находится в сосновом бору. Внутри этой келии часть камня, на котором святой молился 1000 дней и ночей.


Внутри кельи Серафима Саровского

В подобии Дивеевского монастыря и Серафимо-Саровская обитель обнесена канавкой, в ознаменование защиты монастыря Божие Матерью.

История обители

В 1620 г. отечественные воины отбили атаки литовцев и не дали врагу захватить город. В честь этого знаменательного события было решено заложить первый камень храма, освященного во славу Киевского митрополита Алексия. Название церкви обусловлено тем, что именно в день памятования о святителя (12 февраля) русские войска победили иноземных врагов.


Алексеево-Акатов женский монастырь в Воронеже

Для воздвижения Алексеевского храма выбрали заросшее растительностью место, недалеко от Воронежа, — территория эта называлась Акатовой. По первоначальной задумке, монастырский комплекс основывался в качестве уединенной пустыни.

  • Первым настоятелем обители назначили игумена Кирилла, который известен как основатель Успенского собора в Воронеже. В первые годы создания монастырю принадлежала небольшая Алексеевская церковь и несколько келий для здешних старцев. Спустя время вокруг центрального храма воздвигли жилые дома.
  • В XVII столетии обители принадлежали земельные угодья, участки для рыболовства, сенокосы, а также крепостные крестьяне. В 1674 г. на доходы от собственного ремесла небольшая община комплекса смогла построить на территории каменный храм, заменивший деревянный.
  • В 1700 г. Акатову обитель объединили с Успенским собором со всеми его вотчинами. Настоятель разбогатевшего и укрепившего свое положения монастыря отныне становился архимандритом. Постепенно выросло и число прихожан, в храмах службу несли священники из белого духовенства. Братии здесь было не более 20 человек.
  • В первые годы XVIII столетия архимандрит Никанор привез в Акатову обитель список образа Богоматери «Троеручицы», который создали в Новоиерусалимском монастыре в Истре. Спустя время икону официально признали чудотворной. В середине XVIII столетия при настоятельстве преподобного Ефрема построили второй этаж Алексеевского собора. Здесь разместили церковь, освященную во славу Владимирского образа Богоматери. Во время строительных работ с алтарной стороны полностью переделали фундамент в связи с ненадежностью старого. Спустя несколько лет в центральном соборе устроили приделы Антония Печерского и его ученика Феодосия.
  • В период правления Екатерины II Акатова обитель получила второй класс значимости, её переделали в штатный монастырь и содержали на финансирование государства. Во владениях церковного комплекса было озеро и несколько земельных десятин. При святителе Самсоне на территории построили, трапезную, монашеские кельи, настоятельский корпус, а также каменную изгородь вместе с тремя башнями, одна из которых являлась жилой. В 1796 г. началась полноценная реконструкция Алексеевского собора, работы продолжались в течение двух лет.

На заметку! В свое время на территории Акатова монастыря проживали прославленные христианские угодники. Десять лет здесь жил и трудился иеросхимонах Агапит Задонский, известный своим даром прозорливости и умением вести строго-разумную монашескую деятельность.

В этих стенах начинал свой подвижнический путь преподобный Тихон (Кривской), который впоследствии взял на себя обязанности насельника Тихоновского скита, что рядом с Задонским монастырским комплексом.

Костомарово

– В Воронежской области есть удивительные места Дивногорье и Белогорье. О Дивногорье мы узнали из гульбария Татьяны Афанасьевой и решили съездить посмотреть на чудо природы. На дальнейшее путешествие нас вдохновила наш экскурсовод в Дивногорье.

В 1993г. в Костомарово началась расчистка пещерных храмов. В 1997г. здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. На совершенно пустое место, расположенное у подножия меловой горы с заброшенными пещерными храмами приехали три насельницы, в числе которых была первая настоятельница монастыря игумения Серафима (Иванова).

С этих трех сестер и началась новая история монастыря. За 18 лет были восстановлены пещерные храмы в которых проводятся богослужения, построен храм Матери Божией «Взыскание погибших». В храме ведутся экскурсии монахинями, начинается с рассказа о блаженном Петруше и его даре предвиденья и врачеванья.

В конце 30-х годов его арестовали и он умер в тюрьме, но ходит преданье что блаженный Петруша исчез из закрытой камеры.

Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря.

В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).

Особым почитанием паломников, приходящих сегодня в Спасский храм, пользуется икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Она написана на железе (размером в человеческий рост) в «васнецовском» стиле.

Для пещерных храмов иконы писали именно на железе, так как дерево в условиях повышенной влажности быстро приходило в негодность.

Совет

На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов: по иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики. Но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом. Во времена гонений церкви икону прятали у себя местные жители в подвалах, для того чтоб её совсем не уничтожили.

Расписание богослужений

Богослужения в стенах Алексеево-Акатового женского монастыря проводятся ежедневно.

  • В будние дни и в субботу литургии свершаются 3 раза: утренняя (07:30) и 2 вечерние (16:00 и 17:00).
  • В воскресенье проводятся 2 богослужения утром: ранняя (06:30) и поздняя (08:30) литургии. Вечерние службы в воскресенье не отличаются от тех, что проводятся в будние дни.

На дни больших религиозных и престольных праздников составляется отдельное расписание богослужений. Часы проведения литургии могут меняться, поэтому праздничное расписание их проведения необходимо узнавать заблаговременно.

История

Создание обители началось в 1995 году с передачи администрацией Грибановского района участка земли, по ходатайству правящего архиерея. Знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и тихим заросшим прудом, старинная дворянская усадьба, принадлежала герою Кавказкой войны генералу Соловцову. Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II ему было пожаловано в Тамбовской губернии это имение (ныне Воронежская область).

Промыслом Божиим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители.

Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип – небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей.

Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!» Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.

Первые насельники появились здесь в 1996 году. Они жили в вагончике посреди леса. Осенью того же года был освящено место и первый закладной камень в основании храма обители носящего имя Всемирного Светильника. В августе 1998 года было великое освящение храма. Храм освятил митрополит Мефодий. С этого момента началось духовное становление новоосвященной обители. Благодать Божия видимым образом явлала свое присутствие на этом святом месте. Интересный факт: фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета, показывают, что вековые липовые аллеи имеют форму креста.

Трижды в монастыре находился мироточивый чудотворный образ царя-страстотерпца Николая. Первый раз он был в обители в мае 2001 года и вечером 8 мая благоухал и мироточил. Миро также истекало от мощей, находящихся в обители и иконы Божией Матери «Скоропослушница». В апереле 2002 года икона царя-мученика, после молебна обильно замироточила и вместе с ним храмовый образ Христа Спасителя «Царь Славы».

Обильное мироточение наблюдалось и в Лазареву субботу, когда совершался молебен царю Николаю. В память всех этих событий и в ознаменование прибывания чудотворного образа царя мученика Николая заложен и создан летний храм в честь святых царственных мучеников. В сентябре 2004 года икона в третий раз освятила своим присутствием землю обители и 19 сентября, Высокопреосвященнейшим Сергием Митрополитом Воронежским и Борисоглебским был освящен новый храм.

Имена последного Русского Императора и Преподобного Серафима Саровского, со времен прославления, имеют глубокую духовную связь и здесь в обители соединились два великих молитвинника пред Престолом Божием за русский народ и возрождение России.

Аресты

Такую же чашу Христовых страданий в 30-х годах пришлось принять и последнему настоятелю Алексеево-Акатова монастыря архимандриту Тихону (Кречкову). Его арестовали по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и расстреляли в окрестностях Воронежа в день памяти пророка Илии (2 августа). Протокол его допроса был сохранен. В нем можно увидеть неоспоримые свидетельства его нерушимой веры и глубокой мудрости. Там было написано, что слов о том, что общение с безбожниками — это все равно что распинать Христа, он не говорил, и что, приезжая в села, он не вел разговоров о гонении на религию, хотя среди крестьян разговоры такие были.

Вместе со своим настоятелем мученическую смерть приняли и монастырская братия: иеромонахи Косма (Вязников) и Георгий (Пожаров), а также служившие в монастыре священники, Сергий Гортинский и Феодор Яковлев. В 2000 году их канонизировал Архиерейский Собор РПЦ как российских новомучеников.

Летом 1931 года обитель закрыли. Какие участи ждали его насельников, осталось неизвестным, никаких свидетельских документов об этом не осталось.

Настоятели

  • Кирилл (1621 — 1632)
  • Феодосий (Протопопов) (1632 — ?) одновременно настоятель Воронежского Успенского монастыря
  • Ефрем I (упом. 1647)
  • Павел I (упом. 1651)
  • Иона
  • Иосиф I (Варяинов) (упом. 1653 — упом.1666)
  • Корнилий (упом. 1673 — упом. 1676)
  • Питирим (упом 1678 — упом. 1680)
  • Иосиф II (упом. 1686 — упом. 1688)
  • Павел II (упом. 1690 — упом. 1698)
  • Никанор (1702 — 1706)
  • Иоасаф (упом. 1712)
  • Ефрем II, в схиме Евгений (1744 — 1749)
  • Сампсон (1750 — 1762)
  • Гервасий (Линцевский) (1764 — ок. 24 марта 1768)
  • Сампсон, 2-й раз (ок. 1767 — 1793)
  • Амвросий (Келембет) (22 марта 1793 — 29 декабря 1796)
  • Иустин (Трипольский) (22 июня 1797 — 1807)
  • Афанасий (Савинский) (1807 — 22 декабря 1811)
  • Самуил (Стебловский) (декабрь 1811 — февраль 1812) и/о

Мефодий (Орлов-Соколов) (13 февраля 1812 — 1826)
Филадельф (Пузино) (22 июля 1826 — 1829)
Иннокентий (Соколов) (1829 — 1834)
Варлаам (Успенский) (10 марта 1834 — 4 мая 1837)
Елпидифор (Бенедиктов) (21 мая 1837 — 1 марта 1848)

1841 — 1853 — см. епископов Острогожских

  • Иларион (Боголюбов) (27 мая 1854 — 12 января 1861) архим.
  • Феодосий (Шаповаленко) (12 января 1861 — 28 августа 1863)
  • Феодосий (Макаревский) (28 августа 1863 — 28 января 1867)

1867 — 1923 — см. епископов Острогожских

  • Сщмч. Тихон (Кречков) (1924 — 30 января 1930)
  • Прмч. Иннокентий (Беда) (вторая пол. января 1926 — 17 декабря 1926 )

1931 — 1990 — обитель упразднена и разорена

  • Любовь (Якушкина) (1990 — 15 апреля 1992)
  • Варвара (Сажнева) (с 15 апреля 1992)

Современное состояние

В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector