Томбукту

Известные ученые

Ахмад Баба

Абу ‘л-Аббас Ахмад Баба бин Ахмад бин Ахмад бин’ Умар бин Мухаммад Акит аль-Синхаджи, аль-Тимбукти родился в Арауане 21 зуль-хиджа 963/26 октября 1556 года. Он вырос в Тимбукту, где и начал учился у своего отца Ахмада, его дяди Абу Бакра и Ахмада б. Мохаммад, который был его более дальним родственником. Однако его главным учителем был Мухаммад б. Махмуд б. Абу Бакр аль-Вангари, известный и уважаемый ученый того времени. Он изучал основные дисциплины, относящиеся к исламскому учению своего времени при Вангари, в том числе арабийя, баян, усул, мантик и тафсир, со специализацией на фикхе малики. Мало что известно о научной работе Тимбукти в Тимбукту до его депортации в Марокко в 1594 году вместе со многими другими членами семьи Акит, к которой он принадлежал, семьи, которая в то время была известна своей выдачей ученых, поскольку их обвиняли в подрыве правила и власть марокканских захватчиков. Он прибыл в Марракеш 1 рамадана 1002/21 мая 1594 года, где был либо заключен в тюрьму, либо, по крайней мере, помещен под домашний арест. Это длилось два года, пока он не был освобожден 21 рамадана 1004/19 мая 1596 года. Однако султан решил оставить его в Марокко. Во время своего пребывания в Марокко он преподавал в Джами аль-Шурафа в Марракеше и привлек многих студентов и даже ученых, которые пришли послушать его. Хотя о хронологии его произведений известно немного, он определенно написал «Наиль аль-ибтихадж», свой главный труд, а также его сокращенную версию «Кифаят аль-мухтадж», когда он еще находился в Марокко. Тимбукти, освобожденный султаном Мулай Зайданом, наконец прибыл в Тимбукту 26 февраля 1608 г. 10 зуль-када. Наиль аль-ибтихадж би-татриз аль-Дибадж стал его самым большим вкладом в науку и науку. был биографическим словарем правоведов Малики, содержащим обширный объем информации о североафриканских ученых и основным источником информации о жизни и трудах средневековых западноафриканских мусульманских ученых. Он умер 6 Шабана 1036/22 апреля 1627 года.

Производство

Этот пятый фильм о Сиссако был вдохновлен реальной историей молодой незамужней пары, которую исламисты забросали камнями в северном регионе Мали, известном как Aguel’hoc. Летом 2012 года пару доставили в центр их деревни, поместили в две ямы, вырытые в земле, и забили камнями до смерти на глазах у сотен свидетелей. .

По словам журналиста Николаса Бо, Сиссако хотел снять фильм о бондаже в Мавритании, отрицая, что его президент Мохамед ульд Абдель Азиз. Затем Сиссако согласилась на съемку фильма о джихадистах при поддержке мавританского режима, который предоставил средства и актеров..

Незадолго до открытия фильма в Канны в 2014 году Сиссако снова отправилась в Томбукту с небольшой командой, чтобы добавить несколько сцен в последнюю минуту.

География и климат

Стоянка кочевников

Город находится в излучине реки Нигер (т. н. Внутренней дельте Нигера) на южной окраине пустыни Сахары. Проблема расширения пустыни является для города актуальной: городские улицы наполнены песком, когда-то полноводные рукава реки, приносившие в город наводнения, высохли. Ещё в начале XX века город был труднодосягаем: по реке Нигер в Томбукту можно было добраться только тогда, когда уровень воды был достаточно высоким; караванную дорогу часто заносило песком.

Климат жаркий и резко континентальный. Среди скромной растительности преобладают акации, баобабовые и пальмовые деревья. Средняя годовая температура составляет 28 °C, самые жаркие месяцы — май и июнь (средняя температура 34 °C). Среднее количество осадков — примерно 170 мм. Наибольшее количество осадков выпадает с июля по август (примерно 56-66 мм). Дожди, выпадающие в этот период, зачастую наносят существенный урон глинобитным зданиям.

Климат Томбокту
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C 29,6 32,9 36,3 39,4 42,0 41,4 38,5 36,7 38,2 38,7 34,6 29,9 40,0
Средняя температура, °C 21,1 23,9 27,4 30,9 33,9 34,3 32,2 30,8 31,5 30,5 25,9 21,5 28,7
Средний минимум, °C 12,6 14,9 18,4 22,4 25,8 27,3 25,9 24,9 24,7 22,3 17,2 13,2 20,8
Норма осадков, мм 0,4 0,3 0,0 1,1 4,3 14,7 45,2 63,5 27,4 2,3 1,3 0,3 160,8

Дискография

Альбомы

В составе Excel

1999: Яркие огни, большой город

Соло
Год Альбом Положение на графике
НИ SWE
2000 г. T2: Контракультура 56
2002 г. WDMD (dö madderfakking diil Ватта?) 8
2003 г. Буттен — это неприлично! 5
2005 г. Алла Вилл Тилль Химмелен Мужчины Инген Вилл До 7 3
2007 г. Обероэндефрамкалланде 7 1
2008 г. En high 5 & 1 фалафель 5
2011 г. Саголандет 12 2
2012 г. Пуссельбитар 37 5
2014 г. För livet till döden 4
2018 г. En Droppe Midnatt
2018 г. Kärlekens Blandband

( черт возьми! )

2021 г. Колыбельные (с Mapei )
Концертные альбомы
Год Альбом Положение на графике
SWE
2004 г. Жить! (Тимбукту подвиг. Черт! ) 56

Синглы и EP

В составе Excel

Год Одинокий Положение на графике
SWE
1998 г. «Насос»
1999 г. «Allnite Long» 32
«Ты меня двигаешь»

Соло (как Тимбукту)

Год Одинокий Положение на графике
НИ SWE
1996 г. «Lifestress» (Falcon & Sleepy при участии Тимбукту)
1999 г. «Заговор»
2000 г. «Самостоятельные ходы»
«Обед без одежды » (с Promoe )
«МВХ»
2001 г. «Пендельпаранойя»
«Northface EP»
«Алла ветеринар»
2002 г. «Готт фолк» 37
«Джаг драр»
«Людет пр ..»
«The Bad Sleep Well EP» (с Promoe)
2003 г. «Головокружение» (с Promoe)
«Ett brev» 52
«Боттен Иш Нодд» 24
«Динамит!» (с участием Пепса Перссона )
2004 г. «Alla vill till himmelen men ingen vill dö» 6
2005 г. «Det löser sej» участием Chords & Supreme)
19 31 год
«Стирранер» 52
2007 г. «Кармаконтот» 15
«Lika barn avvika bäst del 2» 51
«Фантази»
Tolerância (с Симоне Морено)
2008 г. «Tack för kaffet» (с Дрегеном )
2011 г. «Данса» (с участием Яна Лундгрена, Дуа Паннакотта)
«Капитулера» участием Сюзанны Сундфер ) 12
«Дёдсдансен» (одиночная версия)
«Resten av ditt liv» 6
«Allt grönt»
«Камуфляж (Невидимый)»
«Kom och håll om mig» 38
«Det gör ont»
«Эвертигад (Истинный верующий»)
«Alla vill till himlen men ingen vill dö» (переиздание хита 2004 года) 46
«Flickan och kråkan» 7
«Снарт тыстнар музыка»
2012 г. «Прикрой меня — Копенгаген»
«Станна квар» (с Блин!)
«Fallskärm» 26
2013 «Инт Стор Ног»
2014 г. «Триангельн»
2019 г. «Дансез»
«Фалькен»
«Буржуа Шангри-Ла» 38
«Början på allt» (с участием Eye N’I) 59
«Regn hos mig» 65
2021 г. AOD (с участием Сно Аалегра)
VIVA

(с Mapei)

Бары из амбара Bars
«Hela världen väntar» (с Джуни ) 66
«Comme ci, com ça»

Показано в

Год Одинокий Положение на графике
НИ SWE
2000 г. «Поймай меня» ( Antiloop с участием Тимбукту)
2000 г. «Rulla med oss» ( Петтер при участии Тимбукту, Peewee и Eye N’I) 34
2008 г. «Naïve» ( Looptroop Rockers с участием Тимбукту) 58
2010 г. «Даса Бала» ( Араш при участии Тимбукту и Яг)
«Let The Monkey Out» ( Vinni & The Vagabonds при участии Тимбукту) 13
2012 г. » Kjører på » ( Madcon с участием Тимбукту) 14
2012 г. «Лава Кабеза» (Mashup International с участием Тимбукту, ВАЗ, Гнуччи)
2013 «Svarta duvor & vissna liljor» ( Kartellen feat. Timbuktu) 15
2017 г. «Like I Used Too» ( Сно Аалегра с участием Тимбукту)
2020 г. «Накен» ( Анис Дон Демина при участии Тимбукту) 39

Ранние источники

В отличие от Гао , Тимбукту не упоминается ранними арабскими географами, такими как аль-Бакри и аль-Идриси . Первое упоминание принадлежит марокканскому путешественнику Ибн Баттуте, который посетил и Тимбукту, и Кабару в 1353 году, возвращаясь из столицы империи Мали . Тимбукту все еще был относительно неважным, и Баттута быстро перешел к Гао. В то время и Тимбукту, и Гао входили в состав Малийской империи. Полтора века спустя, примерно в 1510 году, Лев Африканский посетил Тимбукту. Он дал описание города в своем Descrittione dell’Africa, опубликованном в 1550 году. Итальянский оригинал был переведен на ряд других языков, и книга стала широко известна в Европе.

Самыми ранними из сохранившихся местных документов являются хроники 17-го века, « Тарих аль-Судан» ас-Сади и « Тарих аль-фатташ» Ибн аль-Мухтара . Они предоставляют информацию о городе во времена империи Сонгай и вторжения марокканских войск в 1591 году. Авторы, как правило, не признают свои источники, но отчеты, вероятно, основаны на устных традициях и более ранних письменных записях, которые не сохранились. Аль-Сади и Ибн аль-Мухтар были членами ученого класса, и их хроники отражают интересы этой группы. Хроники содержат биографии имамов и судей, но содержат относительно мало информации о социальной и экономической истории города.

В Тарих аль-fattash заканчивается в около 1600 , а Тарих аль-Судан продолжает 1655. Информация после этой даты обеспечивается Tadhkirat аль-Nisyan (напоминание Очевидные), анонимный биографического словаря правителей Марокко Тимбукту письменного примерно в 1750 году. Он не содержит деталей, предоставленных более ранним Тарих аль-Судан . Краткая хроника, написанная Мавлай аль-Касимом, подробно описывает пашалик второй половины 18 века. По XIX веку существует множество местных источников, но информация очень разрозненная.

[править] Источники

  1. Тимбукту
  2. Musa I of Mali
  3. История Африки: цивилизации долины Нигера (Сонгай, Мали)
  4. Reclaiming the Ancient Manuscripts of Timbuktu
  5. Curtis Abraham, «Stars of the Sahara
  6. The Renewal of Jewish Identity in Timbuktu, by Karen Primack
  7. The Jews of Timbuktu, by Rick Gold, Washington Jewish Week, December 30, 1999
  8. The Jews of Africa, «Timbuktu, Mali» // www.mindspring.com
  9. Исламисты приступили к разрушению оставшихся мусульманских святынь в малийском городе Тимбукту
  10. God’s Will The Travels of Rabbi Mordochai Abi Serour, by Dr. Sanford H. Bederman, GSU Department of Geography Research Series, 1980
  11. Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu (Les Juifs à Томбукту, или евреи Тимбукту), Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara, page 31

Правление туарегов и Сонгаанская империя

С ослаблением могущества Малийской империи в первой половине 15 века Тимбукту стал относительно автономным, хотя магшаранские туареги занимали доминирующее положение. В этот период ею руководил туарег Акил Акамалва. Тридцать лет спустя восходящая империя Сонгай расширилась, поглотив Тимбукту в 1468 или 1469 году. Городом последовательно руководили суннит Али Бер (1468–1492), суннит Бару (1492–1493) и Аския Мохаммад I (1493–1528). Хотя суннит Али Бер находился в серьезном конфликте с Тимбукту после его завоевания, Аския Мохаммад I создал золотой век как для Сонгайской империи, так и для Тимбукту благодаря эффективной центральной и региональной администрации и предоставил достаточную свободу действий для процветания торговых центров города.

Поскольку Гао был столицей империи Сонгай, Тимбукту занимал относительно автономное положение. Торговцы из Гадамеса , Авджилы и многих других городов Северной Африки собирались здесь, чтобы покупать золото и рабов а также на североафриканскую ткань и лошадей. Руководство Империей оставалось за династией Аския до 1591 года, когда внутренние конфликты ослабили хватку династии и привели к упадку благосостояния в городе.

Современный город

В 1989 году глинобитные здания в центре города были поставлены под охрану ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, а в 2000 году правительство Люксембурга и ряд международных фондов запустили проект по сохранению и изучению многочисленных Средневековых рукописей, которые хранятся в Томбукту и его окрестностях. Их общее число исчисляется сотнями тысяч; древнейшие восходят к XII веку.

В 1990-е гг. Томбукту среди прочих городов Мали и Нигера был охвачен восстанием туарегов (1990—1995 гг.).

Разрушение

1 апреля 2012 года в ходе очередного восстания туарегов город захвачен войсками НДОА, а 6 апреля стал столицей самопровозглашённого Независимого Государства Азавад. 26 июня боевики разгромили семь захоронений, а 28 июня исламисты сорвали с петель ворота мечети Сиди Яхья. В связи с этим на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Томбукту был внесён в список Всемирного наследия под угрозой уничтожения.

В ходе антитеррористической операции, начавшейся в январе 2013 года, 27 января город был занят малийскими и французскими войсками. Повстанцы оставили город без боя, однако при этом сожгли здание исторического исследовательского центра Ахмед Баба, включая библиотеку, в которой хранились до 100 тыс. арабских и древнегреческих рукописей, входящих в список Всемирного наследия (ЮНЕСКО) (впоследствии стало известно, что рукописи были тайно спасёны). На протяжении нескольких месяцев под контролем исламистов Томбукту жил по законам шариата.

Экономика

Сегодня Томбукту — бедный город, несмотря на большое количество достопримечательностей и международный аэропорт. В городе со времён Средневековья добывают каменную соль.

Томбукту — центр исламского обучения

Двор медресе Санкоре

В XV в. в городе было построено несколько мусульманских мечетей и коранических школ, наиболее крупная из которых — мечеть Санкоре ( г.), при которой стало действовать медресе, в котором преподавал в том числе Ахмед Баба аль Массуфи, имя которого часто упоминалось в Суданских хрониках (он также был упомянут в книге Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» как владелец библиотеки в тысячу шестьсот рукописей).

О значимости города как религиозно-культурного центра свидетельствует западно-африканская мусульманская поговорка: «Соль прибывает с севера, золото — с юга, а слово Божье и мудрость — из Тимбукту».

Манускрипты из библиотеки Томбукту

Главное достояние города — более 100 000 рукописей (часть из которых датируется XII в.), хранимые несколькими семьями. Большинство из них по астрономии, музыке, биологии и благочестию написаны на арабском или на языке фула исламскими учёными, прибывшими в Мали. Более поздние рукописи посвящёны вопросам мусульманского права, математики и истории (в частности хроники «Тарих ал-Фатташ», написанная Махмудом Кати в XVI в. и «Тарих ас-Судан» («Суданские Хроники»), записанная Абдуррахманом Сади в XVII в.).

Библиотека института Ахмеда Бабы, основанного в -м году правительством Мали при посредничестве ЮНЕСКО, а также библиотека медресе Санкоре содержат некоторое количество Средневековых рукописей. Часть рукописей находится в частных библиотеках, которых в городе насчитывается от 60 до 80 (англ. Mamma Haidara Library, Fondo Kati Library, Al-Wangari Library, Mohamed Tahar Library и др.).

Рукописи, находящиеся в городе сегодня, представляют собой неполный перечень написанных в Томбукту Средневековых манускриптов. Часть из них в колониальное время была вывезена в Лондон, Париж и другие города. Многие манускрипты скрываются своими владельцами.

В феврале 2006 года было начато совместное исследование ЮАР и Мали по поиску и изучению рукописей в Томбукту и других регионах Западной Африки (как например, в Сокото).

29 января 2013 года боевики-исламисты подожгли библиотеку.

[править] Еврейская община города

 → Евреи в Мали

В 1492 году Аския Мохаммад I, захвативший Тимбукту, приказал евреям города либо покинуть его, либо принять ислам. 30 еврейских семей, отказавшихся принимать ислам, были убиты.

Возвращение общины произошло только в 1859 году, когда раввин Мордехай Аби Серур вместе со своим братом Ицхаком приехал из Марокко в Тимбукту для торговли. Мордехай Аби Серур был знатоком коранического права. Он договорился с местным правителем Фулани Эмиром о статусе зимми для себя и своих людей.

Дела Мордехая шли хорошо, и в 1864 году еврейская колония в Тимбукту насчитывала уже 11 взрослых мужчин-евреев (раввин Мордехай Аби Серур, братья Мордехая Эсав, Авраhам и Ицхак; сыновья Эсава Аhарон и Давид; сын Аhарона Ицхак; Муса /сводный брат Мордехая/; сын Мусы Давид; раввин Рафаэль, Шимон Бен-Яаков), то есть могла собрать миньян и создать синагогу.

Европейские исследователи

Исторические описания города появились со времен рассказа Лео Африканского в первой половине 16 века, и они побудили несколько европейских людей и организаций приложить большие усилия для открытия Тимбукту и его легендарных богатств. В 1788 году группа титулованных англичан сформировала Африканскую ассоциацию с целью найти город и наметить курс реки Нигер . Первым из спонсируемых ими исследователей был молодой шотландский искатель приключений по имени Мунго Парк , который совершил два путешествия на поиски реки Нигер и Тимбукту (отправившись сначала в 1795 году, а затем в 1805 году). Считается, что Парк был первым жителем Запада, достигшим города, но он умер в современной Нигерии, не имея возможности сообщить о своих открытиях.

Генрих Барт приближается к Тимбукту 7 сентября 1853 г.

Переодетый мусульманином, Рене Кайе был одним из первых немусульман, которые вошли в город Тимбукту.

В 1824 году парижское Société de Géographie предложило приз в размере 10 000 франков первому немусульманину, который прибыл в город и вернулся с информацией о нем. Шотландец Гордон Лэнг прибыл в августе 1826 года, но в следующем месяце был убит местными мусульманами, опасавшимися вмешательства Европы. Француз Рене Кайе прибыл туда в 1828 году, путешествуя один, замаскированный под мусульманина; он смог благополучно вернуться и забрать приз.

Американский моряк Роберт Адамс утверждал, что посетил Тимбукту в 1812 году, когда он несколько лет находился в рабстве в Северной Африке. После того, как британский консул в Танжере освободил его и отправился в Европу, он рассказал о своем опыте, что потенциально сделало его первым жителем Запада за сотни лет, который достиг города и вернулся, чтобы рассказать об этом. Однако его история быстро стала противоречивой. В то время как некоторые историки защищают счет Адамса, более поздние исследования приходят к выводу, что, хотя Адамс почти наверняка был в Северной Африке, неточности в его описании Тимбукту делают маловероятным, что он когда-либо посещал этот город. Еще трое европейцев добрались до города до 1890 года: Генрих Барт в 1853 году и немец Оскар Ленц с испанцем Кристобалем Бенитесом в 1880 году.

Прием

Критический прием

На Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 98% и средний рейтинг 8,80 / 10 на основе 122 отзывов. Критический консенсус сайта гласит: «Изящно собранный и в конечном итоге вызывающий беспокойство, Тимбукту — своевременный фильм с мощным посланием». Он также получил 92 балла из 100 на Metacritic , основанный на 31 критике, что указывает на «всеобщее признание». По мнению Metacritic и Rotten Tomatoes , Тимбукту — лучший иностранный фильм 2015 года по рецензированию.

Джей Вайсберг из Variety пишет: «В руках мастера возмущение и трагедия могут быть воспроизведены с ясностью, но при этом тонко, оставив истерию более глубокими, более богатыми оттенками. Абдеррахман Сиссако — именно такой мастер». В обзоре для Daily Telegraph Тим Роби предположил, что это была «мучительная трагическая басня, похожая на Эзопа по своей моральной ясности». Далее он сказал, что фильм «полон жизни, иронии, поэзии и горькой несправедливости».

В « Файнэншл Таймс» Найджел Эндрюс назвал это «умелым, язвительным, благородно гуманным». Рецензируя его для The Guardian , Джонатан Ромни назвал его «остроумным, красивым и даже отрезвляющим, но весьма занимательным», а также «озорным и творческим». Он пришел к выводу, что это было «грозное заявление о сопротивлении».

Sight & Sound » сек Ник Пинкертон говорит «Факт остается факт что есть несколько кинематографистов живы сегодня одетые в мантии морального авторитета сравнимую с тем что Sissako взял на себя, и если его фильм был встречен с необыкновенным количеством признания, его потому что ему удается легко носить эту мантию, и он не смущает, что засыпает аудиторию посланиями с глубиной. Я не могу представить, чтобы фильм был снят каким-либо другим способом, кем-то еще — и это одна мера величия ».

Похвалы

После премьеры на Каннском кинофестивале 2014 года « Тимбукту» получил две награды; Приз экуменического жюри и приз Франсуа Шале. Фильм получил премию New York Film Critics Circle Award за лучший фильм на иностранном языке и премию Национального общества кинокритиков за лучший фильм на иностранном языке , а также был номинирован на премию Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке и премию BAFTA за лучший фильм не в кино. английский язык. В 2016 году он был признан 36-м лучшим фильмом 21 века по версии 177 кинокритиков со всего мира.

На 11-й церемонии вручения награды Африканской киноакадемии Тимбукту получил пять призов, в том числе за лучший фильм, лучший режиссер (для Сиссако), лучший детский актер (для Валет Мохаммеда и Мохаммеда), лучший фильм на африканском языке и за достижения в области монтажа. ; Всего фильм получил 11 номинаций.

Темы

На протяжении всего фильма вспомогательные сцены показывают реакцию жителей Тимбукту на правление джихадистов. Женщин-торговцев рыбой заставляют носить перчатки при продаже рыбы; женщину забирают в ночное время и насильно выходят замуж после того, как ее семья отклонила предложение руки и сердца джихадистов; женщину бьют за пение и за то, что она находится в компании мужчин, не входящих в ее семью; пару забивают камнями до смерти за прелюбодеяние.

В фильме признается неспособность джихадистов жить по своим правилам. Абделькерим скрывает свое курение, но это хорошо известно его товарищам по оккупантам; футбол запрещен, но группа французских джихадистов обсуждает своих любимых футболистов.

Также отмечается, что они менее осведомлены и менее уверены в своих убеждениях; они не знают, как реагировать, когда женщину находят поющей, кроме хвалы Аллаху или когда местные мужчины играют в футбол с воображаемым мячом. В беседах с местным имамом джихадисты выявляют аспекты шариата , чтобы оправдать свои действия. Пытаясь снять пропагандистский видеоролик, джихадист признает, что ему не хватает убежденности в том, что он говорит.

Символы говорят на арабском , французском языке , Tamasheq , бамбар и английский , как отмечены в постоянном использовании перевода и интерпретации на часть джихадистов , чтобы помочь им в закреплении их толкования шариата в город. Традиционный образ жизни перемежается с современным, например, персонажи, даже кочевые туареги в пустыне, общаются по мобильным телефонам; джихадисты записывают пропаганду с фотоаппаратом и лампой.

История Тимбукту

Описание древнего города впервые встречается в арабских хрониках: «гаванью в пустыне» назвал Ибн Хальдун это необычное поселение на перекрестке пяти караванных путей, по которым переправлялись на южный край Сахары несметные сокровища. В каталонском атласе времен Карла V город Тимбукту обозначался как «Тенбух», а в 1426 году итальянский географ Беккари сообщал о «Тумбетту», очевидное богатство которого угадывалось в мечетях с высокими башнями, в украшенных золотом дворцах.

Прошлое Тимбукту теряется во тьме истории. Основанный, видимо, в XII веке поселок «Колодец стражницы Букту» («тим» на туарегском языке как раз и означает «колодец») сначала был просто местом отдыха бродячих пастухов, перемещающихся между Нигером и пустыней.

Расцвет Тимбукту начался после покорения верховьев Нигера народом малинке. Берберы-мусульмане племени мессуфа, черные рабы и арабские торговцы поселились в разделенных по этническому принципу кварталах. Столица государства Мали быстро превратилась в значительный торговый центр. Из родственного города Дженне купцы привозили золотой песок, слоновую кость, кожу и рабов в Тимбукту, откуда и товары, и люди переправлялись через Судан в северном направлении.

В 1325 году путешествующий архитектор Канхан Мусса украсил город великолепными дворцами и мечетями. Тогда же была построена возле Мадуга, резиденции местного правителя, мечеть Джингеребер — прямоугольная в плане, с плоской крышей и глинобитными колоннами. Полностью выдержанный в «суданском стиле» приземистый конический минарет сужается кверху. По углам здания были построены многочисленные глиняные башни.

Благодаря основанному позже университету (он, как утверждают, насчитывал 20000 студентов и состоял из 180 медресе) Тимбукту превратился в знаменитейший учебный центр мусульманской части Западной Африки. Ученые родом из Феса и Каира стали основателями «суданского гуманизма», завоевав прочную славу главным образом в области риторики, правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, известно, что в этом древнем университете существовала огромная библиотека. К сожалению, до наших дней ничего от нее не сохранилось.

Тимбукту в течение длительного времени выполнял и роль религиозного центра. Но, начиная с XVI века, в связи с открытием новых морских торговых путей, значение города ослабевает.

С вторжением марроканцев блистательный период истории Тимбукту завершился. В 1780 году Тимбукту был завоеван французами.

Примечания

  1. Малый атлас мира. — М.: ГУГК, 1983; Роскартография, 2007.
  2. Мали. Справочная карта. Масштаб 1:2 500 000. — М.: ГУГК, 1982.
  3. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения: Ок. 75 000 словарных единиц / Под редакцией Д. Э. Розенталя. — Издание 6-е, стереотипное. — Москва: Русский язык, 1985. — С. 754. — 808 с.
  4. Томбукту // Тихоходки — Ульяново. — М. : Советская энциклопедия, 1977. — С. 62. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 26).
  5. Томбукту // Географический энциклопедический словарь: Географические названия / Главный редактор А. Ф. Трёшников. — Издание второе, дополненное. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 482. — 592 с. — 210 000 экз.
  6. ↑ . Дата обращения: 1 октября 2017.
  7. Salak, Kira . Дата обращения: 14 ноября 2008.
  8. , с. 419.
  9.  (недоступная ссылка).
  10. Timbuktu. (2007). Encyclopædia Britannica. Chicago: Encyclopædia Britannica.
  11. Calhoun, Warren Glenn; From Here to Timbuktu, p. 273 ISBN 0-7388-4222-2
  12.  .
  13. . // whc.unesco.org. Дата обращения: 11 июля 2012.
  14. . Взгляд.ру (27 января 2013). Дата обращения: 27 января 2013.
  15. Salak, Kira . National Geographic Adventure. Дата обращения: 14 ноября 2008.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector