Александро-невский кафедральный собор в петрозаводске

ИЮЛЬ 2021

01

ЧТ

Боголюбской иконы Божией Матери. 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия
03

СБ

Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия
17.00 Всенощное бдение
04

ВС

Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших 8.30 Часы. Литургия.
06

ВТ

Владимирской иконы Божией Матери. 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия
07

СР

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия
10

СБ

Прп. Амвросия Оптинского 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия. Панихида
17.00 Всенощное бдение
11

ВС

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. 8.30 Часы. Литургия
17.00 Всенощное бдение
12

ПН

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. 8.30 Часы. Литургия
17

СБ

Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия. Панихида
17.00 Всенощное бдение
18

ВС

Неделя 4-я по Пятидесятнице. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. 8.30 Часы. Литургия
10.45 Водосвятный молебен
21

СР

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия
23

ПТ

17.00 Всенощное бдение
24

СБ

Равноап. Ольги, вел. княгини Российской, во Святом Крещении Елены. (Престольный праздник) 8.30 Часы. Литургия. Крестный ход.
17.00 Всенощное бдение
25

ВС

Неделя 5-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». 8.30 Часы. Литургия.
28

СР

Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия. 8.00 Утреня. Полиелей. Часы. Литургия
31

СБ

Мч. Емилиана. 8.00 Утреня. Часы. Литургия (Знаменное пение) Панихида
17.00 Всенощное бдение
01.08

ВС

Неделя 6-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца. 8.30 Часы. Литургия.
10.45 Водосвятный молебен

По субботам и воскресеньям после богослужения проводится собеседование с крестными перед таинством крещения (по предварительному согласованию со священниками).

Приписные храмы и часовни

  • Часовня в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста — в Голиковском участке. Разрушена после 1917 г.
  • Часовня во имя святого великомученика Георгия — в Голиковском участке. Построена на месте старой деревянной часовни в 1891 году петрозаводским мещанином Михаилом Павловичем Корытовым в честь спасения жизни императора Александра III в 1888 году. Разрушена после 1917 г..
  • Часовня во имя воздвижения Честного и Животворящего Креста по Тюремной улице. Разрушена после 1917 г.
  • Часовня во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла на Вытегорском шоссе. Построена в 1998 г. по проекту архитектора Н. В. Куспака.
  • Часовня во имя Ахтырской иконы Божией Матери при Республиканской больнице. Освящена в 2000 г.
  • Часовня во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской при республиканском перинатальном центре в г. Петрозаводске. Освящена в 2001 г.

История собора

История Крестовоздвиженского собора началась ещё в XVIII веке. Именно в это время на месте, где сегодня стоит собор, располагалась небольшая деревянная часовня. В 1800 году ее разобрали и построили церковь Воздвижения Честного Креста. Однако через несколько десятков лет храм пришёл в упадок из-за ветхости. На его месте заложили фундамент и благословили на строение новой церкви, на этот раз из камня. Случилось это в 1848 году.

Благодаря щедрым пожертвованиям жителей города и, в частности, петрозаводского купца Пименова, строительство Крестовоздвиженского храма началось практически сразу после появления фундамента. Всем процессом руководил архитектор губернии Тухтаров. Уже в 1852 году собор был построен. Его освятили и начали использовать для нужд верующих. На протяжении следующих лет проводились дополнительные работы по обновлению и дополнению самого здания и его интерьера. Так, был поставлен еще один Святой Престол, построен архив и ризница. В 1896 году в при храме начала функционировать церковно-приходская школа.

Мощи св.прп Елисея Сумского в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска, Semenov.m7

В 1924 году Крестовоздвиженская церковь перешла под управление так называемых «обновленцев». Именно в это время ее стали называть «собором». В 1930 году священники были арестованы, а затем и расстреляны. По этой причине до 1937 году богослужения проводили сами верующие. В период Второй Мировой Войны церковь несколько лет была закрыта. Свою деятельность она возобновила только в 1944 году, сразу после того, как Петрозаводск освободили от фашистских захватчиков.

Несмотря на антирелигиозную деятельность советской власти, Крестовоздвиженский храм оставался «фактически действующим». Подобного статуса были удостоены только две церкви Петрозаводска. После развала СССР в храме была восстановлена епархия, а вначале 2000-х годах проведены реставрационные работы. Современным настоятелем собора является Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин.

Панорама у входа на территорию храма со стороны ул. Волховская

Как добраться до Крестовоздвиженского собора Петрозаводска

Крестовоздвиженский собор находится в черте города Петрозаводск по адресу: улица Волховская, 1. Доехать до места назначения удобнее всего с помощью общественного транспорта. По этому маршруту движется троллейбус № 3, 4, 6, а также много автобусов (№ 3, 5, 8, 12, 17, 19, 20, 25, 26). Выходить нужно на остановке «Улица Правды» (500 метров от собора).

Маршруты городского транспорта Петрозаводска на сайте WikiRoutes

Доехать можно на своем авто (рядом есть большая парковка) либо на такси. Для заказа такси в Петрозавдске удобно пользоваться мобильными приложениями, например: Яндекс.Такси, Taxi Maxim, «Везёт» и др.

Маршрут от ж/д вокзала Петрозаводска до собора на картах Google

Видео о соборе

История

Внутреннее убранство храма (2019)

25 апреля 1825 года руководство Александровского пушечно-литейного завода получило разрешение Департамента горных и соляных дел на строительство заводской церкви, митрополит Новгородский Серафим благословил устроение нового храма.

Для организации строительства была учреждена комиссия под председательством управляющего Олонецкими горными заводами Адама Армстронга.

В объявленном конкурсе проектов будущей церкви, победил проект архитектора Департамента горных и соляных дел Александра Ивановича Постникова (1766—1830). Торжественная закладка нового заводского храма состоялась в июле 1826 года.

Храм строился на выделенные казной средства и пожертвования мастеровых и служителей Александровского завода.

Строительство собора велось под руководством инженера Пьетро Карло Мадерни в 1826—1832 годах. Работы по устройству иконостаса были выполнены под руководством мастера А. Боброва из Кексгольма. Иконы написал художник А. С. Чижов. На колокольне церкви, в четырехугольной башне на южной стороне, были установлены восемь колоколов различного веса.

Епископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатием 27 января 1832 года в день памяти святителя Иоанна Златоуста освятил главный престол храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского. Боковые приделы были освящены в честь и славу Пресвятой и Живоначальной Троицы и святого чудотворца Николая Мирликийского. Первым священником Александра-Невской заводской церкви стал Иаков Васильевич Васильковский, кандидат богословия, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.

В январе 1888 года при храме была открыта церковно-приходская школа на средства священника о. Василия Нименского и пособие от Олонецкого епархиального совета для детей заводских служащих и мастеровых.

В 1929 году храм был закрыт по решению общего собрания рабочих Онежского завода и Петрозаводского городского Совета. Здание передано краеведческому музею, при этом были снесены все 5 куполов, а внутри устроено межэтажное перекрытие, устроен подвал для хранения музейных экспонатов. Первая экспозиция музея в здании бывшей церкви открылась в 1931 году.

В 1991 году храм возвращён Петрозаводской епархии. Осенью 1993 года началась реставрация храма. Автор проекта реставрации — архитектор В. Г. Копнин. Внешний вид собора был восстановлен в точном соответствии с первоначальным (за единственным исключением — купола собора прежде никогда не золотились). Новое оформление интерьера (иконостасы, киоты, паникадила и пр.) не соответствует стилистике здания.

9 мая 1995 года епископ Петрозаводский и Карельский Мануил совершил первый торжественный молебен. В июле 1996 года на собор установлены православные кресты.

3 июня 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм, который стал кафедральным собором Петрозаводской и Карельской епархии. В освящении принял участие митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (тогда архиепископ Тихвинский, ректор СПбПДА).

В июле 2000 года из краеведческого музея в храм переданы частицы святых мощей преподобного Антония Римлянина, великомученицы Параскевы Пятницы и частичка жезла первосвященника Аарона.

Внутри ограды собора находится мемориальная плита с могилы местночтимого святого Фаддея Блаженного. В сквере собора (Заводская площадь) находятся мемориальные знаки — участникам ликвидации Чернобыльской аварии и в честь 300-летия Петрозаводска от армянской диаспоры города Петрозаводска.

3 июня 2010 года в год девяностолетия Республики Карелия рядом с собором был открыт памятник святому князю Александру Невскому (скульптор В. Г. Козенюк). В тот же день его освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

История создания

Александро-Невская церковь построена по проекту известного петербургского архитектора Постникова в память об Отечественной войне 1812 года. Средства на строительство были собраны рабочими Александровского пушечно-литейного завода. Существует легенда о том, что император Александр Первый лично пожертвовал на церковь около 30 тысяч рублей.

Работы по возведению кирпичной храмовой постройки велись 6 лет, с 1826 по 1832 годы, при непосредственном содействии швейцарского инженера Пьетро Мадерни. Воздвигнутая величавая постройка была хорошо видна из разных уголков города.

После освящения Олонецким епископом в январе 1832 года церковь открылась для прихожан. В начале 1888 года при ней заработала первая в Петрозаводске церковно-приходская школа.
Жернова революции не пощадили и эту заводскую святыню. В середине 20 века церковь была закрыта, а в ее стенах была размещена экспозиция краеведческого музея.

В 1993 году началась масштабная реконструкция здания для возвращения ему первоначального вида. Вновь для прихожан собор открыл свои двери лишь в 2000 году.

Храм по праву считается архитектурной жемчужиной Петрозаводска.

Конструкционно пятиглавая церковная постройка сформирована из квадратного основного объема и присоединенных к нему 4 портиков в обрамлении белоснежных колонн. Это архитектурное решение с высоты птичьего полета делает здание по форме похожим на правильный греческий крест.

Центральный купол установлен на цилиндрическом барабане, который по всему периметру украшен узкими оконными проемами в виде арок. На звоннице, расположенной в южной башне, установлены 8 разновеликих колоколов, отлитых талантливыми воронежскими мастерами по старинной технологии. Их гулкий перезвон каждый раз вызывает у прихожан благоговейный трепет.

В храме расположено 3 престола:

  • в честь Александра Невского;
  • во славу Пресвятой и Животворящей Троицы;
  • во имя преподобного Николая Чудотворца.

Изначально роскошный иконостас собора был изготовлен местными специалистами резьбы по дереву и позолоте. А впоследствии он был восстановлен кропотливым трудом мастеров из подмосковного Софрино. Храмовые иконы выполнены в необычной для иконописи манере: они написаны масляными красками на холсте.

Особое очарование внутреннему убранству придают небесно-голубые стены, декорированные белоснежными лепными элементами и величественными колоннами.

Немного истории

В качестве архитектора этого монументального заведения выступал талантливый умелец Посников. Однако строительством заведовал заморский инженер Мадерни. Это было связано с тем, что в эту пору на Руси было отлично развито деревянное зодчество, а вот каменные здания были новинкой. Возведение православной святыни шло на протяжении 1826-1832 годов.

В январе 1832 года после окончания строительства собор был освящен епископом Игнатием. Первоначально храм имел три престола, которые были построены во имя Александра Невского, Николая Мирликийского и Святой Троицы. В 1888 году на территории религиозного сооружения заработала воскресная школа.

Советский период в истории кафедрального собора был омрачен разорением и разрухой. Из-за существования атеистической пропаганды пять прекрасных куполов были снесены в 1929 году, а само здание передано под краеведческий музей. Свою первоначальную роль церковь вернула лишь в 1991 году, когда святая обитель была возвращена под покровительство Петрозаводской епархии. К 1993 году было принято решение о проведении реставрации церковного комплекса, автором которой выступил В. Г. Копнин.

Утраченные

Петрозаводск. Соборная улица. Начало ХХ века. Фото из виртуального музея арбитражного суда РК

Главным украшением дореволюционного Петрозаводска была Соборная площадь. Сегодня она носит имя Кирова и об ансамбле из трех древних храмов здесь напоминает немногое.

Петропавловская церковь в Петрозаводске, 1916 год. Фото: С. М. Прокудин-Горский

Петропавловский собор

Деревянный собор в любимом Петром Первым «новоманерном штиле» построили в первые годы существования Петровского завода — в начале XVI века. В храме молился император в дни своих визитов в Петровскую слободу. Из его походного храма в Петропавловский собор передали древние иконы. В темноте на 40-метровом шпиле зажигали фонарь — маяк для судов с рудой, древесным углем и известью.

В 1916 году церковь запечатлел царский фотограф Сергей Прокудин-Горский.  А в 1924 году храм, простоявший на берегу Онеги более двух веков, неожиданно сгорел. На месте храма — в современном парке культуры и отдыха — установлен поклонный крест.

Собор во имя Воскресения Господня

Первый каменный храм с колокольней в Петрозаводске построили на пожертвования горожан в 1800 году.

В 1924 году Воскресенский храм сильно пострадал от пожара, уничтожившего Петропавловский собор. После чего здание разобрали.

Год назад во время археологических раскопок  на площади Кирова специалисты обнаружили фундамент храма. Раскоп оставили открытым для всеобщего доступа как памятник дореволюционной истории города.

Кафедральный Святодуховский собор. Фото Прокудина-Горского из книги «Три века Петрозаводска»

Кафедральный собор во имя сошествия Святого Духа

Большой каменный собор в Петрозаводске начали строить в 1860 году по типовому проекту архитектора Константина Тона под руководством губернского архитектора Василия Тухтарова.

Часть денег на строительство выделили из казны, остальное пожертвовали горожане. Освятили собор через 12 лет — в 1872 году. Он на долгие годы стал главным храмом Олонецкой и Петрозаводской епархии.

В 1930 году власти города приняли постановление: «Петрозаводский кафедральный собор и находящуюся при нем часовню закрыть. Здание собора… передать ленинскому комсомолу под юношеское кино». Спустя шесть лет собор взорвали.

Проект «Православная Карелия» выходит по благословению главы Карельской митрополии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина

Автор проекта: Анастасия ЗалазаеваРедактор проекта: Мария Лукьянова

Проект «Православная Карелия» посвящен истории православия в Карелии. Традиции, культура и весь уклад жизни современной Карелии неотделимы от веры, в которой они формировались. Узнав, как жили православные на карельской земле, кем были здесь подвижники и святые, каким был быт православной веры в обычных семьях и каких высот эта вера достигала в кельях монахов-отшельников, мы лучше поймем себя и людей, находящихся рядом.

Храмовые святыни

Здесь бережно хранятся и особо почитаются следующие православные реликвии:

  • частицы мощей преподобных Серафима Саровского, Параскевы Пятницы, Нестора Летописца, Антония Римлянина;
  • часть жезла первосвященника Аарона;
  • Владимирская икона Божьей Матери, подаренная лично патриархом Алексием II;
  • образ местнопочитаемого блаженного Фаддея Петрозаводского;
  • икона «Собор Карельских святых».

Рядом с храмом установлена монументальная скульптура его покровителю, великому князю и храброму полководцу Александру Невскому. Вокруг церкви разбит уютный сквер со множеством зеленых насаждений.

Знаменный распев

В нашем храме один раз в месяц по субботам проходят службы древнерусским знаменным распевом, которым пели на Руси до XVII века. Сейчас так поют в некоторых храмах и монастырях, а также в единоверческих общинах. Это пение пришло к нам из Византии вместе с Христианской верой, поется всеми в один голос по «крюкам» — знакам (знаменам), взявшим свое развитие от различных ударений над церковно-славянским текстом. Знаменное пение особо располагает к молитве, обладает целебными свойствами для души.

Подробнее о знаменном распеве можно узнать на сайте о.Павла (Коротких) и послушать ипакои на нашем Ю-туб-канале.

Протоиерей Иоанн: служение

С тех пор прошло 20 лет. Разоренный когда-то храм вновь наполнили святынями. Иконы художника Чижова пропали, так что для собора написали новые: образы Ксении Петербургской, Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, Матроны Московской и других святых.

«Когда собор восстановили, ко мне пришел директор Онежского тракторного завода и спросил: «Что мы можем сделать для храма как преемники Александровского завода?» — рассказывает настоятель собора протоиерей Иоанн. — Я предложил заказать икону Александра Невского. Рабочие собрали деньги, торжественно эту икону привезли, а я им сказал: «Помните, этот храм не мой, не епископа. Этот храм — всех нас, и ваш в том числе. И вы для него сделали великое дело».

Отец Иоанн (Тереняк). Фото: “Республика” / Леонид Николаев

Икона святого благоверного князя Александра Невского. Фото: “Республика” / Леонид Николаев

Совершенно уникальна и находящаяся в одноименном приделе храма икона «Собор Карельских святых»: здесь  запечатлены фигуры 34 карельских подвижников, хотя в карельских землях их было гораздо больше: Олонецкий край много веков считался местом особенных молитвенных подвигов для монахов-отшельников, его даже называли Северной Фиваидой, по аналогии с египетской пустыней, где зародилось монашество. Кстати, образ «Собор Карельских святых» владыка Мануил заказал специально к открытию восстановленного собора Александра Невского в 2000 году, и, более того, 3 июня, день освящения храма, стал одним из главных православных праздников республики — Днем Карельских святых.

Одна из особо почитаемых святынь Собора —  образ Фаддея Петрозаводского — покровителя карельской столицы. И не только образ: возле храма стоит плита с могилы святого, когда-то находившейся в часовне на Соборной площади (сегодня — площадь Кирова). В ближайшее время  эту утраченную часовню планируют  восстанавливать: фундамент ее уже нашли, а после празднования Дня республики можно будет начинать строительные работы, говорят в управлении по охране объектов культурного наследия.

Отец Иоанн совершает службу. Фото: Леонид Николаев

Певчие собора. Фото: Леонид Николаев

В праздники собор посещают сотни горожан. Фото: Леонид Николаев

Фото: «Республика»/Николай Смирнов

Приходят люди и не в праздничные дни: помолиться за близких, попросить помощи, поблагодарить Господа. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Убранство собора. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

У иконы карельских святых всегда горят свечи: на ней — сразу 34 покровителя нашего края. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

Икона Божией Матери «Казанская». Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Собор Карельских святых», кафедральный собор святого благоверного князя Александра Невского, Петрозаводск. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

В соборе Александра Невского. Фото: «Республика» / Леонид Николаев

«Сегодня храм живет той жизнью, которой жил до закрытия. Удалось восстановить то, что было прервано после революции, — говорит отец Иоанн. — Богослужения совершаются каждый день, крещения, венчания, отпевания. При храме есть воскресные школы — детская и взрослая, миссионерский отдел».

Сколько у храма прихожан, никто не считает. Да и как посчитать, говорит отец Иоанн: одни ходят на службы каждую неделю, другие — по великим праздникам, третьи заходят изредка — посидеть в тишине и подумать. Прихожане они? Прихожане, уверен настоятель собора.

Отец Иоанн стал священником около 40 лет назад: сначала служил в храме в Сортавале, потом был настоятелем Екатерининской церкви в Петрозаводске. Он был одним из священнослужителей, начинавших в Карелии дело социального служения.

«Ко мне как к священнику люди всегда приходили с проблемами, и я старался помочь: исправить семейные отношения, определиться с целью в жизни, спасти от излишнего винопития, — рассказывает отец Иоанн. — Но в советское время церковь не имела права заниматься социальной помощью. А в 90-х это изменилось, и владыка Мануил назначил меня руководителем отдела социального служения: мы стали помогать нуждающимся».

Наладить работу помогли иностранные партнеры: финские церкви православная и лютеранская, священнослужители из Дании. Причем помогли не только советом, но и деньгами.

«На эти средства мы покупали продукты и раздавали сотням людей, которые в тяжелые 90-е нуждались в помощи. Кормили на эти деньги детей в школах, и некоторые ребята, которые часто прогуливали уроки, специально приходили на занятия, чтобы как следует пообедать».

Рождение: заводская церковь

История собора началась в XIX веке, когда двигателем жизни в городе был Александровский пушечный завод. Его в 1774 году основала Екатерина II, и до середины XIX века предприятие было крупнейшим в России производителем корабельной и крепостной артиллерии. В отдельные периоды там работали больше тысячи человек.

Мастеровые селились на правом берегу реки Лососинки: создавали семьи, растили детей, вели нехитрое хозяйство и, конечно, ходили в храм — в то время они были приписаны к Троицкой церкви на Зареке.

«Начальство завода бдительно следило, чтобы рабочие были людьми религиозными, ходили на службы, вовремя исповедовались, — рассказывает доктор исторических наук, профессор ПетрГУ Александр Пашков. — Но мастеровые вместе с членами семей — это уже несколько тысяч человек. Понятно, что маленькая и отдаленная Троицкая церковь (которая к тому же уже была очень ветхой) не вмещала всех прихожан».

Александр Пашков. Фото: ИА «Республика» / Любовь Козлова

Модель цеха Александровского завода. К концу века производство стало более технологичным, но принципиально не изменилось. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

В начале XIX века решили строить новую заводскую церковь. Деньги собирали, что называется, всем миром: поучаствовала и императорская казна, и благотворители, и сами рабочие. Последние выкраивали из жалования буквально по копейке.

Из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов»:

Предписание горного начальника Олонецких заводов А.В. Армстронга: «Препровождая при сем собранную от мастеровых подписку о вычете из получаемого ими ежемесячного награждения по две копейки с каждого рубля на строение церкви, предписываю вашему благородию при выдаче такового награждения удерживать оные деньги у всех тех артелей, которые изъявили на то свое согласие».

Проект здания будущего храма создал Александр Посников, архитектор департамента горных и соляных дел из Санкт-Петербурга.

«Были и другие проекты, один из них предложил знаменитый Монферран, который в то время как раз сооружал Исаакиевский собор, — рассказывает Надежда Басова, историк и главный архивист отдела использования и публикации документов Национального архива Карелии. — Но этот проект не прошел: посчитали, что для Петрозаводска такой храм будет слишком большим, дорогим и пышным — решили выбрать проект скромнее».

Надежда Басова. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Фрагмент утвержденного плана Александро-Невской заводской церкви, выполненного заведующим чертежной Александровского завода инженером-технологом М.И. Марковым. 19 декабря 1877 г. Фото: Национальный архив Карелии

Строительные работы под руководством итальянца Карло Мадерни шли семь лет и обошлись в 134 334 рубля — сумму по тем временам весьма немаленькую. Иконы для храма писал петербургский художник Александр Чижов. Причем по пути из Петербурга в Петрозаводск они чуть не погибли: лодка, в которой их везли, опрокинулась, и ящик пропал. Потом, правда, чудесным образом нашелся.

Из книги «Александро-Невская церковь г. Петрозаводска: сборник документов и материалов»:

Из рапорта управляющего Олонецкими заводами Р.А. Армстронга: «…ящик сей с иконами найден… на одном из кижских островов, и иконы от десятидневного в воде пребывания нимало не пострадали».

В 1832 году храм освятили, начались регулярные богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector