10 интересных фактов о пизанской башне

Работы по укреплению

Как из-за наклона, так и из-за оригинальной архитектуры, с 1173 года и вплоть до наших дней, башня является объектом пристального внимания. Постоянно прилагаются усилия, чтобы сделать башню более устойчивой. Например, разрушающиеся колонны неоднократно заменялись. Сейчас в основном проводятся подземные работы, укрепляющие фундамент.

Под южной частью Пизанской башни грунт более илистый и глинистый, чем под северной, из-за чего она стала крениться, едва её начали строить. Удержать от падения башню с помощью внешних опор было бы весьма сложно и, кроме того, любой каркас неизбежно испортил бы вид памятника. Тем не менее падение Пизанской башни удалось остановить, и более того, её слегка выпрямили, уменьшив крен на полградуса. Всё это стало результатом уникальных работ, проведённых под колокольней и вокруг неё в 1990-х.

В качестве временной меры на северной стороне (башня, напомним, падает на юг) на бетонные балки был установлен блок свинцовых брусков, которые, выступая в качестве противовеса, стабилизировали строение. Затем были исследованы нелинейные процессы, происходившие в грунте под фундаментом башни, после чего последовал ряд экспериментов со специально возведённым неподалёку от памятника бетонным фундаментом-макетом. Эксперименты подтвердили, что башню можно немного выпрямить и стабилизировать, если выбрать часть жёсткого грунта из-под северной части фундамента, то есть провести так называемую подработку. Надо понимать, что подработка не имела ничего общего с обычными земляными работами — грунт выбирался буквально по миллиметру через систему обсадных труб, внутри которых помещался вращающийся шнековый бур. Расчёты оказались правильными, и Пизанская башня, немного отклонившись к северу, осела на несколько сантиметров и стабилизировалась, что позволило снять и свинцовые противовесы, и временные опоры, поставленные для подстраховки.

В очередной раз 15 декабря 2001 башня открылась для туристов.

В 2008 году учёные в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия по «заморозке», башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год.

В 2002—2010 гг. была произведена реставрация башни, вследствие чего угол её наклона сократился с 5° 30′ до 3° 54′. Отклонение верхушки от вертикали — около 4,8 метра.

Внешний облик

Если бы Пизанская башня не имела крена, а стояла абсолютно прямо, вряд ли она стала известна широкому кругу людей. Но, благодаря своей уникальной конструкции и внешнему виду, здание, возведенное из камня и мрамора, в фасаде которого прослеживаются мусульманские мотивы, поражает, удивляет и восхищает всех, кто приехал в Италию посмотреть на это сооружение. Здание это само по себе вполне самодостаточное и является одним из основных украшений Площади Чудес.

Параметры строения

Всего Пизанская башня насчитывает восемь этажей и её высота составляет 58,36 м. Диаметр башни у основания имеет около 15,5 м. От вертикальной оси сооружение отклоняется почти на пять метров (после проведенных реставрационных работ угол наклона уменьшился с 5°30′ до 3°54′). Наружные стены внизу имеют толщину около пяти метров, наверху – 2,5 м.

Как выглядит башня с внешней стороны

Внешние стены здания декорированы мрамором. Возле входа в колокольню на стенах барельефы с выбитыми фантастическими животными, а над дверным проёмом находится скульптура Марии с младенцем (XV век).

Стену нижнего этажа здания украшают глухие арки с 15 полуколоннами, на них «опираются» арки, находящиеся на следующих шести этажах, на каждом из которых находится по тридцать колонн. Венчает сооружение нарядно украшенная звонница с семью колоколами.

Вид изнутри

В середине уникального памятника архитектуры находится огромное количество крытых галерей, соединенных между собой украшенными различными орнаментами арками. В самом низу Пизанской башни расположен Зал Рыбы, получивший свое название из-за выбитого на стене барельефа рыбы, одного из символов христианства.

На последний этаж здания можно подняться по круговой лестнице, состоящей из 294 удобно расположенных мраморных ступеней (правда, чем выше, тем ступеньки уже, а на самом верху их ширина составляет всего-навсего 40 см). Во время подъема есть возможность выглянуть в смотровые окна, на пятом этаже можно выйти на смотровую площадку, расположенную с внешней стороны здания.

Многие посетители останавливаются на предпоследнем этаже, в звоннице. Если найти в себе силы и подняться наверх, перед глазами откроется потрясающая панорама города. Интересно, что только оказавшись наверху, можно понять, насколько Пизанская башня неровна и до конца прочувствовать её наклон.

Колокола

Поскольку богослужения в соборе, к которому принадлежит башня, проходят до сих пор, перед каждой службой в городе раздаётся мелодичный перезвон колоколов (сейчас они звонят одновременно, тогда как раньше за каждым из них была закреплена своя месса).

Колокола Пизанской Башни примечательны тем, что настроены они таким образом, чтобы на них можно было сыграть абсолютно любую мелодию. Всего их установлено семь штук, а их возраст, как и сама башня, насчитывает не одно столетие:

  1. Самым старым колоколом, который был отлит ещё в середине XIII в. является Паскверечча, издающий ноту соль бемоль;
  2. Следующий по старшинству – Терца, настроенный на си-диез, был изготовлен два столетия спустя, в 1473 г.;
  3. Веспруччо (ми) – был установлен на колокольне тридцать лет спустя;
  4. Крочифиссо (до-диез) на свет появлялся дважды, поскольку в начале XIX ст. был переплавлен;
  5. Даль Поцо (соль) – был изготовлен в Италии в начале XVII в., во время военных действий в 40-х годах прошлого века он значительно пострадал, был отреставрирован и отправлен в музей, а в начале этого века на колокольне вместо него была установлена точная копия;
  6. Ассунта (си) – является самым большим колоколом башни;
  7. Сан Раньери (ре-диез) – самый последний из установленных колоколов, который не раз переплавляли.

Важная дополнительная информация

Поле чудес — это местоположение Пизанской башни, где находится множество других интересных объектов. Точное местоположение Пизанской башни Piazza del Duomo, 56126 Pisa. Всем желающим заехать сюда рекомендуется при планировании поездки выделять на осмотр достопримечательностей хотя бы один день, поскольку, кроме Колокольни, здесь очень много других интересных мест.

До самой Пизы добраться очень просто различными видами транспорта:

  • Недалеко от города расположен аэропорт Галилео Галилея. Отсюда до железнодорожного вокзала можно дойти пешком менее чем за полчаса, откуда до любой точки города можно доехать на автобусе. Билет на него будет стоить всего полтора евро. Впрочем, для любителей пеших прогулок предлагается другой вариант – отправиться с аэропорта прямиком в исторический центр города, что займет около 40 минут увлекательного путешествия.
  • Поезда из Рима и Генуи прибывают в Пизу прямо на Центральный железнодорожный вокзал, находящийся немного к югу от центра города. Рим — Генуя — это одна из главных железнодорожных линий Италии, поэтому в Пизу можно будет добраться практически отовсюду, может понадобиться пересадка во Флоренции. С вокзала до Башни можно дойти пешком или же воспользоваться городским автобусом.
  • Прямо у Пизанской башни расположена железнодорожная станция Сан Россоре. Сюда можно доехать на пригородном ж/д-транспорте, едущем по маршруту на Флоренцию или Лукку.
  • До площади можно добраться на личном транспорте. Трудностей не будет, поскольку в городе достаточно много указателей.
  • При въезде в Пизу на машине нужно быть внимательным. В центре города расположена зона ZTL, куда въезд на транспортных средствах возможен только при наличии разрешения: к примеру, наличие брони в отеле с парковкой. Без этого полицейские выпишут штраф. Ознакомиться с границами действия запрета можно на карте, доступной по адресу

«Падающая башня» в Пизе весьма привлекательная для туризма. На знаменитый изъян непременно стоит посмотреть во время путешествия по Италии, сделав пару фото на фоне архитектурного шедевра.

История создания Пизанской башни в Италии

Если вдуматься, то само возведение падающей башни кажется одним сплошным недоразумением. Автор проекта колокольни так и остался неизвестным, строительные работы, дважды прерванные на весьма длительный срок, затянулись почти на два столетия, а начала своё падение Пизанская башня ещё даже не будучи достроенной.

На живописном зелёном лугу на окраине Пизы 9 августа 1174 года был заложен первый камень целого ансамбля нового христианского собора Санта-Мария Ассунта, состоящий из храма, колокольной башни и баптистерия. Даже здесь не обошлось без недоразумений. Оказалось, летоисчисление, которое велось в Пизе, на целый год опережает календарь во всём мире. Так что, датой начала строительства Пизанской башни следует считать год 1173. Как утверждают некоторые историки, первыми архитекторами колокольни были Вильгельм фон Инсбрук и Боннано Пизано.

Ранее считалось, что угол наклона башни – это гениальная задумка архитекторов, жаждущих продемонстрировать свои недюжинный ум и талант. Но время опровергло данную теорию. Сам проект просто оказался неверным в корне, а вернее – в фундаменте. Чересчур маленький для такого высокого здания трёхметровый фундамент был неровно положен на слишком мягкий грунт. А возможно, Боннано Пизано ещё и просто сэкономил на фундаменте. В результате уже после возведения третьего этажа Пизанская башня на 4см отклонилась от вертикали и начала своё легендарное стремление к земле. Это случилось в 1178 году. Пизано предпочёл сбежать из города. Хотя некоторые источники утверждают, что его просто с позором выгнали недовольные горожане. Тогда же впервые были временно отложены строительные работы.

Проседающую почву укрепили, а незаконченную колокольную башню временно открыли через 20 лет в 1198 году. Следующие сто лет строительство то «размораживали», то снова откладывали. В 1233 году был возведён один этаж, и проект снова «заморозили». Во второй половине XIII века колокольне не хватало до вертикали уже полметра. И вот в 1275 году два других архитектора-оптимиста: Джованни ди Симоне и Джованни Пизано заявили, что смогут довести строительство звонницы при храме до его логического завершения. Их проекты предусматривали выравнивание Пизанской башни по вертикали. Ярусы Пизанской башни располагались таким образом, чтобы каждый последующий этаж уходил на 10см от наклонной. Но и это не принесло результатов. Пизанская башня не только не перестала крениться, но стала ещё и кривой.

Лишь внуку первого архитектора Томмазо Пизано удалось завершить «пизанскую эпопею». С 1350 по 1372 годы он занимался тем, что возводил звонницу на вершине. По его замыслу она должна была уравновесить конструкцию и остановить падение. Этого не случилось, но сама звонница выглядит поразительно вертикально на фоне башни.

Спасательные мероприятия

На протяжении всей истории существования городские власти прилагают все возможные усилия, чтобы спасти Пизанскую башню от неминуемого падения. Её неоднократно закрывали на реконструкцию, а потом снова открывали. Её поддерживали тросами, устанавливали свинцовые противовесы, проводили работы по укреплению фундамента… И всё безрезультатно. Колокольня продолжает отклоняться на юг от вертикали примерно на 1 мм за год. Правда, последняя реставрация, законченная в 2010 году сократила угол наклона Пизанской башни до 3° 54′, а земляные работы привели к тому, что, отклонившись на север на несколько сантиметров, колокольня осела. Это позволило учёным заявить о том, что падение на какое-то время остановлено.

Пизанская башня для туристов

В наши дни падающая башня, на пять метров отклонившаяся от вертикальной оси, регулярно принимает гостей. Традиционно туристы могли посетить Пизанскую башню с сопровождающим в группе состоящей не более чем из 40 человек летом с 8.30 до 20.30. Но сезон 2013 года стал первым, когда главную достопримечательность Пизы открыли для посещения до 22.00. Стоимость билета – 15 евро. Длительность экскурсии – 35 – 40 минут. Кроме звонницы на вершине, ни на один другой этаж гостей не пускают. До осмотра не допускаются дети в возрасте до 8 лет. А старшим экскурсантам стоит задуматься о своей физической форме: узкая винтовая лестница – тяжёлое испытание для людей в возрасте.

5Обслуживание и закрытие башни

В 1990 году Пизанская башня была закрыта для туристов до 2001 года. Причиной стали работы по обеспечению безопасности и ремонтные работы . Контролируемое удаление субстрата (и «инъекций» из цемента) и строительство скважин, регулирующих уровень грунтовых вод, практически предотвратили дальнейший наклон башни. Кривую башню спасла команда, возглавляемая геополитическим профессором Микеле Ямиолковским из Политехнического университета Турина.

Во время ремонтных работ также позаботились о фасаде здания. Специалисты по охране природы сантиметр за сантиметром убрали со стен толстый слой загрязнений, смога и следов, оставленных туристами – выгравированные имена или даты посещений.

Собор Санта-Мария Ассунта и другие чудеса на площади

Строительство собора продолжалось в течение двух столетий. В его архитектуре причудливо смешалось несколько стилей: романский, византийский, испанский и арабский (Пиза успешно воевала и с маврами).

Жемчужина храма – мраморная кафедра начала XIV века с множеством скульптур работы Джованни Пизано. Но это уже не застывшие в неестественных позах фигуры людей и животных, характерные для многих скульптурных изображений того времени.

В работах художника явственно просматривается ориентация на лучшие античные образцы, а не на господствовавший в то время статичный византийский стиль. Иными словами, скульптуры, украшающие кафедру, вполне можно отнести к Проторенессансу.

Мраморная кафедра начала XIV века – жемчужина Собора

Однако историю Эпохи Возрождения принято начинать с более ранних работ Никколо Пизано, отца Джованни. Чтобы их найти, достаточно сделать буквально несколько шагов и войти в Баптистерий.

Его строительство началось в 1152 году и тоже продолжалось в течение двух веков. Скульптурами Никколо Пизано украшена кафедра Баптистерия. Сюжеты композиций традиционны – «Рождество», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», но фигурам придан достаточно нетрадиционный для того времени дополнительный объем, а их позы напоминают позы древнеримских статуй.

Но прежде, чем осматривать скульптуры, стоит обратить внимание на уникальный мозаичный пол, узоры которого напоминают орнаменты в Альгамбре. Уникальна и акустика в Баптистерии

Чтобы продемонстрировать ее в помещении каждый час появляется певчий и берет три ноты подряд, которые под сводами здания сливаются в единый аккорд

Уникальна и акустика в Баптистерии. Чтобы продемонстрировать ее в помещении каждый час появляется певчий и берет три ноты подряд, которые под сводами здания сливаются в единый аккорд .

Кафедра Баптистерия украшена скульптурами Никколо Пизано

Из своих походов набожные пизанцы привозили не только награбленные сокровища. Из Четвертого крестового похода в город для строительства кладбища для знатных пизанцев была доставлена священная земля с Голгофы.

Мнения историков тут расходятся: по одним источникам, это была лишь небольшая капсула, по другим – целых 50 кораблей. Как бы там ни было, но Площадь Чудес обзавелась еще одним чудом – некрополем Кампосанто (в переводе с итальянского – «святое поле»), то есть находящимся в буквальном смысле на святой земле.

Кладбище представляет собой закрытый клуатр – крытую галерею, обрамляющую четырехугольный внутренний двор.

Под сводами галереи находятся уникальные мраморные надгробия, каждое из которых – отдельное произведение искусства, и скульптуры известных уроженцев города, в частности, знаменитого математика Леонардо Фибоначчи.

Под сводами галереи Кампосанто находятся уникальные мраморные надгробия

Кампосанто – единственный пострадавший от бомбежек Второй мировой войны памятник, которыми славится Площадь Чудес.

Больше всего пострадали фрески, и среди них и работа знаменитого флорентийского художника и балагура начала XIV века Буффальмакко. Правда, сюжет фрески довольно мрачный – «Триумф смерти». В настоящее время эта работа почти полностью восстановлена по зарисовкам и чертежам, сделанным в XIX веке.

Башня, ставшая лабораторией Галилея

В целом эта уникальная колокольня, построенная в стиле, именуемом теперь романо-пизанским, отличается необычайной красотой и изяществом. Глядя на неё, не хочется думать о том, почему Пизанская башня наклонена, а не стоит строго вертикально, как сотни тысяч сооружений подобного рода. Своей красотой она отводит подобные вопросы на второй план. Детище средневековых строителей прекрасно, а победителей, как известно, не судят.

Любопытно, что история этого сооружения связана с именем великого астронома, математика и физика XVII века Галилео Галилея, родившегося в Пизе в 1642 году. Поскольку Пизанская башня наклонена в сторону, она явилась весьма удобным местом для проведения его опытов. Именно Галилей сбрасывал предметы разной массы, иллюстрируя ученикам свои научные выводы. Несмотря на то что в прежние годы ряд исследователей подвергал эту информацию сомнению, позднейшие открытия показали её достоверность.

Пизанская башня и как ее найти

То ли проклятия ограбленных пизанцами бедняг достигли неба, то ли сами пизанцы недостаточно усердно жертвовали на строительство храмов, но большинство средневековых памятников города стоит на своих фундаментах, мягко выражаясь, не совсем ровно.

В том числе и Баптистерий, и Собор Санта-Мария Ассунта, и здания за пределами Площади Чудес. Лидирует по углу наклона, конечно же, Пизанская башня.

Впрочем, этому имеется и вполне рационалистическое объяснение, подтвержденное многочисленными исследованиями и реконструкциями.

Дело в том, что река Арно, столь вероломно изменившая свое русло в середине XIII века, имеет довольно разветвленную сеть подземных притоков. Зыбкость почвы и предопределила неустойчивость фундаментов зданий.

Пизанская башня – это соборная колокольня, стоящая отдельно от основного храма

О том, что собой представляет и где находится Пизанская башня, BlogoItaliano уже писал в отдельной статье здесь. Но этот памятник настолько интересен и популярен, что не упомянуть о нем вновь, говоря о Пизе, невозможно. Тем более что Пизанская башня – это одна из визитных карточек всей Италии.

Ее возведение началось в 1173 году, то есть почти сразу после Баптистерия и еще до появления на Пьяцца деи Мираколе кладбища Кампосанто. Пизанская башня – это не просто одно из украшений площади, а соборная колокольня.

Традиция строительства кампанил, то есть колоколен, стоящих отдельно от основного храма – это вообще одна из особенностей средневековой итальянской архитектуры. Объясняется такая прихоть просто: при возведении кампанил итальянцы ориентировались на опыт мусульман, строивших минарет отдельно от мечети.

Резонанс от голоса муэдзина, не говоря уже о христианском колокольном звоне, мог, ввиду несовершенства тогдашних конструкций, обрушить храм в любой момент.

Как же из-за резонанса окончательно не упала Пизанская башня? А это еще одна из загадок, которыми богата Площадь Чудес. Но, скорее всего, дело в большей прочности именно вертикальной конструкции, а не в проблемах с фундаментом.

После очередной реставрации с 2001 года Пизанская башня, наряду с другими памятниками на Площади Чудес, вновь открыта для посещения.

Подняться на смотровую площадку Пизанской башни могут все, кроме детей до 8 лет

Подняться по винтовой лестнице на 53 м над землей по тремстам ступеням могут все, кто купил билет, кроме детей до 8 лет. Билеты продаются здесь же, на Площади Чудес. Но если на посещении других зданий можно и сэкономить (чем больше памятников предполагается осмотреть, тем дешевле), то с Пизанской башней этот номер не пройдет. Чтобы пройти внутрь нее, придется покупать отдельные билеты даже детям.

На вопрос о том, где находится Пизанская башня, ответ вроде бы закономерен – в Пизе. Но не все так просто.

Сама башня находится в 20 м восточнее собора Санта-Мария Ассунта – это так. К ней ведет множество указателей уже у въезда в город, от железнодорожного вокзала и от аэропорта – это тоже правда. Но сама Площадь Чудес практически недосягаема, если ехать на автомобиле или общественном транспорте.

Придется на время покинуть салон автобуса или машины и пройтись по узким улочкам пешком, но общий вид мраморного архитектурного комплекса на огромной зеленой лужайке того стоит.

Общие параметры Пизанской башни

В итоге была разработана совершенно уникальная технология, позволившая в 1990 годах провести ряд профилактических работ, не только исключивших дальнейшее увеличение угла наклона здания, но и позволивших уменьшить крен на 0,5°.

Ввиду имеющегося наклона высота южной и северной стороны здания неодинаковы. Так, с наклонной стороны (северной) она равна 55,8 м, а с противоположной составляет 56,6 м. В своём основании башня имеет диаметр 15,55 м при толщине стен 4 м, тогда, как на высоте галерей эта величина не превышает 2,5 м. Подсчитано, что при таких размерах масса Пизанской башни составляет 14453 тонны. Угол наклона остался почти прежним и равен 3°54.׳

Где остановиться в Пизе

Перед тем как выбрать гостиницу, подумайте, что для вас важнее: находиться поближе к башне или поселиться в тихом месте? Как поступить? Итак:

  • Первый вариант предпочтительнее с точки зрения близости к Полю Чудес. Минус – постоянные толпы туристов, снующие туда-сюда. О тишине и покое в номере можно забыть.

Второй вариант порадует вас спокойной обстановкой в отеле и возможностью хорошо выспаться. Минус – к культовым достопримечательностям придется идти почти 20 минут. Какой вариант предпочесть – решать вам.

Номера в отелях Пизы, расположенных недалеко от Кафедрального собора и наклонной колокольни, стоят на порядок дороже, чем в удалении от центра. Плюсы и минусы размещения вы уже знаете.

Обратите внимание на особенности некоторых районов города:

район недалеко от главной ж/д станции. Современные отели, просторные номера, бесплатные стоянки около большинства из них. 5 минут ходьбы в одну сторону – вы в центре, у Поля Чудес, полчаса в другую – вы на знаменитых тосканских пляжах. Хорошая транспортная развязка. Приемлемая стоимость гостиниц;

исторический центр между железнодорожной станцией и Полем Чудес. Старинные здания, уютные отели. Разумные цены. До башни – минут 10 ходьбы. Туристов – немного. Недалеко находится набережная Арно;

тихий район по пути к крепости Сангало. Гостиниц здесь не очень много. Многие из них имеют свой сад. Добираться для осмотра главной достопримечательности города придется около 25 минут пешим ходом;

район рядом с Пизанским университетом. Тихо, уютно, много зелени. Гостиницы окружены тенистыми садами. Достопримечательности – в 10 минутах ходьбы;

район у Пьяцца деи Мираколи. В двух шагах от падающего чуда. Здесь шумно и многолюдно. Отличный вид из окна на храмовый комплекс. Минус – многочисленные туристы, позирующие на фоне изящного сооружения. В старинных постройках комнаты маленькие, узкие лестницы и часто нет лифта. Высокие цены.

Советы:

выбирая отель, уточните, есть ли в нем кондиционер, летом без него будет душно;

заранее купите переходники. В Италии розетки не соответствуют нашим;

Пиза – довольно спокойный город. Меры предосторожности – обычные.

Стоимость билетов и режим работы

Сама площадь открыта для посетителей сутки напролет, и если вы прибыли в Пизу с ночевкой, советую сходить на Площадь Чудес вечером и посмотреть на нее в подсветке. К тому же в вечерние часы и народу на ней будет не в пример меньше.

С южной стороны площади тянется длинное низкое здание, в котором находится касса (в этом же здании вы также найдете Музей синопий и офис по туризму города Пиза) .

Еще одна касса есть на противоположной стороне площади под городской стеной, за собором, прямо напротив Пизанской башни. Перед этим зданием стоит колонна с римской волчицей.

Также в этом здании имеется камера хранения, куда надо сдавать сумки / рюкзаки перед посещением Пизанской башни.

Самый ценный объект на площади – Пизанский собор. Постарайтесь обязательно попасть внутрь. Посещение собора бесплатно. При этом у вас должен быть билет как минимум на одну из следующих достопримечательностей:

— Баптистерий

— Кампо Cанто

— Музей синопий.

Посещение одной достопримечательности из этого списка стоит 5€, двух – 7€, трех — 8€ (для школьных групп от 10 человек – 3€ / 4€ / 5€ ). При бронировании прибавляется еще 1€.

Если у вас есть возможность посмотреть только один объект (помимо собора), выбирайте Кампо Санто. Это не обычное кладбище, вы не встретите там ряды могил. Это замкнутый контур, стены которого украшены фресками. Много чудесных скульптур.  На его осмотр надо закладывать 40 минут — час.

Баптистерий, бесспорно, очень красив, но внутри он пуст, только купель и кафедра (чудесная, шедевр Никколо Пизани). Еще там можно подняться на верхнюю галерею и взглянуть на собор с другого ракурса.

Музей синопий – это собрание заготовок для фресок, снятых со стен Кампо Санто. Обычно такие рисунки – основу будущих фресок – наносил главный мастер, а дальше по этим контурам подмастерья создавали фрески.

Если у вас совсем худо с деньгами или временем, можно зайти бесплатно только в собор, но для этого все равно придется взять билет в кассе (или онлайн на сайте https://www.opapisa.it/en/tickets/buy/). По такому билету (только на собор) можно посетить Дуомо в строго определенное время. Если же вы берете комбинированный билет (например, собор + баптистерий), то можете войти туда в любое время в течение дня.

Время работы

Пизанский собор открыт с 10 часов. Баптистерий, Кампо Санто и Музей синопий – с 9.

Зимой все объекты закрываются в 18, в межсезонье – в 19, летом – в 20.

Последний вход допускается за полчаса до закрытия (на башню зимой – за 45 минут).

Перед поездкой все же посмотрите расписание на нужный день, чтобы не угодить на праздничную службу (https://www.opapisa.it/en/square-of-miracles/cathedral/). Мне как раз «повезло» попасть на такую. Посетители во время службы допускались только в заднюю часть собора, никаких фотографий делать не разрешалось. Так что в статьях я использовала фотографии интерьеров собора с предыдущей поездки.

Билеты на Пизанскую башню продаются отдельно от всего комплекса. Подъем на башню стоит  €18, льготных билетов нет. Дети допускаются только с 8 лет. Сумки, рюкзаки надо сдать в камеру хранения. Посещение проходит по сеансам, каждые 15 минут: первый сеанс в 9.00 часов.

Надо ли покупать билеты заранее онлайн?

Если вы приходите на Площадь Чудес к 9 утра, то скорей всего безо всяких проблем купите билеты на все объекты, в том числе на Пизанскую башню. В высокий сезон часам к 11-ти утра в кассу уже выстраивается очередь, поэтому, возможно, лучше подстраховаться. Особенно если вам нужен только бесплатный билет на собор с фиксированным временем прохода.

Помимо основных объектов, на пьяцца деи Мираколи находится музей Дуомо. В мою бытность он был закрыт на реконструкцию. С башни хорошо виден внутренний двор музея Дуомо и даже некоторые скульптуры, выставленные в галереях двора.

С севера и запада поле было ограничено крепостной стеной, возведенной еще при римлянах и, возможно, при этрусках. В середине 12 века на месте старой стены построили новую, фрагментарно существующую и поныне. После осмотра Поля Чудес можно прогуляться и по крепостным стенам. Вход – 3€.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector