Михайловский замок

Архитектура

Ныне существующее здание Михайловского дворца с прилегающими территориями было построено на основе третьего по счёту проекта Карла Росси на месте полуразрушенных парников и оранжерей в садах Михайловского замка Павла I. Этот проект необычен совмещением двух казалось бы взаимоисключающих идей: замкнутой композиции дома типа «усадьба в городе» и создания широкого пространственного ансамбля: дворца с прилегающим садом с северной стороны, площади перед парадным фасадом дворца с южной стороны, ансамбля прилегающих зданий и улиц, включая улицу, соединяющую всю композицию с главной магистралью города — Невским проспектом. В полном объёме проектный вариант всего ансамбля сложился у архитектора только к 1823 году. В это время Росси параллельно работал над разработкой проектов других ансамблей столицы: Елагина острова, Марсова поля, Адмиралтейской набережной, площадей перед Михайловским замком, ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей.

В ранний период творчества Росси увлекался творчеством А. Палладио. В ансамбле зданий Елагина острова и в других проектах Росси продемонстрировал умение свободно интерпретировать палладианские композиции, добиваясь в каждом отдельном случае органичной связи постройки с окружающим пейзажем.

Здание Михайловского дворца, несмотря на размах (южный фасад дворца простирается на 105 м), в композиционном отношении ещё консервативно. Его планировка следует одновременно трём традициям — палладианству, «французской схеме» (трёхчастная структура с парадным двором: курдонёром) и русскому усадебному зодчеству: главный корпус и два боковых флигеля с заглублением главного фасада относительно красной линии (так называемая усадьба в городе). Большой ордер на аркадах южного и северного фасадов развивает классическую палладианскую тему, привитую в Петербурге благодаря творчеству Дж. Кваренги.

Главный южный фасад дворца состоит из центрального корпуса, оформленного восьмиколонным портиком коринфского ордера, поднятым на аркаду, с широкой лестницей и двумя фигурами львов по сторонам. Портик увенчан треугольным фронтоном. Боковые корпуса оформлены трёхчетвертными коринфскими колоннами и скульптурным фризом, состоящим из 44 барельефов работы скульптора В. И. Демут-Малиновского. Дворец находится в глубине парадного двора, отделённого от улицы высокой чугунной оградой с тремя воротами и четырёхгранными пилонами, увенчанными военными трофеями (арматурой). Ограда, ворота и трофеи придают всей композиции ампирный вид.

Северный фасад, выходящий в Михайловский сад, оформлен сходным образом, но он не имеет сильно выдающихся боковых ризалитов, а центральная часть представляет собой не портик, а просторную, типично итальянскую лоджию, также на аркадах, с колоннами коринфского ордера. Скульптурные детали фасадов выполнены скульпторами В. И. Демут-Малиновским и С. С. Пименовым. Эти скульпторы (они сотрудничали с архитектором Росси во многих постройках) создали также скульптурный декор в интерьерах. Росписи в интерьерах осуществляли итальянцы Д. и П. Скотти, А. Виги, Б. Медичи.

Выдающимся произведением архитектуры является парадная многомаршевая лестница дворца. Она открывается при входе через главный подъезд в проёме огромной полуциркульной арки. Лестница опоясана на уровне второго этажа коринфской колоннадой. На уровне капителей колонн размещены скульптурные панно, а на падугах — росписи гризайлью, имитирующей скульптурные фигуры теламонов. Галереи второго этажа открывает Белоколонный зал, сохранивший отделку, соответствующую проекту К. Росси. Он является ярким примером стиля русского ампира в оформлении дворцового интерьера. Белые колонны искусственного мрамора (стукко) сочетаются с позолотой плафона, бронзовых люстр и живописным фризом, имитирующим барельеф на золотом фоне. В зале экспонируются уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе гарнитур мебели резного дерева с белым «французским лаком» и позолотой, с обивкой синим шёлком, выполненной по рисункам Росси мебельной мастерской В. И. Бобкова.

Архитектура дворца

Михайловский замок построен в полном соответствии с пожеланиями императора и его представлениями о надлежащей императорской резиденции.

Архитектор Баженов создал уникальный и необычный для русского зодчества дворец, где ни один из четырех фасадов не похож на другой. Однако внешний вид замка производит ощущение целостности, что является несомненной заслугой архитектора.

Это гигантское квадратное здание с закругленными углами создает впечатление неприступного крепостного бастиона. Особенностью архитектурной конструкции является огромное восьмиугольное внутреннее пространство и два небольших внутренних дворика.

Задуманное, как неприступная твердыня, оно располагается на слиянии рек Мойки и Фонтанки. С двух других сторон были прорыты Воскресенский и Церковный каналы. Таким образом, замок оказался расположенным на рукотворном острове, и заехать на его территорию можно было только по трем разводным мостам.

Перед, выходящим на юг, главным фасадом, была сооружена просторная площадь Коннетабля, также окруженная со всех сторон водой. По фронту площади главный разводной мост защищали два полубастиона с пушками. Всего по периметру дворца в крепостной стене перед замком было расположено около 20 пушек.

В центре площади император приказал установить конную статую Петра I, изготовленную еще во время великого государя гениальным Растрелли. Есть одна малоизвестная особенность этой скульптуры, которая кажется совершенно невероятной.

Главный фасад дворца с выступающим ризалитом из серого камня выходит на площадь. По краям ризалита сдвоенные колонны из красного мрамора поддерживают треугольный фронтон с барельефом «История заносит на свои скрижали славу России».

Центральным входом в замок являются Воскресенские ворота, к которым ведет трехпролетный мост через водный канал, опоясывающий центральную площадь Коннетабля.

По обеим сторонам центральные ворота фланкированы величественными обелисками во всю высоту здания с рыцарской атрибутикой и вензелями императора.

Выступающая часть ризалита на уровне верхних двух этажей выделена рядом колонн, поддерживающих фриз со знаменитой строкой, снятой с Исаакиевского собора. Цокольный этаж, выполненный из тесаных каменных глыб, служит непоколебимой основой всего сооружения.

Северный фасад здания выходит в сторону Летнего сада. Центральная часть фасада выступает вперед и отличается широкой лестницей, по бокам которой на постаментах выставлены бронзовые скульптуры Геракла и Флоры — копии античных шедевров.

Сдвоенные колонны, стоящие на верхней площадке лестницы, поддерживают центральную террасу на уровне второго этажа. Высокий аттик с пятью барельефами венчает центральную часть здания и придает целостность всей архитектурной композиции северного фасада.

Восточный фасад выходит на Фонтанку и выделен в центральной части овальным выступом. Венчает выступ купол с флагштоком. В момент, когда император находился в замке — на флагштоке поднимали царский штандарт. Стена овального выступа служит контуром для знаменитого овального кабинета на втором этаже замка.

Западный фасад является церковным и выглядит наиболее нарядно. В его выступающем далеко вперед полукруглом ризалите находится дворцовая церковь Архангела Михаила, в честь которого был назван замок.

Центральный ризалит завершается радиусом купола с остроконечным шпилем, увенчанным мальтийским крестом. Стены украшены лепным карнизом. К северу от ризалита находятся Рождественские ворота, ведущие в небольшой дворик, из которого можно пройти в императорские апартаменты.

Разные архитектурные решения фасадов объединяет в целостный облик единая окраска стен здания. С необычным и неожиданным цветом стен связана, разумеется, и необычная легенда.

Фаворитка осталась без перчатки, ибо она оказалась у архитектора В. Бренна. Царь изумился нежному персиковому цвету этого дамского аксессуара и принес его архитектору в качестве образца цвета для дворцовых стен.

Архитектурный облик здания уникален и не характерен для внешнего вида дворцов и особняков Санкт-Петербурга. Это единственный дворец в стране, построенный в стиле романтического классицизма.

Его образ стал символом периода правления императора Павла I — чудного правителя, такого же неоднозначного, как и его своеобразное детище.

Композиция ансамбля

Красивый замок в Санкт-Петербурге был задуман в стиле классицизм. Планировка его традиционна для городской усадьбы того времени. Высокая ограда отделяет от улицы Парадный двор, который с трех сторон окружают постройки. Это служебные флигеля. Они находятся с восточной и западной сторон. В центре главный корпус. Таким образом, у ансамбля композиционный центр читается сразу.

В целом дворец имеет строго выверенные пропорции. Украшением главного фасада является трехчастная композиция, состоящая из центрального портика над парадным входом и симметрично расположенных по обеим сторонам от него крыльев. Если смотреть с Михайловской улицы, хорошо видна колоннада центрального портика и лестница. По бокам величественные фигуры львов. Фасады украшены рельефными композициями. Над ними работали такие скульпторы 18 века, как Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов.

По задумке архитектора, противоположный (северный) фасад здания хорошо можно было разглядеть с Марсова поля. Строгая симметрия, которая была присуща дворцу изначально, сегодня нарушена. В 20 веке дворец перестраивался, точнее, переделывался флигель с восточной стороны.

Если посмотреть на изначальный план сооружения, можно заметить, что все здание вписывается в квадрат. С улицы увидеть это трудно, поскольку главный корпус выше боковых пристроек.

Внутри строения есть восьмиугольный двор. Такая планировка продиктована главенствующим в те времена стилем классицизм, который, в свою очередь, за образец брал решения зодчих античности.

Все интерьеры дворца были украшены по эскизам архитектора Росси. Убранство выглядело роскошно, и уже тогда велись разговоры о том, что хоромы великого князя будут помпезнее, чем украшения жилища Николая I, будущего императора. Тем не менее эскизы были утверждены Александром I, и изменить что-либо было уже нельзя.

Убийство Павла

Павел Первый связывал с новым замком мечты всей своей будущей жизни. Он мечтал там жить со своей семьей, проводить императорские мероприятия, принимать гостей, осуществлять церемонии мальтийского ордена, празднества и прочее. Увы, эти мечты не сбылись, хотя начало было более чем торжественным.

Император совершил почти триумфальное перемещение к новому местожительству первого февраля 1801 года. Данное мероприятие сопровождалось небывалой помпезностью и ритуальностью. Императорская семья, окруженная свитой, прошла пешком от Дворцовой площади к новому дворцу. Семейное шествие правящих Романовых сопровождалось пушечными залпами и звуками военных оркестров. Гвардейцы стояли вдоль всего маршрута передвижения.

Несмотря на то, что отделочные работы Михайловского замка не были закончены, не просохла до конца штукатурка, пахло сыростью, всюду был холод и неуют, Павла это не смущало – ведь он переехал, как он считал, в неприступную крепость. Он был счастлив. Уже на следующий день Михайловский замок встречал гостей, прибывающих на бал-маскарад, устроенный по поводу императорского новоселья. Чуть больше месяца удалось Павлу насладиться жизнью в замке своей мечты.

Всего месяц суждено было прожить Павлу Первому в замке своей мечты

10 марта проходил один из музыкальных концертов, которые так любил устраивать император, а уже следующая ночь стала последней в жизни Павла. Случилось все после полуночи. Несколько гвардейцев-заговорщиков, ворвавшись в императорскую спальню, стали требовать отказа Павла от престола. Встретив сопротивление, заговорщики избили Павла, а затем удушили шарфом. Хотя смерть могла быть вызвана и ударом золотой табакерки Н.Зубова в императорский висок, полученным во время потасовки (та табакерка хранится сегодня в коллекции Эрмитажа).

Сцена убийства Павла Первого (гравюра)

Официально было объявлено о кончине императора в результате внезапного апоплексического удара. А чтобы показать умершего войскам и народу, лицо Павла загримировали. В гробу даже загримированное лицо частично было закрыто шляпой, надвинутой на лоб.

Столовая зала Михайловского замка, где прошел последний ужин императора

Надо отметить, что нестабильность политического курса императора вызывала недовольство в дворянском и военном окружении Павла. Прибавив к этому негативные личностные черты его характера: подозрительность, неуравновешенность, нелогичность и жестокость — становятся понятны причины заговора. Количество заговорщиков, среди которых был и генерал-губернатор города, составляло от 200 до 300 человек. В саму же спальню ночью 11 марта вошло порядка десяти человек.

Самый мистический замок Петербурга хранит тайну смерти Павла

Убийство Павла, запланированное или случайное, было жестоким и безжалостным. Но исторически устранение императора от власти было оправдано и благотворно отразилось на настроении в обществе. Похоронен Павел Первый, как и все императоры, в Петропавловском соборе.

Всего 40 дней прожил Павел во дворце своей мечты (опять мистическая цифра), пробыв у власти в течение четырех лет, четырех месяцев и четырех дней! Насильственная смерть императора создала вокруг замка ареол мистической тайны, и породила истории о призраке убиенного императора, который светился в окнах спальни, стонал, играл на своем любимом музыкальном инструменте.

Призрак Павла Первого не может покинуть Михайловский замок

Печальная судьба убиенного императора нашла широкий отклик в отечественной литературе. В «Приведении в Инженерном замке» Н.Лескова, «Павле Первом» Мережковского, «Заговоре» М.Алданова, «Михайловском замке» О.Форш и многих других произведениях затрагивается трагическая судьба правнука Петра Первого.

Семья императора, сразу же после его кончины переехала опять в Зимний дворец. Детище Павла — Михайловский замок был оставлен на несколько лет.

Историческая справка

Михайловский замок находится в самом сердце Петербурга. Своим Величественным и несколько причудливым видом дворец рождает в памяти внешний облик строений из средневековой Европы. Являясь символом периода правления Павла I, дворец был сооружен в 1797-1801 годах под руководством В. Баженова, а также В. Бренна на том месте, где ранее располагался Летний дворец , который был разобран в следствии приказа Павла I сразу после того, как умерла Екатерина II — его мать. Что особенно поражает в истории этого дворца, так это то, что построен он был всего лишь за четыре года! Благодаря этому его можно причислить к единственному в нашей стране зданию, которое было построено в романтическом стиле классицизма.

Павел I в первую очередь очень хотел, чтобы его собственный дворец построили именно так, чтобы он чувствовал себя там в полной безопасности от всевозможных недоброжелателей и врагов. В результате получился великолепный дворец, который со всех его сторон окружала вода. Но, как известно, даже эти меры не дали императору полного покоя, ведь 1 февраля 1801 года государь Павел со своей семьей переехал в новый дворец, чтобы уберечь свою жизнь от преднамеренных угроз в его адрес. Но уже в ночь с 11 на 12 марта он все же был убит в своем замке, несмотря на все предостережения и меры безопасности.

После смерти императора никто из царской семьи не желал жить в Михайловском замке. Помещение использовалось различными учреждениями, а через двадцать лет было отдано во владение Главного Инженерного училища.

В начале 1823 года замок переименовали, он стал называться Инженерным. А чтобы можно было приспособить замок под нужды учебного заведения, необходимо было осуществить новую планировку всех помещений. Так, началось все с того, что в самых больших залах Инженерного замка начали расставлять всевозможные перегородки, а также определенные дополнительные проходы. Лепку с позолотой забелили, а в некоторых местах даже и вовсе уничтожили и покрывали большим слоем штукатурки.

Саму же Территорию вокруг дворца изменили до неузнаваемости, а каналы засыпали.

С 1917 года Михайловский, или как его еще тогда называли Инженерный, замок был занят различными советскими учреждениями. В период войны в Михайловский замок, а именно в восточную его часть, попала огромная авиабомба, в результате чего подверглась полной разрухе Парадная столовая, а также сильно пострадала крыша.

Когда в 1991 году состоялась передача Михайловского замка непосредственно Русскому музею, дворец был детально и тщательно отреставрирован, в следствии чего ансамбль Михайловского замка обрел свой первоначальный вид.

В ходе реконструкционной работы открылись части инженерно-фортификационных сооружений, находящихся вокруг самого дворца, а также фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста.

В 2003 году двор замка, который тоже уже стал музеем, украсил памятник Павлу I.

Новый этап в истории

Для размещения масштабных экспозиций были не только перестроены многие внутренние помещения, но и спроектирован еще один корпус с фасадом, выходящим на канал Грибоедова. Этим занимался архитектор Л. Бенуа, а строительство корпуса завершилось уже после окончания Первой мировой войны. Хотя открытие музея состоялось раньше – в марте 1898-го.

В коллекцию Русского музея вошли экспонаты из залов Зимнего дворца, Эрмитажа и частных хранилищ княгини М. К. Тенишевой, князя А. Б. Лобанова-Ростовского и других.

С этого времени Михайловский дворец превратился в крупнейший музей национального искусства. Его организаторами были известные архитекторы, художники, искусствоведы, этнографы и историки. Уже в первые годы после открытия экспозиции располагались в 37 залах. Первоначально, наряду с художественными выставками, существовал отдел, посвященный императору Александру III, и этнографический отдел, просуществовавший в Михайловском дворце до 1934 года.

Михайловский дворец и великая княгиня

Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века

По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности. 

Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.

Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.

Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.

Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.

Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».

К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.

История

Проектирование Михайловского замка началось задолго до его реального строительства — еще будучи великим князем и только мечтая о престоле, Павел I создал десятки вариантов своей будущей резиденции. Но в то время его шансы на престол были невелики. Когда же в результате переворота он все-таки занял трон, указ о возведении дворца был издан в первый же месяц правления.

Портрет императора Павла 1 — основателя Михайловского замка (18 век)

Согласно давней легенде место для резиденции было выбрано ввиду того, что именно здесь караульному солдату привиделся святой Михаил. Не исключено, что в честь этого события в нише у моста установлена небольшая фигурка солдата. Однако многие историки считают, что этот миф был создан самим царем, чтобы оправдать авральное строительство нового дворцового комплекса. Более того, для его возведения была разобрана другая царская резиденция — Летний дворец императрицы Екатерины II, матери Павла и его извечной соперницы.

Новая резиденция строилась на месте Летнего дворца Екатерины 2 (картина Михаила Махаева, 1756 год)

Строительные работы стартовали в начале весны 1797 года, а в 1801 году император с семьей уже заселился в новые покои. Возведение Михайловского замка велось круглосуточно и потребовало участия до 6 000 рабочих в каждую смену. Автором проекта стал уже известный в то время зодчий Василий Баженов (он же строил и усадьбу Царицыно). Но сами работы велись под началом другого архитектора — Винченцо Бренна, который спроектировал также отделку интерьеров.

Гравюра «Вид Михайловского замка» (1801 год)

К сожалению, император, столь долго мечтавший о собственном дворце, успел прожить в нем лишь 40 дней — в начале весны 1801 года он был убит заговорщиками, ворвавшимися ночью прямо в спальню. Из-за этого убийства и ввиду противоречивой, неоднозначно воспринимаемой фигуры Павла I, замок приобрел плохую репутацию. Долгое время он был заброшен, и более того, часть материалов оттуда взяли на другие государственные нужды.

На картине изображено убийство императора Павла 1 в Михайловском замке (19 век)

Лишь в 1819 году дворец обрел второе рождение — в нем открыли Главное инженерное училище. Вместе с назначением частично изменился и внешний вид здания, а также его убранство: были закопаны рвы и убраны подъемные мосты, закрашены росписи на стенах, дворцовые залы превратились в учебные классы. Название «Инженерный» также появилось именно в те времена.

С 1819 года в замке функционировало Главное инженерное училище (картина 1850 годов, Иосиф Шарлемань)

Во Вторую мировую войну в Михайловском (Инженерном) замке некоторое время располагался госпиталь, а после эту территорию снова заняло Ленинградское инженерное училище и военно–морская библиотека. В 1990-х годах часть здания была передана Русскому музею, прошла реставрация с восстановлением интерьеров, реконструированы сохранившиеся под землей фрагменты мостов. Сегодня в дворцовых залах есть постоянная экспозиция и регулярно проходят выставки, а в замковом храме иногда ведутся службы.

В годы Второй мировой войны в стенах замка располагался госпиталь

Интересно: Павел I построил свою резиденцию в виде крепости с многочисленными тайными ходами и подземельями. Согласно легенде в одном из тайников скрыт ларец с сокровищами Мальтийского ордена, в части, со Святым Граалем. У этого мифа есть основание: император действительно был Великим магистром и хранителем ценностей ордена.

История Михайловского дворца в Санкт-Петербурге

Строительство и отделка этого сооружения завершились только в 1825 году, и после его освящения туда прибыл великий князь Михаил с семьей. Дворец сразу же стал центром светской жизни столицы – великолепные интерьеры как нельзя лучше подходили для пышных балов и приемов.

После смерти Михаила Павловича хозяйкой дворца стала его жена Елена Павловна. Она, несмотря на то что была принцессой Вюртембергской, не только отличалась либеральными взглядами, но и заботилась о развитии русской культуры и искусства. С этого времени дворец стал культурным центром столицы, в котором проходили поэтические вечера и встречи писателей и ученых.

Когда Елена Павловна скончалась, Михайловский дворец в Санкт-Петербурге перешел к ее детям и внукам, но они были немецкими подданными, и Александр III решил выкупить творение великого Росси. Это уже осуществил Николай II, и по его же указу в 1895 году в Михайловском дворце был организован Русский музей.

Как добраться до Русского музея

Добраться до Михайловского дворца

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4.
  • Метро: «Гостиный двор», «Невский проспект»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Корпуса Бенуа

  • Адрес: Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2.
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Строгановского дворца

  • Адрес: Санкт-Петербург, Невский просп., 17
  • Метро: «Невский проспект»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Михайловского замка

  • Адрес: Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до павильонов Михайловского замка

  • Восточный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 10
  • Западный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 8
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22
  • Трамвай: № 3

Добраться до Летнего сада и Летнего дворца Петра I

  • Адрес: Санкт-Петербург, Летний сад, Литер А
  • Ближайшие станции метро: «Невский проспект», «Гостиный двор», «Чернышевская»
  • Автобусы: № 46, № 49, К-76, К-212
  • Трамвай: № 3

Добраться до Михайловского сада

  • Адрес: Санкт-Петербург, Михайловский сад
  • Метро: «Невский проспект», «Гостиный двор»
  • Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212
  • Троллейбусы: № 5, № 22

От станции метро «Невский проспект» — 670 м. Из станции 2 выхода: на Михайловскую улицу и Невский проспект. Выйти на Михайловскую улицу, идти по ней до Михайловского сквера с памятником А. С. Пушкину. На пересечении с Итальянской улицей можно повернуть направо или налево. Если повернуть направо, следует идти прямо по Итальянской улице до Садовой улицы. По ходу: по левую руку будет — Площадь Искусств в памятником вышеназванного поэта в центре, а по правую — Большой зал Филармонии имени Шостаковича, далее Театр Музыкальной комедии. Следовать прямо до Садовой улицы. На перекрестке повернуть налево и идти прямо по Садовой до пересечения с Инженерной улицей, повернуть налево. Стоит следовать дальше вдоль здания Российского этнографического музея, за ним начнётся Михайловский сад, а в его глубине — Михайловский дворец.

Из станции метро «Невский проспект» выйти на Михайловскую улицу, идти прямо по ней до Михайловского сквера с памятником А. С. Пушкину, на пересечении с Итальянской улицей повернуть налево, то нужно выйти на набережную канала Грибоедова. Следовать прямо по набережной, пройти мимо Михайловского Театра, идти прямо, следующая улица будет Инженерная, повернуть направо, по правую руку останется Михайловский Театр, по левую руку появится Корпус Бенуа, пройдя вдоль него, сразу за ним будет Михайловский дворец.

Из станции метро «Невский проспект» выйти на Невский проспект, следует повернуть направо, затем сразу можно выйти на набережную канала Грибоедова. Нужно идти прямо в сторону Спаса-на-Крови, пересечь Итальянскую улицу, пройти мимо Михайловского Театра, идти прямо до следующей улицы, которая будет Инженерной, повернуть направо. По правую руку останется Михайловский Театр, по левую руку появится Корпус Бенуа, нужно пройти вдоль него и сразу за ним окажется Михайловский дворец.

От станции метро «Гостиный Двор» — 730 м. Выход на Невский проспект, перейти его через подземный переход, выйти на Садовую улицу, следовать всё время прямо по Садовой улице, пересечь Итальянскую улицу, снова идти прямо по Садовой до Инженерной улицы, повернуть налево, пройти вдоль здания Российского этнографического музея, за ним начнётся Михайловский сад, а в его глубине — Михайловский дворец.

Наземный транспорт: автобусы: 3, 22, 27, 49, К-212; троллейбусы: 5 и 22. Остановки «Площадь Искусств», «Инженерная улица», «Садовый мост»

Важно знать при посещении

  • На экспозиции в комплексе Русского музея разрешена фото- и видеосъемка без вспышки и вспомогательных средств.
  • На временных выставках в Русском музее разрешена фото- и видеосъемка мобильными устройствами.

Проект Карла Росси

Решение о строительстве дворца Павел I принял вскоре после рождения своего четвертого сына — Михаила. Задумка требовала немалых денег, поэтому была отложена – при жизни этого императора дворец даже не начали проектировать.

Но после дворцового переворота и убийства Павла взошедший на престол Александр I посчитал необходимым выполнить волю отца. В 1817 году он поручил заняться строительством уже известному в то время архитектору Карлу Росси, который и спроектировал Михайловский дворец в Санкт-Петербурге.

В качестве места для будущей резиденции великого князя был выбран удачно сохранившийся еще с петровских времен пустырь в самом центре города. Росси отнесся к поручению императора ответственно и не только создал проект дворцового комплекса, но и спланировал две новые улицы (Михайловскую и Инженерную), а также дворцовую площадь, известную сегодня как площадь Искусств. А со стороны Марсова поля было решено разбить Михайловский сад.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector