Историко-культурный комплекс «линия сталина» в беларуси

Музей «Линия Сталина» в Псковской области

Линия Сталина есть не только в Беларуси, но и в Российской Федерации, в Псковской области. Этот мемориал несколько меньше, нежели в Белоруссии, но имеет такую же насыщенную историю. Музей «Линия Сталина» в городе Острове Псковской области был открыт в 2009 году. Комплекс разместился на территории в 18,5 гектаров. Вниманию посетителей музея представлены ДОТы 1930-х годов, землянки, также работниками музея и добровольцами были воссозданы окопы, противотанковые и противопехотные заграждения, ходы-сообщения. На карте Линия Сталина в Псковской области находится в 5 километрах от с. Захаркино, в районе деревни Холматка.

Посетители музея отмечают, что здесь работают опытные и грамотные экскурсоводы, которые детально рассказывают о военных событиях на данной территории, подробно отвечают на многочисленные вопросы туристов.

«Линия Сталина» — превосходное место для семейного отдыха

«Линия Сталина» считается не только историко-культурным комплексом под мирным небом, но и превосходным местом для семейного отдыха. На территории данного комплекса имеется озеро, где предлагается прокатиться на лодках, катамаранах или водных мотоциклах.

Также в ресторане под названием «Крестьянское подворье» предлагают отведать как блюда национальной кухни, так и настоящую «солдатскую кашу».

И взрослым, и детям здесь предоставлена возможность познать свои силы в тире, а самым смелым — испытать подлинное оружие времён войны.

«Линия Сталина» — не единственный необычный музей Минска. Советуем Вам побывать на экскурсии в музее миниатюр достопримечательностей Беларуси «Страна Мини» — такими архитектурные памятники нашей страны Вы еще не видели! Кроме того, в Минске расположено множество других неповторимых музеев:

  • Музей истории медицины,
  • Музей трамвая, который, к слову, и сам расположен внутри вагона трамвая,
  • Музей карет,
  • Центр океанографии «Открытый океан» и другие.

Линия Сталина

Линия Мажино растянулась на 400 километров и полностью перекрывала всю границу с Третьим Рейхом. Однако западная граница СССР в 1928 году растянулась аж на 2 000 км и сплошную зону укреплений строить было бы чересчур накладно.

Поэтому советское правительство создало проект, по которому границу прикрывали укрепленные районы или сокращенно – УР. Общее количество УР составляло 13 штук.

Их размещали на стратегически важных направления и собой они прикрывали примерно 100 – 150 км в ширину и до 20 км в глубину. Предполагалось, что защита важных транспортных и промышленных центров позволит сковать действия вторгшейся армии. Весь проект носил неофициальное название – Линия Сталина.

Все укрепрайоны состояли из сети блиндажей, окопов, бункеров и огневых точек. Там имелись места для установки подвижной и стационарной артиллерии. В каждом бункере предусматривался свой арсенал и склады с провизией и медикаментами.


Строение подземных сооружений Линии Мажино

Однако оснащение линии Сталина продвигалось неважно. Советская промышленность и так работала на пределе возможностей

Поэтому зачастую использовалось устаревшее вооружение. Как пример, большая часть башен с танком МС-1 была отправлена на линию Сталина в качестве средств огневой поддержки. Ситуацию не облегчал и принятый в 1938 году акт о постройке дополнительных УР.

Карельский УР

Карельский
укрепрайон был сооружён на Карельском перешейке, на тогдашней границе с
Финляндией. Ширина по фронту – около 80 км, имелось 196 сооружений. С июля 1941 –
размещалось 8 пулемётно-артиллерийских батальонов.

3 сентября 1941 подошедшие к
укрепрайону финские войска произвели артиллерийский обстрел нескольких
сооружений укрепрайона.

В конце марта 1942 года финны предприняли
попытку уничтожить один ДОТ укрепрайона (в 700 м впереди основной линии
укреплений). В итоге погибло 6 красноармейцев. На этом активные боевые действия
в укрепрайоне прекратились.

К январю 1942
года в укрепрайоне было построено ещё 129 сооружений. К октябрю 1942 количество
пулемётно-артиллерийских батальонов в укрепрайоне было доведено до 13 (общая
численность личного состава – более 11 тысяч человек). На вооружении
укрепрайона было: 152-мм орудий – 2, 76-мм орудий – 156, 45-мм орудий – 84, 120
минометов, 704 станковых пулемётов, 350 ручных пулемётов, 141 противотанковых
ружей. Кроме того, на Карельском перешейке располагались ещё три дивизии (23-й
армии). За укрепрайоном были сооружены ещё три линии обороны (213 сооружений).

Итоговый обзор боевого применения укрепрайонов
«линии Сталина»:

Экспозиция

Сооружение можно назвать музеем военной истории. На его территории расположены долговременные огневые точки укрепрайона Минска. Специалисты до мельчайших деталей воссоздали один из ротных участков.

Схема комплекса, Линия Сталина

Экспозиция минского комплекса «Линия Сталина» включает несколько участков. Вот основные из них:

  • Артиллерийский полукапонир. Здесь представлен полукапонир № 134, предназначенный для ведения флангового огня, артиллерийский дворик и два боевых каземата с подсобными помещениями.
  • Позиции полевого заполнения. Эта часть экспозиции знакомит посетителей с различными типами противотанковых заграждений, окопами и стрелковыми позициями. Здесь можно увидеть пушку ЗИС-3 и зенитную пушку 61-К.
  • Бронеколпаки. На территории находятся польский и несколько немецких бронеколпаков, а также противотанковая огневая точка ПТОТ № 69.
  • Площадка боевой техники. Советские реактивные системы залпового огня, противотанковые орудия и самоходные установки, тяжелые и основные танки, бронетранспортеры — все это и многое другое представлено на обозрение на специальной площадке музея.

Экспозиция под открытым небом:

  • На площадке авиации собрана проверенная в боях техника — штурмовик Су-25, бомбардировщики Су-17 М и МиГ-25РБ, вертолеты Ми-8Т и Ми-24П.
  • Площадка ПВО предлагает ознакомиться с различными орудиями: зенитно-ракетными комплексами, баллистическими ракетами, автомобильной техникой времен СССР и пр.
  • Площадка инженерной техники включает экспонаты, которые использовались для прокладки дорог, сооружения мостов и другой инфраструктуры. Это гусеничные путепрокладчики, котлованные машины, мостоукладчики, траншейные машины.

Подробное описание экспозиции и полный перечень экспонатов можно найти на официальном сайте комплекса «Линия Сталина».

Экспозиция «Линии Сталина» на официальном сайте

1 из 4

Фото: albygan

Цены на Линии Сталина

Цены обновлены: 19 июля 2021г.

  • Посещение комплекса (весь день):
    — взрослый – 15 руб.
    — детский – 7 руб.
    — дети до 6 лет (включительно) — бесплатно
    — в дни проведения массовых мероприятий стоимость может поменяться.
  • Стоянка легкового автомобиля, микроавтобуса (весь день): 3 руб.
  • Стоянка автобуса (весь день): 4 руб.
  • Стоимость услуг экскурсовода:
    — для взрослых (до 20 человек) – 28 руб.
    — для детей (до 20 человек) – 25 руб.
    * Экскурсия длится 1 час
    * Уважаемые посетители «Линии Сталина», экскурсии заказываются заранее по телефонам: +375 (17) 512-12-33, +375 (44) 716-34-59, +375 (44) 716-34-69
  • Стрельба из пушки с поражением танка противника:
    — цена 1 выстрела – 25 руб.
  • Стрельба из 37-мм зенитного орудия:
    — цена 10 выстрелов – 30 руб.
  • Стрельба из немецкой 20-мм зенитки Solothurn ST5:
    — цена 5 выстрелов – 15 руб.
  • Стрельба из пулемета Максим:
    — цена 3 очереди по 5 выстрелов – 10 руб.
  • Стрельба из охолощенного оружия:
    — цена 1 выстрела – 5 руб.: автомат АК-47, автомат АК-74, револьвер системы Наган, винтовка Мосина, карабин СКС-45
    — цена 1 выстрела – 10 руб.: пистолет-пулемет МР-38
    — цена 1 выстрела – 20 руб.: пулемет ДШК
  • Стрельба из пневматики:
    — группа 1-6 чел., до 1 часа – 30 руб.
  • Катание на бронетехнике, 15 минут, дистанция 1750 метров, до 10 человек, приведенная сумма делится на всех:
    — на ПТ-76 – 250 руб.
    — на БМД – 800 руб.
    — на Т-55 – 800 руб.
    — на PzKpfw III – 1000 руб.
    — на Т-44 — 1600 руб.
    — на STUG-III – 2000 руб.
    — на Т-34 — 2000 руб.
    — на СУ-100 – 2000 руб.

Комплекс «Линия Сталина»: история и реконструкция

Строительство оборонительной линии СССР от Карельского перешейка до Черного моря началось еще в 1928 году. Общая ее протяженность составляла 1850 километров. Вдоль линии располагались укрепительные районы с казематами, артиллерийскими позициями, бункерами для пулеметов и противотанковых орудий. Наибольшее число таких сооружений сконцентрировалось в Минском укрепрайоне.

В начале 1940-х годов «Линия Сталина» не была в полной боеготовности, оружия в сооружениях практически не было, все находилось на складах, а строительство было законсервировано. Поэтому в 1941-м году, фортификационная линия не могла полноценно служить в качестве оборонительного пункта при отступлении советских войск.

Интересно, что название «Линия Сталина» не использовалось в СССР. Его активно продвигали в западной, в частности немецкой, прессе и пропаганде после захвата линии немецкими войсками в 1941 году.

Реконструкция комплекса под Минском началась в рамках подготовки к празднованию юбилея Дня Победы. Восстановленная по архивным фотографиям и документам, «Линия Сталина» открылась для посетителей в июне 2005 года. Решение о создании такого сооружения было поддержано президентом А. Лукашенко, помощь в строительстве оказывали подразделения инженерных войск ВС Республики Беларусь.

Западный опыт

Для Франции Первая мировая значила гораздо больше, чем Вторая. Это не удивительно: большинство сражений на Западном фронте протекало на территории Республики. Не зря монументов в память о жертвах Первой мировой войны там огромное множество.

Но во Франции помнили слова маршала Фоша, который уверял, что окончание войны в 1918 году – это лишь передышка меж двумя войнами.


Маршал Фердинанд Фош

Поэтому, по инициативе министра обороны Мажино, на границе с Германией начали возводить сплошную стену с многочисленными бункерами и огневыми позициями. Общая стоимость всего проекта составила 3 миллиарда франков. Это создало огромную дыру в бюджете страны и не позволило вести разработку новых средств вооружений.

Когда в 1940 году германская армия начала вторжение во Францию, то немцы не стали штурмовать линию Мажино. Они поступили значительно проще и последовали методу Чингисхана, когда монголы, вторгаясь в Китай, банально обошли Великую стену.

Линия Мажино

Стоит отметить, что линию выстроили только по границе с Германией, а вот граница с Бельгией была не прикрыта. Это стало решающим фактором в захвате Республики.

Немцы двинули армию через Арденны и напали на французов со стороны оккупированной по пути Бельгии. Нацисты, кстати, прорвали и саму линию укреплений. В этом очень сильно помогала пикирующая бомбардировочная авиация, которая способна наносить точечные удары с воздуха.

Для обороны или для наступления?

В вызвавшей некогда большой резонанс книге Резуна-Суворова «Ледокол» и её продолжениях Линии Сталина и Линии Молотова было уделено много места. Автор развил целую теорию об их назначении и планируемом использовании. Как и остальные идеи автора, эти не выдерживали критики и не заслуживали особого внимания, но, перефразируя фразу из популярного фильма: «Поиск он вел в правильном направлении».

Эти линии строились в разные периоды развития военного дела, хоть и разделяет их лишь несколько лет. На рубеже 30-х годов, в СССР рассматривали укрепленные районы на границе, как средство отражения первого удара потенциального противника. В случае возникновения угрозы нападения, гарнизоны укрепрайонов и полевые войска, предназначенные для их наполнения, отмобилизовывались (желательно скрытно), и должны были вступить в бой с противником, перешедшим границу. Задачей укрепрайонов было выиграть время, необходимое для мобилизации основной части вооруженных сил. А дальше, как говорится, по обстановке.

В укрепленных районах планировалось иметь постоянные гарнизоны, которые в опасный период преполагалось усилить. Кроме этого были заранее созданные полевые войска, которые должны были действовать в этих укрепрайонах. В 20-30-е годы шла очень большая теоретическая работа, о чем хорошо рассказано в книге Валентина Рунова «Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой». Согласно существовавшим тогда в мире взглядам, укрепленные районы, состоявшие из долговременных укреплений, занятых постоянными гарнизонами, должны были служить лишь костяком обороны. На этот костяк должны были опираться полевые войска. При этом в таких странах как Франция и СССР часть полевых войск для наполнения УРов формировалась сразу же, и отличалась от обычных общевойсковых соединений. Французские дивизии крепостной пехоты (Division d’Infanterie de Forteresse), вместо обычных стрелковых подразделений имели пулеметные. В Красной Армии, согласно «Плану развития и реорганизации РККА на 1938-1942 гг.» имелись стрелковые дивизии укрепрайонов, которые отличались от обычных наличием дополнительного пулеметного батальона в каждом полку.

Однако, уже в конце 30-х взгляды советского руководства на начальный период войны существенно изменились. Теперь все планы на будущую войну предусматривали нанесение упреждающего удара по сосредоточенной у наших границ группировке противника. Что и было отражено во всех предвоенных документах. Однако, могла сложиться ситуация, когда упреждающий удар запоздает и враг начнет первым. На этот случай и существовали планы прикрытия госграницы, основную роль в которых должны были сыграть укрепленные районы. Они должны были принять на себя удар, сдержать противника и дать возможность советским войскам развернуться и действовать по своему плану.

Именно поэтому Линия Молотова, в первую очередь должна была прикрывать наиболее уязвимые участки границы. Для Линии Сталина задача ставилась полностью прикрыть границу «от моря и до моря».

Линия Сталина: цена билета

Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт

Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят

На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.

Въезд на территорию платный

Большая парковка

Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно

Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)

Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру

А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!

Катание на танке недешевое удовольствие!

Все хотят покататься на танке

Видео: катание на танке на Линии Сталина

 В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию

Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.

Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой,  выставочная часть с военной техникой.

План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина

Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.

Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.

Сперва осматриваем вертолеты-самолеты

Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков

Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений

Осматриваем технику ПВО

Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.

Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль

Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.

Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.

А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.

Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.

Программа тура

1 день: Москва – Минск – Линия Сталина – Минск

Прибытие в Минск. Завтрак. Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по Минску – столице Республики Беларусь.Троицкое предместье – исторический центр старого города со старинными, будто игрушечными домиками XVIII-XIX веков, Верхний город с Ратушей и кафедральным собором Святого Духа. Живописные изогнутые улочки, уютные кафе, дома ремесленников, галереи художников. Костел Св.Девы Марии, торговые ряды, древняя Немига. Остров скорби и слез в излучине реки Свислочь и мемориальный комплекс «Сынам Отечества». Динамичный современный облик Минска. Уникальная знаковая архитектура главной улицы — памятника градостроительного искусства XX века — проспекта Победителей. Площадь Победы и Национальная библиотека, включенные в список наиболее выдающихся архитектурных строений современности.

Расселение в гостинице. Обед. Экскурсия по историко-культурному комплексу «Линия Сталина», который представляет собой военно-исторический музей под открытым небом. В музее собрана наиболее полная в Беларуси экспозиция всей, стоявшей на вооружении в различные годы, начиная со времен войны, военной техники, артиллерии, танков, авиации, стрелкового оружия. А также представлена уникальная экспозиция российских, польских и немецких бронеколпаков, сохранившихся еще с первой мировой войны. Дети и подростки смогут стать «Ворошиловскими стрелками» в пневматическом тире, а взрослые испытать настоящее оружие времен Великой Отечественной войны.

Возвращение в Минск. Свободное время. Посещение торгово-развлекательного комплекса «Столица». Прогулка по вечернему Минску. Ночлег в гостинице.

2 день: Минск – Мир – Несвиж – Минск – Москва

Завтрак. Выезд в Мир, Несвиж. Экскурсия в Мирский замок – памятник оборонного зодчества Беларуси (XVI в.), внесенный в каталог мирового культурно-исторического наследия ЮНЕСКО, выдающееся произведение белорусского зодчества. Взору откроется богатый дворец эпохи средневековья, своей монументальностью и неприступностью олицетворяющий силу и неограниченную власть феодала. 29 экспозиционных залов, в том числе «Сени», «Столовая изба», «Портретный зал», «Гостиная», «Винные погреба», «Оружейная палата», «Бибилиотека» помогут познакомиться с историей всех владельцев замка, бытом и культурой Великого Княжества Литовского. Спасская часовня – усыпальница князей Святополк-Мирских, Замковая башня.

Переезд в Несвиж. Обед в ресторане.

Несвиж – один из самых значимых в истории Великого Княжества Литовского город, увенчанный коронованным орлом Радзивиллов, самых могущественных магнатов княжества. Несвижский дворцово-парковый комплекс, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, с разноплановой архитектурой и крупнейшим ландшафтным парком. Осмотр дворцово-замкового ансамбля, построенного по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони, того самого, который участвовал в строительстве и реконструкции знаменитого собора Петра и Павла в Риме. Экскурсия по залам замка: Большому столовому, Малому столовому, Бальному. Система оборонительных сооружений, превращавших дворец в неприступную крепость, считавшуюся одной из самых совершенных крепостей Европы. Несвижский парк, каждый уголок которого наполнен таинственными легендами и мифами. Фарный костел (XVI в.), первый в Восточной Европе памятник в стиле барокко, усыпальница князей Радзивиллов. Возращение в Минск. Отъезд домой.

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

4. Экскурсионное обслуживание с проведением мастер-класса по сборке-разборке оружия

После экскурсии по исторической части комплекса или экскурсии в Павильоны ходовой техники и экспозиции «Наш бронепоезд», знакомство с образцами знаменитого оружия с мастер-классом по сборке-разборке автомата Калашникова.

Стоимость экскурсионного обслуживания:

— для группы взрослых или детей (группа до 20 человек) – 35,0 бел. рублей.

На посещение комплекса с экскурсионным обслуживанием и осмотром всех экспозиций рекомендуем запланировать 3 часа.

Для более удобного осмотра экспозиций предлагаем воспользоваться бесплатным аудиогидом

Дополнительная информация и заказ экскурсионного обслуживания по телефонам:

При наличии свободных экскурсоводов можно заказать экскурсию непосредственно по приезду в ИКК «Линия Сталина» в экскурсионном отделе.

Источник

«Объём работ был колоссальным»

Как отметил в беседе с RT доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Дмитрий Суржик, появление Управления оборонительного строительства было продиктовано необходимостью форсировать решение вопросов, связанных с инженерным оборудованием западных рубежей СССР. По его мнению, в Москве осознавали неизбежность крупномасштабной войны.

«Учитывая протяжённость границ СССР и опасность вторжения со стороны Германии и её союзников, объём работ для нашей страны был просто колоссальным. Требовалось огромное количество стройматериалов, оборудования и вооружений. Естественно, всё это стоило чрезвычайно дорого и требовало невероятных усилий», — пояснил Суржик.

  • Схема расположения укрепрайонов, построенных в 1928—1939 годах

По словам эксперта, перед Советским Союзом стояла намного более масштабная задача по укреплению рубежей, чем перед Францией, построившей ранее линию Мажино, Германией — с линией Зигфрида и Финляндией — с линией Маннергейма.

Как отметил Суржик, фортификации на западной границе СССР создавались с учётом общемирового опыта. В частности, советские инженеры старались возводить протяжённые укреплённые линии таким образом, чтобы это не были изолированные сооружения.

Также по теме


От пулемётов — к пушкам: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии

9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате…

Новые инженерные системы с широким применением железобетонных конструкций строились с целью интеграции в гражданскую и военную инфраструктуру региона размещения. Подобный подход позволял более эффективно решать вопросы обеспечения продовольствием, водой, боеприпасами, вооружением и личным составом.

Ключевую роль в линиях обороны нового типа, именовавшихся «линией Сталина», играли так называемые укреплённые районы (УРы), в которых размещались долговременные огневые точки (ДОТы) с артиллерийскими орудиями и пулемётами, а также капониры и полукапониры (объекты для ведения флангового огня на расстоянии до 7 км).

Чаще всего УРы возводились вблизи крупных городов, где располагались ключевые промышленные предприятия и штабы соединений РККА. В процессе строительства «линии Сталина», в 1928—1939 годы, советские войска возвели более 20 укрепрайонов. Эти сооружения должны были стать первой линией защиты населённых пунктов, сдержать наступление врага. Наибольшее количество УРов было сосредоточено в Киевском особом военном округе.

Как свидетельствуют документы, первая попытка гитлеровцев прорваться к Киеву 13 июля 1941 года закончилась провалом. Наступавшие части 3-го моторизованного корпуса вермахта попали под плотный огонь пулемётов из ДОТов Киевского укрепрайона. Также противник подвергся чувствительным контрударам во фланг и был вынужден перейти к обороне.

Немцам пришлось остановить продвижение к столице УССР для более тщательной подготовки к штурму прилегающих к их позициям объектов «линии Сталина».

  • Последствия немецких обстрелов Киева в 1941 году
  • globallookpress.com

В результате сражение за Киев приняло затяжной характер: в целом эффективно обороняясь, Красная армия периодически переходила в контратаки, деблокировала окружённые врагом ДОТы и даже смогла освободить несколько населённых пунктов.

Успешные оборонительные действия в июле — августе 1941 года позволили подтянуть к городу столь необходимые для продолжения сопротивления резервы.

Ситуация для полумиллионного Киевского гарнизона резко изменилась в середине сентября 1941 года по причине поражений РККА на Юго-Западном фронте. Это позволило гитлеровцам практически полностью окружить столицу Украины. Чтобы не оказаться в котле, защищавшая город 37-я армия была вынуждена отступить на восточный берег Днепра, взорвав за собой мосты.

Комплекс «Линия Сталина»: история и реконструкция

Строительство оборонительной линии СССР от Карельского перешейка до Черного моря началось еще в 1928 году. Общая ее протяженность составляла 1850 километров. Вдоль линии располагались укрепительные районы с казематами, артиллерийскими позициями, бункерами для пулеметов и противотанковых орудий. Наибольшее число таких сооружений сконцентрировалось в Минском укрепрайоне.

В начале 1940-х годов «Линия Сталина» не была в полной боеготовности, оружия в сооружениях практически не было, все находилось на складах, а строительство было законсервировано. Поэтому в 1941-м году, фортификационная линия не могла полноценно служить в качестве оборонительного пункта при отступлении советских войск.

Интересно, что название «Линия Сталина» не использовалось в СССР. Его активно продвигали в западной, в частности немецкой, прессе и пропаганде после захвата линии немецкими войсками в 1941 году.

Реконструкция комплекса под Минском началась в рамках подготовки к празднованию юбилея Дня Победы. Восстановленная по архивным фотографиям и документам, «Линия Сталина» открылась для посетителей в июне 2005 года. Решение о создании такого сооружения было поддержано президентом А. Лукашенко, помощь в строительстве оказывали подразделения инженерных войск ВС Республики Беларусь.

Схемы «Линии Сталина» и исторического комплекса

albygan

Минский УР

Минский
укрепрайон был самым мощным из советских УРов.
Занимая по фронту около 140
км (от истока реки Вилия на
севере до истока реки Неман на юге), прикрывал Минск с северо-запада, запада и
юго-запада. Имел 33 артиллерийских бункеров, 114 сооружений для противотанковых
орудий, 401 пулемётных ДОТов, 32 командных бункеров.

К 25 июня
1941 года Минский УР занимали четыре пулеметно-артиллерийских батальона. 26
июня укрепрайон заняли также 64-я и 108-я стрелковые дивизии и 49-й корпусной
артполк 44-го стрелкового корпуса 13-й армии. За линией укреплений разместилась
161-я стрелковая дивизия. На окраинах Минска располагалась 100-я стрелковая
дивизия.

26 июня между укреплениями северного
сектора Минского УРа беспрепятственно прошла немецкая
7-я танковая дивизия (из 3-й танковой группы Гота).

27 июня через центральный сектор
Минского УРа прорвались 20-я и 12-я танковые дивизии
(той же группы Гота), а через южный сектор Минского УРа
прошла 18-я танковая дивизия (из 2-й танковой группы Гудериана).

28 июня 1941 немецкая 20-я танковая
дивизия взяла Минск. Вечером этого дня советская Ставка Верховного
Главнокомандования издала директиву № 0068 командующему войсками Западного
фронта генералу армии Павлову:

«С целью разгрома подвижной группы
противника в районе Радошковиче, опираясь на Минский укреплённый район, силами 21 и
44 ск 28 и 29.06 нанести удар со стороны Молодечно на Красне, Радошковиче
и со стороны Минска на Ракув, Грудск,
Молодечно и, не допустив её отхода на запад,
уничтожить. Наступательные действия не прекращать и ночью.»

Очевидно,
советское верховное командование в Москве не имело понятия, что Минск уже взят
немцами, а остатки частей 21-го и 44-го корпусов находятся в окружении.

Далее в той
же директиве приказывается силами 47-го стрелкового корпуса «прочно занять и оборонять Слуцкий УР».

Экспозиция

Сооружение можно назвать музеем военной истории. На его территории расположены долговременные огневые точки укрепрайона Минска. Специалисты до мельчайших деталей воссоздали один из ротных участков.

Экспозиция минского комплекса «Линия Сталина» включает несколько участков. Вот основные из них:

  • Артиллерийский полукапонир. Здесь представлен полукапонир № 134, предназначенный для ведения флангового огня, артиллерийский дворик и два боевых каземата с подсобными помещениями.
  • Позиции полевого заполнения. Эта часть экспозиции знакомит посетителей с различными типами противотанковых заграждений, окопами и стрелковыми позициями. Здесь можно увидеть пушку ЗИС-3 и зенитную пушку 61-К.
  • Бронеколпаки. На территории находятся польский и несколько немецких бронеколпаков, а также противотанковая огневая точка ПТОТ № 69.
  • Площадка боевой техники. Советские реактивные системы залпового огня, противотанковые орудия и самоходные установки, тяжелые и основные танки, бронетранспортеры — все это и многое другое представлено на обозрение на специальной площадке музея.

Экспозиция под открытым небом:

  • На площадке авиации собрана проверенная в боях техника — штурмовик Су-25, бомбардировщики Су-17 М и МиГ-25РБ, вертолеты Ми-8Т и Ми-24П.
  • Площадка ПВО предлагает ознакомиться с различными орудиями: зенитно-ракетными комплексами, баллистическими ракетами, автомобильной техникой времен СССР и пр.
  • Площадка инженерной техники включает экспонаты, которые использовались для прокладки дорог, сооружения мостов и другой инфраструктуры. Это гусеничные путепрокладчики, котлованные машины, мостоукладчики, траншейные машины.

Подробное описание экспозиции и полный перечень экспонатов можно найти на официальном сайте комплекса «Линия Сталина».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector