Доломитовый карьер «гралево»: белорусский гранд-каньон

Синька и Зеленка под Гродно

Свои незатейливые названия два карьера-соседа возле Гродно получили, как несложно догадаться, за характерный цвет воды. 

Решение о рекультивации Синьки и Зеленки было принято властями еще в 2009 году, однако, к непосредственной засыпке карьеров приступили всего пару лет назад. Сюда начали свозить грунт с городских строек. Впрочем, чтобы полностью засыпать карьеры, понадобиться не один год — их глубина местами может достигать 30 м.

Весь удар строительного мусора принимает на себя Зеленка. Синьке повезло больше — в рамках программы ЕС здесь даже установили ограждения, чтобы безопасно любоваться карьером с минимальным шансом оказаться внизу. На сегодняшний день это единственный пример «карьера с человеческим лицом», т.е. безопасного и доступного для посещения.

Ограждения на Синьке

Как добраться до Меловых озер в Беларуси

Общественный транспорт к меловым карьерам не ходит, добраться сюда можно только на машине. Если вы едете из Волковыска, нужно выйти на трассу Р-44 и по ней ехать в сторону Красносельского. В поселок сворачивать не надо, развилку с дорогой на него проезжайте прямо. Примерно через 1 км от развилки будет поворот направо в село Карповцы. Нужно ехать по этой дороге до центра села, на перекрестке с другой асфальтированной дорогой повернуть направо, проехать 450 метров и снова повернуть направо. Этот отрезок приведет к карьерам.

Если вы едете из России, можно использовать 2 пути: через южный обход Минска и через северный. Разница между ними составляет всего 10 километров. До столицы Беларуси можно ехать по М-1. При выезде на МКАД-2 предстоит выбрать дорогу: северную (по трассе на Гродно) или южную через Барановичи.

Первый вариант будет немного длиннее. Для этого на МКАД-2 нужно повернуть направо и ехать до города Раков. За ним выйти на трассу М-6 до Гродно и следовать по ней 180 километров до Щучина. Повернуть налево и, проехав через город, следовать по Р-51 примерно 50 километров до поселка Моисеевичи и следующего за ним поворота направо на поселок Юбилейный. Нужно свернуть и, миновав Юбилейный, двигаться на север в сторону леса. Путь выведет к селу Карповцы с восточной окраины — как раз со стороны карьеров.

Второй маршрут предполагает поворот на МКАД-2 налево, а затем выход на М-1 до города Барановичи. Этот населенный пункт можно обойти с северной стороны. За Барановичами будет большая развязка, перед которой надо сразу взять вправо и съехать на Р-2, а через несколько километров повернуть направо на деревню Березовку и перейти, таким образом, на Р-99. По этой трассе надо следовать до Волковыска, а далее придерживаться рекомендаций, данных выше.

Маршруты следования на Меловые озера в Беларуси с выездом из России:

Стоит учитывать, что белорусские правоохранители не только штрафуют непрошеных гостей, но и совместно с представителями предприятия перекапывают некоторые проселочные дороги, ведущие к водоемам. Чтобы не попасть впросак, отдыхавшие на водоемах туристы советуют заезжать через поселок Красносельский и пристраиваться за заводскими БелАЗами, едущими к карьерам за песком и мелом.

Можно отправиться к озерам и на такси. В Волковыске действуют службы «Ника-такси», «7220», «Катри ЧТУП» и другие. Предварительно уточняйте у оператора или водителя, сможет ли компания выполнить ваш заказ, поскольку подъезд к Меловым озерам относится к частной территории цементного завода.

Видео о Меловых озерах в Беларуси:

Панорама Меловых озер в Беларуси:

Источник



Солигорские Мальдивы: история возникновения

Солигорск — один из самых молодых, но уже ставший успешным город Беларуси. Его появление, как и образование всех ключевых достопримечательностей тут, связано с калийными удобрениями. В 1949 было открыто одно из крупнейших соляных месторождений в мире — Старобинское. Понятно, что для обеспечения наиболее эффективной выработки полезного ископаемого было необходимо оперативно обустроить производство. В связи с этим было основано предприятие «Беларуськалий» и город Солигорск.

Быстрая разработка месторождений привела к полному изменению окружающих пейзажей. Солеотвалы (которые по-другому называются «терриконы») создают здесь поистине фантастические пейзажи. Более старые породы уже приобрели темный оттенок, более новые — светлые. А годы и выветривание привели к их полному преображению: порода причудливо растрескалась и стала похожа на неземные горы.

Голубые озера под Солигорском имеют не менее прозаичную историю: они представляют собой всего-навсего технические водоемы, созданные здесь для удовлетворения нужд разработки месторождения. Однако благодаря стечению обстоятельств теперь здесь находятся одни из самых красивых озер в Беларуси. Люди отправляются смотреть на марсианские горы, а заодно и проезжают через небольшую деревеньку Хотиново, чтобы получить незабываемые впечатления и запечатлеть белорусские Мальдивы на фото.

«Белорусские Мальдивы»

В последние годы Меловые озера под Волковыском стали настоящей природной У берегов этих рукотворных водоемов постепенно вырастают кустарники и деревья, а вода приобретает бирюзово-изумрудный оттенок. Несмотря на то что к этому месту не проложены хорошие дороги, люди все чаще приезжают сюда, дабы насладиться чистым воздухом и водой, которые так манят любителей экотуризма. Стоит отметить, что каждое из озер уникально: у вод одного вздымаются обрывистые берега, поросшие молодыми соснами, а другое встречает посетителей пологими спусками. Именно последние стали излюбленным местом отдыха горожан. Конечно, не все водоемы пригодны для купания, хотя это и не помешает отыскать с десяток миловидных озер, где водная гладь сродни самим небесам. Хороши эти воды и для любителей рыбалки, ведь озера богаты карасем, красноперкой, щукой, плотвой, толстолобиком и другими видами рыб. Тем не менее Меловые озера являются совершенно «необузданными», так как считаются техническим объектом, а поэтому не ожидайте встретить там облагороженные пляжи, бары или базы отдыха. Как бы там ни было, неповторимые пейзажи и бирюзовые воды озер постоянно привлекают множество путешественников, да и местных жителей, выехавших на шашлыки.

Меловые карьеры под Климовичами – Белорусская Карелия

Карьеры вблизи деревни Лозовица под Климовичами не могут похвастаться насыщенным цветом — их дно заросло илом и мел, придающий воде лазурный цвет, перестал выделяться в воду. 

Впрочем, это нисколько не умаляет живописности этого уголка. Островки с березами и лесистые берега придают карьерам схожесть с карельскими пейзажами. Да и без емких сравнений место нереально красивое, располагающее к неспешным прогулкам, к тому же не столь посещаемое отдыхающими. Интроверты, вам сюда. 

Мы уверены, что белорусские ландшафты и памятники прекрасны сами по себе, но иногда аналогии все-таки просятся

Как добраться?

Сначала выезжаем из Горок на поезде в 8:37, но едем не в Оршу, а в Кричев! Приезжаем туда в 10:20, а в 10:30 – новый дизель «Кричев-1 – Белынковичи» до остановочного пункта Михеевичи. Там вы будете в 10:43.

А потом – переходите на правую сторону по направлению движениия поезда, идите просто по дороге. На остановке вас встретят, кстати, огромные баки завода «Кричевцементношифер», а по дороге вы пройдете недалеко от проходной. Идите по ней в сторону Кричева и сверните на первом же повороте налево. Не ошибетесь – он там один. Вас встретит грунтовая дорога. Двигайтесь по ней. В какой-то момент увидите действующий карьер. Туда, само собой, заходить нельзя, но так вы поймете, что идете правильно. Затопленный карьер «Каменка» как раз будет с другой стороны (но сразу вы его не увидите, имейте в виду). Очень помогает в поиске приложение maps.me. В отличие от известных на весь мир карт, в этом сервисе карьер и поъезд к нему можно легко найти. Предупреждаем, что дорога в одну сторону (а потом и обратно) – больше четырех километров. Поэтому если есть возможность приехать туда на своем транспорте – смело делайте это.

Обратно (возвращаемся в точку начала путешествия) вас повезет поезд «Белынковичи – Кричев-1», который подберет в 17:24, привезет в Кричев в 17:36, а оттуда до Погодино дизель отправляется в 17:52, а приедет в Горки в 19:38.

На всю дорогу вы потратите меньше 5(!) рублей.

Все цвета калия

Водоем только внешне похож на красивое озеро среди леса с бирюзовой водой. На самом деле это затопленные меловые карьеры, технические водоемы, образовавшиеся после выработки отложений. Как пояснила заместитель председателя Любанского райисполкома Тамара Домашевич, мел отсюда брали очень давно комбинат строительных материалов и блочный для производства силикатных блоков. Много лет назад выработки прекратились, карьеры должны были рекультивировать, но не успели — огромные ямы заполнились грунтовыми водами. Водная гладь передана иностранной фирме, она предлагала инвестиционный проект, но пока ничего не делается. А бирюзовый цвет дает большая концентрация солей калия. И цвет воды может меняться от зеленого до синего в зависимости от погодных условий. Вероятно, эта красота и привлекает заезжих.

Вернусь на минуту в Волковысский район. Из-за большой площади карьеров, принадлежащих ОАО «Красносельскстройматериалы», вокруг них забор не выстроишь. По словам заместителя генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам Геннадия Найдюка, чтобы не допустить к технологическим водоемам посторонних, предприятие установило пре­дупреждающие знаки и щиты, все подъезды перекрыты бетонными блоками. Проводятся спецрейды и патрули, людям постоянно напоминают о том, что отдых здесь небезопасен.

— Карьеры очень глубокие, в некоторых местах до 50 метров, — говорит Геннадий Рышардович. — И дно не зарастает. Предприятием ведется рекультивация, предусматривающая выравнивание и выполаживание берегов. Из-за большой глубины и непредсказуемости ландшафта местные жители на этих карьерах не купаются и не ловят рыбу (!). С отдыхающими было сложно бороться, но нам удалось как-то преломить ситуацию. В последнее время посетителей стало значительно меньше. Приезжают, но в основном для фотосессии и просто посмотреть, хотя и это небезопасно из-за возможных обвалов.

По данным ОСВОД, только за последние годы на карьерах Волковысского района утонули 10 человек. А легко ли спасателям вытащить из такого водоема утопающего?

Итак, под Красносельском запрет введен. И это не только со слов руководства завода, я слышала об этом не единожды от своих знакомых, которых туда не пускали. А что в Любанском районе? Те же меры, о которых я расскажу чуть позже, но… Я уж не знаю, что еще можно придумать, чтобы остановить безбашенного человека.

Нужно понимать, меловые карьеры засыпать невозможно, обезопасить засасывающее известняковое дно нереально, можно только облагородить берега. Но станет ли водоем от этого безопаснее? Может, надежнее и лучше проводить время у другого источника удовольствий? Благо на той же Любанщине их немало: озеро Дикое или Любанское водохранилище, базы отдыха. А еще парк семейного отдыха «Лап-Ландия» с автостоянками, пирсами, беседками, песчаным дном, водными аттракционами… Да, это платные услуги, но стоят, по словам Тамары Николаевны, всего два рубля. Пожалуйста, приезжайте и наслаждайтесь!

Интересные факты

Свой голубой цвет вода получает за счет отражения в ней неба. Вода в красносельских озерах настолько прозрачная, что солнечные лучи отражаются от светлого дна озера и придают ей дополнительные оттенки. У озер разная глубина, поэтому у каждого из них свой оттенок. Туристы говорят, что двух похожих озер найти невозможно.

Не менее привлекательны озера на рассвете и на закате, когда они играют всеми оттенками красного цвета.

Яркие, неповторимые оттенки голубых озер, светлые берега, пышная растительность позволили сравнить этот живописный уголок с Мальдивами. Туристы сравнивают белорусский пейзаж с каньонами Америки и даже с марсианским ландшафтом. Благодаря им один из карьеров под Волковыском получил название Гранд Каньон.

В некоторых местах глубина озер достигает 50 м, а высота отвалов — 40 м. Общая площадь озер более 150 га и постоянно увеличивается за счет новых разработок.

Температура воды обычная для белорусских озер: в жаркую погоду она прогревается до 20-22°С, а на мелководье — и до 25-30°С

Местные жители рассказывают, что во время разработки карьеров вода могла начать поступать так быстро, что экскаваторы и другая техника, работающая на дне котлована, не успевала эвакуироваться. При хороших условиях ее и сегодня можно увидеть под толщей воды.

Больше никаких других опасных предметов на глубине нет, поэтому красносельские озера — идеальное место для любителей подводного плавания и любителей нырять с высоких берегов.

В озерах много рыбы. Рыбаки ловят щук, окуней, карасей, толстолобика, амура, канадского сомика.

Высокие обрывистые берега и пересеченная местность создают прекрасные условия для проведения тренировок и соревнований по спортивному ориентированию и экстремальным видам спорта.

Туристы и местные жители делят карьеры на две группы: старые и новые. Туристы предпочитают отдыхать на старых карьерах. Им более 50 лет, богаче растительность, меньше шума и пыли от тяжелых карьерных самосвалов. Отдых, разбивка палаток на старых карьерах официально не разрешены, но, в отличие от действующих, не запрещены.

В районе старых карьеров существуют древнейшие шахты, в которых наши предки добывали кремний для изготовления оружия. Но найти их без проводников будет тяжело, входы в них закрыты.

Спасение утопающих на совести самих утопающих

Итак, меловой карьер — настоящая головная боль и для тех, кто, рискуя своей жизнью, старается спасти другую. Почему старается? Наверное, потому, что в данной ситуации шанс очень невелик.

— Для того чтобы работать на такой глубине, нужна спецтехника, — рассказывает председатель Любанской районной организации ОСВОД Сергей Смоляк. — Водолаз, экипированный от и до, далеко не всегда может помочь утопающему. Глубина — метров сорок, если не больше, буквально рядом с берегом. Из-за выработок подводный рельеф неровный. Там может быть метр и вдруг резко десятки, а по меловому скользкому дну легко съехать вниз. Однажды доставали утопленника, так наши ребята смогли спуститься только на 35 метров. К сожалению, на этом карьере каждый год кто-то тонет. В основном приезжие из других городов взрослые и в нетрезвом состоянии. Было восемь трамплинов, сами отдыхающие сделали. МЧС при помощи спецоборудования их срезало. Через некоторое время люди их снова пытались установить. Опасность еще в том, что сверху вода прогревается максимум на метра полтора. А если нырнуть с берега или трамплина, да еще при жаре, случится резкий перепад температур. На глубине ведь вода ледяная. Иногда и здоровое сердце не выдержит или спазм легких произойдет. А еще проблем добавляют спиртные напитки, ведь отдыхающие часто этим грешат. Даже если спасатель будет стоять на берегу и сразу нырнет за утопающим, не факт, что успеет его вытащить.

Так, а предупредительные меры принимали какие-то? Конечно, и вот здесь начинается самое интересное и грустное. Главный проезд с гравийки к карьеру подняли трактором, чтобы не могла подъехать легковая машина. Везде неоднократно ставили знаки, но их выламывают подчистую, даже следов не остается. Поставили металлические, а вместо деревянного древка — рельсу, которую вмонтировали в бетон. И что? Ночью вырвали тросами, привязанными к машинам. Купальщики умудрились сделать тарзанку, протянув тросы от одного берега к другому. С нее прыгали в воду прямо посередине карьера. Пришлось срочно ее убирать. Через лес по всему периметру тракторами сделали глубокие противопожарные разрывы… Люди закапывали, и легковые авто все равно проезжали. Весело? Мне нет. Штрафы за купание выписывают постоянно, но «до трех базовых» многих не пугает. Тем более россиян, которые при приближении патруля предлагают сразу заплатить «с кармана», лишь бы им не мешали отдыхать. Но в случае чего, кто их будет доставать с этой глубины? Неужели МЧС России приедет? При мне две мамы, наблюдая с берега за тем, как резвятся в воде их дети, возмущались тем, что нигде не видно спасателей, которые просто обязаны обеспечивать безопасность всех купальщиков и ныряльщиков. Но здесь не спасатели нужны для перестраховки детей, а милиция с протоколами на самих родителей.

К сожалению, у белорусских осводовцев и эмчеэсников нет полномочий налагать штрафы, это полномочия милиции и лесхоза. А надо было бы на законодательном уровне наделить и первых таким правом да сумму наказаний увеличить в разы. Может, тогда бы что-то дошло? Или нет?

Теперь насчет мусора. Земли вокруг озера принадлежат лесхозу, и он протоколы составляет регулярно. Во время наложения запрета на посещение лесов туда в любом случае нельзя заходить. Пока этого нет, никто не тронет. Но, опять же, при условии, что ты придешь как культурный человек. А насколько мы культурные, я уже говорила. Да, а контейнеры никто не обязан и не будет там устанавливать опять же по причине того, что это не зона отдыха.

И еще один любопытный факт: местных, слава Богу, среди погибших нет. Они не ходят сюда, ума хватает! Я слышала об этом от представителей завода в Красносельском. Это же подтверждает и Сергей Смоляк, за девять лет его работы в Любанском ОСВОДе все утонувшие в карьере были из числа приезжих — из Слуцка, Солигорска, России и больше всего минчан. В 2019-м это был 25-летний житель столицы. Ночью 24 августа парень, оступившись с самодельного трамплина, упал в воду с высоты около семи метров и не вынырнул. Его тело водолазы Солигорской спасательной станции нашли на глубине 17,5 метра только на следующее утро. И вот скажите, что еще должно произойти, чтобы до ума людей дошло: их жизнь и ее спасение зависят прежде всего от них самих.

Меловые карьеры под Волковыском, Гродненская область

Туристы называют меловые карьеры вблизи Волковыска белорусскими Мальдивами. В основном — из-за цвета воды. Отработанные карьеры со временем заполнились водой, а остатки мела на дне сделали ее бирюзовой.

В последние годы карьеры у Волковыска стали привлекательным местом для путешествий. Панорамы с высоких склонов из мела и глины нетипичны и экзотичны для Беларуси. Однако следует помнить, что меловые карьеры являются опасным техническим объектом.

На открытых карьерах находиться запрещено. На карьерах, где работы уже закончены, принимаются меры, чтобы посещать их было безопаснее. В частности, опускаются берега.

Не столь масштабные, но несколько похожие панорамы можно увидеть в меловых карьерах в Кричеве, недалеко от Любани, в Гродно. Доломитовые карьеры под Витебском были частично заполнены водой.

На личном авто или поездом

Белорусское чудо расположено в 270 километрах от г. Минска. Значит, надо это расстояние как-то преодолевать, если желаете попасть на местные Мальдивы. Ваша цель — меловые карьеры (Беларусь). Как добраться? Скажем прямо, что дорога долгая и далеко не веселая. Первый способ для тех, у кого есть свое личное авто. Из столицы вы двигаетесь прямо к Бресту. Как только достигли Барановичей, направо делайте поворот к древнему Слониму. Миновали его, затем проезжайте и Зельву. Следующий на пути – Волковыск. Объезжаете его с восточной стороны и потом курс на север. Поселок Красносельский будет вам ориентиром. Не доезжая немного до Новоселок, следует свернуть вправо. И далее, едем до дороги для самосвалов, потом вновь правый поворот.

Сейчас расскажем о дороге на меловые карьеры (Беларусь). Как проехать общественным транспортом. Вот в Минске вы сели: на электричку или в поезд. И спокойно едете вплоть до города Барановичи. Затем пересадка на дизель. Он доставит вас до г. Волковыск. Затем вы спешите на пригородный автобус, едете до поселка Красносельский. Правда, лучше сойти чуть раньше (перед деревней Новоселки). И тут уже пешочком, глядя в карты, о которых сказано выше.

Итак, ваша цель — Беларусь, меловые карьеры. Как доехать? Задача непростая. Тем более точных указателей поблизости нет. Но ошибиться новичку в этих местах трудно. С трассы отлично просматривается ориентир: выпускающий в небо столб дыма завод в окружении мирных сельхозполей

А еще чуть дальше обратите внимание на необычную дорогу: она не серая, а вся белесая. Груженые БелАз и МАЗ один за другим буквально через несколько минут мчатся к предприятию и обратно

Шлейф мела тянется за каждым грузовиком и посыпает белейшим слоем и темный асфальт, и запыленную придорожную растительность.

Последний этап – это проселочная дорога, и после нее вы у цели. Вашему взору открываются долгожданные меловые карьеры (Беларусь). Фото, которые вы увидите в этой статье, покажут всю необычную их красоту. Если вас не пугает столь непростой путь и вы не боитесь усталости, случайных неприятностей, то наградой вам будут неизгладимые впечатления от знакомства со столь уникальным местом на Земле.

Источник

Местонахождение

Совсем недавно про отдых в этих местах не слышал практически никто. Затем пытливые путешественники, совершающие пешие походы, наткнулись на потрясающие голубые озера, окруженные белоснежными берегами, которые поросли пушистыми елочками. Так стали набирать популярность меловые карьеры. Она растет с каждым годом, сейчас про карьеры под Волковыском не слышал только лишь ленивый, уж больно красиво здесь, настоящий рай. Мы постараемся подробно рассказать вам, где они расположены, чтобы дорога была легкой и приятной.

Наверное, начать нужно с того, что Красносельские меловые карьеры – это огромная территория. То есть это не одно или два озера, а огромное их количество. Их здесь сотни, однако особенный интерес для туристов представляют только те, которые были вырыты совсем недавно. Их главное очарование – это потрясающий лазурный цвет воды. Такое явление наблюдается, если карьер только недавно заполнился чистой водой. Буквально на следующий сезон она станет совершенно обычной, поэтому нужно ловить момент.

Что посмотреть?

Как только дойдете, перед вами откроется фантастическая картина: очень крутые горки, лазурный цвет воды, а в некоторых местах дорога подходит прямо к ней! Немного жутко, но интересно.

Здесь сложно понять, остаешься ли ты человеком, недовольным таким вмешательством в природу, или, любуясь этим, восхищаешься, что что-то подобное появилось благодаря человеку. Хочу успокоить ярых экологов: живности там достаточно. Как минимум много ласточек и рыба точно есть. Чтобы обойти карьер полностью, нужно достаточно много времени (все-таки больше семи километров!). Но ручаться за то, что это возможно, не могу. Сама прошла только треть. Простой эта прогулка точно не будет, поэтому берите побольше воды (буквально столько, сколько сможете принести).

Пожалуйста, помните, что такие места опасны. Не подходите к краю и не купайтесь. Помните, что такой цвет воды – неестественный, а это означает, что в ней, как любят говорить в народе, «почти вся таблица Менделеева». Еще там глубоко и вода холодная (автор таки намочила ноги). Можно потенциально нарваться на штраф до 30 базовых.

Есть большая вероятность, туда скоро тоже невозможно будет попасть или будете еще сильнее рисковать (штраф все-таки внушительный). Поэтому если решились, то лучше ехать в ближайшее время.

Экскурсия в «рай»

К красносельским карьерам в Волковысском районе близко не подходила, смотрела на них лишь с расстояния, а вот оценить необычную красоту возле деревни Хотилово в Любанском районе смогла лично. Наивно полагая, что буду находиться практически в безлюдном месте чуть ли не наедине с природой, оторопела, когда на гравийной лесной дороге из-за большого количества посетителей пришлось искать место для парковки

Обратила внимание на номера авто — со всего света, как говорится, включая российские регионы. Пока шла по лесной тропинке к карьеру, искала глазами информационные щиты и знаки, либо разрешающие купание и отдых, либо запрещающие

Ни тех, ни других не увидела. Ну не может же быть, чтобы их не ставили! Или отдых разрешен? Сомневаюсь.

Специально оборудованного пляжа и мест для купания тоже не нашла. Соответственно, нет и площадок с мусорными контейнерами. А кто мусор будет убирать, леший, что ли? Имея достаточный опыт палаточного отдыха на берегах водоемов, могу заверить: к сожалению, далеко не каждый дикарь увезет с собой свои же пакеты с бумагой, банками-склянками и пластиковыми бутылками. Чтобы где-то осесть, часто сначала приходилось разгребать то, что оставили в «наследство» предшественники.

Если сказать, что на берегу карьера было много людей, значит не сказать ничего. Тысяча, не меньше. Палатки стояли в лесу, а то и прямо возле дороги. Вода, как и природа вокруг, конечно, красивая. Нет затхлого запаха, тины и густых зарослей, зато обрывы крутые, иногда вертикальные. Только на одном пологом берегу можно спуститься к воде легко. Тем не менее плескались и ныряли везде как взрослые, так и детвора. Даже на водных мотоциклах рассекали практически там же, где торчали из воды головы плавающих.

Одна из женщин, караулившая мужа и внука издалека, поделилась впечатлениями: «Мы из Минска, приезжаем сюда не в первый раз, нам нравится. Только в плане организации отдыха людей местные власти могли бы и постараться». На вопрос о том, что купание здесь, скорее всего, запрещено, женщина фыркнула: «А что не так? Думаете, вода чище на Минском море

Месторождение доломита «Гралево» вблизи поселка Руба

К 1931 году под Витебском у берегов Западной Двины разведали залежи доломита и основали известковый завод. Рядом с ним с этого момента и начали появляться карьеры для добычи полезного на стройке, а позднее и в сельском хозяйстве, ископаемого. 

Часть карьеров на данный момент уже выработана и затоплена, а самым крупным действующим объектом разработки доломита стало месторождение «Гралево» в Рубе.

Карьер растет с 70-ых годов прошлого века. Имея несколько связанных между собой участков он растянулся на 2,5 километра. А глубина в ряде мест доходит до 45 метров.

Один из берегов Гралево доступен для посещения: разработка с южной стороны карьера уже не ведется и, прогулявшись через поле, сюда вполне получится заглянуть. Делать это, как и на любом подобном объекте, стоит исключительно с трезвой головой. Хотелось бы еще написать и «холодным сердцем», но нет. От доступных видов оно обязательно растает и потеплеет. Открывающаяся при взгляде вдаль картина не может не завораживать. Здесь и возникает ощущение нахождения в горах, а более пристальное изучение места неизбежно вызывает ассоциации с аризонским каньоном. 

Промышленный туризм в Беларуси — сложная тема. Большинство подобных объектов недоступны для посещения. Лишь гранитный карьер в Микашевичах можно осмотреть со специальных мест, предварительно записавших в администрации на экскурсию. Посещение же более распространенных меловых карьеров под запретом. Где-то под формальным, а местами вполне строгим. Никаких официальных обзорных площадок рядом с рабочей частью гралевского карьера также нет. А свой шарм, как вы видите, есть. И при желании показать его можно было бы значительному числу туристов.

А вы знали, что кроме меловых карьеров возле Волковыска, есть минимум 7 похожих объектов по всей Беларуси. Собрали их все в один материал.Нереально красиво. Посмотрите!

Первое время породу доставляли на завод по канатной дороге. Теперь для этого используют коренастых тружеников на колесах. И это еще один из поводов побывать на данном промышленном объекте — перевозка ведется на многотонных Белазах. Они с раннего утра до позднего вечера снуют по запыленной дороге на очень приличной для таких машин скорости. Увлеченные техникой путешественники однозначно будут в восторге от такого аттракциона.   

Если вам нравится исследовать Беларусь в поисках нестандартных мест,  Гралево не разочарует. Запасайтесь термосом с кофе, чтобы выпить его глядя на запутанные дороги, необычные ущелья и сотни чаек внизу. Не забывайте о безопасности и ловите координаты: 55.28421, 30.34643

Только полезное »

Делимся топовыми новостями и выгодными акциями туроператоров. Разбираем курорты, пляжи, новые экскурсии.  

Народные 100 дорог. Меловые карьеры под Волковыском

Пока тепло и очередные выходные на носу — узнавайте красоту родного края! В рамках проекта «Народные 100 дорог» сегодня мы приглашаем вас на меловые карьеры под Волковыском.

Текст и фото: Екатерина Варвашеня

Никогда бы в жизни я не поверила, что и в Беларуси можно отдохнуть хорошо. Я не спорю, у нас много красивых мест: много озер и рек, много лесов и все в этом духе. Но вот что-нибудь необычное и самое красивое, что можно увидеть за всю свою жизнь, — нет. Точнее — не было…

Впервые словосочетание «меловые карьеры Беларуси» я услышала два года назад от своего друга. Но в то время я даже не придала никакого значения этому месту и названию. Летом мы поехали в поход, но до меловых карьеров так и не добрались.

Прошел год. Снова лето. Мы с мужем решили все-таки добраться до пункта назначения всех ярых туристов — меловые карьеры Беларуси. Тем более популярность их стала расти. Уже почти от каждого знакомого мы слышали, что он побывал на мелованных карьерах под Волковыском, что там очень красиво, что это настоящий рай.

Все было решено — меловые карьеры под Волковыском — наш пункт назначения.

Мы долго изучали карту проезда да карьеров, потому что знали уже от не новичков, что добраться туда сложно. И если ехать, то на автомобиле, с картой и с навигатором…

Красносельские меловые карьеры — это довольно-таки большая территория. Добыча мела производилась в нескольких местах, поэтому карьеров не один-два, а намного больше. И мы побывали на 5 из них. И это еще не предел. Меловых карьеров насчитывается больше сотни, но только «свежие» карьеры могут очаровать своей красотой и цветом воды. Со временем вода приобретает обычный и привычный для нас цвет. Но те карьеры, которые только недавно были в обработке, и только недавно заполнились водой — «чисты и непорочны». Цвет воды по-настоящему лазурный. Все это происходит благодаря мелу, который в них и добывают.

Я, конечно, перед поездкой читала и смотрела картинки с карьеров, но что-то в глубине, внутри меня не верило в то, что такое может быть на самом деле. Неужели на самом деле есть у нас в Беларуси вода такого цвета? Или все-таки это фотошоп?

Когда я увидела их своими глазами, то поняла, что это правда — у нас есть рай. И именно сейчас я смотрю на него — меловые карьеры под Волковыском — это рай!

Самый первый карьер находился недалеко от Волковыска, но не доезжая завода строительных материалов. Подход к карьеру несложный. Мы туда с легкостью подъехали на автомобиле.

Мы приехали на карьер уже ближе к вечеру, да и была дождливая погода. Поэтому цвет воды не такой яркий. Но когда на воду падают лучи солнца — вода лазурная!

Так что такое меловые карьеры под Волковыском? Появилось это чудо белорусской природы не само по себе, а благодаря большим месторождениям мела, добычей которого занимается промышленное предприятие ОАО «Красносельскстройматериалы». Это предприятие производит цемент, известь и различные строительные смеси. Завод этот работает до сих пор. И судя по тому, что огромные машины ездят даже ночью, добыча эта — довольно-таки доходное дело.

На красносельские меловые карьеры лучше ехать на машине. Мы ехали через Волковыск, потом доехали до Красносельска. Там в принципе еще заблудиться нельзя, ориентируясь на сам строительный завод. А после завода мы воспользовались заранее распечатанными картами из интернета, и по дороге еще спрашивали у прохожих дорогу. Было понятно, что едем мы правильно — все вокруг об этом «говорило»: дорога в мелу, знаки дорожного движения, деревья, трава — все это тоже в мелу.

Источник



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector