«от пиллау до балтийска»: история самого западного города россии (фото)

Содержание:

Немного об инфраструктуре города

Особенностью коммунальных услуг в Балтийске является то, что при наличии центрального отопления в многоквартирные дома не подается горячая вода. Объясняется это тем, что кочегарки города до сих пор не переведены на отопление природным газом: газопровод еще только-только «тянут» из Калининграда. Котельные на солярке и твердом топливе и без того дорого обходятся городскому бюджету. Поэтому жители устанавливают в своих квартирах электробойлеры. За электричество (с бойлером), обычно выходит 1200-3000 руб. в месяц Средняя плата за коммунальные 45 кв. м в зимний период — 3600-4500 руб., в летний период — 980-1800 руб.

Ул.Литке

Все крупные магазины сосредоточены на главной улице Ленина. Здесь находится и торговый рынок, прозванный балтийцами «Поле чудес». Раньше тут была торговля «чем попала с чего попало», сейчас на этом месте масса павильонов, магазинчиков: осталось местечко и для бабушек, торгующих натурпродуктом. Сетевые супермаркеты «Виктория», «Вестер» у местных особой популярностью не пользуется. Предпочитают закупать продукты в небольших магазинах, расположенных чуть дальше от рынка: там они свежее и дешевле.

В городе восемнадцать средних образовательных школ плюс, лицей и гимназия, школа искусств, музыкальная школа. Несколько спортивных школ, как уже было сказано выше, на Балтийской косе есть ДЮСШ по академической гребле, в вновь открывшемся спорткомплексе — плавательный бассейн. В Балтийске достаточно сильная подростковая футбольная команда. Однако существует серьезная проблема с детскими садами. За последние 30 лет здесь не построили ни одного нового дошкольного учреждения и, поэтому очередь на сегодняшний момент составляет около 1500 детей (при движении 150-200 детей в год).

Что посмотреть в цитадели «Пиллау»

Фортификационное сооружение со всех сторон окружено 30-40-метровым рвом с водой. К главным воротам с аркой и изображением двуглавого орла, именуемым Людвигом, ведёт асфальтированная дорожка.

Перед ними — братская могила советских воинов, погибших при штурме Пиллау. Мемориал «Они сражались за Родину» появился здесь не так давно — в июле 2018 года. С тех пор каждый год 25 апреля у комплекса проходит торжественный митинг, посвящённый памяти воинов и очередной годовщине взятия города-крепости.

Прежде чем зайти внутрь форта, посмотрим на равелины — вспомогательные треугольные сооружения. С этой точки открывается вид на «Шикеншанц» и «Людвиг». Да-да, они тоже обзавелись именами. Ещё три равелина — «Сторхнест», «Кронверк» и «Фаульвинкель» — окружают цитадель с других сторон.

Свои имена собственные есть и у пяти бастионов: «Альбрехт» (в честь последнего магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии), «Пруссия», «Кёнинген», «Кёниг», «Кронпринц» (Наследный принц). Последний находится по правую сторону от главного входа. В наши дни некоторое время использовался в качестве тира. Об этом красноречиво сообщают сохранившиеся мишени.

Недалеко от бастиона оборудован военно-полевой лагерь с плетнями, будками охраны, кузницей и гончарной мастерской с самой настоящей глиняной посудой.

Экспозиция посвящена тому периоду, когда Восточная Пруссия считалась провинцией Российской империи. Кстати, именно тогда над главными воротами и появилось изображение двуглавого орла. Сегодняшняя версия — восстановленная.

А вот другие постройки на территории цитадели «Пиллау» реконструировать пока не спешат: одни пребывают в полуразрушенном состоянии, другие — и вовсе можно увидеть только на архивных снимках. Это, например, касается кирхи и домов священника, губернатора, коменданта и арсенала. Сейчас на месте строений располагается выставка современной военной техники.

Настало время познакомиться с ещё одним бастионом — «Альбрехтом». Оборонительный элемент находится с левой стороны от главного входа. Пройдём по его подземным кирпичным коридорам и выйдем на крепостную стену.

Один из равелинов, A.Savin

Тайны

Все перемещения, как правило, сопровождаются увлекательными историями экскурсовода о суровых тевтонцах, старом коменданте, у которого была привычка спать в гробу во время осады форта, язычниках-пруссах и штурме города-крепости в 1945-м.

Расскажут вам и об уникальности солнечных часов, датируемых 1799 годом и расположенных на фасаде одного из изданий. Это единственные в Калининградской области вертикальные часы.

Гид погрузит и в тайны замурованных подземных переходов. Их точное количество никто не знает: во время войны немцы заминировали проходы. Ходят слухи, что из крепости есть подземный ход на косу и что где-то здесь может быть спрятана знаменитая Янтарная комната.

Те самые солнечные часы, Наталья Гудкова

Что посмотреть за 3 дня

Если во время визита в Клайпеду вам удалось сэкономить время, посетите ещё несколько достопримечательностей:

  • старый маяк;
  • скульптуры «Кот-джентльмен», «Ветер» и «Мальчик с собакой»;
  • инсталляция «Чёрное привидение».

Клайпедский маяк

Первый клайпедский маяк появился в 1796 году. Строение достигало всего 16 метров в высоту, поэтому в шторм или туманные дни его свет был виден только на расстоянии 1 мили. В 1819 году маяк был увеличен и усилен специальным оборудованием так, чтобы его было видно за 16 миль. Ещё через 128 лет с маяки стали отправляться радиосигналы. Во время Второй мировой войны строение было подорвано. После войны его восстановили, правда, от старого маяка осталось только основание. Современная железобетонная вышка достигает 44,5 метра в высоту.


Особенно интересно разглядывать маяк в тёмное время суток

Клайпедский маяк нельзя посещать, так как является действующим, однако полюбоваться его видом можно в любое время и бесплатно.

Необычные скульптуры

Популярными и необычными достопримечательностями можно назвать следующие скульптуры:

  • «Кот-джентльмен»;
  • «Ветер»;
  • «Мальчик с собакой».

«Кот-джентльмен» — это скульптура, установленная в одном из скромных дворов Старого города. Кота с гранитным телом и бронзовой головой зовут Клайпедисом. Местные жители верят, что заветное желание сбудется, если почесать кота за ушком. Скульптура находится по адресу: Балтийос (Baltijos-5), 3.

«Ветер» (Vėjas) — это металлическая скульптура в виде ажурного флюгера и чайки. Уникальность произведения заключается не в необычном стиле, а в истории его происхождения. Дело в том, что «Ветер» создавался 30 мастерами во время международной выставки кузнецов (2010 год). Также в Клайпеде есть скульптура «Четыре ветра», созданная в 2007 году, однако именно «Ветер» пользуется особой популярностью у туристов. Находится этот объект на улице Данес (около дома №28).

«Мальчик с собакой» — это памятник, созданный руками Сваюнуса Юркиса и Витаутаса Паулениса. Произведение представляет собой фигуру мальчика в шортах и с бескозыркой в поднятой руке, стоящего на большом камне, рядом с которым маленькая собака смотрит в сторону моря. Кому-то этот трогательный монумент напомнит историю Ассоль, а кто-то вспомнит про Хатико, но официальное название скульптуры — «Мечта детства». Объект достигает высоты 3 м, а на каменном постаменте имеется надпись: «Люби, верь, жди…». Эта скульптура находится недалеко от «Ветра».

Фотогалерея: необычные скульптуры Клайпеды

Инсталляция «Чёрное привидение»

«Чёрное привидение» (Juodasis Vaiduoklis) или «Чёрный призрак» — это скульптура, созданная Юркусом, Дапкявичюсом, Бальсисом и Плотниковым. Это молодая инсталляция, но она овеяна легендами и преданиями. Согласно одной из легенд, такое привидение явилось Хансу фон Хейде (он был стражником в Мемельском замке). Призрак сообщил, что вскоре настанут голод и разруха, и пророчество сбылось.

Внешний вид скульптуры — тёмный силуэт, выползающий из воды. В руке призрака фонарь, а в капюшоне нет лица. Высота произведения — 2,4 метра. «Чёрный призрак» находится в порту (улица Данес).


Подарив горожанам «Чёрного призрака», скульпторы пожелали, чтоб горожане его не боялись, а с ним подружились

Балтийск (Калининградская область): достопримечательности

Приезжая в Балтийск, Калининград,  достопримечательности настолько привлекательные, что стоит обязательно посетить как можно больше интересных мест. Тут много памятников, пансионатов, построенных достаточно давно. Именно поэтому стоит обязательно посмотреть на все, что предлагается.

Приезжая сюда, у многих возникает вопрос, что посмотреть в Балтийске калининградской области? Экскурсия в Балтийск из Калининграда, предполагает посещение основных мест, которые могут многое рассказать об истории появления и развития:

  • крепость Пиллау, а также прилегающая к ней набережная. Набережная – Морской бульвар, именно с нее открывается прекрасный вид на Балтийскую косу, которая отделена от населенного пункта проливом;
  • цитадель Пиллау была построена в форме пятиугольника. Если посмотреть на карту сверху, то можно сразу увидеть звезду. Кроме того, каждый угол звезды имеет свое название. Вокруг цитадели ров с водой. Время строительства — XVII век.

Обратите внимание: Цитадель Пиллау настолько важна для истории Калининградской области, что даже есть свидетельство, что на ее территории проходил обучение и Петр I. Кроме того, многие считают, что на территории цитадели спрятана Янтарная комната, которую до сих пор не удалось никому найти

Крепость Пиллау

Для того чтобы увидеть исторический памятник, необходимо приобрести билет на территории Балтийского музея. Стоимость составляет 200 рублей* с одного человека:

интересным местом для посещения является Балтийский музей. Открылся он в 1959 году. В здании до войны располагался суд, а потом он был передан под здание музея. Музей расположился по адресу: улица Кронштадтская, дом 1. Стоимость посещения составляет 100 рублей*, пенсионерам и детям предоставляется 50% скидки;
просмотр памятников христианской веры. В городе находится Кафедральный морской собор (ул. Адмирала Кузнецова, дом 3). В более ранние времена тут размещался матросский клуб, а в более позднее время военные склады. Храмом здание стало в 1991 году и теперь сюда приходит огромное количество верующих;
посещение Маяка. Непременно стоит прочитать его описание, так как интересна история постройки. Обязательно стоит уделить время просмотру фундамента Маяка.
памятник императрице Екатерине. Его установили современные скульпторы в 2004 году. Установка памятника была связана с победой в Семилетней войне

Огромный памятник, 14 метров в высоту привлекает внимание туристов со всего мира.

Водная преграда

Учитывая то, что город развивался на протяжении долгого времени, в нем есть такие дома, которые были выстроены несколько веков назад, поэтому прогулка по частному сектору может быть довольно интересной. Обязательно стоит сходить и на пляж, так как пляжный отдых тут тоже великолепен.

Это лишь самый минимум, на который стоит обратить внимание, при посещении Балтийска. Для комфортного проживания туристам предлагается воспользоваться услугами отелей с питанием или снять квартиру за минимальное количество средств

Достопримечательности Балтийской косы

Балтийская коса является очень интересным местом, здесь расположены необычные достопримечательности: форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief), Южный мол и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.

Форт

Форт, построенный в 1869–1871 годах и расположенный на берегу Балтийского залива, предназначался во время военных конфликтов для отпора противника с моря.

Всего на косе имеется 2 форта: рядом с Южным молом находится полуразрушенный Западный форт, который в настоящее время является памятником архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, поэтому регулярно разрушается вандалами. В городе Балтийске находятся остатки Восточного форта, который был возведен в виде пятиконечной звезды. В настоящее время Восточный форт недоступен для посещения, поскольку является частной собственностью.

Оба форта строились капитально, на долгие годы. В строительстве использовали прочный морозостойкий кирпич, а стены строили толщиной в 1 метр, сверху форты засыпаны земляным накатом в 3 метра.

Ирина Слипич

Музей

На территории Балтийской косы также находится парково-музейный комплекс «Старый Люнет», созданный в 2017 году. Музей повествует об истории Балтийской косы и военных действиях, которые здесь проходили. В музейном комплексе можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе, изучить карты, чертежи, довоенные фотографии.

Аэродром

Коса имеет еще одну достопримечательность — немецкий аэродром Нойтиф (Neutief), построенный на песке в период с 1934 по 1939 года. Аэродром предназначался для гидроавиации и сухопутной авиации, в его состав входили 3 ангара для самолетов, 2 металлических ангара для различной техники, 2 бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом длиной около километра каждая и административные здания (мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады).

После военных лет аэродром стали использовать уже советские военные, но в начале 90-х годов российские военные покинули это место. Со временем Нойтиф начал разрушаться. И сегодня аэродром выглядит в таком виде, в каком и остался после всех бомбардировок.

DK1974

Береговая зенитная батарея «Лемберг»

Будучи на Балтийской косе, также можно посетить еще одну ее достопримечательность — батарею «Лемберг», которая была построена в 1943 году и являлась частью противовоздушной обороны и альтернативным командным пунктом военно-морской базы Пиллау. Комплекс батареи включал в себя столовую, электростанцию, складское помещение и, самое главное, 25 железобетонных бункеров, которые предназначались для военных и для хранения боеприпасов. План помещений был тщательно продуман и обеспечивал выход к орудиям и перемещение внутри батареи.

На сегодняшний день часть бункеров засыпало песком из-за постоянных наплывов воды и песка, а оставшиеся бункеры и по сей день притягивают туристов, которые с любопытством хотят взглянуть на часть истории.

Южный мол

Южный мол с зеленым маяком был построен в 1887 году, чтобы защитить пролив от водного потока и занесения песка. Первая попытка построить южный мол претерпела неудачу, поскольку строительство заключалось в нагромождении каменных глыб друг на друга. Такое сооружение продержалось совсем недолго и было разрушено волнами. Через пролив расположен Северный мол с красным маяком. Его первое строительство аналогично закончилось неудачей. И только в конце XIX века укрепили южную косу с помощью скрепленными между собой конструкциями из камня и якорей, а свободное пространство между ними заложили цементом. Далее укрепили и северный мол. Вдоль мола были проложены рельсы. Расстояние между маяками Северного и Южного молов составляет 361 метр.

Ирина Слипич

Достопримечательности Балтийска

Главная достопримечательность города – это, конечно же, море. В теплое время года на местные пляжи направляется практически весь поток приезжих туристов. Некоторые из них уделяют время и другим городским объектам. Например, старинному кирпичному форту «Пиллау», выстроенному на берегу пролива в форме звезды. Его построили еще в XVII веке по приказу шведского короля.

Цитадель «Пиллау» имеет вид пятиугольника, в каждом углу которого находится бастион. Сегодня в стенах форта расположен Музей Балтийского флота. В пределах города сохранились остатки еще трех фортов – «Штилле», «Восточного» и «Западного». Наиболее хорошо сохранился форт «Восточный» (1899 год). Здесь можно увидеть рвы и фрагменты кирпичных стен.

Архитектурным символом Балтийска считается старинный немецкий маяк. Он был построен в XIX веке и до сих пор функционирует. В городе сохранилось множество других построек немецкого периода: кирха, пехотные казармы и т.д.

Балтийск также известен своими скульптурными памятниками. Самые известные из них – конный монумент императрице Елизавете, памятник Г. Хагену, скульптура матери с ребенком.

Об истории города

Балтийск ведёт свою историю с XIII века, т.к. первые упоминания о рыбацкой деревне Вограм, располагавшейся в пределах современного города, относятся к 1258 году. В 1З6З году здесь уже существовала крепость Пиле или Пиль, известное впоследствии под названием Старый Пиллау.

Сильнейший шторм 10 сентября 1510 года образовал судоходный пролив, и сейчас отделяющий Балтийскую косу от материка. Это способствовало росту и развитию Пиллау, ставшего крупным портом и транспортным узлом.

В начале XVII века этот порт захватила шведская армия. В этот период была заложена пятиугольная крепость — цитадель Пиллау, одна из основных достопримечательностей города. Город три раза посещал царь Пётр I, в ходе своих поездок в Европу.

В 1725 году Пиллау получил статус города и собственный герб – осётр с короной. В 1758 году, в правление Елизаветы Петровны, город был занят русскими войсками и пять лет после этого входил в состав России. Здесь построили Русскую Дамбу (ныне Русскую набережную) и православную церковь. Через Пиллау проходило отступление войск Наполеона во время их бегства из России.

Городской пейзаж.

В ноябре 1918 года, с падением кайзеровского режима, в Пиллау произошла революция, и в городе до марта 1919 года установилась власть совета рабочих и солдатских депутатов. Город в это время напоминал интернациональный военный лагерь: кроме прусских солдат и моряков, здесь было много военнопленных – русских, французских, американских и австралийских. Все они постепенно разъехались домой.

На исходе Великой Отечественной войны город стал ареной ожесточённых сражений наступающей Советской Армии с сильной группировкой немецко-фашистских войск. Тяжёлые бои на подступах к Пиллау, а затем и на его улицах, продолжались почти всю вторую половину апреля 1945 года. После войны город был назван Балтийском и был определён как крупнейшая на Балтике база Советского ВМФ. Это предопределило всю его дальнейшую судьбу. Но не только военно-морским флотом живёт этот город.

После развала СССР Балтийск перестал быть закрытым для иностранцев военным городом, и часть военно-морской базы стал использоваться для торгового мореплавания. Ведущим промышленным предприятием Балтийска является Судоремонтный завод № ЗЗ, восстанавливающий как военные, так и с гражданские суда. Другие ключевые для жизни и развития города предприятия – это морской порт, через который ежегодно проходит несколько миллионов тонн грузов, и 3А0 «Балтийская нефтеперевалочная компания».

Главные форты города Балтийск

Система укреплений Пиллау состояла из цитадели и нескольких фортов, помогавших оборонять город.

Форт «Западный»

Координаты: 54.637200, 19.878074.

Строительство укреплений на косе Фрише-Нерунг велось в 1869-1871 гг. В 90-х годах XIX столетия для усиления стен применили бетон. Форт этот – пятиугольник неправильной формы, с расположенными впереди 3-мя капонирами. Из них велся огонь в 2 направлениях, противоположных друг другу.

Тыльная часть сооружения защищалась рвом с водой. Через него был перекинут мост для сообщения с гарнизоном крепости. В ней располагались казарма, складские помещения, капонир, имелся свой колодец и канализационные сооружения.

Форт «Восточный»

Адрес: Приморское ш., 12.

Строительство этого фортификационного сооружения велось с 1871 по 1889 гг. Оно относится к малым фортам и имеет форму подковы. Оборонительные редуты состоят из 3 ярусов кирпично-бетонных стен. Они обвалованы земляным накатом.

Укрепление окружено мощными стенами из кирпича, имеющими амбразуры. В ее юго-восточной части находятся въездные ворота оборонительного сооружения. Форт окружен рвом с водой. Некогда его могли оборонять до 100 человек.

Форт «Штиле»

Адрес: улица Маяковского.

Еще одно защитное сооружение крепости Пиллау. Его построили в 1889 г. Форт так назвали в честь немецкого генерала Г. фон Штиле.

Судьба не была благосклонна к этому фортификационному объекту. Переоборудовав, его превратили в минный арсенал. В то время, когда в нем хранилось более 1 тыс. магнитных мин (26.01.1945 г.), произошел взрыв одного из боеприпасов. От него образовалась огромная воронка. Ее диаметр достигал 100 м, а вглубь она уходила на 25 м.

От форта сохранилась лишь часть стены одного из эскарпов, помещения-боксы и ворота, стоявшие на въезде в укрепление.

Интересные факты

Ранее Калининградская область вместе с обозначенным населенным пунктом вплоть до 1946 года находилась под немецкой властью. Современный Балтийск назывался тогда Пиллау, датирующийся 1626 годом. До недавнего времени (1986 год) в населенный пункт можно было попасть только по специальным пропускам, т. к. он выступал закрытым объектом.

Население города согласно сайту википедии по численности не превышает 35 тыс. человек. Он разделяется с помощью пролива, который соединяет Калининградскую акваторию с Гданьским заливом и морскими просторами. Каждый год здесь организуется парад кораблей.

Как попасть на Балтийскую косу

Единственный вариант попасть на Балтийскую косу – переправиться на пароме или лодке из Балтийска.

Поэтому туристу, чтобы попасть на косу, нужно решить две задачи:

  1. Добраться из Калининграда до Балтийска
  2. Переправиться непосредственно на косу через пролив

Как добраться из Калининграда до Балтийска

На автомобиле

Это самый удобный и быстрый вариант, если вы готовы водить авто в отпуске. Можно арендовать авто здесь, а можно воспользоваться каршерингом.

Расстояние от Калининграда до Балтийска – примерно 45 километров. Преодолевается за один час. Оставить автомобиль в Балтийске можно вот на этой парковке. Она бесплатная и отсюда рукой подать до паромной переправы.

На автобусе

Из Калининграда в Балтийск ходит большой автобус №107 и маршрутка №207э. Автобус №107 отправляется с автовокзала, маршрутка №207э с остановки “Театральная улица”

Оба автобуса ходят с интервалом в полчаса. Рекомендую ехать на большом автобусе №107. Билет на него можно купить прямо в автобусе у кондуктора. Время в пути полтора часа. Стоимость проезда – 144 рубля. Можно оплатить банковской картой. Расписание уточняйте на сайте автовокзала.

Если вы живете в центральном районе Калининграда проще будет не ехать на автовокзал, а сесть на одной из остановок по маршруту – например у ЦПКиО или на ул. Театральной. Список остановок можно уточнить на сервисе Яндекс Карты. Просто вбейте в строке поиска “автобус 107”.

С экскурсией

Еще один удобный способ посетить Балтийскую косу из Калининграда – взять готовую экскурсию с гидом. Их можно найти на сервисе онлайн-экскурсий Tripster.

Есть недорогие(от 1450 руб с человека) автобусные экскурсии в группе до 40 человек. А есть с индивидуальным гидом на автомобиле стоимостью от 6 тыс рублей за экскурсию для группы 1-8 человек.

Я бы рекомендовал этот вариант тем, кто не хочет или не может водить авто сам. Все-таки трястись полтора часа на рейсовом автобусе(со всеми остановками) в одну сторону и полтора обратно – невеликое удовольствие.

Паром на Балтийскую косу

Переправа через Балтийский пролив осуществляется грузопассажирскими паромами “Вистула”(вместимость 200 человека) и “Нида”(вместимость 120 человек).

Паромы курсируют раз в два часа. Сама переправа занимает буквально 10 минут. Стоимость билета в обе стороны – 70 рублей.

Паромный терминал в Балтийске расположен здесь.

Расписание паромов на Балтийскую косу(на лето 2021)

Отправление из Балтийска Отправление с Балтийской Косы
7-20 7-30
10-00 10-10
12-00 12-10
14-00 14-10
16-00 16-10
18-00 18-10
20-00 20-10
21-30 21-40

Альтернативы парому

Так как паром ходит редко, подстроиться под него при поездке из Калининграда автобусом довольно сложно. Нужно держать в уме сразу два расписания – автобусное и паромное. Я честно пытался их состыковать, чтобы успеть на 14-часовой паром. Но произошел небольшой форс-мажор в пути и на паром мы опоздали буквально на 5 минут. Он отплыл у нас на глазах, а следующего ждать целых два часа, что соотвественно сокращает время на косе с запланированных 4 часов до 2.

К счастью, выяснилось, что переплыть через пролив можно на скоростной лодке. На таких лодках местные возят туристов на экскурсии и просто переправляют через пролив. Стоимость переправы – 100 рублей, отправление по договоренности. Долго ждать нам не пришлось, уплыли буквально через 10 минут.

Так что если вы опоздали на паром, отправляйтесь чуть дальше по набережной к памятнику Петру I. Там найдете зазывал, которые предлагают экскурсии и платную переправу. Вернуться можно тем же способом – позвонить по указанному номеру и через какое-то время вас заберут с косы. Не знаю как будет зимой, но летом эта схема точно работает.

В общем, старайтесь успевать на паром, так как это дешевле, удобнее и, наверное, безопаснее. Но если опоздали – тоже не беда.

Топ достопримечательностей (10)

по алфавиту
   по популярности  

Городской парк им. А.Головко79

Городской парк имени А.Головко — одна из достопримечательностей Балтийска. Парк, названный в честь адмирала Арсения Головко, занимает западную половину города. Парк имеет довольно интересную историю. В 1657 г.

Памятник императрице Елизавете Петровне33

Конный памятник императрице Елизавете Петровне в городе Балтийске появился в 2003 г. Автором данной работы выступил Георгий Франгулян, который помимо монумента спроектировал целый историко-культурный комплекс под названием «Елизаветинский форт», главной фигурой которого и стал конный памятник императрице Елизавете Петровне.

Крепость Пиллау32

Крепость Пиллау располагается на берегу Балтийского пролива, который был прорыт еще в XV ст. Пролив соединяет Калининградский залив с Балтийским морем, а также разделяет Земландский полуостров и Балтийскую косу.

Немецкий аэродром26

Немецкий аэродром – уникальное авиационно-техническое сооружение, что располагается на песчаной Балтийской косе, сформированной морскими течениями и ветрами в юго-западной Балтике. Немецкий аэродром был возведен силами Люфтваффе и был сдан в эксплуатацию в 1939 г.

Руины замка Лохштедт26

Руины замка Лохштедт – историческая достопримечательность города Балтийска. Сначала эта местность носила название Витландсорт. Впервые это название упоминалось в документах, датированных 1246 г. Со временем данная территория была передана в ведение епископу Замланда.

Маяк Пиллау17

Маяк Пиллау, расположенный на живописной набережной Морского бульвара, является главным ориентиром для кораблей, идущим в гавани Балтийска. Полюбоваться окрестностями города, морским заливом, Балтийской косой и побережьем можно, поднявшись на самый верх в застекленное фонарное сооружение.

Музей Балтийского флота14

Одной из культурных достопримечательностей города Балтийска является Музей Балтийского флота. Музей располагается в бывшем здании городского суда Пиллау, построенном в 1903 г. История музея началась в сентябре 1957 г.

Площадь Балтийской славы10

Площадь Балтийской славы располагается в южной части самого западного города России — Балтийска, на берегу моря. Строительство площади закончилось в 1975 г. Ранее на этом месте находился городской район, подвергшийся наибольшему разрушению во время боев за Пиллау.

Свято-Георгиевский морской собор7

Свято-Георгиевский морской собор в городе Балтийск является действующим храмом Балтийского флота. Возрождение духовно-религиозной деятельности на Балтийском флоте началось в конце XX ст. с распадом Советского Союза.

Памятник Готтхильфу Хагену4

Памятник Готтхильфу Хагену располагается в южной части города Балтийска на Русской набережной, на живописном побережье Балтийского моря. Этот оригинальный памятник был посвящен почетному гражданину Балтийска, знаменитому академику, физику и инженеру-гидравлику, доктору философии Боннского университета, почетному члену многих иностранных технических обществ и просто почетному гражданину города — Готтхильфу Генриху Людвигу Хагену.

Архитектура Балтийска и ее особенности

Балтийск за свою богатую историю входил в состав нескольких государств. Был он и шведским, и русским, и немецким городом. Архитекторы и строители из разных стран оставили свой след в истории приморского поселения. Кроме объектов военного назначения, в Балтийске сохранились и строения, не использовавшиеся для обороны. Большинство из них было построено в конце XIX – начале XX столетий.

Водонапорная башня Пехотных казарм

Адрес: пер. Водолазный.

Для решения проблемы городского водоснабжения в Балтийске было построено несколько водонапорных башен. Одна из них, входящая в комплекс строений Пехотного полка, была поставлена в начале прошлого века. Ее высота достигает 30 м. В резервуарах могло помещаться до 150 тонн воды.

Здания Пехотных казарм Пиллау

Адрес: улица Красной Армии, 19.

Для размещения гарнизона, несшего службу в городе-крепости, в 1904 г. были выстроены казармы. В их состав входили Южная и Северная части комплекса. На территории городка имелись склады, водонапорная башня, помещения вспомогательных служб. Здесь же располагался воинский штаб. Для отдыха и развлечения офицеров работало казино.

После Первой мировой войны в зданиях казарм располагались многие армейские склады. С 20-х годов прошлого века здесь квартировали различные части немецкой армии. Не изменили своей принадлежности к военному ведомству казармы и во время ВОВ. В эти годы здесь готовили подводников.

Войсками, штурмующими крепость в 1945 г., здания казарм были сильно разрушены. Их восстановили к середине 50-х гг. прошлого века. И снова комплекс Пехотных казарм служил для нужд военного ведомства – здесь размещался штаб базы ВМФ в Балтийске и штаб городского гарнизона.

Отель «Золотой якорь»

Адрес: Морской бул., 6.

«Балтийский отель», построенный в 1909 г., после реконструкции 1939-1941 гг. стал называться «У Золотого якоря». Во время Отечественной войны в здании находился пункт по эвакуации военных, получивших ранение. Помогали здесь и гражданскому населению. Через 8 лет после окончания ВОВ разработали проект по восстановлению здания. Еще через 3 года здесь открылась гостиница, почти полностью сохранившая свое имя.

В «Золотом якоре» останавливалось много знаменитостей прошлых лет. Здесь бывали Крючков, Чурсина, Меньшов, Макаревич, Шевчук и другие известные люди. В 1963 г. в Балтийске побывал И. Бродский, будущий Нобелевский лауреат. Об этом говорит памятная табличка, размещенная на стене здания. Сейчас «Золотой якорь» все также встречает гостей города, даря им свою заботу и радушие.

Заброшенный аэродром «Нойтиф»

Координаты GPS: 54.627318, 19.871919.

Бывший аэродром был построен перед началом Отечественной войны. Он предназначался для приема разных типов самолетов. Взлетно-посадочный комплекс обеспечивал и прием гидросамолетов. Их встречали в специально построенной для этого гавани.

Аэродром интересен тем, что две его полосы укладывались не на твердой почве, а на песчаных дюнах. Поражает, что бетонные дорожки сохранились в очень хорошем состоянии, несмотря на почти вековой возраст.

Кроме взлетных полос сохранились и несколько бетонных и металлических ангаров, где когда-то находились самолеты и вспомогательная техника.

В советские годы здесь базировалась эскадрилья морской авиации. После перевода части в другое место, аэродром стал приходить в упадок. Обсуждаются планы по его восстановлению.

Что можно посмотреть в Балтийске

Гора Пфудебуденберг

Приехав в Балтийск, обязательно надо посетить гору Пфудебуденберг (так она называлась при немцах), на которой стоял таможенный дом. Это был, как сейчас сказали бы, многофункциональный центр, государственное учреждение, предназначенное для многих целей.

Здесь осуществлялся контроль за выловом балтийского осетра – была и такая рыба в Балтийском море (последнего, выловили, говорят, в начале ХХ века), добычей, переработкой и сбытом янтаря.

Немцы, ясное дело, выгоду свою понимали, поэтому и отлов осетра, и добыча янтаря, а также переработка и торговля ими были государственной монополией. В этом же доме была казарма. Он же был молельным домом и даже служил маяком.

Пиллау – город восточной Пруссии, поэтому просто не мог обойтись без красивого парка. Теперь это парк имени адмирала Арсения Григорьевича Головко – советского флотоводца, который во время Великой Отечественной войны командовал Северным флотом, а впоследствии Балтийским.

Бывшие пехотные казармы

Это памятник архитектуры 20-го века. Здесь размещались солдаты военного гарнизона Пиллау. В 30-ые годы были военные склады немецкой армии. Во время II Мировой войны в них готовили подводников. При штурме Пиллау в 1945 году казармы сильно пострадали, в 50-ых годах их отреставрировали. Кинематографисты, которым нравится снимать в Калининграде, и сюда добрались – используют бывшие казармы как декорации для съёмок исторических фильмов.

В Доме офицеров до 1945 года располагалось немецкое офицерское казино. Слева от него бывший дом полицмейстера Пиллау (ныне тоже занят полицией). Сохранился немецкий мостик через крепостной канал – Грабен.

С этого места начинается старый город. Рядом братская могила наших солдат, погибших при штурме Пиллау, который был взят советскими войсками 25 апреля 1945 года.

Крепость Пиллау

Надо посмотреть одну из основных достопримечательностей современного Балтийска – крепость Пиллау. Центральный вход – бастион «Кронпринц». В первоначальном виде строительство крепости было завершено в 1670 году.

Ее окружает широкий рвов, вдоль которого с внешней стороны расположены пять равелинов. В 1688 году король Пруссии Фридрих I приказал продолжить строительство. К началу 18-го века крепость предстала, как тогда заявили, «во всем своём величии и правильности форм».

Если смотреть на нее сверху, то она представляет собой пятиконечную звезду. Над воротами сторожевая башня, наблюдательная площадка. Внутри крепости находились казармы, склады, гарнизонная кирха (церковь), гауптвахта, комендатура и «Палочный дом» для арестантов.

Музей боевой славы Балтийского флота

Еще в Балтийске есть Музей боевой славы Балтийского флота. Есть самый западный маяк России. Он обеспечивает безопасность мореплавания в акватории Балтийского морского порта. Его высота 33,2 метра над уровнем моря и его огонь виден на расстоянии 16 морских миль (примерно 30 км).

Памятник Петру Первому (наш император бывал в Пиллау проездом, инкогнито вслед за Великим посольством, по пути в Кенигсберг, навстречу с «братом курфюрстом»). Конная статуя императрицы Елизаветы Петровны. Остров Русский.

Мыс Таран – самый западный в России. Балтийскую косу, которая, когда ее окончательно приведут в порядок, не многим будет уступать Куршской косе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector