Новоиерусалимский или воскресенский монастырь

Содержание:

Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия — часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты. Первые сооружены значительно более нарядно — украшены ордерными наличниками и пилястрами.

Во время Великой Отечественной войны монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее — его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь — в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), — подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

Вторая часть прогулки: знакомство с центром Истры

Дальше нас ждет небольшая прогулка по центру города: посмотрим несколько интересных парков, памятников и монументов.

Из монастыря нужно выйти через главный вход. Напомним, он находится с противоположной стороны от того, где мы входили. Вы попадете к автостоянке и — в теплое время года — к сувенирным развалам. Слева от вас посмотрите на памятник борцам за установление советской власти.

Главный вход в Новоиерусалимский монастырь

Впереди будет перекресток: нужно перейти дорогу и продолжить идти прямо — по улице Советская, а метров через 200 свернуть на следующем перекрестке направо — на улицу Первомайская.

После поворота слева от вас находится сквер с памятником воинам-защитникам города Истры, а справа — городской парк. Можно пройти по его краю, а можно зайти и немного прогуляться по нему. Впрочем, и с тротуара вы увидите справа среди деревьев монумент — взлетающий самолет. Эта копия «Ил-2» была установлена в 1995 году в память о защитниках Истры в дни обороны Москвы в 1941 году.

Итак, продолжаем идти по Первомайской улице. Почти сразу за парком справа от вас вы увидите Истринский Дом культуры. Перед ним установлен бюст А. П. Чехова. Вспомним, что писатель служил врачом и в молодости проходил практику в местной больнице.

Если вы хотите сделать красивые фотографии Новоиерусалимского монастыря, особенно если у вас с собой есть фотоаппарат или телефон с хорошим зумом, то в этом месте обязательно сверните направо! Нужно обойти здание Дома культуры справа, продолжить идти по тропинке и через пару минут вы увидите деревянный храм-часовню Вознесения Господня. Это временный храм, который уже давно предполагается заменить на постоянный (раньше на этом месте находилась церковь, уничтоженная во время войны). Часовня стоит на холме, с которого открывается отличный вид на обитель.

Вид на Новоиерусалимский монастырь от храма-часовни Вознесения Господня

Возвращаемся к Дому культуры и продолжаем идти по Первомайской улице. Еще сотня метров, и слева вы увидите главную площадь города перед зданием администрации Истринского муниципального района. Идите к нему, налево, пересеките Первомайскую улицу, пройдите через площадь. Справа от вас будет улица Ленина, по которой мы пойдем чуть позже. А пока пройдите немного вперед, по скверу.

Слева вы заметите памятник слесарю водоканала, или, как его называют горожане, «памятник водопроводчику». Предполагается, что этот монумент, появившийся в 2014 году, напоминает о первой артезианской скважине, которую пробурили в Истре за 90 лет до этого — в 1924 году.

Памятник слесарю водоканала (памятник водопроводчику) в Истре

Вернитесь чуть назад и идите налево, мимо памятника Ильичу, по улицу Ленина

Обратите внимание, что с этого места меняется стиль города. Послевоенные дома прошлого века сменяются современными новостройками

Думаете, ничего интересного вас больше не ждет? Примерно через 300 метров в доме № 14, в котором находится детская школа искусств, вас ждет встреча с Леонардо да Винчи! Великий художник, ученый, изобретатель, писатель, музыкант держит в руках свое самое знаменитое творение —Мону Лизу.

Памятник Леонардо да Винчи в Истре

Еще несколько шагов вперед, и вы окажетесь на площади Дружбы. Именно здесь во время разных праздников устраивают народные гуляния. А когда никаких торжеств нет, по ней можно просто пройтись, посмотрев на разные, установленные на ней скульптуры.

Еще 300 метров вперед по улице Ленина, и вы уже у железнодорожного вокзала и автовокзала — они расположены рядом. В этом месте наша прогулка заканчивается, и мы прощаемся с Истрой.

Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

  • На электропоезде вы можете добраться из Москвы до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
  • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372, который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
  • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

Заказать экскурсию можно по тел. +7 (498) 314-68-38 или +7 (910) 461-18-57.

 Предварительное бронирование экскурсии можно сделать через онлайн-заказ на нашем официальном сайте, чтобы мы могли обработать вашу заявку и оперативно перезвонить вам. За день до заявленной даты экскурсии необходимо подтвердить заказ.

 Форма оплаты:  по наличному и безналичному расчёту.

 Реквизиты для пожертвований:

 Религиозная организация Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви

 Среднерусский банк г. Москва

 143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская д.2

 тел/факс:   +7 (495) 994-6170

 ИНН 5017029127

 КПП 501701001

  р/с 40703810040440100225 в Сбербанке России ОАО г.Москва

 БИК 044525225

  к/c 30101810400000000225

 Руководитель:  наместник  архимандрит Феофилакт (Безукладников Г.А.)

 ОКПО 11782098

 ОКВЭД 91.31

 ОГРН 1025070000042

 Электронный адрес: newj-palomnik@mail.ru

 Наш адрес:

143500, Московская область, г. Истра, ул. Советская д.2, Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, паломническая служба.

Проезд: см. на странице «Контакты «.

Правила поведения на территории монастыря

 Уважаемые паломники, туристы и гости Ново-Иерусалимского монастыря!

     Вы посещаете действующий монастырь — это место особенного, таинственного и непостижимого присутствия Бога на земле, это дом Божий. Поэтому вести себя нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни.

  •     Подходя к монастырю, православные люди троекратно совершают крестное знамение с поясным поклоном. Для крестного знамения складывают пальцы правой руки: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагают вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибают к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына  и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают Его две природы — Божественную и человеческую. Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
  •      Входя в храм, снова трижды осеняют себя крестным знамением с поклоном.
  •     Зайдя в храм, можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи. Свеча — это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Божией Матерью, святыми угодниками Божиими и символ жертвы Богу и святой обители.
  •     Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона (после Символа веры) следует хранить благоговейное молчание и усердно молиться.
  •    К Святому Причащению подходят после покаяния на исповеди. Причащаться без исповеди разрешается только детям до семи лет.
  •     Подходить к Святому Причащению нужно смиренно и благоговейно, скрестив руки на груди (правую на левую).  Со страхом Божиим причаститься  Святых Тайн, не крестясь, поцеловать Чашу, чтобы случайно не толкнуть Её, и молча отойти к столику с запивкой.
  •      По окончании Литургии необходимо подойти и приложиться к Кресту.  Выходя из храма и монастыря совершить три поясных поклона с крестным знамением.
  •      Не рекомендуется посещать обитель в пляжной одежде, коротких юбках.
  •      Женщины должны быть с покрытой головой.
  •      Мужчинам следует снять головной убор при входе в храм.
  •      На территории монастыря просим не нарушать общественный порядок и с уважением относиться к братии и сотрудникам монастыря.

  Запрещается:

     — использовать звукоусилительную аппаратуру, играть на музыкальных инструментах, петь, включать радиоприёмники, магнитофоны;

     — плевать, сорить на территории монастыря;

     — входить на территорию с животными;

     — ездить на велосипедах, роликовых коньках;

     — заходить на территорию монастыря с холодным и огнестрельным оружием, взрывчатыми веществами;

     — оставлять детей без присмотра;

     — заходить в зоны проведения строительных и ремонтно-реставрационных работ;

     — экстремистская деятельность.

Спасибо за понимание!

Как добраться до Нового Иерусалима

  • Пригородных поездах, которые курсируют с Курского вокзала, через станцию «Тушино» к остановкам «Истра» или «Новоиерусалимская». А также на электричках, которые ходят от станций «Москва Рижская», «Серпухов», «Волоколамск», «Румянцево», «Шаховская». От «Новоиерусалимской» или «Истры» к обители нужно идти пешком около 2 км. Это расстояние можно преодолеть на местной маршрутке;
  • Автобусах №372, которые ходят от станции метро «Тушино» в Истру. Выходить из транспорта необходимо на остановке «Почта». На автовокзале города Истра останавливаются автобусы, которые идут из Павловского и Касимова;
  • Автомобиле, нужно двигаться по Волоколамскому шоссе до улицы Московской в городе Истра, а также по улицам Первомайская и Советская. Парковка для машин построена возле стен обители.

Богоявленский скит

Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет Богоявленский Скит, который был местом проживания патриарха Никона. Он был выстроен в 1657 г. в виде 2-этажного здания, к которому присоединялась Богоявленская церковь. Скоро Никон переделал пустынь и сделал из нее «каменный столп” с четырьмя частями.

Нижний этаж заняли хозяйственные комнаты, второй — прихожая и комнаты для прислуживающих монахов, третий — трапезная с Богоявленской церковью, приемная и келья Никона, четвертый этаж — комнаты с винтовой лестницей.

Скромность и простота показывают ту жизнь, которой жил патриарх Никон. Спал он всего 3 ч в день, а оставшееся время отдавал молитвам, богослужению и богословию.

Информация для посетителей

Чтобы посмотреть на уникальный комплекс древнего монастыря и поучаствовать в литургии, в обитель стекается масса паломников. Ворота отворены для всех православных христиан с 9:00 до 18:00.

Внутренний двор монастыря

Праздники и чтимые даты

В обители расположено несколько храмов, поэтому и престольные праздники отмечаются несколько раз в году:

  1. Воскресение Христово. Дата каждый год разная. Пасха рассчитывается так: первое воскресенье после первого полнолуния, случившегося после весеннего равноденствия.
  2. Рождество Христово – 7 января.
  3. Вход Господень во Иерусалим – воскресный день за неделю до Пасхи.
  4. Равноап. Константина и Елены – 3 июня.

В престольные праздники проводятся особенно торжественные богослужения.

В обитель приезжает большое число паломников и священников из разных церквей. Планируя поездку на праздник, следует заранее позаботиться о номере в гостинице или экскурсии, если планируется принять в ней участие.
Совет автора

Богослужение в монастыре

Люди могут заказать необходимые требы и приступить к Таинствам без внесения определенной платы. Прихожане делают добровольные пожертвования по личному усмотрению и финансовому положению.

В обители регулярно служится Божественная литургия

Расположение и как добраться

Адрес обители: Московская обл., г. Истра, ул. Советская, 2. Чтобы быстро попасть к монастырю, удобно воспользоваться метро. От станции «Тушино» до обители едет автобус №372. Необходимо выйти на ост. «Почта», автобусом доехать до ост. «Монастырь». Обитель несложно найти на карте, а ее купола далеко видны на местности.

Новоиерусалимский монастырь – это рукотворное подобие Святой земли в России. Обитель начала создаваться в XVII в., когда государство крепло и росло после тяжелых Смутных времен. Монастырь претерпел множество потрясений, но он и сейчас освящает собой православную Русь. Архитектурное решение этого комплекса настолько уникально, что его сложно описать словами, лучше его увидеть воочию.

Ново-Иерусалимский храм – живая икона

Место для строительства монастыря выбрал Патриарх всея Руси Никон, который задумал построить под Москвой «копию Святой Земли» – икону на местности с глубоким символическим смыслом. По замыслу Никона, монастырь должен стать центром православного мира для славянских народов.

Об основании храма

Молодой царь Алексей Михайлович, будущий отец Петра I, безгранично доверял патриарху и поддержал грандиозный замысел. Свое любимое детище патриарх основал в Подмосковье в 1656 году – резиденция Патриархов должна расположиться недалеко от царской столицы, но чуть в стороне. Это символизировало отношение светской и церковной власти.

Сам никогда не бывавший в Иерусалиме, патриарх Никон все силы употребил для воплощения в жизнь замысла – создать точное подобие Иерусалимского храма Воскресенья Господня, чтобы русский народ созерцал места страстей и Воскресенья Христова. Он заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Модель храма Гроба Господня, сделанную из слоновой кости, Никону прислал в дар иерусалимский патриарх Паисий.

Особенности создания обители

Возводя монастырь в излучине реки Истры на высоком холме, патриарх Никон принялся воссоздавать своеобразный город-храм с точной копией окрестностей Иерусалима, подобие святых мест Палестины. Географические наименования изменили: окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, сёла – Преображенское, Назарет, Капернаум.

Быстрая извилистая река Истра получила название Иордан. Ручей, обтекающий монастырский холм – Кедронский поток. Город Истра до 1930 года именовался Воскресенском. Перепланировали и окрестности будущей обители: лес на берегу Истры вырубили, чтобы достичь сходства с пейзажем на Святой Земле, укрепили и насыпали холм, на котором возвели монастырь.

Личность патриарха Никона

Пользуясь доверием царя, патриарх Никон фактически управлял страной. Энергичный и властный патриарх проводил церковные реформы по европейскому образцу. Встречая недовольство бояр, противостоял ему решительно, даже жестко. Противников реформ преследовали и казнили. Действия Никона привели к страшному церковному расколу.

В 1658 году патриарх утратил доверие царя и удалился в монастырь, где лично руководил строительством Нового Иерусалима, как он называл свое детище. Патриарх хотел объединить здесь людей, чтобы они вместе молились, ценили жизнь и друг друга.

В 1666 году Никона лишили сана и отправили в отдаленный Ферапонтов монастырь простым монахом, вменив в вину иерусалимское переименование местности. Строящийся монастырь, чье строительство из-за опалы Никона прервалось на 14 лет, стали называть просто Воскресенским.

Как доехать до монастыря Новый Иерусалим

На электричке

Вариант 1. От Рижского вокзала или со станций «Тушино» (метро «Тушинская»), «Ленинградская» (метро «Войковская»), «Дмитровская» (метро «Дмитровская») отправляются электрички до станции « Новоиерусалимская» . Подходят поезда, у которых конечными станциями значатся Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск, Шаховская.

На станции «Новоиерусалимская» по подземному переходу идете в сторону здания вокзала. Недалеко есть подземный переход на другую сторону улицы Панфилова. После перехода идете дальше по улице Панфилова, никуда не сворачивая. Ориентиром может служить ТЦ «Иерусалим». Перейдя по мосту речку Истра (Иордан), вы сможете полюбоваться открывшимся видом на монастырь. Время в пути 20 минут.

Вариант 2. Д оехать на электричке до станции «Новоиерусалимская» либо до станции «Истра» и на маршрутке доехать до остановки «Монастырь» или попросить водителя остановить поближе к воротам монастыря.

На автобусе

От станции метро «Тушинская» автобусом № 372 доехать до остановки «Почта» в городе Истра. Дальше пересесть на автобус или маршрутку до остановки «Монастырь».

На автомобиле

К Новоиерусалимскому монастырю можно добраться по Волоколамскому шоссе или Новорижскому шоссе через город Истра, далее выехать на улицу Советская.

https://youtube.com/watch?v=5qCR65DjlJQ

Концепция

Главной достопримечательностью комплекса является Воскресенский собор. Его и в семнадцатом веке стали строить первым. Патриарх Никон хотел, чтобы этот храм, да и весь монастырь Новый Иерусалим в Подмосковье сделался копией своего прообраза в Палестине. Поэтому даже холмы, горы и реки вокруг переименовали. Холм, на котором стоял монастырь, искусственно насыпали выше и назвали горой Сион. Русло реки изменили, а ее саму нарекли в этом месте Иорданом, а ее приток — Кедроном. Да и окрестные земли стали называть библейскими именами – гора Фавор, Гефсиманский сад, Вифания… Идея Патриарха о воссоздании в Подмосковье палестинских христианских святынь прижилась и принесла монастырю славу и доход.

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Некрополь

Некрополь является местом захоронения людей, которые сделали существенный вклад в возведение и развитие монастырской обители. Он расположен внутри нее рядом с церковью Константина и святой Елены. В Иерусалимском храме почетное место в приделе Иоанна Предтечи заняли Адам и первосвященник Мелхиседек. Прах патриарха Никона также был расположен в этом приделе собора Воскресения.

К числу первых погребений относятся захоронения П. Заборского и диакона Н. Никитина, а с юга расположено захоронение Ивана Шушерина, написавшего биографию Никона. Также в некрополе можно найти могилы родственников писателя-драматурга А. Сухово-Кобылина и полководца А. Суворова.

Где поесть в Истре

Гуляя по городу вы, конечно, проголодаетесь. Вот несколько вариантов, где можно поесть.

Первый раз перекусить удастся в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» — в нем есть небольшое кафе, где продают разную еду в одноразовой посуде: салаты, бутерброды, кексы.

Если вы взяли еду с собой, то дороге из музея в монастырь можно остановиться и устроить пикник на берегу реки Истра (она же Иордан).

Пара кафе работают и в монастыре. Напротив главного собора находится «Трапезная» — очень простое дешевое заведение с разнообразными горячими блюдами.

Кафе «Трапезная» в Новоиерусалимском монастыре

Более приятное впечатление производит «Вареничная». Она располагается внутри монастырского двора слева от ворот, через которые мы вошли. В меню разные виды вареников с пылу с жару, безалкогольные напитки.

Кафе «Вареничная» в Новоиерусалимском монастыре

В городе тоже есть пара заведений, которые можем порекомендовать. Прежде всего это паб «Белый лис» (ул. Адасько, дом 7, корпус 1). Не пугайтесь адреса: на самом деле, он, фактически, находится в доме, стоящем на улице Ленина (можете ориентироваться на адрес ул. Ленина, дом 16). Очень приятный интерьер типичного паба. В барной карте много видов разливного и бутылочного пива из разных стран, в меню — не только закуски, но и нормальные блюда. Все, что мы пробовали, было вкусно.

Паб «Белый лис» в Истре

Еще одно неплохое место расположено у железнодорожного и автовокзалов — непосредственно на вокзальной площади перед возвращением домой можно поесть в ресторане «Вински Подрум» (пл. Воскресенская, дом 2а). Интерьер выдержан в стиле винного погреба и типичного национального ресторана где-нибудь в Болгарии. В меню разнообразные блюда балканской кухни и вина из разных мест планеты.

Ресторан «Вински Подрум» в Истре

Личность патриарха Никона

Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь — Фёдор Алексеевич — разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина — сподвижника и биографа патриарха Никона.

В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру — это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь — с 18 на 19 января — можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

Настоятели, наместники

  • Стефан (1656 — 1658)
  • Герасим (1658 — октябрь 1665)
  • Акакий (25 декабря 1666 — 1670)
  • Феодосий (упом. 1671)
  • Филофей (1672 — январь 1680)
  • Варсонофий (февраль — 25 октября 1680)
  • Герман I (1681 — 1682)
  • Никифор (январь 1683 — 1685)
  • Никанор (1685 — 1698)
  • Герман II (13 октября 1698 — 26 июня 1699)
  • Арсений (30 июля 1699 — 1703)
  • Игнатий (1703 — 1709)
  • Антоний (1709 — 1722)
  • Лаврентий (Горка) (29 апреля 1722 — 8 сентября 1723)
  • Киприан (Скрипицын) (август 1723 — 27 сентября 1727)
  • Мелхиседек (Борщов) (июнь 1727 — апрель 1736?)
  • Карион (Голубовский) (19 июля 1737 — 1742)
  • Петр (Смелич) (6 сентября 1742 — 27 ноября 1744)
  • Свт. Иларион (Григорович) (17 декабря 1744 — 22 мая 1748)
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (10 мая 1748 — 2 августа 1765)
  • Никон (Зертис-Каменский) (2 августа 1765 — 29 сентября 1771)
  • Сильвестр (Страгородский) (1771 — 3 октября 1785)
  • Павел (Пономарёв) (13 октября 1785 — 14 января 1786)
  • Аполлос (Байбаков) (1786 — 1788)
  • Платон (Любарский) (21 июня 1788 — 31 марта 1792)
  • Нектарий (Чернявский) (31 марта 1792 — 2 апреля 1792) был назначен, но скончался
  • Варлаам (Головин) (13 апреля 1792 — 17 января 1799)
  • Иероним (Понятовский) (17 января 1799 — 4 июня 1802)
  • Гедеон (Ильин-Замацкий) (19 июля 1802 — 20 августа 1805)
  • Мелхиседек (Минервин) (25 сентября 1805 — 29 июня 1813)
  • Иона (Павинский) (31 декабря 1813 — 22 июля 1817)
  • Филарет (Амфитеатров) (28 июля 1817 — 1 июня 1819)
  • Афанасий (Телятев) (30 октября 1819 — 10 марта 1821)
  • Аполлос (Алексеевский) (9 февраля 1821 — 19 февраля 1837)
  • Арсений (Нагибин) (19 февраля 1837 — 1838?)
  • Агапит (Вознесенский) (10 июня 1841 — 2 марта 1850)
  • Мелхиседек (Сокольников) (26 марта 1851 — 1852)
  • Климент (Можаров) (1852 — 1856)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (28 июля 1858 — 1860)
  • Дионисий (Долгополов) (25 мая 1860 — январь 1862)
  • Антоний (Радонежский) (17 марта 1862 — 11 мая 1866)
  • Петр (Екатериновский) (13 октября 1867 — 4 апреля 1869)
  • Леонид (Кавелин) (1869 — 1877)
  • Христофор (Смирнов) (13 декабря 1890 — 1892)
  • Андрей (Садовский) (26 апреля 1893 — 14 марта 1898)
  • Владимир (Филантропов) (1898 — 1904)
  • Серафим (Чичагов) (1904 — 1905)
  • Иустин (Охотин) (29 марта 1905 — 25 мая 1907)
  • сщмч. Тихон (Никаноров) (1907 — 1911)
  • сщмч. Иона (Лазарев) (22 марта 1911 — 1918)
  • Трифон (Туркестанов) (2 июня 1916 — 1 апреля 1918) управляющий, еп. б. Дмитровский

Иоаким (Левитский) (10 апреля 1918 — 1918)

С 18 июля 1994 года монастырь — под каноническим управлением патриарха Московского и всея Руси (ставропигия).

Наместники

  • Никита (Латушко) (18 июля 1994 — 23 июня 2008)
  • Феофилакт (Безукладников) (с (6 мая) 23 июня 2008)

Елеонская гора

Если люди шли в обитель по дороге из Москвы, то попадали на Елеонский холм. С него был хорошо виден Новоиерусалимский монастырь, а каменный крест сверху холма олицетворял место Вознесения Спасителя. Одна сторона креста являла распятого Иисуса Христа, Господа Бога и Святого Духа.

На другой стороне была надпись, гласившая о том, что государь Алексей Михайлович, зайдя на Елеонскую гору, дал название будущему монастырю “Новый Иерусалим”. В XVII в. здесь построили часовню, которая была разрушена в 1930 гг. В 2005 г. сделали закладку новой часовни Вознесения Господня вместо разрушенной фашистскими захватчиками в 1941 г. церкви.

30 января 2013 года. Освящение колоколов для воссозданной Колокольни Воскресенского собора

30 января 2013 года в реставрируемой Колокольне Воскресенского собора установлен первый Воскресенский колокол, весом 8,5 тонн. Всего на Колокольне было установлено 15 колоколов.

 Из исторических описей известно о наборе колоколов, отливка которых была выполнена при Патриархе Никоне еще до возведения колокольни.

 По утвержденной концепции новый набор колоколов был отлит в традициях Нового Иерусалима: основу изображений составили особо почитаемые иконы праздников и святых; в орнаментах были использованы мотивы керамического декора.

Накануне установки наместник Монастыря игумен Феофилакт совершил отдельный чин освящения набора колоколов.

Новый Иерусалим в Подмосковье: музей и парк

Мы уже упоминали о том, что в двадцатых годах прошлого столетия монастырь был закрыт. На его месте создали музей, который вначале был краеведческим, а затем историко-архитектурным. В 1994 году было принято решение о передаче ансамбля монастыря русской православной церкви. Согласно ему музей должен был быть выведен с территории Нового Иерусалима в несколько этапов.

В 2012 году фонды и в самом деле переехали на новое место. Оно расположилось в непосредственной близости от монастыря, чтобы не нарушать единства культурного наследия. К тому же концепция музея предполагает, что архитектурный комплекс семнадцатого века должен доминировать в экспозиции. Выставочная площадь – около десяти тысяч квадратных километров. Его фонды считаются богатейшими на территории Московской области.

На территории музея есть парк, где можно полюбоваться памятниками деревянного зодчества девятнадцатого века. Это крестьянское жилье (усадьба Кокориных), часовня Богоявления, романтическая ветряная мельница. В богатой избе можно ознакомиться с аутентичными предметами интерьера позапрошлого века. Часовня воссоздана по рисункам восемнадцатого столетия. А на мельнице мололи муку вплоть до пятидесятых годов двадцатого века. Для детей в музее предусмотрено множество интерактивных программ, а для туристов организовывается катание на лошадях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector